Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть II. Методы и формы преподавания истории. Технологии, применяемые на уроках истории





Тема 1. Система методов и приемов в процессе изучения истории

 

1. Метод – центральная категория методики. Определяется нами как способ взаимосвязной деятельности учителя и ученика с целью повышения его эффективности. Метод имеет двусторонний характер, и определяет характер интеракции (взаимодействия) между учителем и учеником. При традиционном подходе ключевое место отводилось устным монологическим методам, позволяющим транслировать знания. Современная модель образования рассматривает метод, в первую очередь как интерактивный процесс взаимодействия, где учитель и ученик выступают как субъекты образования, причем в его процессе роль учителя трансформируется от помощника и наставника к тьютору. Соответственно сегодня преобладают практические и диалогические методы.

2. Соотношение метода и приема. Если метод определяет основной (один) способ взаимодействия на уроке, то реализуется он через серию действий (приемов), в ходе реализации которых метод раскрывается. Таким образом, прием – это действия, входящие в состав метода.

· Прием имеет внешнюю сторону и может быть определен через конкретные глаголы и выражен в конкретных действиях;

· Внутренняя сторона приема – это те мыслительные операции, которые предполагает выполнение приема (анализ, синтез, образное мышление, логика);

· Значение работы с приемами в компетентностном подходе велико – именно прием, осознанное владение им, способность применять на новом содержании, показатель сформированности компетенции;

3. Приемы изучения фактов и приемы изучения теории.

От того с каким именно компонентом содержания мы работаем, зависит какой прием к нему мы применим – это условие эффективности в формировании исторических представлений и основных компетенций.

В работе с фактами важную роль играет образное мышление и смысловое запоминание, в работе с теорией интеллектуальные способности, абстрактное мышление (метапредметный уровень).

Наша задача в процессе преподавания научить выбирать из арсенала приемов наиболее адекватные для решения учебных задач.

· Для работы с фактами приемы описания и повествования;

· Для работы с теорией объяснения, рассуждения и обобщающей характеристики;

 

Задание к теме: Предложите схематическое изображение педагогической интеракции в традиционном и инновационном варианте образования, показав место методов и приемов не уроке.

Литература:

1. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.

2. Студеникин С.Т. Методика преподавания истории. М., 2000.

3. Степанищев А. Методика преподавания и изучения истории. М., 2002.

 

Тема 2. Формы обучения история. Урок как основная форма организации обучения.

 

1. Формы обучения. Если метод позволяет представить внутреннюю сторону процесса обучения, то форма определяет внешнюю сторону. Различают урочные (урок, лекция, семинар) и внеурочные формы, а из последних постоянные (факультатив) и эпизодические (экскурсия, тематические недели), в рамках которых так же возможно деление на групповые, индивидуальные и т. д.. Выбор формы будет зависеть от дидактической цели и места занятия в блоке по отношению к общей логике формирования компетенций. Так итоговые уроки в блоке тем на профильном уровне могут быть проведены в форме семинара, а вводные в форме лекции.

2. Урок как универсальная форма обучения. Урок наиболее стабильная, постоянная как по составу участников, так и по времени проведения форма, позволяющая выполнить определенную, но законченную цель в рамках реализации общей цели исторического образования. Признаки урока – стабильный состав учеников, четкое расписание, структура.

Преимущества урока пред другими формами обучения: управление процессом обучения, возможность реализации цели в рамках отдельного урока, сочетание фронтальной и групповой работы.

Урок строится из определенных элементов (структурных компонентов или звеньев) сочетание которых в зависимости от цели урока определяет тип урока.

 

Основные структурные компоненты урока:

· Орг. момент(1)1 м.

· Проверка домашнего задания (2) 10 м.

· Актуализация(3) 3 м.

· Изучение нового(4) 20 м.

· Первичное повторение(5) 5 м.

· Систематизация и повторение(6) 5 м.

· Домашнее задание(7) 1 м.

В классической типологии выделяются следующие типы уроков:

1. Комбинированный урок: включает все структурные компоненты;

2. Урок изучения нового: 4 компонент является основным, 2 отсутствует;


3. Повторительно-обобщающий урок: отсутствует 4 и 5 компоненты, доминирует 6.

4. Контрольный урок: доминирует 2, отсутствует 4.

5. Урок совершенствования умений: возможны варианты;

 

Виды уроков: возможность приспособить узкую типологию к возрастным особенностям

Основная школа:

· изучения нового - путешествие, экскурсия;

· Систематизации и закрепления - клуб знатоков, викторины, игры с правилами;

· Контрольный - аукцион знаний, поле чудес;

Старшая школа:

· Изучения нового - ролевые и деловые игры;

· Систематизации и закрепления - конференция, круглый стол;

Задание к теме: Предложите несколько вариантов урока с различной структурой в зависимости от дидактической цели.

Литература:

1. Берельковский И.В., Павлов Л.С. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе: уч. пособие. М., 2001.

2. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / Практическое пособие для учителей. М., 1999.

3. Студеникин С.Т. Методика преподавания истории. М., 2000.

 

Тема 3. Подготовка учителя к уроку истории

 

1. Рабочий вариант программы создается учителем на основе стандарта с учетом особенностей школы, классов и индивидуальных творческих возможностей. В отличие от традиционных программ, которые содержали перечень дидактических единиц в определенной авторской интерпретации, современные программы ориентируются на формирование компетенций, последовательное развитие которых программа представляет.

2. Блочно-тематическое планирование.

При традиционном подходе тематический план выполнялся как последовательный перечень тем урока, где содержательная сторона выходила на первый план. Блочно тематическое планирование позволяет организовать содержание в контексте компетентностного подхода как последовательное формирование предметных и метапредметных компетенций на определенном историческом содержании.

Блочно-тематическое планирование основано на принципе автономии блоков, где внутри блока выделяются смысловые части: вводная, основная и заключительная, что позволяет определять место каждого урока внутри блока и особенности деятельности в рамках каждого.

 

3. План-конспект урока или сценарий урока. Создается сегодня не как развернутый план содержания, а одновременно и как программа формирования компетенций (с применением таксономии Блума) и как программа деятельности, где у каждого субъекта есть своя роль (сценарий урока). Сценарий выстраивается в соответствии с определенной драматургией и идеей и носит, как правило, проблемный характер, затрагивая эмоциональную сферу учеников.

 

Задание к теме: На примере одной темы сравните возможности плана-конспекта и сценария урока.

Литература:

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М, 2003.

2. Берельковский И.В., Павлов Л.С. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе: уч. пособие. М., 2001.

3. Программы по истории для основной и полной средней школы базового и профильного уровня.

 

Тема 4. Педагогические технологии в обучении истории

1. Возможности педагогических технологий в обучении истории. Мы рассматриваем технологию как систему последовательных, систематических действий связанных общими принципами и направленных на реализацию цели обучения. Любая технология предполагает соблюдение принципов ее организации, этапов реализации и системное применение. Педагогика накопила большой арсенал технологий, принципы которых мы применяем: развивающего обучения, проблемного обучения, развития критического мышления. Мы предлагаем применять принципы этих технологий в процессе преподавания истории для решения целей исторического образования, в качестве средства повышения качества, а не ставить сверхзадачу соблюдения всех принципов технологии, подчиняя ей остальные.


2. Общие подходы к применению технологий на уроках истории:

· Технология опирается на определенный принцип, соблюдение которого обеспечит результат (например, добровольности и занимательности в игре);

· Применение технологии предполагает деятельность в соответствии с определенными этапами;

· Технологии применяются в системе, включаются в планирование, а не от случая к случаю;

Задание к теме: Примените данные подходы к характеристике технологии проблемного обучения и игровой технологии.

Литература:

1. Степанищев А. Методика преподавания и изучения истории. М., 2002.

2. Студеникин С.Т. Методика преподавания истории. М., 2000

 

 


Итоговый тест (часть 2)

1. Понятие «метод»:

а) тождествененно «приему»;

б) тождествененно «способу»;

в) тождественно «форме»;

г) тождественно «типу»;

2. Метод определяет:

а) технологию деятельности (как?);

б) цель деятельности (зачем?);

в) содержание деятельности (что?);

г) все это вместе;

3. Методы целесообразно классифицировать:

а) по источнику знаний;

б) по уровням организации деятельности;

в) по уровням познавательных возможностей учащихся;

г) все это вместе;

4. Рассказ можно классифицировать:

а) только как устный метод обучения истории;

б) как устный метод преимущественно репродуктивного характера;

в) как метод творчески-поискового характера;

г) как устный метод, применяющий только индуктивный путь изложения;

5.Понятие «прием»:

а) шире понятия «метод»;

б) тождествененно ему;

в) уже этого понятия;

г) неверно ни одно утверждение;

6.Понятие «прием» определяет:

а) средства, которые сопровождают метод;

б) действие, которое выполняет ученик в ходе реализации метода;

в) действия учителя входящие в метод;

г) действия учителя и ученика, входящие в состав метода;

7. Средства обучения:

а) сопровождают прием;

б) выступают на уроке самостоятельно;

в) входят в прием;

г) все это вместе;

8.Приемы изучения главных статичных фактов:

а) прием картинного описания;

б) прием портретной характеристики;

в) прием аналитического описания;

г) все это вместе;

9. Приемы изучения главных динамичных фактов:

а) прием конспективного повествования;

б) прием рассуждения;


в) прием сюжетного повествования;

г) все это вместе;

10. В приемах изучения теории:

а) обязательно используют проблемное изложение;

б) использую только прием объяснения;

в) используют рассуждение как наиболее эффективный прием;

г) используют все эти приемы в зависимости от цели урока;

11. Понятие «форма» урока:

а) тождественно методу;

б) определяет специфику организации учебной деятельности;

в) тождественно виду урока;

г) тождественно типу урока;

12. Понятие «тип» урока:

а) определяется сочетанием структурных компонентов (звеньев);

б) определяется целью урока;

в) определяется местом урока в блоке;

г) все это вместе;

13. Программа в традиционной парадигме:

а) ориентирует учителя на передачу системы знаний ученикам;

 

б) представляет из себя в основной части перечень дидактических единиц;

в) может отражать авторскую концепцию преподавания истории;

г) все это вместе;

14. Программа в инновационной парадигме:

а) предлагает учителю возможность самостоятельно выбрать образовательные приоритеты;

б) четко нацеливает на реализацию определенных принципов;

в) предлагает перечень предметных компетенций в качестве ориентира образования;

г) не является обязательным компонентом процесса обучения;

15. Блочно-тематическое планирование:

а) позволяет делить содержание на компоненты;

б) не позволяет управлять процессом обучения;

в) позволяет определить место урока в общей логике тем;

г) не дает возможности планировать формирование компетентностей;

 


Практический блок

Занятие 1. Практическая работа по истории становления исторического образования

Задание: Выделите в истории становления исторического образования определенную проблему (например: роль государства в историческом образовании) и представьте проект, раскрывающий данную тему. При презентации проекта используйте интерактивную доску для включения аудитории в обсуждение вашей темы. Рассмотрите проблему в контексте современных подходов (ФГОС II поколения).

 

Занятие 2. Сравнительный анализ стандартов I и II поколения

Задание: Рассмотрите подходы к целям, содержанию и результатам в стандартах I и II поколения. Проанализируйте место учителя и ученика с точки зрения каждого. Определите разницу в механизмах и функциях стандартов. Результаты представьте в проекте с использованием интерактивной доски.

 

Занятие 3. Практическая работа по анализу проблемы целей исторического образования

Задание: Подготовьте в группах материал для обсуждения по следующим вопросам:

1) С чем связан кризис целей исторического образования в начале 90-х годов прошлого столетия?

2) Какие варианты к постановке целей образования предлагались в рамках трех подходов: позитивистского, рассматривающего историю как ремесло и историю как интерпретацию?

3) Какие аргументы вы можете привести в поддержку каждой точки зрения?

 

Вопросы выносятся на обсуждение на дискуссию, где каждая из трех групп будет представлять определенную позицию.

 

Занятие 4. Анализ современных учебников истории

 

Задание: Проведите анализ двух учебников истории по предложенному плану и дайте общую экспертную оценку: можно ли отнести данные учебники к учебникам нового поколения?

Титул: ИФО студента. Авторы учебника, год и место издания, класс

 

Компоненты анализа 1.Результаты анализа 2. Результаты анализа Примеры
I.Текстовый компонент: 1) стиль 2) факты и теория 3) подход      
Вопросы и задания и их характер      
Характер документов      
II.Внетекстовый компонент: 1) иллюстрации 2)аппарат ориентировки      
           

 

Экспертная оценка:

Занятие 5. Структурно-функциональный анализ содержания темы урока

(СФА)

Задание: Проведите структурный анализ выбранной темы, последовательно представив эмпирическую и теоретическую часть. Проанализируйте компоненты содержания по основным аспектам: предметный, метапредметный и личностный результат. На основании проведенного анализа определите цель урока.

 

Титул: СФА. ИФО студента, название темы, класс.

Уровни: Основные компоненты содержания: Предметный Метапредметный Личностный
эмпирический        
теоретический        

Общая цель урока:

 

Занятие 6. Моделирование ситуации урока с применением конкретного методического приема изучения фактов

 

Задание: Определите в рамках конкретной темы главный факт, проведите его классификацию (статичный, динамичный), выберите адекватный прием для работы с этим фактом. Смоделируйте ситуацию урока с применением приемов описания или повествования. Результат представьте в виде перечня действий учителя и ученика и продемонстрируйте фрагмент урока с данным приемом на 5 мин.

 

Занятие 7. Моделирование ситуации урока с применением конкретного приема изучения теории

Задание: Определите в рамках конкретной темы компонент теории (понятие, причинно-следственную связь, обобщение, оценку), выберите адекватный прием для работы с этим компонентом. Смоделируйте ситуацию урока с применением приемов объяснения, рассуждения, проблемного изложения, обобщающей характеристики. Результат представьте в виде перечня действий учителя и ученика и продемонстрируйте фрагмент урока с данным приемом на 5 мин.

 

Занятие 8. Подготовка фрагмента блочно-тематического планирования

Задание: Подберите раздел курса, включающий 7-10 уроков так, чтобы он представлял законченный смысловой блок. Систематизируйте и проанализируйте темы, представив результат в виде логического развития общей темы блока, последовательно раскрывающейся в ряде уроков. Определите место каждой темы с точки зрения формирования предметных, метапредметных и личностных результатов.

Титул: ИФО. Блочно-тематическое планирование. Название блока. Класс Кол-во уроков.

Название урока Предметный Метапредметный Личностный Формы деятельности Оценка
I            

 

 

Занятие 9. Подготовка сценария урока

Задание: Определите класс и тему урока. Сформулируйте предметную цель урока по принципу таксономии Блума, определите метапредметный и личностный результат урока.

Спланируйте деятельность учителя и учеников, с точки зрения развития идеи урока и реализации ее цели. Поставьте фрагмент урока в игровой форме на занятии.

 

 

Раздел II. Теория и методика обучения обществознанию (бакалавриат)







Date: 2016-11-17; view: 585; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.042 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию