Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Поступление иностранных инвестиций в Республику БеларусьВ реальный сектор экономики (кроме банков) в 2011г. иностранные инвесторы вложили 18,9 млрд.USD инвестиций, что в 26 раз больше, чем в 2002г., из них в транспорт и связь рост составил 61 раз, в промышленность – 25 раз (табл. 11). В 2013г. наблюдается уменьшение иностранных инвестиций во всех отраслях по сравнению с 2011г.
Т а б л и ц а 11 – Поступление иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь
Примечание: расчёты автора на основе источника [4]
Доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) возросла с 24,8% в 2005г. до 74% от всех поступивших инвестиций в 2013г, что является положительной тенденцией. В отраслевом разрезе лидерами по ПИИ стали транспорт и связь (40%), торговля и ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (41%). Чистое поступление прямых иностранных инвестиций в 2011г. значительно возросло и составило 2159 млн.USD, что в 12,5 раза больше 2002г., в том числе наибольший рост наблюдается в промышленности – в 18 раз. В 2013г. наблюдается уменьшение прямых иностранных инвестиций по всем отраслям по сравнению с 2011г. Сельское хозяйство республики является непривлекательной отраслью для иностранного капитала: доля ПИИ в сельское хозяйство и колеблется по годам от 0,3 до 1,5%, а удельный вес чистого поступления ПИИ на село составляет 0,5-1,0%.В общей структуре прямых иностранных инвестиций в 2011г. акционерные вложения увеличились на 3,2 млрд. долл. США по сравнению с 2010г. Значительный приток прямых иностранных инвестиций в 2011г. объясняется покупкой в ноябре 2011г. российским предприятием ОАО «Газпром» 50% акций ОАО «Белтрансгаз» за 2,5 млрд. долл. США и доведением своей доли до 100%. На практике большинство иностранных инвесторов предпочитают покупку существующих предприятий и их модернизацию, чем строительство новых. При этом, как правило, одно из основных требований – это получение контрольного пакета акций. А поскольку программа привлечения иностранного капитала не увязана с программой приватизации, отечественные предприятия привлекают кредиты иностранных банков, но это – не прямые иностранные инвестиции. Большая часть прямых иностранных инвестиций в 2013. поступила от резидентов России (52,5%), Соединенного Королевства (25,3%). Участие всех остальных было почти символическим (табл. 12). Ушли с рынка Виргинские остова, активизировались инвесторы из Китая (0,7%).
Т а б л и ц а 12 – Поступление прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по основным странам-инвесторам, %
Примечание: расчёты автора на основе источника [4] Беларусь занимает 7-е место в десятке стран – крупнейших получателей капитала из Российской Федерации (после Кипра, Нидерландов, США, Швейцарии, Виргинских островов и Великобритании) [3]. В 2013г. вклад зарубежных инвесторов в уставной капитал (в долл. США) возрос в 7,5 раз по сравнению с 2000г., среднегодовая численность работников увеличилась в 4,6 раза, объём производства товаров (в бел. руб.) – в 258 раз (табл. 13). За исследуемый период экспорт товаров организаций с иностранными инвестициями возрос в 16,5 раз, импорт – в 25,6 раз. На протяжении 13 лет организации с иностранными инвестициями имеют отрицательное внешнеторговое сальдо, наибольшее – в 2009г. – (-7,4) млрд. долл. США, в 2010г. – (-9,0) млрд. долл. США, в 2011г. – (-8,0) млрд. долл. США, в 2013г. – (-6,4) млрд. долл. США. В целом по внешней торговле товарами Республика Беларусь имела меньшее отрицательное сальдо, чем сложилось у организаций с иностранными инвестициями: в 2009г. – (-7,3) млрд. долл. США, в 2010г. – (-9,6) млрд. долл. США, в 2011г. – (-4,3) млрд. долл. США, в 2013г. – (-5,8) млрд. долл. США [4]. Таким образом, организации с иностранными инвестициями, работающие в республике, ввозят импортное оборудование, запасные части к нему, сырьё и материалы и продают готовую продукцию, в основном, на внутреннем рынке республики, поэтому имеют отрицательное внешнеторговое сальдо на протяжении последних 13 лет (2000-2013гг.), что отрицательно сказывается на внешнеторговом сальдо страны.
Т а б л и ц а 13 – Основные показатели деятельности организаций с иностранными инвестициями
Примечание: расчёты автора на основе источника [4]
По результатам опроса руководителей 560 организаций с иностранными инвестициями, проведенного в октябре-ноябре 2009г. (руководитель исследования доцент БГЭУ Елена Петрушкевич) общая положительная оценка инвестиционного климата Беларуси иностранными инвесторами в 2009г. увеличилась до 78%, что на 9% больше, чем в 2008г. Число удовлетворительных оценок возросло с 57% до 63%. Иностранных инвесторов привлекают квалификация рабочей силы и её относительно низкая стоимость, доступ на рынки стран СНГ, возможности развития производства новых товаров и услуг, уровень развития системы телекоммуникаций и информатизации, качество инфраструктуры транспорта и логистики, правовое обеспечение и социальная ответственность исполнения договоров, существующая система урегулирования споров, улучшение условий регистрации нового бизнеса. Однако в 2009г. по сравнению с 2008г. респонденты отметили также значительное превышение числа факторов, препятствующих (14) и не благоприятствующих (6) притоку иностранных инвестиций. Среди неблагоприятных факторов, препятствующих притоку иностранных инвестиций, наиболее значимы риск непрямой экспроприации собственности, санкции за нарушение условий и порядка ведения бизнеса (64%), степень бюрократизации (60%), уровень налоговой нагрузки (59%), регулирование ценообразования (55%), административные процедуры (54%) [3]. Если в 2009г. по оценке экспертов Всемирного банка в Беларуси для подготовки и подачи налоговой отчетности бухгалтером затрачивалось в среднем 800-900 часов в год или около 100 рабочих дней, то в 2011г. – значительно меньше – 798 часов. Для улучшения ситуации в области налогообложения в 2012-2013гг. в республике сделаны существенные шаги: отменен ряд налогов (налог на услуги, сбор на развитие территорий, четыре платежа в составе экологического налога), налог на добавленную стоимость разрешено уплачивать один раз в квартал, налог на прибыль – по итогам года при его снижении с 24% до 18%, расширены возможности для применения льготы по налогу на прибыль, направляемой на капитальные вложения. Отменены отчисления в инновационные фонды из себестоимости, теперь они формируются в размере 10% от уплаченного налога на прибыль. Снижены налоги при упрощенной системе налогообложения с 7 до 5 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость; с 5 до 3 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость. Отменяется ставка в размере 15 %, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими в качестве налоговой базы валовой доход. Стандарты учета и отчетности по-прежнему отличаются от международных сложностью и многообразием. Программным, стратегическим документом, знаменующим кардинальное изменение отношений власти и частного бизнеса, стала Директива Президента №4 от 31.12.2010г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [2]. В Директиве предполагается развитие добросовестной конкуренции на основе свободного ценообразования, проведение открытой антимонопольной политики, способствование массовой передаче в частную собственность государственной недвижимости на льготных условиях, гарантия необратимости приватизации, запрет на межобластные ограничения на товарных рынках, сокращение налоговой нагрузки и количества проверок, уменьшение административной ответственности бизнесменов. Однако в Директиве не упоминается необходимость решения проблемы неравных условий доступа к ресурсам для предприятий различной формы собственности и вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий со стороны местных властей. Эксперты ЮНКТАД отмечают также нерешенность вопроса о праве собственности на землю для коммерческого или промышленного использования, для этих целей земля сегодня выдается в аренду, а также нестабильность законодательства, особенно на уровне ведомственного нормотворчества. В Беларуси разными ведомствами в год принимаются тысячи новых нормативных актов разного уровня, зачастую без анализа их средне- и долгосрочных последствий, связи с правовыми актами других отраслей права, а также общепринятой и понятной для иностранного инвестора мировой правовой практикой. К тому же предприятиям далеко не всегда предоставляется время, чтобы подготовиться к очередным нововведениям. Заключение. Поставленная правительством цель – модернизация промышленных предприятий – не должна ограничиваться только закупкой современного отечественного и иностранного оборудования. С продажей доли собственности иностранному инвестору предприятие получает не только высокотехнологичное оборудование, но и передовые технологии в организации производства, а также новые каналы сбыта за рубежом. Организации с иностранными инвестициями, работающие в республике, ввозят импортное оборудование, запасные части к нему, сырьё и материалы и продают готовую продукцию, в основном, на внутреннем рынке республики, поэтому имеют отрицательное внешнеторговое сальдо на протяжении последних 13 лет (2000-2013гг.), что отрицательно сказывается на внешнеторговом сальдо страны. Причины могут быть различные: невысокое качество местного сырья и материалов или их отсутствие; поддержка зарубежных производителей сырья и материалов, которые зачастую являются юридически зависимыми организациями и формируют прибыль головной организации. Экономическая система страны, ожидающей инвестиции, должна соответствовать экономической системе страны-инвестора с точки зрения общего порядка ведения дел на предприятиях: в вопросах защиты собственности; в структуре бухгалтерского и налогового учета; в наличии гарантий; в системе ценообразования; в понимании административных прав органов власти. Рассматривать вопрос инвестиционной привлекательности необходимо в сравнении со странами-соседками, а не с внутренними условиями. Республикой Беларусь заключено более 60 межгосударственных соглашений о защите инвестиций. В каждом из них присутствуют различные формулировки условий и порядка национализации, оценки компенсации изъятого у инвестора имущества. Поэтому в первую очередь рекомендуется усовершенствовать законодательство Республики Беларусь для защиты иностранных инвестиций с учетом мировой практики в следующих областях: прямая и непрямая экспроприация и национализация, необходимо определить четкий перечень причин реквизиции и национализации имущества инвестора, разработать методику определения убытков от реквизиции и национализации.
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСАМ 5-6 1. Дулевич, Л. Формирование благоприятного климата для иностранных инвестиций в Республике Беларусь / Л. Дулевич, А. Темичев // Polska wies w aspekcie rozwoju zrownowazonego – Europa inwestujaca w obszary wiejskie: матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. – Щецин, 2013. – С.263-269 2. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь №4 от 31.12.2010г. // Эталонный банк данных правовой информации Респ. Беларусь [Электр. ресурс]. – Минск. – Режим доступа: http://www.pravo.by – дата доступа: 15.09.2014г. 3. Петрушкевич Е., Барбьери М. Совершенствование законодательства по защите иностранных инвестиций в Республике Беларусь/ Банкаускi веснiк. Снежань 2009. С. 50-57. 4. Статистический ежегодник: Республика Беларусь: стат. сборник / Национальный статистический комитет Респ. Беларусь; редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. Минск, 2014. – 534 с. 5. Doing Business 2010-2014. [Электронный ресурс] Washington: The International Bank for Reconstruction and Development, the World Bank – Режим доступа: http:// www.doingbusiness.org/economyrankings/ – Дата доступа: 15.09.2014.
|