Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







IV. Методы повторения пройденного материала





v Крестики-нолики.

Необходимо: доска и мел (или ватман и черный маркер), вопросы к игре. Приготовьте на отдельных карточках 9-10 вопросов (для одной игры) по теме урока. На карточках напишите номера.

Разделите детей на две команды -"X" и "О". Перемешайте карточки. После этого игрок из команды "X" получает возможность вытянуть карточку с номером. Если команда отвечает правильно, то в соответствующий номеру карточки квадратик поставьте X; если команда не смогла ответить, вопрос переходит к команде "О", которая отвечает на этот вопрос (если команда ответила правильно, поставьте О в квадратик), а затем вытягивает следующий вопрос. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не сможет зачеркнуть три клеточки по горизонтали, вертикали или диагонали. Если же этот вариант не удался, определите победителя по количеству правильных ответов на вопросы.

v Посылка - Скажите детям, что им пришла посылка. Она общая, но для каждого ребенка есть своя ячейка. Каждый может выбрать ее сам. Для посылки: Возьмите лоток из-под яиц и отрежьте целиком столько ячеек, сколько у вас учеников. Внутрь каждой ячейки положите конфетку с вопросом (или если есть возможность киндер-сюрприз). Оберните бумагой и перевяжите лентой. Сверху напротив каждой ячейки наклейте белые сердечки. По очереди давайте детям карандаш, чтобы они могли им проткнуть ячейку и достать оттуда приз, который они могут получить, ответив на вопрос.

v Поймай камень -Скатайте комок из бумаги и склейте скотчем. Это будет «камень». Прикрепите к нему веревку длиной 30см. Разрежьте пластиковую бутылку. Отвинтите крышку, просуньте веревку изнутри и завяжите на горлышке. Дайте возможность каждому ребенку попробовать поиграть. Затем возьмите бутылку с камнем и задавайте ученикам вопросы. Тот, из учеников кто первым даст правильный ответ, получает бутылку с камнем и имеет возможность несколько раз поймать камень. Либо наоборот – тот, кто не поймал камень – отвечает на вопрос.

v Журавлики - Из цветной бумаги светлых тонов изготовьте оригами журавликов. Вам понадобится такое количество журавликов, сколько у вас вопросов +количество слов в стихе. Возьмите проволочную вешалку и «рассадите» на ней журавликов следующим образом: Журавликов, на которых написан золотой стих, «прикрепите» на внутреннюю часть вешалки при помощи скотча или бельевых прищепок. К журавликам, на которых написаны вопросы, прикрепите нитки различной длины и привяжите их к вешалке (примерно журавлики должны быть размещены так, как птички на рисунке). Скажите детям, что сегодня на урок к нам прилетела стая птичек, которая желает о чем-то поведать. (Покажите детям вешалку с птичками). Прочитайте золотой стих и сообщите детям, что этот стих из Библии сегодня нам рассказали птички. Указывая на каждую из сидящих на вешалке птичек, говорите слово, которое на ней написано. Повторите несколько раз. Затем предложите ребятам без вашей помощи сказать золотой стих. Скажите, что птички, которые сидели на вешалке, нам рассказали золотой стих, а птички, которые летят (висят на нитках), хотят о чем-то узнать у нас. Предложите ребятам срезать (или это делайте вы) птичку и отвечать на вопрос, который на ней написан. Зачитывайте вопросы детям. Если ученик правильно ответил, вручите ему птичку. Постарайтесь сделать так, чтобы каждый ученик получил птичку. Может быть, вам понадобится еще оригами журавликов, тогда вручите те, на которых написан золотой стих, или изготовьте заранее несколько лишних.



v Ведерко - Для повторения урока вам понадобится небольшое ведерко, мячик, который по размерам намного меньше ведерка, и листочки с вопросами по пройденному материалу. Сложите вопросы в ведерко, которое поставьте на пол. На расстоянии 5-7 шагов на полу отметьте линию. От этой линии дети должны бросать мячик в ведерко. Кто попал - имеет право взять листочек с вопросом. Зачитайте вопрос и предложите ребенку ответить. Правильный ответ можете поощрить. Дети должны бросать мячик поочередно до тех пор, пока не закончатся листочки с вопросами.

v «Очисти от мусора» - Подготовьте коробку, нарисуйте на ней окна, двери и т.д. Коробку наполните различным мусором (например: бумагой, лоскутками ткани и т.д.) и набросайте туда конфеты, к которым примотайте ниткой вопросы. Обратитесь к детям на уроке с просьбой очистить от мусора храм (коробку). За этот труд их ожидает благословение, т.е. они смогут получить конфетки. Но прежде чем получить конфетку, нужно еще ответить на вопрос.

v Башня - Изготовьте заранее две башни и стену между ними, используя спичечные коробки. Склейте спичечные коробки, сложив их друг на друга, чтобы получились ящички. Раскрасьте их под цвет кирпичной стены. Башни из коробков оклейте бумагой, нарисуйте окна и сделайте из бумаги крышу. В каждый ящичек стены между башнями положите листок с вопросом. Обращаясь к детям, укажите на макет стены и скажите, что в ней есть спрятанные секретные письма. Пригласите детей найти эти письма и ответить на них.



v Подарок в коробке - возьмите небольшую коробку, в нее заранее положите призы (конфеты, наклейки, печенье и т.д.) по количеству учеников. Коробочку обмотайте несколькими слоями бумаги (любой). Каждый слой можно ограничить, например, завязав коробочку ниткой или ленточкой. Предложите детям встать или сесть в круг. Вручите коробочку одному из учеников. Включите музыку или напевайте знакомую песню сами. В этот момент, когда звучит музыка, дети должны передавать коробочку по кругу. Когда музыка остановится (вы сами можете регулировать, когда ее остановить), ребенок, у которого оказалась в руках коробочка, должен ответить на вопрос. Помогите ему, если будут затруднения. Когда ответ сказан, можно снять один слой бумаги. Снова включите музыку и продолжите игру. Игру продолжайте до тех пор, пока все слои бумаги не будут сняты с коробочки. Тот ученик, у которого в этот момент окажется коробочка, должен открыть ее и честно разделить призы между всеми детьми.

v Выбей квадратик - сделайте двадцать пронумерованных квадратов размером 15х15 см. Их можно сделать из картона или плотной цветной бумаги. Вы можете закрепить эти квадраты на стене (доске) или прикрепить с помощью скотча на полу на одинаковом расстоянии друг от друга. Если у вас позволяет место в классе, то лучше расположите квадраты на полу. С обратной стороны каждого квадрата напишите либо вопрос, либо поставьте «0» или «+». Карточек «0» и «+» у вас должно быть по две. Их можно поставить под номерами «9», «13», «16» и «20». Подготовьте также небольшой мешочек с песком. Подберите такой мешочек, чтобы песок с него не высыпался. Предложите детям по очереди метать мешочек на квадраты. Желательно, чтобы ученики сразу попадали в цель. Если с первого раза не удалось попасть в цель, попытку можно повторить. Попав в цель, ребенок переворачивает квадрат. Если там написан вопрос, детский служитель зачитывает его. Ответив правильно на вопрос, ученик получает то количество очков, которое написано на лицевой стороне карточки, т.е. от 1 до 20. Если ученик не ответил на вопрос, то карточка возвращается на место. Если на квадрате выпал «0», то все набранные очки «сгорают» и ход переходит к другому. Если с первого раза ученик попал на «0», то он передает ход другому. Если выпал «+», то можно сделать еще один дополнительный бросок. Карточки, на которые уже попадали, убираются с поля. В конце игры подведите итог. Ученика, набравшего большее количество очков, можно наградить призом.

v Коробочки - Разрежьте два картонных ящика (можно пластмассовые). Наполните их пустыми спичечными коробками, упаковочными коробками от одеколонов, духов, мыла. Бумажки с вопросами разложите по коробкам. В один ящик положите коробочки с вопросами для одной команды. В другой -коробочки с вопросами для другой команды. Перемешайте коробочки в ящиках. Разделите группу на две команды. Каждая команда должна вспомнить и рассказать часть Библейской истории, услышанной сегодня на уроке. Скажите ребятам, что вспомнить историю им помогут вопросы. Вопросы находятся в ящиках, в коробочках. Каждая команда по сигналу детского служителя может начинать поиски вопросов в своем ящике. Затем попросите помощника поработать с одной командой, в то время как вы будете работать с другой командой. Дети должны составить рассказ о событиях, отображенных в вопросах.

v Ослик - из бумаги вырежьте ослика, раскрасьте его и наклейте на картон. Также вырежьте и наклейте на картон тюки и вещи. Тюков изготовьте по количеству вопросов. На уроке до прихода детей при помощи скотча прикрепите ослика к доске, а на ослике поместите все тюки и вещи, используя при этом скотч или кнопки. Скажите детям, что, как известно, раньше люди ходили пешком и чтобы не нести много вещей на себе, их клали на спину ослам. Обратите внимание детей на ослика с вещами, которого вы прикрепили к доске. Этому ослику очень тяжело, на него нагрузили очень много вещей. Хотите ли вы облегчить труд ослика? (Да). Для этого вы должны правильно ответить на вопросы. Ответив правильно, вы имеете право снять один тюк.

v Пчелки и улей - сделайте из плотного картона два улья и пчелок, по количеству вопросов для каждой команды, всего 30 штук. Разделите деток на две команды, равные по силам. Рассадите их отдельно друг от друга. Прикрепите к доске ульи. Спросите у деток знают ли они что это такое? (Это домики, где живут пчелки). А что дают нам пчелки? (Мед). Чтобы мы кушали мед, пчелки много трудятся, они летают над цветочками и собирают нектар с цветочков, затем они в своих хоботках относят его в ульи, в соты. Целый день трудятся пчелки. Я тоже хочу, чтобы вы сегодня потрудились, как пчелки, отвечая на мои вопросы. Сообщите, что вы будете задавать детям вопросы по очереди: одной команде, затем другой. За правильный ответ команда получает к улью пчелку. Если одна команда не сможет ответить на заданный вопрос, то ей помогает другая команда.

v Загадки в шарике - дети с большим вниманием и интересом отнесутся к заданию, если вы с соответствующей интонацией и глядя на них (а не в шпаргалку) прочитаете загадки. Напишите каждую загадку на отдельном листе. Проявите всю свою находчивость и способности в изготовлении листа-загадки. Оформление листа должно быть ответом на загадки. Чем ярче, красочнее и понятнее будет его оформление, тем больше это вызовет у детей интерес и желание ответить. Скрутите лист-загадку в трубочку (своеобразный свиток) и аккуратно поместите в воздушный шарик. Надуйте шарик, завяжите его яркой ниткой. Фломастерами нарисуйте на шариках разноцветные знаки вопроса. Разместите шарики в классе так, чтобы дети не могли достать их. Предложите малышам ответить на Библейские загадки. Предупредите, что тот, кто ответит правильно, получит шарик-приз. Попросите детей быть внимательными. Не спеша, с соответствующей интонацией, задавайте каждую загадку. Объясните учащимся значение новых и непонятных слов. Предупредите всех, что выкрикивать и подсказывать не разрешается. Поощрите правильные ответы шариками-призами. Если детям будет интересно, расскажите им, что находится внутри шарика. Можно также предложить отвечающим проколоть иголкой шарики и таким образом все вместе проверят его ответ. Если дети не захотят портить шарики, разрешите им распорядится призами по своему усмотрению.

v Ниткография - сделайте каждому из учащихся «мольберт», можно воспользоваться помощью старшеклассников. Для этого вырежьте из картона экран размером 25x25 см. На картон наклейте бархатную бумагу или однотонную фланель. Подготовьте матерчатый мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток, различных цветов. К фланели или бархатной бумаге притягиваются ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикрепить их легкими движениями указательного пальца.

Познакомьте ребят с техникой ниткографии и предложите им нарисовать самый запомнившийся или более всего понравившийся эпизод Библейской истории прошлого урока. Хорошо, если вы будете иметь несколько помощников, способных оказать внимание малышам в выполнении задания. С помощью разноцветных ниточек можно изготовить яркие несложные эпизоды Библейской истории. Направляйте работу детей так, чтобы она заняла не более 8-10 минут. Устройте своеобразную выставку (вернисаж) рисунков детей. Попросите самих учащихся прокомментировать работы друзей. Предоставьте возможность и авторам объяснить, что они хотели отразить на своих экранах.

v Помоги кораблику - заранее изготовьте из листа ватмана кораблик. Прикрепите к его нижней части бельевую веревку. Длина веревки зависит от размера вашего класса. На веревке сделайте узлы. Узлов должно быть столько, сколько вопросов.

На каждый узел прикрепите вымпелки разного цвета. Внутрь вымпелка поместите вопрос и несколько вымпелков такого же цвета, поменьше. Конец веревки прикрепите к бумажной коробке (противоположный берег моря). Мелом очертите границы предлагаемого моря. Если использовать мел не представляется возможным, возьмите ленточки или тесьму и закрепите ее скотчем.Предложите малышам разместиться полукругом у противоположного берега (картонной коробки). Правильно ответив на вопросы, они помогут кораблику поскорее пристать к их берегу.

Правила игры: Детский служитель достает из первого вымпелка вопрос и читает его. Тот, кто может дать правильный ответ, поднимает руку. И если ответ правильный, ученик получает один маленький вымпелочек. За правильные дополнения к ответу, также вручаются вымпелки того же цвета. (Следите за тем, чтобы не было повторений и одинаковых ответов). Тот, кто дал самый полный и исчерпывающий ответ на заданный вопрос, получает право подтянуть за веревку кораблик к берегу до следующего узла. Если ребята не смогут дать правильный ответ на вопрос, задайте наводящие или дополнительные вопросы. Иначе кораблик не сможет двигаться вперед. После того, как кораблик пристанет к берегу, подведите итог. Тот, у кого окажется больше вымпелков, более всех помог кораблику переплыть на противоположную сторону моря.

v Узнай картинку - воспользуйтесь одной из картинок-иллюстраций к Библейской истории. Каждую из этих картинок спрячьте в большой конверт так, чтобы их легко было понемножку выдвигать из конверта. Условия: вначале игры картинка должна быть выдвинута из конверта лишь на треть рисунка, если ребята не догадаются, им помогут другие ученики, во время игры картинка при необходимости может выдвигаться еще, но не более чем на две трети рисунка, до ставать картинки из конверта полностью можно только тогда, когда ребята правильно назвали картинку.

v Ромашка - изготовьте цветок с разноцветными лепестками. Держа цветок в руках, скажите детям, что этот цветок не простой, а с вопросами. Предложите детям по очереди сорвать с цветка по лепестку. «Лепестки» прикрепите к «стеблю» (деревянной палке) пластилином. Прочитайте написанные на лепестках вопросы. Похвалите детей за правильные ответы.

v Лото - изготовьте лото на сюжеты Библейских историй. Возьмите большого размера цилиндр, соответствующий ширине иллюстрации. Предпочтительно, чтобы поверхность была гладкой и по ней могла скользить бумага. Подготовьте иллюстрации по Библейской истории. Разрежьте их на 3 части по горизонтали. Оберните эти полоски в правильной последовательности вокруг цилиндра, склеив их концы так, чтобы бумага не приклеилась к основанию и свободно вращалась по кругу. Дайте детям задание правильно сложить картинки Библейской истории. Верхнему рисунку должен соответствовать средний и нижний. Еще лучше, если это задание сделать как соревнование. Во время работы одной группы другие дети считают. Детский служитель делает запись на доске, например: первая группа завершила работу на счете 20, вторая — 23 и т.д. Похвалите отличившуюся группу.

v Клад - Заранее готовите карту или картинку, на которой находится много разных мест – это могут быть и горы, и лес, и деревня, и палатки и т.д. Перед началом урока детский служитель определяет место где находиться клад и загадывает его. И, соответственно, подготавливается сам клад – или игрушка, или конфеты, и складывается в коробку. Дети отвечают на вопрос по Библейской истории и высказывают предположение – где, по их мнению, находиться клад. Детский служитель обязательно записывает на листок предположения детей. После того, ученики ответили на все вопросы, детский служитель достает свой листок – и рассказывает – в каком месте все-таки был спрятан клад. Отгадавший забирает клад себе.

v Телерепортаж - если вы прошли несколько уроков по одной теме, к примеру, о царе Давиде, то предлагаем вам сделать настоящий телерепортаж об этих Библейских событиях. Организуйте ваш учебный класс, как телестудию: поставьте микрофоны, лампы освещения, наденьте нагрудные таблички "Оператор", "Корреспондент" и т.д. Если есть камера, то принесите ее на урок и снимите ваш репортаж по-настоящему, или же можно сделать бутафорскую камеру. Детей можно одеть в костюмы или хотя бы элементы костюмов (какие-нибудь покрывала на головы). Приготовьте вопросы по теме. Задавать их нужно в такой постановке, как будто дети были очевидцами. То есть примерно так: говорят, что вы видели..., правда ли, что вы были свидетелями..., расскажите, как происходило это событие... Вызывайте детей по одному. Ведущий задает вопрос, ребенок отвечает. Таким образом, вы повторите весь пройденный материал и сделаете для детей незабываемый праздник.

v Орешки – вам нужно взять несколько грецких орехов, аккуратно раскрыть их и вынуть сердцевину. Затем внутрь положите маленькие листочки с вопросами. Склейте скорлупки и раскрасьте их гуашевыми красками по своему вкусу. Орешки сложите в небольшой мешочек или непрозрачный пакет, главное - чтобы их не было видно, иначе дети начнут перебирать их. На уроке воскресной школы разбейте класс на 2 команды. Пусть представители команды по очереди достают орешки из мешочка, вскрывают (при помощи ножниц) и читают вопросы. За правильные ответы давайте очки. Команда, набравшая наибольшее количество очков, выиграла. Поверьте, детям это понравится, они даже захотят потом забрать эти скорлупки домой.

 

V. Интерактивные методы (Чтение и письмо для развития критического мышления)

Критическое мышление представляет собой такой тип мышления, который помогает человеку определить собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни, предполагает принятие собственной ответственности за сделанный выбор. Человек с развитым критическим мышлением – это человек, умеющий анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и нести за них ответственность.

С педагогической точки зрения критическое мышление можно рассматривать как активный, творческий процесс познания. Данная технология предоставляет детскому служителю систему эффективных стратегий и приемов, которые позволяют создать атмосферу сотрудничества, совместного поиска способов решения проблем.

Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». Такое построение учебного процесса помогает учащимся самим определить цели обучения, осуществить активный поиск новой информации, проанализировать ее и соотнести с собственными знаниями.

На стадии вызова происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Организация работы на данной стадии позволяет сформировать познавательный интерес, определить цели рассмотрения той или иной темы.

На стадии осмысления (реализации смысла) учащийся работает с новой информацией, систематизирует ее, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации.

Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и «присвоение» нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

В ходе работы по данной технологии ученики овладевают различными приемами работы с информацией, учатся делать выводы, формулировать свою точку зрения, отстаивать ее логическими доводами, ясно выражать свои мысли, внимательно относиться к аргументам оппонента и т.д.

v Разбивка на кластеры - Это гибкий и многофункциональный прием, который используется для суммирования ранее полученных знаний по данной теме. На чистом листе (классной доске) посередине написать ключевое слово или предложение, которое является ядром темы. Вокруг ключевого слова записать слова, предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме. По мере записи, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В свою очередь у каждого «спутника» появляются свои «спутники», устанавливаются новые логические связи. Такую работу надо продолжать пока идеи не иссякнут. Разбивка на кластеры используется как на стадии вызова, так и на этапе рефлексии. После прочтения теста можно вернутся к кластеру и внести необходимые изменения или дополнения.

v Конструктивная таблица «Знаем - Хотим узнать – Узнали» - один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбик таблицы «Знаю», «Хочу знать». По ходу знакомства с текстом или в процессе его обсуждения, учащиеся заполняют графу «Узнали». После чего следует сопоставление граф таблицы.

v Система маркировки текста «Инсерт» - на стадии осмысления предлагается система маркировки текста (чтение с пометками), чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

v (галочка) - этим знаком помечается информация, которая уже известна ученикам;

- (минус) – помечается то, что противоречит их представлению;

+ (плюс) – помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? (вопросительный знак) ставиться, если что-то неясно, возникло желание узнать побольше.

Далее, читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. После прочтения текста учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

v - + ?

На стадии рефлексии происходит последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

v Таблица «Плюс - минус - интересно» - данный прием целесообразно использовать при работе с информативно насыщенными текстами, в которых содержится множество фактов и сложных терминов. При прочтении такого ученикам предлагается заполнить следующую таблицу:

+ - Интересно
     

В первой графе записываются положительные стороны изучаемого явления, во второй – отрицательные, в третью графу выписывается информация, которая заинтересовала читателя. После прочтения теста и заполнения таблицы ученики обсуждают результаты своей работы.

v Синквейн - На стадии рефлексии возможно создание синквейна – стихотворения из 5 строк (от французского «5»), которое строится по следующим правилам: 1) в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); 2) во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных); 3) в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами; 4) в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; 5) в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.

v Эссе - После чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять. Детский служитель может задать основные направления мысли - Что нового узнали? Задайте вопрос, на который не так и не получили ответа.

v «Шесть шляп мышления» - используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения. Белая – перечень фактов. Черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление). Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему. Ученики, выбравшие зеленую шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал. Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод. Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.

v Стратегия «Зигзаг» - Слушатели делятся на группы по 4 человека. Материал, который должен быть освоен также делиться на 4, самостоятельные по смыслу, части. Каждый из участников группы становится экспертом по одной из частей. Одинаковые эксперты из разных групп объединяются и изучают свою часть материала. После этого они разрабатывают стратегию обучения своему блоку материалу, продумывают возможные вопросы и способы, которые будут использованы при объяснении его в своей исходной группе. Таким образом, каждый из членов группы становится важной составной частью «головоломки», без которой группа не получит полного представления обо всем материале занятия. Когда эксперты подготовятся, преподаватель просит их вернуться в исходные группы и поочередно обучить всех членов группы материалу своего блока содержания. Таким образом, знания всех членов группы зависят от качества работы каждого. Данная методика способствует развитию командного духа, обеспечивает возможность смены ролей, формирует исполнительскую культуру.

v Стратегия «Водоворот проблем и решений» (Метод «пчелиного роя») - Аудитория делится на количество групп равных количеству выделенных для обсуждения проблем или вопросов. Темы записаны на отдельных листах достаточного формата (А-3, А-2) маркером строго определенного цвета (это рабочий цвет маркера конкретной группы). Листы с темами распределяются между группами. Ведущий берет на себя роль следить за временем и передавать листы от группы к группе после истечения выделенного времени. Листы передаются от группы к группе: каждая группа вначале перечитывает ранее изложенный материал по теме и выражает свое согласие или несогласие маркером своего цвета на полях написанного тезиса, а затем дополняет тему своими предложениями. Листы передаются от группы к группе до тех пор, пока не вернутся к тому, кто начинал. Стадия активного водоворота на этом заканчивается. Теперь начинается стадия подготовки к презентации темы. Перечитываются все записи - выражается маркировкой свое согласие или несогласие, определяется наибольший помощник и готовится графическое представление темы. Заключительным этапом является представление группой своей темы. Начинать следует с благодарности тем, кто внес наиболее существенные дополнения в раскрытие темы. После представления группой необходимо выслушать вопросы аудитории. Графическая модель вывешивается на всеобщее обозрение. В конце хорошо перевести наработанный материал в электронный вариант.

v «Эдемский сад» - используется как стратегия обмена опытом работы - это место, где каждый желающий может публично выступить, заявить о своих идеях или проектах. Главное действующее лицо парка - «спикеры», выступающие с презентацией своих открытий. По ходу выступлений остальные участники могут на клейких листочках (стикерах) выражать свое мнение, формулировать вопросы, записывать какую-либо информацию и размещать их на соответствующих «деревьях». В парке работают ведущие - «садовники», которые организовывают садовое пространство, поддерживают порядок, предоставляют слово и обобщают результаты работы. Также в Эдемском саду работают эксперты - «ландшафтные дизайнеры», которые смогли придать некую завершенную форму «деревьям», проанализировав появившиеся на них информацию, вопросы, суждения.

Ход работы: 1. Знакомство с правилами работы. 2. Подготовка к презентации материалов, вопросов, суждений (с помощью садовников). 3. Презентация участников семинара через оформление деревьев (с помощью садовников). 4. Подведение итогов (Слово ландшафтным дизайнерам). Как и в любом саду, здесь есть разнообразные «деревья», которые дают возможность для обмена мнениями, определения своей позиции, рефлексии. Каждое «дерево» имеет свое назначение: «Лавр» - дерево «достижений», на котором участники представляют свои находки. «Береза» - дерево, где каждый может поместить свое объявление с назначением встречи, предложением о сотрудничестве. «Дуб» предназначен для «дубовых» вопросов и суждений.(Мы не можем быть компетентны во всех освещающихся в выступлениях проблемах, но имеем право спросить, высказать свое, пусть даже, дилетантское мнение). "Клумба"- место где размещали свои откровения, возникавшие в ходе работы конференции.«Терн» для выражения терзающих нас сомнений.

v Открытое пространство – с помощью данного метода целенаправленно создаются условия для проявления способностей человека (людей) к самоорганизации. Пространство для открытого пространства готовится предварительно, в нем нет столов, все информационные плакаты вывешиваются по периметру расположения участников, все рабочие зоны для работы малых групп и сервис-центр группы сопровождения также обозначаются и готовятся заранее. Отдельно вывешивается временной график работы и подготавливается доска для рынка идей (Рыночная площадь) с указанием времени и места для работы малых групп. Они могут быть или отгорожены друг от друга переносными перегородками или располагаться в отдельных помещениях, двери в которых постоянно остаются открытыми.

Рыночная площадь. Каждый “созывающий” — заявляет перед большой группой актуальную для обсуждения проблему в рамках общей темы и приглашает всех желающих к ее разработке. Для этого он подходит к микрофону — озвучивает свой лист и затем вывешивает его по своему усмотрению на доске для “рынка идей”. Когда задачи вывешены на доске для “рынка идей”, определены временные рамки работы, распределены рабочие аудитории, ведущий открывает “торг” и призывает участников зарегистрироваться там, где они хотели бы участвовать.

Группы самостоятельно приступают к работе. Участники сами распределяют рабочее время и определяют перерывы в заданных рамках. Некоторые участники довольно таки часто выбирают эту роль и переходят от одной группы к другой, другие предпочитают роль “бабочки” и проводят большую часть времени в кулуарах. Многие участники, особенно в тех случаях, когда обсуждаемая тема действительно по-настоящему их волнует и привлекает, проводят заявленное время в выбранной группе “от и до”. Каждая группа сама подводит итоги своей работы, ведет протокол по заданной форме, который можно выдавать в сервис-центре или заранее разложить несколько экземпляров в рабочих зонах малых групп. Причем не обязательно, чтобы протокол вел сам “созывающий”, он может предложить сделать это кому-либо из участников группы. Протоколы заполняются в свободной форме по принципу Коротко, Просто, Ясно. По окончании открытого пространства все участники получают подготовленную документацию, это можно сделать в тот же день по завершении работы, особенно если группа небольшая. “Открытое пространство” не заканчивается работой в секциях.

Существуют различные возможности для подведения итогов работы — с помощью конвергентых групп, презентаций полученных результатов, структурированной рефлексии, планирования совместных действий после события и т.д. Это может быть также чтение протоколов (для обеспечения доступа к ним всех участников они вывешиваются по периметру самого большого помещения в увеличенном до А3 формате (до 45 минут)) или планирование конкретных действий - сначала каждому участнику дается до 7 минут времени для продумывания и фиксации на карточках важных мыслей, на которые его натолкнуло участие в “открытом пространстве”, а потом в течение 13 минут их можно обсудить в парах. Затем дается еще время для того, что попытаться ответить на вопросы: какие из представленных идей или проектов могут быть реально воплощены в жизнь и какие первоначальные шаги для этого необходимо предпринять. В течение 10–15 минут можно заявить об этих идеях, они снова фиксируются на листах формата А3 и вывешиваются на переносных досках по периметру всего зала.

v Другие методы - Всемирное кафе, Двухрядный круглый стол, Фокус-группа, Со-видение. Помимо перечисленных, существует большое количество методов, которые эффектины для использования в детском служении.

 








Date: 2016-06-06; view: 817; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию