Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выделяются следующие виды красноречия: социально-политическое; академическое; судебное; социально-бытовое; духовное.





Оратор всегда стремится в чем-то убедить аудиторию.

Ситуация убеждения включает в себя три компонента, это: говорящий (оратор) – внешний фактор убеждения; публичная речь и ее содержание – внутренний фактор убеждения; слушающий (аудитория) – внешний фактор убеждения.

Убедительность общения оратора с аудиторией зависит, прежде всего, от внутреннего фактора (то есть от содержания речи).

В целом, ораторское мастерство – это искусство использования внешних факторов убеждения.

Черты красноречия: остроумие; литературный вкус; владение приемами ораторской речи; умение пользоваться образцами народной мудрости; собственный риторический стиль.

Выразительность речи придают богатство интонационного звучания и использование художественных средств языка.К таким средствам относятся, в частности, синонимы, то есть слова, обозначающие одно и то же понятие, но относящиеся к различным стилям речи и потому обладающие различной эмоциональной и экспрессивной окраской. Сравните слова синонимического ряда: недостоверная информация, искажение фактов, ложь, вранье, брехня. Каждое слово из этого ряда передает разное отношение говорящего к явлению и потому несет дополнительный смысл, а значит, делает речь богаче.Использование сравнений - прекрасный способ сделать речь интересной, доходчивой, запоминающейся. Например: "Задача менеджера такая же, как у дирижера оркестра. Но в предпринимательстве нет репетиций" (из выступления немецкого специалиста О.Лутца). Или: "Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого" (Д.Карнеги).
Украшают речь, доставляют эстетическое удовольствие, пробуждают чувства слушателей тропы - средства языковой выразительности речи.

Акционерное общество «Финансовая академия» Система менеджмента качества Положения по разработке учебно-методического комплекса дисциплины АО «Финансовая академия» СМК ФА ПП 06-08/18-2014 Версия 1 Дата 11.08.2014 г. С. 103 из ____

Троп - это слово в переносном значении. В основе всех тропов лежит сравнение, образ. Напомним самые распространенные тропы,
Эпитет - это образное определение, передающее отношение говорящего к предмету: "Американцы после длительного обращения с нами входят во вкус и, как и мы, отдают безусловное предпочтение чистосердечному, искреннему хамству, понемногу отказываясь от нарочитой, буржуазной любезности" (из заметки в "Аргументах и фактах"); "На лужайке перед домом носилась обезумевшая газонокосилка" (Ф. Саган); "Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час" (из Нобелевской лекции А.И. Солженицына). Найти "свой", выразительный и яркий эпитет - творческая удача. Встречаются горе-ораторы, которые не утруждают себя поисками слова, а используют ставшие затертыми, ничего не говорящие ни уму, ни сердцу выражения: горячая поддержка, огромное значение, волнующая встреча, практические мероприятия, важная задача и т.д. Подобные "эпитеты" убивают всякую мысль и потому опасны.
Метафору можно назвать скрытым сравнением. Удачные метафоры позволяют лучше понять суть явлений, сделать их зримыми, вызывают эмоции, надолго остаются в памяти. Оратор постоянно ищет образы тех явлений, о которых он собирается рассказать слушателям. Образы рождаются, когда мы наблюдаем жизнь, размышляем, сопереживаем. Они возникают как синтез нашего эмоционального отклика на какое-то событие и ассоциативной способности мышления. Примеры метафор: "Душа настоящего человека есть самый сложный, и самый неясный, и самый певучий музыкальный инструмент" (начало речи А.А. Блока "Памяти Комиссаржевской"); "Закон об обеспечении государственного бюджета был костылем, который помог преодолеть трудности только одного года" (из выступления бывшего федеративного канцлера ФРГ К. Киссингера).
Метонимия - слово или словосочетание, которое заменяет название предмета на основании определенной связи между ними. Например: "Все решает кошелек" (вместо "деньги").
Гипербола (преувеличение) - непомерное увеличение каких-то качеств явления: "Я почувствовал себя самым счастливым человеком на свете".
Литота (преуменьшение) - чрезмерное уменьшение каких-то качеств: "Это можно сделать за одну секунду".
Ирония - слово или выражение употребляется в смысле, обратном буквальному, для высмеивания какого-то явления: "Конечно, стоит нам дать рекламное объявление, от клиентов отбоя не будет". Ироничный подтекст ощущается в приведенном выше высказывании о "совершенствовании" американцев в русском языке.
Олицетворение - троп, состоящий из перенесения свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: "Было бы неблагодарностью не назвать лес в числе воспитателей и немногочисленных покровителей нашего народа" (Л.Леонов).
Для того чтобы сделать более впечатляющей и отчетливой какую-то мысль, используются фигуры - особые построения фраз.
Риторическое восклицание - эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора: "И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!" (Из Нобелевской речи А.И. Солженицына).
Обращение - подчеркнутое обращение к аудитории с целью привлечь внимание


Акционерное общество «Финансовая академия» Система менеджмента качества Положения по разработке учебно-методического комплекса дисциплины АО «Финансовая академия» СМК ФА ПП 06-08/18-2014 Версия 1 Дата 11.08.2014 г. С. 104 из ____

 

слушателей и выразить свое отношение к аудитории. Сравним: "Господа!", "Уважаемые коллеги!", "Дорогие друзья!" и т.д. Обращение в сочетании с риторическим восклицанием способно "завести" самую инертную аудиторию. "Друзья! А попробуем пособить мы, если мы чего-нибудь стоим!" (Из Нобелевской речи А.И. Солженицына).
Риторический вопрос. Это вопрос, который не предполагает прямого ответа. Выражая утверждение в вопросительной форме, он привлекает внимание слушателей к проблеме. "Найдем ли мы дерзость заявить, что не ответчики мы за язвы сегодняшнего мира?" (А.И. Солженицын). В речи Демосфена против Эсхина в знаменитом споре "О золотом венке" обращение и риторический вопрос позволили Демосфену повернуть течение полемики: "Эсхин! Если ты один предвидел будущее, зачем же не открыл его?"
Инверсия - расположение слов в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок слов, для усиления выразительности речи: "Работать они не хотят, а жить хотят хорошо" (из выступления юриста о правонарушениях молод ежи); "Легко верить в Бога, а в человека поверить вы пробовали?" (из выступления).
Градация - расположение слов в порядке, при котором их значение постепенно усиливается (реже - ослабляется), благодаря чему создается нарастание (реже - ослабление) производимого ими впечатления:
"Человек является образом и подобием Творца и...каждый из нас волен, свободен этот образ в себе раскрывать, очищать и поднимать, или наоборот, затемнять, грязнить и топтать" (из лекции-проповеди Александра Меня). Или: "Насколько все это просто для художника, настолько же непонятно для обывателя, а что для обывателя непонятно, то для него недопустимо, то для него и ненавистно" (из речи А. Блока "Памяти В.А. Комиссаржевской").
Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Эта фигура усиливает эмоциональное воздействие текста. "Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, которые хранятся в сердце нации" (Л. Леонов). В этом предложении параллелизм сочетается с другим средством языковой выразительности - повтором.
Повтор - многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное понятие во фразе. Разновидность повтора - анафора (повторение начальных слов) и эпифора (повторение заключительных слов). Пример анафоры - отрывок из выступления Александра Меня:
"Мы бежим непрерывно, погруженные в суету. Мы все время живем на поверхности жизни, мы все время отдаемся мелочам, иногда совершенно преходящим. Мы не замечаем ни друг друга, ни жизни, ни окружающего мира. Мы как зачумленные, хотя ведь жизнь коротка".
Период как риторическая фигура - построение предложения из двух частей: первая представляет собой параллельные синтаксические конструкции, подводящие к определенному выводу, вторая - вывод. Использование периода позволяет сделать особенно значимой мысль, содержащуюся в выводе. "Когда человеческой душе наносятся раны, когда человек в конце концов достигает уже в юности определенного уровня цинизма, когда он перестает подходить к личности, как к священному, когда он уже не знает никаких границ, путей, идеалов, когда он над всем издевается, он является душевной развалиной, душевными руинами, нравственным трупом, - это очень страшно" (из лекции-проповеди Александра Меня); "Если мы взялись за это дело, если мы потратили столько времени и сил на


Акционерное общество «Финансовая академия» Система менеджмента качества Положения по разработке учебно-методического комплекса дисциплины АО «Финансовая академия» СМК ФА ПП 06-08/18-2014 Версия 1 Дата 11.08.2014 г. С. 105 из ____

 

организацию работы, если все надеются на нас, - неужели мы остановимся на полпути?"
Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения. Действительно, они не только украшают речь, но, главное, точно, кратко и выразительно способны передать самый сложный смысл: "Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал", "Если сердце черное, то и золотой язык не поможет", "Ножом убивают в безлюдном месте, словом убивают на людях" и т.д.
Как же развить выразительность своей речи? Да, для этого нужно много читать, учиться у мастеров слова, не пропускать выступлений людей творческих профессий, речь которых, как правило, образная. Но главное все же не в этом. "Богатство языка есть богатство мыслей", - писал Н.М. Карамзин. Это суждение поддерживал С.Я. Маршак: "Для того чтобы родились своеобразные и оригинальные обороты речи, нужны оригинальные и своеобразные мысли и чувства".
Нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности. Наблюдать, сопоставлять, размышлять, записывать свои мысли, искать наиболее точные и выразительные слова для них, изучать лабораторию слова лучших писателей и ораторов - таков путь тех, кто хочет, чтобы его живое слово получало отклик.
Основные виды речей: информационные; убеждающие; воодушевляющие; призывающие к действию; развлекательные; речи по специальному поводу (приветствие, траур).


Оратор должен следовать определенным правилам поведения перед аудиторией. Этические нормы ораторского искусства включают в себя: вежливость (приветливость, доброжелательность, уважительное отношение к слушателям); тактичность (деликатность, выдержку); обязательность (пунктуальность, аккуратность); скромность (сдержанность, нехвастливость); достоинство (сохранение собственного лица и лица слушателей).

Рекомендуемая литература:

1. Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика. – М., 2007.

2. Сперанский М.М. Правила красноречия. – М., 1844.

3. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – СПб, 1999.

4. Романенко А.Б. Советская словесная культура. Образ ритора. – Саратов, 2009.







Date: 2016-11-17; view: 344; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию