Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпосылки трудностей и отклонений в поведении подростков
Подростковый возраст занимает особое положение в цикле развития личности. Специалисты определяют его как переходный. Основное содержание этого возраста составляет переход от детства к взрослости, сопровождающийся процессом созревания организма и всех сторон личности подростка. В связи с этим в подростковом возрасте переживается глобальный психофизиологический и психосоциальный кризис. Возрастными особенностями, определяющими поведение подростков, являются: -неравномерность физического и физиологического созревания организма. Анатомо-физиологическими особенностями развития в данный период является отставание роста мышечной массы от темпов роста костной системы, сердца от кровеносных сосудов. Неравномерность физического развития подростка, с одной стороны, приводит к неприятным физическим ощущениям, с другой стороны, обуславливая дисгармоничное изменение параметров тела, способствует ухудшению его психического самочувствия. Своего рода клапаном для выхода неприятных ощущений и отрицательных эмоций, связанных с внешними и внутренними изменениями организма, становится повышение двигательной активности подростка. Однако, если подросток не находит позитивного применения этой активности, то она неизбежно реализуется в негативных поведенческих реакциях. Отклонения в поведении подростка могут выступать в качестве одного из способов скрыть свои внутренние переживания по поводу изменений, происходящих в его внешнем облике. - Половое созревание, сопровождающееся развитием желез внутренней секреции и внешними изменениями, связанными с появлением вторичных половых признаков. В зарубежных исследованиях подросткового возраста усиление сексуальных влечений и переживаний рассматривается в качестве одного из самых заметных изменений данного возраста. По мнению зарубежных ученых, в частности представителей психоаналитической ориентации, половые инстинкты лежат в основе чувств, мыслей, интересов и поступков подростка и неизбежно ведут к повышению агрессивности. - Стремление к взрослости, чувство взрослости: подростковое чувство взрослости отражает новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. В связи с этим для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими. Соответственно, в реализации стремления к взрослости для подростка большое значение приобретает внешнее подражание поведению взрослых людей. При этом такое подражание может иметь отрицательную направленность: употребление спиртных напитков, курение. Чувство взрослости реализуется подростком также через стремление к независимости и самостоятельности, через попытки расширить свои права и возможности, через протест против прямых требований и воспитательных воздействий взрослых. Стремление подростков вырваться из-под контроля и опеки взрослых, было рассмотрено А.Е.Личко как особая поведенческая реакция подростков на воздействие среды, которая получила название «реакция эмансипации». - Реакция эмансипации возникает на фоне повышения критического отношения к мнению взрослых людей. Протест против существующей системы оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения, против ценностей взрослых людей может выражаться в стремлении к новизне и оригинальности поведения, в том числе и отклоняющегося. - В частности происходит снижение референтной значимости семьи. Отношение к семье в ходе взросления меняется следующим образом: 1) созревание когнитивных и эмоциональных функций может привести к тому, что молодые люди используют свои новые способности в форме критики, сомнений и противодействия установкам, мнению и образу действий родителей; 2) в процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей; 3) перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность в целом, но формирующими определенные формы поведения, в том числе и отклоняющиеся, если референтная группа подростка имеет отрицательную направленность. -реакция группирования со сверстниками, вторая специфически подростковая реакция. В связи с тем, что ведущим видом деятельности подростков является интимно-личностное общение, принадлежность к неформальным группам, в том числе и асоциальным, и социально-статусное положение в этих группах приобретает особую значимость. -процесс формирования самосознания: нарушения в развитии самосознания подростка как источник отклоняющегося поведения рассматривал Х. Ремшмидт. Развивая теорию «Я-концепции», он утверждал, что трудности в поведении подростка возникают, если не совпадают его «Я-реальное» и «Я-идеальное». Если подросток считает «Я – идеал» недостаточным, то использует механизмы (рационализацию, агрессию и т.д.) или происходит снижение самооценки. При этом они нередко становятся конфликтными, изменяется восприятие своего «Я», так как считают себя неспособными к хорошим поступкам. -С процессом самосознания и стремления подростка к взрослости связан процесс самоутверждения: стремление к лидерству и престижности как поиск самоутверждения может нанести серьезный урон самосознанию подростка, порождать честолюбие, неадекватность самооценки, противоречивость во взаимоотношениях с окружающими. При неадекватной самооценке стремление к самоутверждению, в свою очередь, может стать в подростковом возрасте источником девиаций, так как реализуется в данном случае через применение силы, ложь, вызывающее поведение. Самоутверждение подростка может иметь социально-полярные основания от подвига до правонарушения. - Амбивалентность и парадоксальность психики подростка: возрастная особенность подростков, обусловленная противоречиями их развития и социального положения (подросток не уже не принадлежит к миру детей, но еще не принадлежит к миру взрослых). Явление противоречивости психики в подростковом возрасте получило название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает в себя: неуверенность в себе, чувствительность к оценке посторонних своей внешности - крайная самоуверенность и безапелляционные суждениями в отношении окружающих; внимательность - поразительная черствость; болезненную застенчивость – развязность; желание быть признанным и оцененным окружающими – показная независимость; борьбу с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – обожествление случайных кумиров; желание самоутвердиться – неумение сделать это цивилизованными способами; романтическая восторженность – грубые выходки. Внутренние противоречия проявляются в склонности подростка занимать крайние, социально полярные позиции в отношении к окружающему и поведении. Т.о., предпосылкамидевиантности подростков являются их возрастные особенности: - амбивалентность и парадоксальность психики подростка; - болезненная реакция на внутренние и внешние изменения организма, связанные с физиологическим и половым созреванием; - неустойчивость нервной системы; - стремление к реализации чувства взрослости; - снижение референтной значимости семьи; - стремление к престижу в референтной группе; - стремление к самоутверждению и неумение сделать это цивилизованно; - противоречивость или несформированность «Я-концепции»; - преобладание пассивных стратегий в преодолении стрессовых ситуаций; - отсутствие способности к всесторонней оценке жизненных обстоятельств. Специфика проявления отклонений поведения в подростковом возрасте.
Date: 2016-06-06; view: 568; Нарушение авторских прав |