Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность понятия поведение, критерии нормы и отклонений поведения
Спецификой поведения человека является то, что оно формируется и реализуется в обществе. Поведение человека всегда социально и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей и произвольной деятельности.Поведениекаждогочеловекаежедневнооцениваетсяирегулируетсяспомощьюразнообразныхсоциальныхнорм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение – это действия человека или группы лиц, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Более подробная характеристика сущности отклоняющегося поведения предполагает анализ понятия «социальная норма». В соответствии со сложившимся в теории организации – единым для естественных и общественных наук – пониманием нормы как меры, предела допустимого, социальная норма определяется как «…исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, организаций». Сущность социальных норм заключается в регулировании сознания и поведения людей их межличностных и общественных отношений. Социальные нормы могут быть зафиксированы как в письменных документах: законах, уставах, религиозных нормах, - так и существовать во взглядах, традициях, обычаях. Регулирование поведения, деятельности и отношений людей с помощью социальных норм реализуется через три основных способа: дозволение, предписание, запрет. Таким образом, социальные нормы способствуют сохранению общества как системы, отклонения от социальных норм ведут к ее изменениям. При этом изменения, к которым приводят отклонения от социальных норм, могут иметь как негативное значение для общества, дезорганизуя его, так и способствовать его развитию через установление более прогрессивных норм деятельности и отношений людей. В связи с этим и в отечественной, и в зарубежной науке сложилась точка зрения, согласно которой девиантное поведение включает достаточно широкий круг явлений: от социального творчества до социальной патологии. Однако следует отметить, что более распространенной все же является тенденция к употреблению данного понятия для обозначения негативных, деструктивных явлений: пьянство, наркомания, проституция, бродяжничество, преступность и т.д. Некоторые авторы в целях конкретизации понятия «девиантное поведение» предлагают поведение, несовпадающее с социальными нормами, но не имеющее деструктивного характера, определять как «нестандартное», либо «неконформное». Усвоение социальных норм человеком происходит в процессе его социализации.Процесс социализации включает две взаимосвязанные линии: адаптацию, как приспособление человека к среде в процессе усвоения им социальных норм и ценностей, и индивидуализацию как процесс обособления личности в социальной середе, проявления своей индивидуальности. С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды. Критерием девиантного поведения может быть наличие в сознании подростка конфликта с ценностями, нормами, нравственными ориентациями общества. Этот конфликт может явственно выступать в поведении подростка в школе или быть относительно скрытым и не обнаруживаться в условиях семьи или улицы. Таким образом, явление трудновоспитуемости должно быть подчинено критерию, переместившемуся из области оценки внешнего поведения в область оценки побуждений личности, ее отношений с обществом. Анализируя взаимосвязь адаптации и индивидуализации в целостном процессе социализации, Ю.А. Клейберг отмечает, что усвоение индивидом культурных ценностей создает предпосылки адаптации его к социуму и оставляет значительное культурное пространство развития личности. Дезорганизация этого процесса, приводящая к деиндивидуализации, возникает вследствие «жесткости», «заданности» внутригрупповой структуры и «закрытости», ограниченности социально-культурного пространства. В соответствии с данными представлениями, девиантное поведение, проявляющееся в противодействии социальным нормам, может рассматриваться как вариант ее дезадаптации, т.е. неадекватности поведения нормам и требованиям той системы, в которую включается человек по мере своего социального становления и развития. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, обусловленного неблагоприятным взаимодействием личности со средой, в результате недостаточного или неадекватного учета данной средой ее индивидуальности.
Date: 2016-06-06; view: 816; Нарушение авторских прав |