Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Физкультурно-оздоровительных комплексов
Маркетинговый план ФОК устанавливает основные цели маркетинга услуг и пути их достижения (описание методов применения ресурсов маркетинга для достижения маркетинговых целей). Маркетинговый подход к реализации услуг предполагает осуществление контроля над следующими основными элементами: · возможности реализации физкультурно-оздоровительных и дополнительных услуг ФОК; · ценовая политика; · методы продвижения услуг. Основные принципы маркетинговой работы ФОК: · реализация услуг физкультурно-спортивной направленности должна соответствовать потребностям потенциальных пользователей (населения округа), рыночной ситуации и возможностям ФОК; · полное удовлетворение потребностей пользователей (населения округа) и соответствие современному техническому уровню; · присутствие на момент наиболее эффективно возможной реализации услуг; · постоянное совершенствование реализуемых услуг физкультурно-спортивной направленности; · единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос. В среднесрочном периоде должны активно использоваться инструменты рекламы, пропаганды и стимулирования сбыта физкультурно-оздоровительных и дополнительных услуг ФОК. В комплекс маркетинговых мероприятий ФОК входит оценка предлагаемых услуг и перспектив развития (исследование динамики спроса и предложения), а также анализ форм сбыта услуг физкультурно-спортивной направленности и оценка используемых методов ценообразования. Подготовка проектов и осуществление соответствующих инициатив в рамках реализации маркетингового плана ФОК, а также контроль их исполнения возлагаются на администрацию ФОК. На информационных стендах ФОК необходимо ежемесячно вывешивать информацию о периоде и времени записи в группы, о проводимых мероприятиях. В рамках реализации маркетингового плана осуществляется ряд функций: сбор, анализ и предоставление необходимой информации о физкультурно-оздоровительных услугах, продвижение и распространение в рекламных и пропагандистских целях информации относительно предлагаемых физкультурно-оздоровительных услуг, поиск предполагаемых клиентов и установление с ними соответствующих контактов, формирование и приспособление предложения к потребностям клиентуры, включая оказание дополнительных услуг. В целях выработки стратегии действий (механизмов реагирования) ФОК на меняющиеся условия рынка спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг используется метод SWOT-анализа. В соответствии с этой методикой определяются сильные и слабые стороны ФОК, а также возможности и ограничения (угрозы) со стороны внешней среды. Каждая из этих сторон сопоставляется друг с другом, в результате чего определяется стратегия действий в зависимости от того, в каком секторе матрицы они находятся. Таким образом, формируется стратегия для каждого из квадратов SWOT-матрицы, на основании которых затем разрабатывается общая стратегия действий (механизмов реагирования) ФОК. Общая стратегия действий ФОК должна опираться на стратегические цели: ü всестороннее удовлетворение спортивных и физкультурно-оздоровительных потребностей, повышение уровня общефизической подготовки жителей; ü организация и проведение спортивно-массовой работы с населением. Основные сильные и слабые стороны физкультурно-оздоровительных комплексов, а также возможности и ограничения (угрозы) со стороны внешней среды: Сильные стороны: · высокая квалификация тренеров и инструкторов; · разнообразие предоставляемых услуг; · доступная стоимость услуг (цена при обеспечении качества услуг); · удобство расположения (в большинстве случаев – «шаговая» доступность по месторасположению); · укомплектованность спортивным оборудованием; · график работы ФОК; · наличие системы скидок; · хорошее техническое состояние ФОК; · возможность заниматься различными видами спорта в одном месте. Слабые стороны: · известность/репутация спортивных комплексов; · недостаток профессионального маркетинга и рекламы; · удобство месторасположения (в некоторых случаях несоблюдение принципа «шаговая доступность»); · недостаток квалифицированных кадров; · наличие дополнительных услуг Возможности: · рост спроса на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги; · рост благосостояния жителей; · спонсорская поддержка. Угрозы: · снижение потребительской активности (заинтересованности) – альтернативное времяпрепровождение; · вероятность снижения уровня доходов населения вследствие финансового кризиса; · активизация деятельности спортивных организаций, предоставляющих аналогичные физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги. По результатам SWOT- анализа можно отметить, что ФОК имеют много сильных сторон и обладают достаточными возможностями для дальнейшего развития. При этом имеется возможность преодолеть слабые стороны и предотвратить вероятные угрозы благодаря: · привлечению широкой аудитории клиентов за счет ассортимента услуг, удобного графика работы и хорошего технического состояния ФОК; · обеспечению известности за счет реализации маркетинговой политики, участия в осуществлении социально-политических, спортивно-оздоровительных проектов, направленных на массовое оздоровление детей, подростков и взрослого населения; · формированию профессиональной команды персонала за счет привлечения высококвалифицированных специалистов, проведения обучающих семинаров, а также систематического участия в курсах повышения квалификации. В силу того, что физкультурно-оздоровительные услуги обладают определенными особенностями, такими как неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества и несохраняемость, при разработке программы маркетинга в рамках механизмов реагирования ФОК на меняющиеся условия рынка спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг необходимо учитывать основные составляющие концепции «4 Р»: «Product» (товар или услуга: ассортимент, качество, свойства и т.п.), «Price» (цена: наценки, скидки и т.п.), «Place» (месторасположение: каналы распределения, персонал, месторасположение объекта и т.п.), «Promotion» (продвижение: реклама, пиар, стимулирование сбыта и т. п.). 1. Услуги («product») Основная цель занятий спортом для потребителей услуг – это укрепление здоровья и улучшение общего самочувствия. Данный мотивирующий фактор следует учитывать при разработке маркетинговых инициатив. Физкультурно - оздоровительным услугам присущи свои отличительные особенности: · во-первых, спрос на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит также от внешних факторов и социальных условий; · во-вторых, в связи с сезонными колебаниями спроса присутствует так называемый эффект насыщения, например, сезонное снижение спроса на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги в летний период; · в-третьих, предложение физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг отличается негибким производством. Они могут потребляться только непосредственно в месте их производства. ФОК не может в полной мере приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса; · в-четвертых, не может быть достигнуто высокое качество физкультурно-оздоровительных услуг при наличии незначительных недостатков, поскольку само обслуживание потребителей состоит из этих самых мелочей. Эти специфические особенности физкультурно-оздоровительных услуг оказывают существенное влияние на комплекс маркетинговых мероприятий. Для осуществления успешной деятельности в рамках оказания физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг необходима детально разработанная и хорошо продуманная продуктовая стратегия. Продуктовая стратегия – это разработка направлений оптимизации продуктового ряда и определение ассортимента физкультурно-оздоровительных и физкультурно-спортивных услуг, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности ФОК в целом. При планировании оказания платных физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг следует учитывать, что среди жителей, планирующих начать пользоваться данными услугами, наиболее востребованными видами спорта являются: плавание, фитнес – кардиотренажеры, фитнес – силовые тренажеры, бодибилдинг, атлетизм, аэробика, теннис, футбол, мини-футбол, йога. Основные факторы качества предоставления услуг, на которые следует обратить внимание при развитии платных услуг: · укомплектованность спортивным оборудованием; · хорошее техническое состояние спортивного объекта; · высокая квалификация тренеров и инструкторов; · возможность заниматься несколькими видами спорта в одном месте. На территории спортивных объектов кроме основных физкультурно-оздоровительных и физкультурно-спортивных услуг целесообразно оказывать (при наличии возможностей) наиболее востребованные дополнительные услуги: услуги солярия, сауны, услуги массажа, услуги фитнес-бара, персональный тренинг. 2. Цена («price») Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами и способами установления цен. Разработка ценовой стратегии – процесс, периодически возобновляемый. Учитывая влияние внешних факторов, ценовая стратегия также должна обладать определенной гибкостью. Таким образом, необходима периодическая корректировка поставленных целей и задач, отдельных параметров ценовой стратегии. Формирование ценовой стратегии предполагает учет ряда характерных особенностей, которые оказывают влияние на процесс ценообразования физкультурно-оздоровительных и физкультурно-спортивных услуг. К ним относятся: · высокая эластичность цен на физкультурно-оздоровительные услуги; · разрыв во времени между моментом установления цены и моментом купли-продажи физкультурно-оздоровительной услуги; · неспособность услуг к сохранению; · высокая степень влияния спортивных организаций, предоставляющих аналогичные физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги; · сезонная дифференциация цен; · высокий уровень ориентации на социально-психологические особенности потребителей, так как цена физкультурно-оздоровительной услуги связана с социальным статусом клиента. Формирование цены на физкультурно-оздоровительные услуги зависит от многих факторов: ü от временных критериев (время года, высокий, средний, низкий сезоны, тариф выходного дня, тариф длительности пребывания); ü от спроса и ожидаемого объема оборота (групповые занятия, корпоративные клиенты); ü от места расположения ФОК (месторасположение, транспортная доступность и другое); ü от условий оплаты (льготы, скидки); ü от качества обслуживания, ожидаемого клиентом (комфортность, дополнительные услуги и др.). В зависимости от поставленных целей может быть избрана одна из нескольких стратегий ценообразования: ü предложение комбинированного набора физкультурно-спортивных и спортивно-оздоровительных услуг; ü ориентация на гибкую систему скидок и льгот; ü установление цен значительно ниже относительно коммерческих спортивных организаций. Для физкультурно-оздоровительных услуг велика роль социального фактора. Вследствие этого услуги в покупательском поведении рассматриваются как социальное преимущество, выраженное в приверженности к здоровому образу жизни. В качестве целей ценовой политики могут выступать: ü привлечение и удержание большего количества потребителей услуг; ü обеспечение безубыточности предпринимательской деятельности; ü привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития основной деятельности; ü конкурентоспособность цен и др.
Учитывая особенности деятельности ФОК, основными правилами формирования цены на платные физкультурно-спортивные и спортивно-оздоровительные услуги, предоставляемые населению, являются: ü социальная направленность деятельности – одной из основных целей осуществления предпринимательской деятельности является решение социальных задач по оздоровлению населения, приобщению к спорту; ü доступность цен – политика ценообразования должна предусматривать возможность оказания платных услуг социально незащищенным, малоимущим слоям населения по льготным ценам; ü экономическая обоснованность цен – доходы от оказания платных услуг должны покрывать расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; ü эффективность – доходы от оказания платных услуг должны направляться на развитие материально-технической базы, улучшение социальных условий работников и т. п. Перечень категорий жителей, имеющих право на льготные условия пользования физкультурно-спортивными услугами: ü дети из многодетных и малообеспеченных семей; ü дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до 18 лет; ü дети-инвалиды до 16 лет; ü инвалиды I и II групп; ü ветераны Великой Отечественной войны; ü дети до 14 лет; ü студенты, обучающиеся по очной форме обучения в ВУЗах, финансируемых за счет средств федерального бюджета или бюджета города; ü ветераны боевых действий на территории СССР, Российской Федерации и территориях других государств; ü граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Льготные условия предоставления услуг заключаются в частичном или полном освобождении потребителя от их оплаты. Помимо скидок и льгот, устанавливаемых на законодательном уровне, физкультурно-оздоровительные комплексы самостоятельно могут предусмотреть в ценовой политике систему так называемых «стимулирующих» скидок для потребителей, в частности:
Надбавки (наценки) применяются, как правило, при заключении договоров с юридическими лицами, проведении индивидуальных занятий с клиентами и т. п. Скидки за внесезонную покупку используются в случае сезонных различий в спросе. Основная цель использования таких скидок – побудить население к покупке услуги в период пониженного спроса на нее. Необходимо систематически осуществлять пересмотр цен на предмет их соответствия ценовой политике, установленным нормативам, стратегии деятельности, а также производить корректировку цен с учетом темпов инфляции. 3. Каналы распределения («place») и продвижение («promotion») Канал распределения (сбыта) – совокупность способов продвижения товаров и услуг от производителя до потребителя. При анализе каналов продвижения товаров и услуг на рынок выделяются основные категории: ежедневные газеты, журналы, справочники, почтовая реклама, радио, телевидение, Интернет, наружная реклама, выставки. Высокозатратные инструменты проведения рекламной кампании: телевидение, реклама на FM-радио, наружная вывеска, проведение презентации и рекламных акций, рекламно-информационные статьи в журналах. Малозатратные инструменты проведения рекламной кампании: баннерные растяжки над фасадом здания, штендер/вывеска у входа с информацией, рекламная листовка, буклет, флайер, визитная карточка. Основные источники информации, которые используются при выборе спортивного объекта: «сарафанное радио» – от родственников, знакомых, соседей; реклама на щитах, транспарантах; реклама в Интернете. Формирование системы распределения начинается с выбора участников канала сбыта (в данном случае канал распределения нулевого уровня: производитель – потребитель). Как только каналы сбыта определены, маркетинговые усилия концентрируются на управлении этим каналом. Существенным отличием канала распределения физкультурно-оздоровительных услуг от канала сбыта товаров является то, что канал распределения перемещает потребителя к месту предоставления услуги – физкультурно-оздоровительному комплексу, тогда как непосредственно товар по каналам сбыта перемещается к потребителю. ФОК, осуществляя сбыт физкультурно-оздоровительных услуг, выполняют ряд функций:
ФОК должны иметь продуманную коммуникационную стратегию и уметь поддерживать связи с клиентурными группами, контактными аудиториями и широкой общественностью. Коммуникационные процессы должны быть непрерывными и эффективными. Современные организации спортивного и физкультурно-оздоровительного сервиса управляют сложной системой коммуникационных связей, в этой ситуации программа маркетинговых коммуникаций фактически является системой продвижения и стимулирования продаж и важным элементом комплекса маркетинга. Для рынка физкультурно-оздоровительных услуг связи с общественностью есть важнейший инструмент коммуникационной политики, необходимой для создания позитивного имиджа ФОК и их услуг, а также широкого привлечения потребителей через благоприятное общественное мнение, создаваемое средствами массовой информации. Продвижение («promotion») ФОК выполняет ряд функций: · установление и поддержание связей с прессой: размещение сведений познавательного, информационного и событийного характера в СМИ для привлечения внимания к физкультурно-оздоровительным услугам и самим ФОК; · популяризация, создание известности через действия, направленные на привлечение внимания публики; · корпоративные связи · Формирование коммуникативной политики ФОК в ключе расширения благоприятных отношений с клиентами, спонсорами и др. Усилению роли маркетинговых коммуникаций способствует тот факт, что разнообразные элементы используются на фоне постоянно меняющихся социальных и экономических условий [1]. Date: 2016-06-06; view: 3412; Нарушение авторских прав |