Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка





Методика преподавания истории – наука, построенная на уже ставших классическими факторах, закономерностях обучения и преподавания истории, заложенных П.В. Горой. Универсальность этой системы позволяет применять ее принципы в работе по формированию компетентностей будущего учителя истории, что предполагает не только понимание студентом закономерностей процесса обучения, но и способности применить их в практической деятельности.

Однако от современного учителя сегодня требуется способность организовать процесс обучения таким образом, чтобы создать условия для формирования компетенций учащихся. Актуальные вопросы современной методики, такие как сами предметные компетенции (их структура и содержание), специфика их формирования на основных возрастных ступенях, преемственность в формировании, изменение отношения содержания и методов в пользу второго фактора, а значит и необходимость изменения технологии постановки целей урока, новые принципы работы над программами, тематическими планами и планами- конспектами урока – еще не включены в программу классического обучения методике. Именно эта тематика станет центральной в магистерской программе обучения.

Рассмотрим основные методические аспекты нашей работы. Мы стремимся применить актуальную сегодня технологию постановки целей обучения, позволяющую прогнозировать результаты работы по формированию предметных компетенций на всех уровнях – от постановки цели урока до проектирования примерных рабочих программ. Применяя таксономию Блума «знать, уметь, понимать, применять», студенты учатся проектировать процесс обучения в рамках одного урока и блока тем (блочно-тематическое планирование по Е.Е. Вяземскому).

Изменилась работа и с таким важным фактором обучения как содержание. Мы, по-прежнему выделяем его структурные компоненты, проводя структурно-функциональный анализ, но если раньше основной акцент делался на работе с фактами и теорией, которые выстраивались в определенной логике, позволявшей реализовать содержательную идею урока, то сейчас мы стремимся перенести внимание на функции этих компонентов, представить в СФА систему по формированию приемов учебной деятельности.

Безусловно, центральной темой в современной методике стал вопрос о формировании умений и навыков на уроке истории. Классический подход здесь очень помог, поскольку им уже определены основные умения, которые формируются на уроках истории. Когда мы столкнулись с необходимостью определить предметные компетенции, мы расширили классические умения – их пять (работа с хронологией, картографией, источниками, фактами и теорией) до комплекса знаний, умений и навыков и способности к их применению и начали работу по определению методических принципов их формирования на разных этапах обучения.

Мы затрагиваем проблему оценивания компетентностей, но она еще ждет методической проработки. Разработана система формирования приемов учебной деятельности, направленных на работу с фактами и теорией, но значительно меньше мы уделяем внимания приемам работы с историческими источниками, датами и картой. Следует так же понимать, что методическое решение проблемы формирования компетенций невозможно без корреляции таких важных составляющих процесса обучения как возрастные способности учащегося и содержание курса.

Важно обеспечить преемственность и системность в формировании основных способов деятельности, а это сложная задача, требующая от педагога способности проектировать свою деятельность в масштабе не одного учебного года, но в перспективе, ориентируясь на компетентностную модель выпускника. Показателем того, что наши выпускники отчасти готовы к реализации этих целей становится итоговая аттестация по методике преподавания истории в магистратуре, где студенты демонстрируют не только способность реализовывать принципы деятельностного подхода в практической деятельности, но и понимание проблем и задач, нерешенных на данном этапе развития образования. Среди наиболее актуальных вопросов, стоящих пред современным учителем по-прежнему остается проблема несоответствия принципов компетентностного подхода существующей системе итоговой аттестации школьников.

 

Теоретический блок

 

 

Тема 1. Основные проблемы современного исторического образования

 

1. Цели исторического образования в стандарте II поколения. Мы рассматриваем новые подходы к постановке цели образования. Цель нового стандарта понимается нами как результат общественного договора. Это является результатом реализации гуманистической (культурологической) парадигмы, пришедшей на смену марксистскому подходу в педагогике, когда интересы личности вытеснили интересы государства. Это не означает, что на всех уровнях реализации принципов стандарта новая цель находит свою реализацию. В этом одна из актуальных проблем современного образования: принятая обществом цель образования не реализуется государством в полной мере, так как это не всегда соответствует его интересам.


Тем не менее, цель в том виде, в котором она сформулирована, создает большие возможности как для реализации деятельностного подхода, так и для развития личности. Результатом образования становится личность выпускника способного определять личностные приоритеты на основе истории в процессе самоидентификации. Поэтому актуальными становятся такие понятия как: региональная идентичность, российская идентичность, общекультурная идентичность.

Кроме того результат образования может быть представлен в виде компетентностной модели выпускника, которую условно можно представить их основных компонентов – личностной, метопредметной и предметной составляющий.


Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. (Из ФГОС II поколения, примерные программ 5-9 классы: http://standart.edu.ru)

 

 

2. Деятельностная парадигма в историческом образовании. Данная основополагающая идея становится альтернативой знаниевой, пустившей, в российском образовании, глубокие корни. Особенно это актуально для исторического образования, где фундаментальность исторически отождествляется с содержанием, которое необходимо освоить, именно поэтому современные педагогические инновации многие историки воспринимают в штыки. Тем не менее, компетентностный подход, являющийся инструментом деятельностной парадигмы, ориентирует современных учителей на перенос смысловой нагрузки с содержания на деятельность. Конечным результатом образования теперь становится не количество дидактических единиц, усвоенных в системе, а способность осознанно использовать приемы учебной работы, в том числе с историческим содержанием, применять их к решению жизненных задач.

 

Задание к теме: Сравните цель исторического образования по стандартам I и II поколения. Обратите внимание на деятельностный результат последнего. Рассмотрите иерархию целей от личностных к предметным результатам, определите место каждого в компетентностной модели выпускника.

Литература:

1. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Ху­торской. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.


2. Школьное историческое образование в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: учебно-методическое пособие/ сост. О.М. Хлытина; - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012

3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития гражданина России/ А.Я. Данилюк, А,М, Кондаков, М: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения)

 

Тема 2. Содержание современного исторического образования

 

1. Стандарт II поколения и содержание исторического образования. Новая образовательная парадигма меняет место и роль содержания в процессе обучения истории. Если в традиционной модели образования содержание рассматривалось как фактически цель, то есть то, что необходимо освоить, осмыслить и, переработав присвоить с сохранением структуры и системы, предложенной в стандарте I поколения; современная модель, не изменяя принципу фундаментальности образования, превращает содержание в средство, выделяя при этом фундаментальное ядро, содержащее знания истории необходимые культурному человеку. Проблема в том, чтобы перестроить работу в рамках оставшегося содержания, перенеся центр тяжести на уроке с деятельности учителя на деятельность ученика. Мы должны не сообщать о факте, а организовывать работу с ним, с тем, чтобы результатом стал прием работы, а не дидактическая единица, успешно усвоенная в процессе запоминания.

2. Компетентности учеников как основа для содержательной части стандарта. Поместив основной содержательный контент в фундаментальное ядро, II стандарт освободил место для компетентностного содержания, то есть для содержания, связанного логикой деятельностного подхода с теми приемами работы, которые на этом материале должны выполняться. Так определяя факты (исторических деятелей, социальные и культурные события, явления и процессы), стандарт ориентирует учителя на действия, которые с данными дидактическими должен осуществить учитель, а затем, по его образцу ученик. Проблема состоит в том, чтобы распределить способы действия в зависимости от этапов формирования компетенций по основным образовательным ступеням, но это уже прерогатива учителя, так как зависит от специфики учебного заведения и творческих способностей самого учителя. Технология проектирования программ по стандартам второго поколения состоит в том, чтобы составить программу поэтапного формирования компетенций, где предметные компетенции будут последовательно и поэтапно развиваться на конкретном историческом содержании в зависимости от возраста учащегося.

В предметную составляющую компетентностной модели выпускника по истории, входят такие способы деятельности, как: умение работать с хронологией – локализация событий во времени (основанное на временных представлениях), умение работать с картами – локализация событий в пространстве (основано на пространственных представлениях), умение работать с историческими источниками, фатами и теорией.


Каждая ступень образования последовательно развивает, заложенное на предыдущих, с учетом возраста учащихся. Таким образом, к 9 классу, проводя последовательную работу по формированию компетентностей, мы сформируем основные умения и способы деятельности, поэтому в каждой следующей ступени делался акцент на увеличение самостоятельной работы ученика.

3. Программа формирования предметных компетенций. Мы учитываем специфику содержания каждой образовательной ступени, в определении уровня работы с источниками, историческими фактами или теорией. После определения уровня сформированности умения мы определяем, на каких дидактических единицах содержания мы сможем их отрабатывать. Преимущества подобного подхода заключаются еще в том, что определяя компоненты содержания, мы интегрируем материал всеобщей и отечественной истории, преодолевая линейность этих курсов. Например, в умении давать портретную характеристику историческим личностям мы предлагали персонажи, как Средневековой Руси, так и Западной Европы.

Определить уровень сформированности основных предметных компетенций на каждой образовательной ступени, можно используя систему Блума: «знать, уметь, понимать, применять», где каждая компетенция разворачивается через синтез знаний и умений, а так же способностей к применению. Относительно этих компетенций учителя самостоятельно и индивидуально продумывают возможные приемы и средства преподавания и учения, а так же возможные дидактические единицы курсов. Такие программы – имеют примерный характер, это проект, который надо дорабатывать и вносить коррективы в процессе работы. Тем не мене, очевидно, что уже в таком виде он позволяет увидеть какие задачи должен решать учитель на каждом этапе, как обеспечить преемственность в формировании предметных компетентностей.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

(Из ФГОС II поколения, примерные программ 5-9 классы: http://standart.edu.ru)

 

 

Задание к теме: Подумайте, как можно измерить качество знаний, если центральная часть стандарта - система способов деятельности. Предложите модель формирования любой предметной компетенции с учетом возраста учащихся. Выделите в перечне предметных компетенций фрагмента стандарта группы соответствующие основным этапам развития исторического мышления (3 группы)

Литература:

1. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Ху­торской. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М: Просвещение, 2011

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская, М: просвещение, 2011.

 

 

Тема 3. Современные методы и технологии, применяемые в историческом образовании

 

1. Изменение педагогической интеракции при переходе на стандарты II поколения. В классической методике, давая характеристику методам преподавания, было принято делать акцент на устные методы обучения. Это объясняется тем, что знаниевая парадигма и содержание в качестве центрального фактора обучения нуждались в словесном методе как основном инструменте педагогической интеракции. Исходя из этой системы, роль учителя на уроке была ведущей, а ученику отводилась второстепенная, пассивная. В новой модели образования актуальность приобретают практические методы обучения, проработанные в классической методике недостаточно. Деятельность ученика на уроке приобретает активный характер, а учитель все больше становится организатором этой деятельности, чем главным действующим лицом. Тем не менее, значение устных методов по прежнему сохраняется, так как именно образец деятельности учителя по применению основных приемов (характеристики, описания, объяснения и т. д.), может стать основой для формирования компетенций.

 

2. Современные интерактивные методы обучения. Вообще если рассматривать смысл педагогической интеракции, как взаимодействие или взаимосвязную деятельность, то с этой точки зрения любой метод является интерактивным. Говоря сегодня о необходимости увеличения интерактивных методов в образовании, мы возвращаем понятию «метод» его первоначальный смысл. В узком же значении под интерактивными методами сегодня понимается деятельность учителя и ученика, в которой применяются активные способы взаимодействия, предусматриваются мобильные механизмы получения обратной связи и в конечном итоге, результатом становится приобретенный опыт деятельности в рамках рассмотрения той или другой темы.

Наиболее востребованным в историческом образовании сегодня становится такие интерактивные урочные формы как дискуссия, беседа, диспут, практикум, круглый стол и т.д. Во внеурочной деятельности к наиболее актуальным интерактивным формам мы можем отнести проектную, исследовательскую деятельность.

3. Роль проектной и исследовательской деятельности в реализации целей современного образования. Ведущую роль в интерактивных формах играет ученик как основной субъект интеракции. Самостоятельная работа – важный механизм в процессе формирования компетенций, но нужно определить место и степень самостоятельной работы на разных ступенях образования. Принято считать проектную и исследовательскую деятельность прерогативой старших школьников, которые применяют в ней полученные в основной школе знания и умения, тем самым окончательно и приобретая компетенции. Так и есть: во втором концентре проектная и исследовательская деятельность должна занимать большую часть учебной нагрузки (проект профильной школы). В основной школе эта работа ведется в меньшем объеме, в более ограниченные сроки и в меньших группах, но навыки этой деятельности закладываются именно здесь.

· Проект – проблема, задача, решая которую ученик или группа осваивают определенное содержание, преобразуя его, применяют предметные и ключевые компетенции к решению проблемы и в результате получают творческий продукт, презентацию которого осуществляют в конце проекта.

· Исследовательская деятельность - связана с необходимостью выбора метода решения научной (учебной) проблемы, рассмотрением научных концепций и возможной проверкой собственной исследовательской гипотезы.

Особое внимание стоит обратить на то, что во всех случаях деятельность учащихся остается доминирующей, учитель играет роль консультанта, сопровождает проект, исследование.

 

Задание к теме: Предложите на примере конкретных тем классический и интерактивный способ организации урока.

 

Литература:

1. Нефедова Л.А., Развитие ключевых компетенций в проектном обучении. Школьные технологии.-2006.-№4.- С.61-68.

2. Поливанова К.Н.Проектная деятельность школьников: пособие для учителей. М: просвещение, 2011.

 

Тема 4. Современные подходы к оцениванию компетенций

 

1. Проблема оценивания компетенций. С переходом на новую образовательную парадигму изменился подход к функции и способу оценки. Вслед за этим корректировке начали подвергаться и механизмы оценивания. Тем не менее, до сих пор сохраняется существенное расхождения между целями, заявленными в стандарте и ориентирующими учителей на компетентностный результат, и системой тотальных тестов с выходом на ЕГЭ, где по прежнему проверке и оценке подвергается система знаний. Учителя стоят перед выбором: реализовывать цели стандарта, тем самым работая в интересах общества и личности или готовить к ЕГЭ – выполняя государственный заказ, в конечном итоге рассчитанный на получение среднего ученика. Но даже если их выбор в пользу учеников - проблема остается, так как прозрачного механизма оценивания компетенций школа пока не выработала.

2. Системы оценивания в традиционной и современной модели образования. Сложившаяся в нашем образовании система оценивания изначально ориентирована на оценку знаний, то есть совокупности дидактических единиц усвоенных учеником. Безусловно, учитывалась способность эти знания преобразовать (анализ и синтез), но оценка не шла дальше – в область применения, а, следовательно, не выходила не компетентностный уровень. Говоря о том, что сегодня результат образования не знание содержания, а знания о способах деятельности мы стремимся и оценку направить на деятельностный результат. Другими словами, оценивая устный ответ ученика, мы включаем в итог не только знание фактов и способность их преобразовывать, но владение основными приемами работы с фактами на том уровне, которые определены для данного возраста в стандарте и программе.

3. Инновационные системы оценивания. Решая эту проблему, современные педагоги обращаются к опыту западных коллег, внедряя бально-рейтинговую систему и систему портфолио. Достоинства первой в том, что она позволяет создать гибкий механизм оценивания компетенций, исходя из программы формирования предметных умений. Логика оценивания идет за основными способами, приемами деятельности, за успешное применение которых и выставляет бал. Ученик оказывается заинтересован результатом своей работы, не только с точки зрения формальной оценки, но и с точки зрения выполнения того или иного задания, входящего в требования учителя. Система портфолио позволяет отчасти решать проблему оценивания личностного результата в компетентностной модели, который, как правило, вообще не принимается в расчет в традиционной системе оценивания.

 

Задание к теме: Предложите вариант оценивания способов деятельности на примере конкретного класса в рамках отдельного курса.

 

Литература:

1. Иванов А.В.Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений, М: Просвещение, 2011.

2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий/ М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, М: Просвещение, 2011.

 

 

Практический блок

Занятие 1. Сравнительный анализ стандартов I и II поколения

Задание: Проведите сравнительный анализ стандартов в группе: определите основные аспекты для сравнения. Выделите существенные проблемы современного исторического образования, связанные с переходом на стандарты II поколения. Представьте результат в виде аналитического рисунка в символическом виде представляющего изменения исторического образования и его основных субъектов.

Занятие 2. Анализ современной цели исторического образования

Задание: Проанализируйте цели исторического образования. Объясните изменение смысла исторического образования с точки зрения необходимости формировании общероссийской идентичности. Свяжите выполнение этой цели с реализацией компетентностного подхода. Как личностный, метапредметный и личностный результат, заявленный в стандарте, могут повлиять на реализацию общей цели образования?

Занятие 3. Определение предметных компетенций.

Задание: Проанализируйте перечень предметных компетенций в стандарте, попробуйте сгруппировать их в соответствии с основными компонентами исторического знания (эмпирический и теоретический уровни). Какой еще элемент появляется в перечне предметных компетенций и какова его связь с предыдущими. Перечислите основные приемы учебной деятельности, работа с которыми направлена на формирование выделенных вами предметных компетенций.

Занятие 4. Моделирование программ по стандартам II поколения

Задание: Разделите в группе между собой элементы программы по основным образовательным ступеням с 5-го по 9 класс. Разработайте программу формирования предметных компетенций, с учетом поэтапного развития приемов деятельности в рамках основных предметных компетенций. Свяжите основные способы деятельности (основной компонент программы) с содержательным компонентом (второстепенный). Результаты отразите в таблице. Подготовьте выступление с презентацией результатов.

Титул: ИФО, Моделирование фрагмента программы, класс, курс истории

Уровень сформированности предметных компетенций Приемы преподавания Приемы учения Дидактические единицы содержания
       

 

Занятие 5. Блочно-тематическое планирование по стандартам II поколения

Задание: На основании проделанной в предыдущем задании работы выберете раздел, в котором выделите несколько блоков(3-4) для последовательной проработки формирования компетенций. В каждом выделенном блоке определите предметный, метапредметный и личностный результат, так чтобы они имели горизонтальную и вертикальную взаимосвязь. Продумайте способы деятельности учителя и ученика в соответствии с планом формирования компетенций.

Титул: ИФО. Блочно-тематическое планирование. Название раздела (содержит несколько блоков). Класс.

Название блока Предметный Метапредметный Личностный Формы деятельности Оценка

 

Занятие 6. Постановка целей урока в технологии, отвечающей требованиям стандарта II поколения

Задание: Определите тему урока в рамках проработанного выше раздела. Проведите СФА темы, определив основные компоненты содержания. Определите предметный, метапредметный и личностный результат урока и его общую идею. Используйте таксономию Блума для постановки предметного результата. Попробуйте осуществить интеграцию предметного метапредметного результата на уровне целей урока.

 

Занятие 7. Разработка групповых проектов по обоснованию проблем исторического образования и поиску путей их решения

Задание: Обсудите в группе основные проблемы современного исторического образования. Предложите для обсуждения и изучения определенную проблему. Разработайте план решения данной проблемы в рамках исследовательского проекта.

Занятие 8. Подготовка программы педагогической практики на основе индивидуальной проблемы в группах и индивидуально.

Задание: Предложите индивидуальную программу педагогической практики, направленную на подтверждение гипотезы вашего проекта и апробацию исследовательской модели. Определите этапы практики, основные методы исследования и предполагаемый результат. Составьте программу и тематический план занятий. Проект защитите публично.







Date: 2016-11-17; view: 210; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию