Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретический раздел





Конспект лекций

 

Тема 1. Система планирования деятельности предприятия

План:

1. Предмет, объект, цель и задачи дисциплины «Планирова­ние на предприятии».

2. Сущность и модель планирования.

 

Ключевые понятия

«Планирование на предприятии» как учебная дисциплина и ее место в совокупности экономических дисциплин. Взаимосвязь между дисциплинами «Планирование на предприятии» и «Экономика предприятия». Объект и предмет учебной дисциплины. Цель и задачи учебной дисциплин. Методологические основы планиро­вания: цель, принципы, предпосылки, этапы, методы, показатели. Планирование как функция управления. Система планирования. Классификация планирования. Модель планирования. Согласова­ние планирования, учета, анализа и мониторинга деятельности предприятия.

1.Предмет, объект, цель и задачи дисциплины «Планирование на предприятии»

Планирование на предприятии - это составная часть экономи­ческой науки как системы знаний о предмете и объекте исследова­ния. Методологической основой экономической науки является эко­номическая теория. Экономическая теория, где объектом изучения является государство, представлена такой экономической дисципли­ной, как макроэкономика; в микроэкономике объектом изучения яв­ляются участники рыночных отношений. Прикладная экономичес­кая наука для одного из участников рынка - предприятия (организа­ции) - называется экономикой предприятия. Методологической ос­новой для дисциплины экономики предприятия является микроэкономика. В свою очередь экономика предприятия - это системооб­разующая экономическая дисциплина, которая является исходной базой для функциональных экономических дисциплин, таких как планирование на предприятии, анализ хозяйственной деятельности предприятия, бухгалтерский учет на предприятии, аудит деятель­ности предприятия, статистика предприятия.

Следовательно, учебная дисциплина «Планирование на пред­приятии» является функциональной дисциплиной и составной час­тью экономической науки. Предметом изучения является теория и практика планирования. Объект исследования - предприятие (орга­низация), его вышестоящие органы управления (объединение, кон­церн, холдинг) и внутрифирменные подразделения (цеха, отделы, участки, бригады).

Цель учебной дисциплины «Планирование на предприятии» -получить знания, умение и навыки планирования экономических показателей деятельности предприятия.

Основные задачи дисциплины:

- изучить теоретические основы планирования деятельности предприятия,

- научиться использовать различные методы планирования,

- приобрести навыки выполнения плановых расчетов и осмыс­ления полученных результатов.

Основная цель деятельности коммерческого предприятия - получение прибыли и увеличение стоимости субъекта хозяйство­вания.

Основные задачи предприятия:

1) производство конкурентоспособной продукции, работ, услуг;

2) осуществление эффективных инноваций и инвестиций;

3) поддержание финансовой устойчивости и высокой экономи­ческой эффективности;

4) социальная задача - создание рабочих мест;

5) экологическая задача - поддержание экологического равно­весия.

Сущность и модель планирования

Планирование рассматривается с различных точек зрения: как понятие, наука, функция управления, вид экономической деятельности, процесс составления планов. Сущность экономического планирования заключается в обосновании путей достижения цели предприятия.

Планирование - это способ реализации экономического закона на­копления капитала, его цель совпадает с основной целью деятель­ности предприятия. Планирование как наука- это система знаний о закономерностях развития объекта исследования; является эконо­мическим инструментом, выполняющим функцию управления пред­приятием. Планирование - это разновидность экономической дея­тельности, осуществляется наряду с учетом и анализом в процес­се выполнения экономических расчетов.

Модель планирования деятельности предприятия можно представить в виде четырех основных взаимоувязанных форм: стратегическое, бизнес-планирование, технико-экономическое пла­нирование (техэкономплан) и оперативно-производственное.

Система планирования деятельности предприятия представляет собой совокупность планов, которые сориентированы на достижение основных целей и выполнение задач фирмы в установленное время.

Основные виды плановых документов:

• стратегический план развития предприятия;

• бизнес-план инвестиционного проекта;

• годовой бизнес-план предприятия;


• годовой план инноваций;

• годовой техэкономплан.

Логику системы технико-экономического планирования в усло­виях конкуренции и последовательность планов можно представить следующим образом:

стратегический план развития предприятия разраба­тывается на пять - десять лет, базируется на долгосрочной стра­тегии и не изменяется;

• долгосрочный план развития составляется на пять лет, еже­годно уточняется, не является фиксированным;

бизнес-план предприятия на год, в нем конкретизируются основные направления и ключевые показатели долгосрочного пла­на, включающего все инновационные и инвестиционные проекты, не изменяется в течение года;

техэкономплан предприятия обеспечивает технико-эко­номическое обоснование формирующейся производственной про­граммы и ориентирован на выполнение ключевых финансово-эко­номических показателей годового бизнес-плана, корректируется в течение года.

 

Рисунок 1 -Модель планирования деятельности предприятия

 

Последовательность планирования включает несколько этапов. До планирования необходимо осмыслить философию и миссию предприятия, разработать стратегию и затем - составлять различные планы. Философия предприятия, работающего в рамках правового поля, предусматривает открытость планов и прозрачность финансо­вых отчетов. Возможны другие варианты философии предприятия. Миссия организации может быть ярко выражена для градообразующего предприятия как основной источник дохода местного населения или представлена другой отличительной особенностью фирмы. Стратегия - это образ будущего предприятия, к которому стремится высший управленческий персонал. Исходя из стратегии, разрабатывается стратегический план развития предприятия, который затем конкретизируется в долгосрочном плане развития, бизнес-планах инвестиционных проектов и годовом бизнес-плане развития предприятия. Заключительным этапом технико-экономического планирования является формирование техэкономплана пред­приятия. Он составляется на год с поквартальной разбивкой.

Цель и критерии оценки эффективности основных планов

Цель стратегического планирования деятельности предприятия - обоснование прироста его стоимости за счет инновационных и инвестиционных проектов. Критерий оценки эффективности-прирост стоимости предприятия по годам.

Цель бизнес-плана инвестиционного проекта - обосновать эко­номическую эффективность инвестиций. Критерий оценки экономической эффективности - срок окупаемости инвестиций, при внут­ренней норме рентабельности выше процентной ставки банка по долгосрочным кредитам.

Цель долгосрочного плана развития - уточнить параметры стра­тегического плана и инвестиционных бизнес-планов. Критерий оценки эффективности - уровень рентабельности собственного капитала.

Цель бизнес-плана развития предприятия - получение прибыли на собственный капитал выше среднеотраслевого значения в соответствующей рыночной нише национальной и мировой экономики. Критерий оценки экономической эффективности — рентабельность собственного капитала.

Цель бизнес-плана санации предприятия - обосновать возможность восстановления платежеспособности. Критерий оценки экономической эффективности - повышение рентабельности собственного капитала за период санации до среднеотраслевого значения.


Цель годового техэкономплана предприятия - обосновать повы­шение уровня рентабельности продукции. Критерий оценки экономи­ческой эффективности техэкономплана - рентабельность продукции.

Предметом планирования являются:

- ресурсы предприятия (материальные, трудовые, финансовые, интеллектуальные);

- капитальная стоимость (по структуре активов и пассивов);

- текущая стоимость (доход и прибыль по видам деятельнос­ти; себестоимость и цена продукции, работ и услуг);

-экономическая эффективность инноваций, инвестиций и пред­приятия как единого хозяйственного комплекса.

Оперативно-производственное планирование для специальнос­ти «Экономика и управление на предприятии» выделяется в само­стоятельную учебную дисциплину.

Принципы планирования — непрерывность, оптимальность, стабильность, комплексность, альтернативность, выделение приоритетов, системность, наличие учета, наличие критериев оценки экономической эффективности.

Предпосылки планирования — формирование нормативной базы, наличие и постоянная корректировка правового обеспечения, стандартизация плановых процедур и документов, компьютеризация процесса планирования.

Система планирования - это совокупность видов, форм, методов и показателей по предмету и объекту планирования.

Классификация планов:

по видам - долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный;

по формам - стратегический план, бизнес-план, техэконом-план, оперативно-производственный план;

по объекту планирования – план: объединения, предприятия, цеха, отдела, участка, бригады, бизнес-единицы, центра финансовой ответственности;

по видам документов: план, программа, прогноз, проект, задание, наряд-заказ;

по подходам к формированию плана - индикативный, директивный, скользящий, фиксированный во времени.

Тема 2. Методы и нормативная база планирования

План:

1. Методы планирования.

2. Нормативная база планирования.

Ключевые понятия

Составные элементы методологии планирования. Методы пла­нирования - нормативный, балансовый, программно-целевой, сете­вой, графический, экономико-математический. Нормативная база. Классификация норм и нормативов. Компьютерные базы данных. Ключевые показатели менеджмента. Мониторинг плановых и фак­тических показателей.

Методы планирования

Методология планирования деятельности предприятия пред­ставляет собой совокупность подходов, принципов, предпосылок и методов составления планов. Возможно сочетание различных под­ходов к формированию плана: индикативные плановые задания для предприятия и директивное планирование - для внутрифирменных подразделений; скользящие показатели бизнес-плана инвестицион­ного проекта и фиксированный во времени годовой бизнес-план пред­приятия. Метод планирования - это способ выполнения расчетов и оформления плановых документов или инструмент, с помощью ко­торого составляется план.


Принципы планирования проявляются в различных аспектах, а именно:

- непрерывность обеспечивается при взаимосвязи долгосроч­ных и текущих планов;

- оптимальность достигается при осмыслении альтернативных вариантов плана;

- выделение приоритетов необходимо при стратегическом пла­нировании;

- комплексность и системность планов повышает их качество;

- стабильность или гибкость планов реализуется в конкретной рыночной ситуации.

Перечисленные выше принципы планирования способствуют формированию обоснованных плановых документов высокого ка­чества, ориентированных на выполнение главной цели и основных задач предприятия.

Особое место в методологии планирования занимают следую­щие методы: нормативный, балансовый, сетевой, графический, про­граммно-целевой и экономико-математические модели.

Нормативный метод планирования является простым и наи­более распространенным. От качества нормативной базы зависит качество планов. Например, норма времени на изготовление изделия составляет 2 часа, а производственная программа на год — 3000 штук изделий. Следовательно, плановая трудоем­кость производственной программы составит 6000 часов, ко­торая далее будет использована для планирования численнос­ти рабочих сдельщиков и их фонда заработной платы.

Балансовый метод планирования применяется тогда, когда нужно сопоставлять ресурсы и потребности. Например, потреб­ность в муке высшего сорта для хлебозавода на месяц состав­ляет 20 т, на складе имеется 3 т. Следовательно, на месяц необходимо закупить 17 т муки. Потребность (20) = Ресурсы (3 + 17).

Графический метод планирования имеет наглядность и ин­формативную значимость. Графики и диаграммы представлены несколькими разновидностями: линейные, столбиковые, конические, цилиндрические, круговые, радарные. Простейшим является линей­ный график, на котором, например, можно представить по горизон­тали - месяцы года, а по вертикали - количество плановой продук­ции по номенклатуре. Более сложной является радарная диаграм­ма в виде круга, из центра которого выходит несколько радиусов -экономических показателей. На каждый радиус наносится града­ция. Наихудшее значение указывается в центре, а наилучшее - на диаметре круга. Плановые показатели отмечаются соответствую­щей точкой на каждом радиусе. Затем точки, отмеченные на каж­дом радиусе, соединяются и получается многоугольник неправиль­ной формы. Площадь многоугольника представляет собой интег­ральный плановый показатель. Отношение площади многоугольни­ка к площади круга дает представление об уровне достижения оп­тимального значения предмета планирования. Таким образом, мож­но запланировать, например, уровень конкурентоспособности про­дукции в сравнении с наилучшими образцами в соответствующей рыночной нише.

Сетевой метод планирования предполагает построение схе­мы последовательного и параллельного проведения работ с указа­нием срока их выполнения и нахождением наименьшего критичес­кого пути. Этот метод применяется при планировании научно-ис­следовательских и опытно-конструкторских работ.

Программно-целевой метод применяется при планировании сложных экономических ситуаций, где для достижения генераль­ной цели нужно выполнить ряд отдельных процедур первого, второ­го, третьего и последующих уровней.

Большие возможности для оптимизации планов предоставля­ют экономико-математические методы и модели, которые вы­делены в специальную дисциплину.

Нормативная база планирования

Нормативная база планирования включает:

- систему норм и нормативов,

- базы данных по видам норм и нормативов. Исходными данными для планирования являются нормы и

нормативы. Норма представляет собой величину расхода мате­риальных или трудовых ресурсов в натуральном выражении. Норматив - это относительная величина, выраженная в виде коэффициента или процента. Нормы и нормативы по видам ресурсов и направлениям деятельности изменяются в реальном режиме времени. Для дополнения и корректировки имеющейся информации создаются компьютерные базы данных.

Укрупненная группировка норм и нормативов:

- нормы расхода материалов,

- нормы затрат живого труда,

- нормативы амортизационных отчислений,

- финансовые нормативы,

- инвестиционные нормативы,

- нормы запаса оборотных средств,

- нормативы налогов и отчислений,

- нормативы экономической эффективности.

Нормы расхода прямых материальных и трудовых затрат устанавливаются на предприятии при разработке технологическо­го процесса изготовления продукции. Они очень динамичны, изме­няются при совершенствовании технологии и отменяются при сня­тии продукции с производства.

Нормативы амортизационных отчислений устанавливают­ся в соответствии с инструкциями, утвержденными государствен­ными органами управления, и амортизационной политикой, разра­батываемой на предприятии.

Финансовые нормативы касаются в основном распреде­ления прибыли, уровня дивидендов, структуры капитала для ее оптимизации и обеспечения финансовой устойчивости. К последним относятся коэффициенты ликвидности, уровень которых сви­детельствует о платежеспособности или неплатежеспособности субъекта хозяйствования. К финансовым нормативам имеют не­посредственное отношение показатели рентабельности, прибыльности и доходности, которые являются также показателями экономической эффективности и могут выделяться в отдельную группу.

К основным инвестиционным нормативам относятся срок окупаемости, внутренняя норма рентабельности, процентная став­ка банка.

Нормы запаса оборотных средств (в днях или в стоимостном выражении) устанавливаются на предприятии самостоятельно с учетом существующей практики нормирования и темпов роста стоимости этой части активов.

Нормативы налогов и отчислений устанавливаются в зако­нодательном порядке и являются обязательными для предприятий при планировании стоимости продукции и прибыли.

Наиболее сложными, с точки зрения формирования системы показателей, являются нормативы экономической эффективности предприятия. Они устанавливаются на предприятии с учетом существующей практики и квалификации высшего управленческого персонала. Уровень экономической эффективности, достигнутый лучшими предприятиями на локальном, региональном или мировом рынках, является нормативом, к которому следует стремиться.

Наиболее четкое представление о системе нормативов экономической эффективности предприятия в рыночной экономике дано английским профессором К. Уолшем. Он пишет: «Возможно доходность собственного капитала является самым важ­ным показателем эффективности управления компанией». На ос­новании проведенного им исследования определен достигнутый уровень экономической эффективности. Средняя рентабельность бизнеса (отношение чистой прибыли к собственному капиталу) в мировой экономике составляет 14%. В США этот показатель более высокий - 19,6, в ЕС - 14, в Японии 10%. Автор сделал вывод: ключевые для бизнеса зависимости (их примерно 20) - это несущие балки конструкции. У каждого показателя есть различные толкования и у правил есть исключения. Это причина недопонимания и недоразумений. Игнорируем 5% мелких различий. Остаются основы - 95%.

В число наиболее важных ключевых финансовых показателей и нормативов, кроме рентабельности собственного капитала предприятия, включены следующие: рентабельность активов, рентабельность продукции, приращение стоимости компании, текущая и быстрая ликвидность, финансовая независимость, обеспеченность выручки оборотным капиталом, срок оплаты дебиторской задолженности, оборачиваемость активов и основных средств, срок хранения товарно-материальных запасов, прирост выручки от реализации продукции, кратное балансовой стоимости (рыночная стоимость, деленная на собственный капитал), доходность акции. Экономическая сущность и количественное выражение этих нормативов будут представлены в соответствующих темах учебной дисциплины.

 

Тема 3. Организация плановой работы на предприятии

План:

1. Понятие плановой работы и структура экономической службы.

2.Содержание квалификационной характеристики начальника планово-экономического отдела.

3.Структура и основное содержание Положения о планово-эко­номическом отделе.

Ключевые понятия

Плановая работа. Экономическая служба предприятия. Организация планирования. Методическое обеспечение плановых работ. Квалификационные характеристики. Положение о планово-экономическом отделе предприятия. Стандартные компьютерные программы в области планирования. Мониторинг выполнения планов.

1.Понятие плановой работы и структура экономическойслужбы

Плановая работа имеет место во всех функциональных и про­изводственных подразделениях предприятия. В экономической службе она заключается в разработке плановых документов, доведении плановых заданий до цехов и отделов, а также в учете, мониторинге и анализе их выполнения. Численность, структура и функции эко­номической службы зависят от размеров предприятия. На малом предприятии экономическое планирование выполняет один человек: экономист, бухгалтер или директор. На крупном предприятии в состав экономической службы входят специалисты различной квалификации: экономист, финансист, бухгалтер, аналитик, аудитор, экономист по труду, статистик, плановик, экономист-менеджер, инженер-экономист, инженер-программист. На крупном предприятии должность руководителя экономической службы имеет различные формулировки - финансовый директор, заместитель директора по экономике, главный экономист. В состав экономической службы на крупном предприятии входят: планово-экономический отдел, финансовый отдел, бухгалтерия, отдел труда и заработной платы. В цехе экономическую функцию выполняет один экономист или плановое бюро, состоящее из нескольких человек. На некоторых предприятиях в штатных расписаниях цехов не предусматриваются должности экономистов, вся плановая работа осуществляется централизованно в планово-экономическом отделе. Существует практика централизации экономической службы в рамках центра финансовой от­ветственности (цеха и технического отдела) на предприятиях, рес­труктурированных по товарному или другому принципу.

Содержание квалификационной характеристики начальника планово- экономического отдела

Весь комплекс организации плановой работы на предприятии системно представлен в квалификационной характеристике начальника планово-экономического отдела.

В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации».

Должностные обязанности начальника планово-экономичес­кого отдела:

- осуществляет руководство работой по экономическому пла­нированию,

- возглавляет подготовку проектов текущих планов,

- участвует в разработке стратегии предприятия,

- руководит составлением бизнес-планов,

- организует разработку прогрессивных технико-экономических норм и нормативов,

- обеспечивает обоснование цен на продаваемую и приобретаемую продукцию,

- руководит проведением комплексного экономического анализа,

- осуществляет координацию исследований, направленных на повышение эффективности предприятия,

- обеспечивает разработку методических материалов по тех­нико-экономическому планированию,

- совместно с бухгалтерией осуществляет методическое ру­ководство разработкой рациональной учетной документации,

- организует разработку унифицированной плановой докумен­тации и экономических стандартов для автоматизированной обра­ботки плановой и учетной информации,

- руководит работниками отдела.

Начальник планово-экономического отдела должен знать: законодательные и нормативные акты, методические матери­алы по экономике предприятия, стратегию и перспективы развития предприятия, организацию статистического и бухгалтерского уче­та методику экономического анализа, ценообразование, методы определения экономической эффективности инноваций; отечествен­ный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности предприятия; экономику и организацию производства, труда и управления; основы технологии производства; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации начальника планово-экономичес­кого отдела - высшее профессиональное (экономическое или инже­нерно-экономическое) образование и стаж работы по специальнос­ти в области экономического планирования не менее 5 лет.

Структура и основное содержание Положения о планово-экономическом отделе

Есть два подхода к организации плановой работы на предприя­тии. Первый - деятельность экономической службы в целом или от­делов регламентируется специальными положениями. Второй - уп­равленческий персонал работает в команде без регламентации должностных обязанностей, при необходимости выполняя смежные функции. Достоинство первого метода состоит в том, что он обеспечива­ет комплексность и устраняет дублирование. Применяется, как пра­вило, на крупных и средних предприятиях. Недостаток заключается в том, что он не способствует проявлению инициативы. Второй метод применяется преимущественно на малых предприятиях. Достоинство - творческая работа в команде и взаимозаменяемость. Недостаток - размытость функциональных обязанностей и ответственности. В организации плановой деятельности на предприятии целесообразно сочетать преимущества первого и второго подходов.

Положение о планово-экономическом отделе включает семь разделов:

- общие положения (планово-экономический отдел является са­мостоятельным структурным подразделением и подчиняется непос­редственно руководителю экономической службы предприятия);

- задачи (планирование производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, комплексный анализ результатов работы предприятия и подготовка предложений для принятия эффективных управленческих решений);

- структуру (утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности персонала с учетом объемов работы и особенностей производства);

- функции (детализация функциональных обязанностей в соответствии с задачами отдела);

- взаимоотношения планово-экономического отдела с другими подразделениями предприятия (перечисляется перечень предоставляемых и получаемых плановых и отчетных документов;

- права, предусмотренные настоящим Положением, являются обязательными к руководству и исполнению всеми подразделениями предприятия);

- ответственность (всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения функций, возложенную настоящим Положением на отдел, несет начальник отдела, степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями).

Руководитель экономической службы предприятия несет ответственность за достоверность плановых и фактических показателей деятельности предприятия, предоставляемых третьим лицам. В рыночной экономике выработана следующая модель делового сотрудничества: генеральный директор (президент, председатель правления) - финансовый директор предприятия - внешний аудитор - аналитик специализированной компании - инвестор. Страте­гический инвестор будет вкладывать деньги в действующее предприятие, если оно имеет положительный имидж в рыночной среде и включено в систематизированные публикации аналитических ком­паний. Аналитические компании делают выводы о финансовых ре­зультатах деятельности предприятия, если они подтверждены независимым аудитором, пользующимся доверием у аналитиков. Аудиторы дают положительное заключение о достоверности финансо­вой отчетности предприятий в том случае, если они не убеждены в обратном. Руководитель экономической службы, по согласованию с генеральным директором, публикует финансовую отчетность дляпривлечения стратегических инвесторов и создания благоприятно­го имиджа компании во внешней среде.

Регламентация экономической работы внутри предприятия осу­ществляется с помощью различного рода руководящих материалов, положений, инструкций, внутрифирменных стандартов и других методических материалов. Например, регламентация планирования внутри предприятия представлена положением о внутрифирменном планировании; стимулирование персонала - в положении о премировании; подведение ежемесячных или ежеквартальных итогов выполнения планов - в положении о балансовой комиссии предприятия; ответственность внутрифирменных подразделений - по­ложением о хозрасчетных претензиях.

Организация экономической и плановой работы на предприятии постоянно совершенствуется, имеет свою специфику, зависит от традиций предприятия и уровня квалификации руководителя экономической службы.

 

Тема 4. Планирование производственной программы и продаж

План:

1. Содержание текущего планирования.

2.Планирование производственной программы.

3. Планирование выручки от реализации продукции и дохода.

Ключевые понятия

Техэкономплан предприятия, его разделы и показатели. Произ­водственная программа, измерители и показатели. Планирование номенклатуры и ассортимента продукции. Планирование валовой, товарной и реализованной продукции. Выручка от реализации, объем продаж и доход. Мониторинг выполнения плана производства и ре­ализации продукции.

Содержание текущего планирования

Текущее планирование на предприятии осуществляется на год с поквартальной разбивкой. Составные части текущего плана:

- техэкономплан,

- план инноваций,

- финансовый план.

Технико-экономическое планирование представлено техэконом- планом предприятия. Есть два подхода к разработке техэконом-плана. Первый - расчет плановых экономических показателей ве­дется на предполагаемую годовую производственную программу при частично сформированном портфеле заказов. Второй - состав­ляется план на производственную программу в соответствии с до­говорами и заказами по мере ее формирования. В первом случае техэкономплан постоянно изменяется в сторону увеличения или уменьшения. Второй вариант - он составлен по реальным плано­вым исходным данным и уточняется по мере формирования произ­водственной программы. Техэкономплану должна предшествовать разработка бизнес-плана предприятия на год, в котором дается обоснование ключевых показателей. Техэкономплан предприятия представляет собой комплексный расчет плановой производствен­ной программы, численности персонала и фонда оплаты труда, се­бестоимости продукции (работ, услуг) и выручки от ее реализации в расчете на год с поквартальной разбивкой. Основные разделы техэкономплана:

1) производство и реализация продукции, работ и услуг;

2) материально-техническое обеспечение (закупки);

3) труд и заработная плата;

4) себестоимость и прибыль.

Планирование производственной программы

Задачи планирования производственной программы состоят в следующем:

•сформировать портфель заказов на год;

•составить производственную программу по номенклатуре и ассортименту;

•рассчитать стоимостные показатели производственной про­граммы (валовая, товарная и реализованная продукция; удельный вес новой продукции);

•обосновать производственную программу наличием производ­ственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов.

Измерители производственной программы - натуральные, трудовые, стоимостные.

Показатели производственной програм­мы: стоимостные - валовая (объем производства), товарная и реа­лизованная продукция; натуральные - количество продукции, тон­ны, метры и т.д; трудовые - нормо-часы.

Стоимостное выражение плановой производственной программы рассчитывается при умножении количества продукции на ее цену без НДС. Исходными данными являются: количество товарной продукции в натуральном выражении и цена продукции, представленная в калькуляции себестоимости и цены.

Отличие между товарной и валовой продукцией состоит в изменении остатков незавершенного производства. Если пла­нируется увеличение запасов незавершенного производства, то ва­ловая продукция будет больше товарной. Если планируется умень­шение запасов незавершенного производства, то валовая продукция будет меньше товарной. В том случае, если остатки незавершенного производства не изменяются, стоимости товарной и вало­вой продукции равны.

Пример: запасы неза­вершенного производства не изменяются. Валовая и товар­ная продукция по плану составляют:

завеса - 236757 тыс. руб. = 248000 х 954,66 руб.

кронштейн - 79623 тыс. руб. = 170080 х 468,15 руб.

Тогда плановая товарная продукция = 236757+79623 = 316380 тыс. руб.

Последовательность планирования производственной програм­мы отличается в зависимости от отраслевой принадлежности. Например, для обувного предприятия необходимо:

- изучить структуру и емкость национального рынка, опреде­лить свою долю на рынке и запланировать ее повышение;

- оценить конкурентоспособность своей продукции по сравне­нию с лучшей отечественной и импортной в данной рыночной нише;

- представить торговым организациям новую коллекцию обуви на зиму, весну, лето и осень; заключить договоры поставки и сформировать портфель заказов.

В электроэнергетике производственная программа зависит от производственной мощности, остановок технологического оборудования на ремонт и корректируется с учетом конкуренции по ценовому фактору.

В условиях рыночной экономики формирование производственной программы происходит по мере заключения договоров поставки. При изменении производственной программы производится пе­рерасчет потребности в материальных, технических, трудовых и финансовых ресурсах по техэкономплану предприятия.

Планирование выручки от реализации продукции и дохода

Заключительным этапом планирования производственной программы является определение плановой выручки от реализации продукции и всего объема продаж (дохода). Плановая выручка от реализации продукции рассчитывается при перемножении планируемого количества продукции на ее цену по всей номенклатуре. Мониторинг выполнения плана по реализации продукции дает основание для корректировки плановой производственной программы.

Поскольку налог на добавленную стоимость и другие налоги с продаж в соответствии с национальным налоговым законодательством подлежат перечислению налоговым органам, поэтому плановая и фактическая выручка от реализации продукции с названными налогами имеет значение только для анализа налоговой нагрузки и составления бюджета. Стоимость плановой товарной и реализованной продукции устанавливается без налогов с продаж, так как они изымаются из оборота предприятия.

Отличие между плановой реализованной и товарной про­дукцией состоит в изменении остатков готовой продукции на складе. При плановом увеличении запасов готовой продукции на складе, реализованная продукция будет меньше товарной. При плановом уменьшении запасов готовой продукции на складе реализованная продукция будет больше товарной. В том случае, если остатки готовой продукции на складе не изменяются, стоимости товарной и реализованной продукции равны.

В приведенном примере запасы готовой продукции не изменяются. Товарная продукция равна плановой выручке от реализации продукции. Плановая выручка от реализации продукции составит 316380 тыс. руб.

Объем продаж (доход) - понятие более широкое. В него, кроме выручки от реализации продукции (работ, услуг), включаются доходы от управления капиталом, а именно:

• дивиденды от долгосрочных финансовых вложений в уставный капитал созданных предприятий;

• доходы от краткосрочных финансовых вложений в ценные бумаги;

• арендная плата за имущество, переданное в аренду;

• роялти от передачи объектов интеллектуальной собственности по лицензионному соглашению;

• положительная курсовая разница;

• другие доходы.

К доходам, с точки зрения бухгалтерского учета, относится также выручка от реализации имущества. Эти поступления от про­дажи долгосрочных активов должны планироваться как источник финансирования их простого воспроизводства.

Плановый и фактический доход с экономической точки зре­ния - это выручка от реализации продукции (работ, услуг), доход с капитала и прочие внереализационные доходы (например, пла­нируется получение штрафа с третьих лиц по решению хозяйствен­ного суда).

Тема 5. Планирование производственной мощности

План:

1.Планирование годового фонда рабочего времени технологи­ческого оборудования.

2.Расчет плановой производственной мощности технологичес­кого оборудования, участка, цеха, предприятия.

3.Планирование амортизационных отчислений с основных фондов.

Ключевые понятия

Плановый фонд рабочего времени технологического оборудо­вания. Потребность технологического оборудования на плановую производственную программу. Производственная мощность и про­пускная способность. Перегруженные и недогруженные производ­ственные мощности. Плановые коэффициенты использования про­изводственной мощности. Планирование амортизационных отчис­лений от стоимости технологического оборудования.

Планирование годового фонда рабочего времени технологического оборудования

Для расчета производственной мощности необходимо рассчи­тать плановый годовой фонд рабочего времени технологического оборудования. Исходными данными для расчета являются:

- продолжительность календарного года в днях (364 или 365),

- количество выходных и праздничных дней по календарю (например, 113 дней),

- продолжительность рабочего дня в часах (8 часов при пятидневной рабочей неделе и 7 часов при шестидневной рабочей неделе),

- количество смен в течение рабочего дня (одна, две, три),

- коэффициент, учитывающий плановые остановки на ремонт (например, при 2% плановых остановок на ремонт коэффициент будет равен 0,98). Этот коэффициент учитывается при планировании в том случае, если кроме выходных и праздничных дней необходимо дополнительное время на проведение ремонтов.

Плановый годовой фонд рабочего времени технологического оборудования (ГФРВО) равен произведению количества рабочих дней (Др) на количество смен (См) и на продолжительность одной смены (Тс).

ГФРВО = Др х См х Тс, здесь Др = Дк - Дн,

где Дк - количество календарных дней в году,

Дн - количество нерабочих дней в году (выходных и праздничных).

Годовой фонд рабочего времени при односменном режиме работы для малого предприятия равен: ГФРВО=(365 - 113) х 1 х 8 = 2016 часов

Для двухсменного режима работы - 4032, для трехсменного -6048 часов.

 

Расчет плановой производственной мощности технологического оборудования, участка, цеха, предприятия

Производственная мощность - это максимально возможный выпуск продукции в номенклатуре планового года при полном ис­пользовании технологического оборудования и наилучшей органи­зации производства, труда и управления. Производственная мощ­ность измеряется в натуральном выражении. Возможно измерение производственной мощности в нормо-часах (например, для выпол­нения ремонтных работ) или в рублях (например, для строительно-монтажных работ). Методика расчета производственной мощности зависит от специфики технологического процесса изготовления продукции. Есть два наиболее распространенных способа планиро­вания производственной мощности (ПМ).

Первый - по производительности технологического оборудо­вания при выпуске одного вида продукции.

ПМ= ПР х ГФРВО х Коб,

где ПР -производительность оборудования в натуральных едини­цах измерения,

Коб - количество технологического оборудования.

Второй - по трудоемкости представителя продукции в много­номенклатурном производстве.

ПМ =Коб х ГФРВО / Тн / Кп,

где Тн - нормативная трудоемкость представителя продукции (В качестве представителя из всей номенклатуры выбирается та продукция, которая имеет наибольший удельный вес в производственной программе).

Кп - коэффициент пересчета нормативной трудоемкости в прогрессивную, достигнутую передовыми рабочими.

После определения производственной мощности технологичес­кого оборудования рассчитывается производственная мощность участка - по ведущему оборудованию, на котором выполняются наиболее важные технологические операции. Рассчитываются «узкие» места, где недостаточно оборудования на производственную программу, и незагруженные производственные мощности. Прини­маются технические и организационные решения для оптимизации загрузки технологического оборудования.

Аналогично проводится обоснование производственной про­граммы производственными мощностями на уровне цеха (по ведущему участку) и предприятия (по ведущему цеху). Например, на автомобильном заводе мощности литейного цеха обеспечивают изготовление 10000 автомобилей, механического - 15000, термического - 9000, сборочного - 10000. Производственная мощность машиностроительного завода планируется по мощности сборочного производства, то есть 10 тысяч автомобилей. Следовательно - «узкое» место на заводе - термическое производство. Возможно техническое решение проблемы - приобре­сти новый термический агрегат - или принятие организацион­ных мер для работы в три смены. На предприятии есть излиш­ние производственные мощности в механическом цехе на 5 ты­сяч автомобилей. Возможны следующие варианты оптимизации загрузки: списать устаревшее оборудование, организовать про­изводство запасных частей, заключить договоры выполнения ко­оперированных поставок на сторону, законсервировать излишнее оборудование или передать его в качестве вклада в уставный капитал малого предприятия, а также различное сочетание перечисленных мер.

Есть понятие пропускной способности (ПС), которое отличает­ся от понятия производственной мощности только тем, что в расчет принимается нормативная трудоемкость представителя продукции, а не прогрессивная.

ПС = Коб х ГФРВО / Тн.

При планировании использования технологического оборудова­ния рассчитываются коэффициенты использования технологичес­кого оборудования по времени (Кв) и по мощности (Км).

Kb = Тепп / ГФРВО х Коб,

где Тепп - годовая плановая трудоемкость производственной про­граммы, нормо-час.

Здесь годовой фонд рабочего времени можно принимать в рас­чет по трехсменному режиму работы. В таком случае этот коэффициент будет более объективно отражать положение дел по загрузке оборудования во времени.

Км = ППпр / ПМ,

где ППпр - производственная программа, пересчитанная на пред­ставителя продукции.

Пример расчета производственной мощности, пропускной способности и загрузки оборудования на плановую производственную программу для малого металлообрабатывающего предприятия.

Количество технологического оборудования -13 единиц. Представителем производственной программы является завеса, норма времени на изготовление которой составляет 0,02257 нормо-часа; норма времени на второе изделие (кронштейн) - 0,0083. Коэффициент приведения нормативной трудоемкости к прогрессивной - 1,1.

ПМ = (13 х 2016) / 0,02257 / 1,1 = 1055625 штук.

ПС = (13 х 2016) / 0,02257 = 1161187 штук.

Коэффициент пересчета (Кч) второго изделия (крон­штейн) в представителя продукции (завеса) рассчитывает­ся при делении нормативной трудоемкости.

Кч = 0,0083 / 0,02257=0,368.

Км = (248000 х 1 + 170080 х 0,368) / 1055625 = 0,29.

Кв = (0,02257 х 248000+ 0,0083 х 170080) / (13 х 2016) = 0,27.

Планирование амортизационных отчислений с основных фондов

Планирование производственной мощности заканчивается рас­четом амортизационных отчислений с рабочих машин и всех ос­тальных основных фондов предприятия.

Амортизационные отчисления выполняют две экономические задачи:

- формирование амортизационного фонда как источника фи­нансирования простого воспроизводства основного капитала предприятия;

- формирование себестоимости продукции, где амортизационные отчисления являются ее составным элементом и входят в комплексные статьи текущих затрат.

Амортизационные отчисления рассчитываются различными способами: линейным (равномерная амортизация по годам службы) и нелинейным (ускоренная, замедленная амортизация или производительный способ).

Пример планирования амортизационных отчислений (А) при пятилетнем сроке службы технологического оборудования стоимо­стью 20 млн руб.

Вариант 1 - линейная амортизация, норма амортизации 20%, или 0,2.

А= 20 х 0,2 = 4 млн руб.(ежегодно).

Вариант 2 - ускоренная амортизация, рассчитанная методомуменьшаемого остатка, при норме амортизации 40%.

А1 =20 х 0,4 = 8 млн руб.

А2 =(20 - 8) х 0,4 = 4,8

A3 =(20 - 8 - 4,8) х 0,4 = 2,88

А4 =(20 - 8 - 4,8 -2,88) х 0,4 = 1,728

А5 =20 - 8 - 4.8 -2,88 - 1,728 = 2,592.

Вариант 3 - замедленная амортизация. Расчет ведется в об­ратной последовательности по сравнению со вторым вариантом.

Вариант 4 - амортизация, рассчитанная производительным способом при следующей плановой выработке за пять лет: 1 год - производство 1000 т щебня для асфальтового покрытия, 2 - 1000, 3 -2000,4 - 3000, 5 - 3000. Всего выработка за пятилетний срок службы составит 10000 т.

Амортизационные отчисления на 1000 т плановой продукции составят 2 млн руб. (20000:10000). Плановая амортизация по годам А1 - 2000, А2 - 2000, A3 - 4000, А4 - 6000, 5 - 6000 млн руб.

Тема 6. Планирование закупок

План:

1. Классификация видов приобретаемого имущества.

2. Планирование потребности в материальных ресурсах.

3. Планирование потребности в основных средствах.

Ключевые понятия

Закупки. Запасы. Материально-техническое обеспечение. Ло­гистика. Организация планирования закупок. Планирование потреб­ности в материальных ресурсах. Организация тендера на закупку основных средств, материалов, топлива, энергии.







Date: 2016-11-17; view: 297; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.09 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию