Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная запискаДанный курс рассчитан не только на углубление базовых положений курса, но и, в-первую очередь, на осмысление проблем современного обществоведческого образования в контексте перехода на новые ФГОС, а так же, применение данных принципов к конструированию программ обществоведческого образования. Выпускник магистратуры, способен, опираясь на основные положения методики обществознания решать проблемы современного образования на уровне, как выявления и постановки проблем, так и планирования способов их решения в ходе целенаправленной и осмысленной интеракции. В процессе теоретической работы в рамках данного курса, мы делаем упор на выявление механизмов реализации компетентностного подхода, с учетом специфики обществознания как интегрированного курса. В процессе совместных рассуждений нами не только рассматривается программа формирования компетентностной модели выпускника, но и выявляются возможности курса обществознания с этой точки зрения. На практических занятиях мы, опираясь на принципы, осознанно принятые нами, разрабатываем программу формирования компетенций по основным уровням образования. Особое внимание уделяется нами проблеме соотношения личностного результата с предметным и метапредметным, а так же проблеме формирования гражданской идентичности. Углубленное рассмотрение проблемы обеспечивает курсу сквозная связь через педагогическую практику с итоговой аттестацией. Так проблема, выявленная в ходе первой практики, получает теоретическое рассмотрение и практическую проработку, апробируется в последующем, исследовательский результат позволяет говорить на защите проекта о профессиональном решении проблемы в ходе организации процесса обучения и теоретической проработки проблемы.
Теоретический блок
Тема 1. Цели обществознания в стандарте II поколения
1. Структура целей в стандарте II поколения В предыдущем курсе мы рассматривали место целей в процессе образования, способ их постановки (результат общественного договора) и выделяли в структуре целей пролонгированные и реальные. Задача данного курса – провести анализ целей в стандарте II поколения с точки зрения приоритетов и ценностей, на которые они ориентируются. Как и в предыдущем стандарте новый документ придерживается традиционной логики в структуре целей: мы можем условно выделить образовательный (целостная картина общества как результат образования), развивающий (овладение учащимися умениями), а так же воспитательный уровни (формирование определенных ценностей). Для того чтобы понять, как поменялась образовательная политика необходимо обратить внимание на:· Иерархию целей;· Полную формулировку целей;· Попытаться выстроить общую логику (связь) между ними, с точки зрения основной, базовой цели;2. Воспитание общероссийской идентичности. Связующим элементом между отдельными структурными компонентами системы целей становится воспитательная цель, именно это создает возможности для ее реализации в процессе образования, тогда как в традиционной системе образования, воспитательная цель часто оставалась механическим довеском к образовательной и развивающей. В данном случае мы видим, что определен главный приоритет образования, ее результат – личность, считающая себя гражданином Российского государства, ответственным членом общества и создает условия для ее формирования:· Знания об обществе, адекватные современному состоянию науки, потребностям личности и доступные по форме;· Умения критически относится к социальной информации различного содержания;· И, наконец, важный эта в формировании общей компетентностной модели – опыт применения знаний на уроке и вне него. Задача обществознания – создать условия для реализации этой цели, которая не только личностно ориентирована, но и удовлетворяет запросы общества. Вопросы к теме: Рассмотрите иерархию целей в стандарте, проанализируйте возможности реализации воспитательной с точки зрения обозначенных приоритетов образования и развития. Литература:1. ФГОС II поколения, примерные программ 5-9 классы: http://standart.edu.ruТема 2. Компетентностный подход в обществоведческом образовании: ключевые и предметные компетенции
1. Проблема определения предметных компетенций обществоведческого образования. Если рассматривать компетенции с точки зрения способности к применению полученных знаний и умений, то именно обществознание, ориентировано на социализацию и рассматривает содержание предмета как средство формирования компетенций. Интеграция содержательных линий направлена на то, чтобы учащийся не разделял различные сферы деятельности индивида, а связывал, осознанно принимая их как те роли, которые ему предстоит выполнять в дальнейшем. Человек как существо биологическое, социальный индивид, духовная личность – все это в конечном итоге должно соединиться в рамках интегрированных проектов, направленных на осознание учащимся своей идентичности как гражданина: ценностей, смыслов, прав, свобод. Уникальность обществознания как учебного курса с точки зрения формирования предметных компетенций в том, что здесь как не в одном другом учебном предмете видно - метапредметный уровень играет определяющую роль в реализации цели образования, обеспечивая интеграцию предметных и личностных результатов. Социальные, коммуникативные, правовые, информационные компетенции – именно их комплекс позволяет говорить о полной реализации целей обществоведческого образования, отсюда возникает затруднение с определением предметных компетенций. Очевидно, предметные компетенции должны быть конкретными приемами (видами деятельности), представляющими из себя комплекс универсальных учебных действий.
2. Способы определения предметных компетенций обществоведческого образования Стандарт в определение предметных компетенций исходит из логики их формирования, поэтому выделяет несколько сфер, позволяющих последовательно формировать предметные компетенции – это комплекс знаний и умений, а так же организация деятельности по их применению. Однако мы не видим в этом перечне последовательного, а главное интегрированного взаимодействия с выходом на общий результат. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; (Из ФГОС II поколения, примерные программ 5-9 классы: http://standart.edu.ru) Очевидно, разработчики стандарта отталкивались от широкой трактовки компетентности. В ней компетентность рассматривается не только как способность, возникающая при освоении опыта человечества, тождественная культуре во всей полноте: знания, умения, действия, способность принимать решения (то есть когнитивная и операционно-техническая составляющая), но включающая и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую сферы личности. Кроме того, следует отметить, что данный вариант структуры предметных компетенций отражает особенности интегрированного характера обществознания и представляет попытку представить значение каждой из сфер в реализации сферы образования – социальной, правовой, трудовой, эстетической, образовательной. Эта модель должна творчески переосмысливаться учителями на уровне примерных рабочих программ, быть действенной в реализации компетентностного подхода. Вот примерный вариант перечня предметных компетенций, сохраняющий ту же логику, но позволяющий более целенаправленно работать по их формированию:
(Формирование предметных компетенций в обучении и преподавании истории и обществознания/ Материалы V научно-практической конференции, Омск 2011)
3. Возможности интеграции предметного и метапредметного уровня в компетентностной модели выпускника. В традиционной образовательной парадигме образование ориентировалось на предметный результат, таким образом, знания и умения в рамках конкретной дисциплины были определяющими для формирования личности. В современном образовании, ориентированном на деятельностный результат, метапредметный уровень занимает центральное место в компетентностной модели выпускника. (Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М: Издательский центр «Академия», 2007.) Определив функции образовательных компетенций, следует выяснить их состав и иерархию. Ключевые образовательные компетенции относятся к верхнему, общепредметному содержанию образовательных стандартов. Можно сказать, что в ключевых компетенциях получают свое концентрированное взаимосвязанное воплощение все предыдущие компоненты общепредметного содержания образования: реальные объекты изучаемой действительности; общекультурные знания об изучаемой действительности; общие и общеучебные умения, навыки, обобщенные способы деятельности. Ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне учебных предметов (образовательных областей). Отразить в стандартах по отдельным учебным предметам элементы, соответствующие ключевым образовательным компетенциям, — одна из задач, которая должна быть решена на структурно-логическом уровне и воплощена как в «Обязательном минимуме содержания образовательных программ», так и в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» для каждой ступени обучения и каждого учебного предмета (образовательной области). Перечень ключевых компетенций нуждается в отборе и детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование общих ключевых компетенций. При разработке «Обязательных минимумов...» и «Требований...» следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов и формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности. В результате стандарт будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. В этом случае образовательные компетенции ученика станут играть многофункциональную метапредметную роль не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
Если исходить из того, что каждый предмет представляет свой аспект общепредметного содержания, то к обществознанию это относится больше чем к другим предметам. Обществоведческое образование направлено на создание модели социальной сферы жизни человека, в которую индивид включен с рождения. В процессе образования происходит движение от 1) реальных объектов действительности (коллектив, семья); 2) через осмысление и понимание закономерностей явлений и процессов общества (система права, элементы культуры), 3) до применения к характеристике реальных обетов с помощью приемов и способов получения теоретических результатов (анализ, оценка, объяснение). Подобная схема работает в каждом учебном предмете – это и есть метапредметный уровень, а содержание, в-первую очередь приемы и способы и есть предметный уровень. Компетенции не сводятся только к знаниям или только к умениям. Они являются сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. Вопросы к теме: Предложите универсальные приемы и способы учебной деятельности комплексное использование которых позволило бы выйти на реализацию общей цели обществоведческого образования. Подумайте, как связаны данные приемы и способы с содержанием обществознания. Попробуйте выявить комплексы «содержание + прием» как возможный предметный результат образования. Литература:1. ФГОС II поколения примерные программ 5-9 классы: http://standart.edu.ru 2. Формирование предметных компетенций в обучении и преподавании истории и обществознания/ Материалы V научно-практической конференции, Омск 2011 3. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М: Издательский центр «Академия», 2007 Тема3. Проектирование образовательного процесса по обществознанию
1. Современные программы позволяют учитывать индивидуальность каждого ученика, личностноориентированы. Усвоенное на уроке только в том случае принесет деятельностный результат, если будет пропущено через призму личности ученика, быть значимым для него. Современные подходы к проектированию образовательного процесса позволяют учитывать этот фактор. Организация личностно ориентированного образования учащихся имеет целью предоставить им возможности: · выбора или выявления индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе, теме, уроке; · собственного осмысления фундаментальных понятий и категорий; · составления индивидуальных образовательных программ по изучаемым курсам на четверть или год; · отбора изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые в соответствии с базисным учебным планом определены школой в качестве предметов и занятий по выбору; · превышения (опережения или углубления) осваиваемого со
2. Технология планирования образовательного процесса. С учетом индивидуальности учеников, творческих способностей учителя педагог планирует свою деятельность, отражая результаты планирования в рабочих программах по предмету и блочно-тематических планах. Следуя логике – от реальных объектов действительности (эмпирический уровень), через их анализ (результаты отражаются в понятиях и категориях), к выводам и оценкам – педагог определяет интегрированный предметный, метапредметный и личностный результат. Программа предполагает общий перечень основных видов учебной деятельности и соответствующих им дидактических единиц; блочно-тематическое планирование, позволяет углубить программу на уровне блоков тем, соотнося в его рамках предметный, метапредметный и личностный результат. Основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность личностного познания их учениками. Познание реальных образовательных объектов приводит учеников к выходу за рамки обычных учебных предметов и переходу на метапредметный уровень познания. На метапредметном уровне многообразие понятий и проблем сводится к относительно небольшому количеству фундаментальных образовательных объектов области реальности. Учет личностного результата и отражение в нем ценностей, выводящих на реализацию общей цели обществоведческого образования, позволяет их достигать (см. приложение). 3. Структура курса – логика, в которой предъявляется материал. Существует ряд принципов, учет которых необходим в планировании: · принцип возростосообразности, концентрический принцип в развитии образовательных линий от простого к сложному; · принцип целостности – позволяет соответствовать общей идее курса: единство человека во всех аспектах его деятельности; · интегративный принцип – объединяющий все содержательные линии общими, доминантными: человек и общество;
|