Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Категории трудных подростков,
Одни авторы объединяют трудновоспитуемых подростков в те иди иные группы на основе определения доминирующих качеств их личности (Г.Г. Бочкарева, А.М. Печенюк и др.), другие классифицируют трудных подростков по степени их педагогической и социальной запущенности (М.А. Алемаскин, В.Г. Сенько, Ф.И. Юрченко и др.), третьи исходят из причин отклоняющегося поведения (П.П. Блонский, Л.С. Выготский.Н.Г. Молчанов, Ж.Л. Новицкий, Л.С. Славина и др.). Английские психологи Хевитт и Дженкинс выделяют две большие категории «трудных» детей: дети с так называемыми «социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат; дети с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности. П. Скотт, уточняя данную классификацию, показал, что категорию социализированных трудных подростков составляют две группы детей: дети, не усвоившие никакой системы норм поведения, и дети, усвоившие антиобщественные нормы. Каждая из выделенных групп трудных детей требует специального подхода. Отметим при этом, что социализированные трудные подростки практически не нуждаются в психологической работе, а требуют активного педагогического, воспитательного воздействия, в то время как представители второй категории чувствительны, прежде всего, к собственно психологической коррекции. Интересной представляется классификация Л.С. Славиной. В своем исследовании автор выделяет две группы недисциплинированных учеников. При этом в качестве причин неадекватного поведения автором рассматриваются не просто внешние обстоятельства, а результат их преломления через внутренний психический мир ребенка. Первую группу составляют ученики, недисциплинированность которых связана с нарушениями мотивационно-аффективной сферы личности. Здесь причиной отклонений в поведении являются неправильно сформировавшиеся отношения, мотивы поведения, проявляющиеся в сильных эмоциональных переживаниях, аффектах. Вторую группу составляют ученики, недисциплинированность которых возникает из-за плохой организации их поведения, а также импульсивные и двигательно-беспокойные ученики, отличающиеся гиперактивным темпераментом. Некоторые авторы критерием типологии трудных подростков выделяют нравственно-психологические особенности личности. Так, В.М. Обухов предлагает следующие критерии: негативное отношение к учебной деятельности и к сверстникам; негативизм или ложная активность в общественной работе; дефицит позитивного внешкольного общения. Аналогичные критерии нравственного содержания представлены в работах Ф.И. Юрченко и Н.Н. Верцинской. Так. Ф.И. Юрченко выделяет три типа трудных подростков: 1) сознательно антисоциальной направленности; 2) пассивной социальной направленности; 3) с болезненной реакцией на свой внутренний мир. Л.М. Зюбин выделяет три аспекта рассмотрения трудных подростков (нравственное и умственное развитие, особенности нервной системы), предлагает выделять соответствующие типы исходя из ведущих качеств личности. Среди ведущих недостатков автор отмечает грубость, лень, замкнутость, склонность к правонарушениям. Особого внимания заслуживает подход к выделению типов трудновоспитуемых подростков, представленный в работах Г.Г. Бочкаревой. Здесь критерии классификации выбраны исходя из психологической природы явления: отношение к совершенному преступлению как результат конфликта между нравственными и непосредственно действующими примитивными потребностями: подростки, в мотивационной сфере которых доминируют элементарные потребности при имеющихся нравственных побуждениях, что приводит к угрызениям совести за совершенные проступки («раскаивающиеся»); подростки, мотивационная сфера которых характеризуется наличием достаточно устойчивых примитивных потребностей и стремлений при отсутствии нравственных побуждений («бесконфликтные»). Их асоциальное поведение слабо осознаваемо и в значительной степени импульсивно; подростки, у которых отсутствует конфликт между примитивными потребностями и моральными побуждениями, а их правонарушения находят поддержку в антиморальных убеждениях («циники»). Однако, данная классификация предназначена для подростков, уже совершивших правонарушение. Она не может быть применена к подросткам, сопротивляющимся педагогическим воздействиям, но не совершившим еще серьезных проступков. Существуют классификации, построенные в соответствии со степенью проявления отрицательной направленности личности трудных подростков (Г. М. Миньковский. И.А. Невский, НИ. Пятак, В.Г. Сенько, Д.И. Фельдштеин и др.). Так, Д.И. Фельдштейн выделяет пять групп подростков: подростки с устойчивым комплексом асоциальных потребностей; подростки с деформированными потребностями, стремящиеся подражать подросткам первой группы; подростки с конфликтующими деформированными и позитивными потребностями; подростки со слабодеформированными потребностями; безвольные подростки, поддавшиеся влиянию среды. Аналогично построена типология трудных подростков в соответствии со «стадиями нравственной деградации», представленная А.М. Алемаскиным. В основу своей типологии он положил повторяемость ошибочных взглядов и действий и оценку подростком своего поведения. По мнению автора, трудный подросток проходит четыре стадии: отрицательные особенности личности ученика проявляются ситуативно; подросток охотно повторяет безнравственные поступки; действия и суждения подростка, противоречащие нравственным нормам, устойчиво преобладают над положительными действиями и поступками; аморальное поведение ярко выражено, и подросток не только не стремится скрыть своих пороков, но и бравирует ими. Некоторые авторы наиболее обобщенно классифицируют трудных подростков (М.А. Алемаскин, И.А. Невский и др.), в качестве основания рассматривая отношение подростка к деятельности, особенности ее выполнения учеником, а также качества личности, индивидуально-психологические особенности ребенка, окапывающие существенное влияние на процесс выполнения деятельности. Выделены следующие группы трудновоспитуемых подростков: неустойчивые; ленивые; отстающие; дезорганизаторы; дисгармоничные. Определяя трудновоспитуемость как сопротивляемость педагогическим воздействиям, Е.В. Бизимова предлагает психолого-педагогическую типологию трудновоспитуемых подростков. В качестве причин трудновоспитуемости рассматриваются не только внешние поведенческие проявления отрицательных черт личности, на которых базируется педагогическая диагностика, но и психологические механизмы рассогласованности личностных отношений подростка в основных сферах школьной жизни, особенности, психические состояния, психодинамические свойства личности и темперамент: подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена низким уровнем развития моральных представлений и социально одобряемых навыков поведения (педагогическая запущенность); подростки, чья сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена особенностями психодинамических свойств личности и темперамента (акцентуации характера, эмоциональная неустойчивость, импульсивность и т.д.); подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям вызвана неумелыми воспитательными воздействиями учителя («мнимая трудновоспитуемость»); подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена особенностями личности, побуждающими их отрицательно относиться к некоторым положительным явлениям социальной действительности («собственно» трудновоспитуемость). Данная типология наиболее полно учитывает единство внутренних и внешних детерминант трудновоспитуемости и позволяет эффективно использовать психодиагностические и коррекционные процедуры. Date: 2016-06-06; view: 2699; Нарушение авторских прав |