Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ПОСТУПЛЕНИЕ ИностранныХ инвестициЙ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ





В реальный сектор экономики (кроме банков) в 2011г. иностранные инвесторы вложили 18,9 млрд.USD инвестиций, что в 26 раз больше, чем в 2002г., из них в транспорт и связь рост составил 61 раз, в промышленность – 25 раз (табл. 11). В 2013г. наблюдается уменьшение иностранных инвестиций во всех отраслях по сравнению с 2011г.

 

Т а б л и ц а 11 – Поступление иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

Показатели 2002г 2003г 2004г 2005г 2006г 2007г 2008г 2009г 2010г 2011г 2013г
Поступление иностранных инвестицийпо отраслям, всего, млн.долл. США 722,2 1306,5 1517,4 1816,2 4036,1 5421,9 6525,9 9303,7 9085,5 18878,6 14974,3
В т.ч. промышленность 200,7 347,1 423,5 806,0 894,0 2371,2 2790,5 2808,8 2055,1 4932,7 3502,5
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,9 6,8 12,8 2,8 11,5 29,4 33,6 26,0 15,9 32,5 79,2
транспорт и связь 102,2 237,3 279,8 215,5 340,8 748,2 681,7 3728,7 5046,6 6231,5 4834,8
торговля и обществен. питание 269,8 393,3 464,6 281,5 435,5 320,6 556,5 945,9 1322,5 н/д н/д
торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования н/д н/д н/д н/д н/д н/д 2454,6 2392,1 1632,1 6712,4 5208,2
общая коммерческая деят-ть по обеспеч. функциониров. рынка 89,2   278,3 292,2 449,5 2208,3 1631,7 1941,5 1479,3 326,2 н/д н/д
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям н/д н/д н/д н/д н/д н/д 251,2 201,3 172,3 632,2 795,6
Поступление прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики, всего, млн. долл. США 298,9 674,5 859,2 451,3 748,6 1313,5 2279,8 4821,1 5569,4 13248,0 11083,4
в т.ч. промышленность 40,0 93,6 130,3 76,7 133,6 227,1 422,8 251,4 292,4 929,0 1230,4
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,9 5,2 3,6 0,6 1,3 21,7 23,9 17,4 8,7 26,5 59,8
транспорт и связь 98,5 123,5 153,3 24,4 9,8 233,7 281,8 3127,6 4319,1 5849,7 4418,9
торговля и обществ. питание 146,8 246,6 353,4 27,2 67,1 73,4 178,4 731,2 754,5 н/д н/д
торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования н/д н/д н/д н/д н/д н/д 1390,5 1220,2 813,6 5964,5 4584,5
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 1,8 196,4 202,5 304,1 497,3 623,6 1234,1 494,8 70,2 н/д н/д
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям н/д н/д н/д н/д н/д н/д 83,5 131,9 68,6 328,2 475,0
Чистое поступление, изъятие(–) иностранных инвестиций по отраслям экономики, всего, млн. долл. США 202,1 68,4 145,6 268,5 655,1 1278,5 845,6 725,1 425,2 4053,4 3173,1
в т.ч.промышленность 3,5 77,6 100,7 103,3 244,7 546,7 324,0 253,9 -11,4 1941,4 1668,1
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,8 6,4 -0,01 -8,6 -6,4 3,7 25,2 19,3 2,4 9,3 34,0
транспорт и связь 53,8 77,1 -23,9 25,5 72,5 428,6 122,6 256,3 428,2 843,0 294,6
торговля и обществен. питание 113,7 -64,7 54,1 76,6 216,8 42,4 206,5 171,9 48,8 н/д н/д
торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования н/д н/д н/д н/д н/д н/д -35,9 128,5 -44,0 701,3 438,5
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка -11,3 -45,0 16,4 60,5 98,1 39,9 -202,9 -40,1 -74,9 н/д н/д
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям н/д н/д н/д н/д н/д н/д 174,9 119,1 2,4 360,0 422,2
Чистое поступление, изъятие (–) прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики, всего, млн. долл. США 172,2 93,0 130,9 64,4 105,9 565,1 682,7 420,9 360,6 2159,3 1707,3
в т.ч. промышленность 24,3 67,9 86,7 36,1 30,2 164,2 358,2 103,8 111,8 431,2 675,6
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,8 5,0 2,2 0,5 1,0 4,2 19,8 14,1 0,6 10,4 44,1
транспорт и связь 83,5 27,1 9,2 10,8 -16,0 186,6 106,8 119,7 251,1 674,3 222,1
торговля и обществен. питание 77,8 -41,1 28,2 14,8 50,4 46,3 128,5 105,3 -23,5 н/д н/д
торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования н/д н/д н/д н/д н/д н/д 99,6 55,1 -29,9 703,9 265,1
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 1,1   26,4 -6,5 -8,4 13,0 63,5 -16,6 -50,5 -0,6 н/д н/д
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям н/д н/д н/д н/д н/д н/д 59,9 107,9 10,8 250,3 299,9

Примечание: расчёты автора на основе источника [4]





 

Доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) возросла с 24,8% в 2005г. до 74% от всех поступивших инвестиций в 2013г, что является положительной тенденцией. В отраслевом разрезе лидерами по ПИИ стали транспорт и связь (40%), торговля и ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (41%). Чистое поступление прямых иностранных инвестиций в 2011г. значительно возросло и составило 2159 млн.USD, что в 12,5 раза больше 2002г., в том числе наибольший рост наблюдается в промышленности – в 18 раз. В 2013г. наблюдается уменьшение прямых иностранных инвестиций по всем отраслям по сравнению с 2011г.

Сельское хозяйство республики является непривлекательной отраслью для иностранного капитала: доля ПИИ в сельское хозяйство и колеблется по годам от 0,3 до 1,5%, а удельный вес чистого поступления ПИИ на село составляет 0,5-1,0%.В общей структуре прямых иностранных инвестиций в 2011г. акционерные вложения увеличились на 3,2 млрд. долл. США по сравнению с 2010г. Значительный приток прямых иностранных инвестиций в 2011г. объясняется покупкой в ноябре 2011г. российским предприятием ОАО «Газпром» 50% акций ОАО «Белтрансгаз» за 2,5 млрд. долл. США и доведением своей доли до 100%.

На практике большинство иностранных инвесторов предпочитают покупку существующих предприятий и их модернизацию, чем строительство новых. При этом, как правило, одно из основных требований – это получение контрольного пакета акций. А поскольку программа привлечения иностранного капитала не увязана с программой приватизации, отечественные предприятия привлекают кредиты иностранных банков, но это – не прямые иностранные инвестиции. Большая часть прямых иностранных инвестиций в 2013. поступила от резидентов России (52,5%), Соединенного Королевства (25,3%). Участие всех остальных было почти символическим (табл. 12). Ушли с рынка Виргинские остова, активизировались инвесторы из Китая (0,7%).

 

Т а б л и ц а 12 – Поступление прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по основным странам-инвесторам, %

Показатели 2002г 2003г 2004г 2005г 2006г 2007г 2008г 2009г 2010г 2011г 2013г
Австрия 0,8 0,3 0,9 1,0 2,4 1,5 1,7 0,1 0,1 0,3 2,2
Виргинские острова, Британские 25,0 5,8 0,6 1,7 0,3 0,4 1,6 0,02 0,02 н/д н/д
Германия 2,4 2,8 2,4 1,3 2,3 2,1 4,1 1,1 1,1 1,1 1,4
Кипр 20,1 2,3 1,7 1,8 3,8 16,3 11,5 2,1 1,1 2,6 6,8
Литва н/д н/д 0,4 0,8 0,7 1,3 0,5 0,6 0,8 0,7 1,0
Нидерланды 1,5 0,8 1,5 1,9 2,3 2,0 1,2 0,8 0,1 0,6 н/д
Польша н/д н/д 1,1 1,6 2,6 1,4 0,9 0,4 0,5 0,6 1,6
Россия 17,8 21,4 17,8 8,7 6,1 16,7 14,4 83,5 90,8 54,4 52,5
Соед.Королевство 4,9 3,0 4,9 3,6 3,1 1,6 1,9 1,1 1,0 30,4 25,3
США 3,5 2,4 3,5 3,3 3,2 2,9 1,6 0,7 0,7 0,8 1,2
Швейцария 0,2 53,0 59,6 67,3 66,4 44,2 53,3 7,3 0,7 н/д н/д
Эстония 0,3 0,2 0,6 0,8 2,3 2,7 1,4 0,3 0,2 н/д н/д
Украина н/д н/д 0,02 0,1 0,01 0,1 0,2 0,1 0,1 4,2 1,2

Примечание: расчёты автора на основе источника [4]

Беларусь занимает 7-е место в десятке стран – крупнейших получателей капитала из Российской Федерации (после Кипра, Нидерландов, США, Швейцарии, Виргинских островов и Великобритании) [3].

В 2013г. вклад зарубежных инвесторов в уставной капитал (в долл. США) возрос в 7,5 раз по сравнению с 2000г., среднегодовая численность работников увеличилась в 4,6 раза, объём производства товаров (в бел. руб.) – в 258 раз (табл. 13).

За исследуемый период экспорт товаров организаций с иностранными инвестициями возрос в 16,5 раз, импорт – в 25,6 раз. На протяжении 13 лет организации с иностранными инвестициями имеют отрицательное внешнеторговое сальдо, наибольшее – в 2009г. – (-7,4) млрд. долл. США, в 2010г. – (-9,0) млрд. долл. США, в 2011г. – (-8,0) млрд. долл. США, в 2013г. – (-6,4) млрд. долл. США.

В целом по внешней торговле товарами Республика Беларусь имела меньшее отрицательное сальдо, чем сложилось у организаций с иностранными инвестициями: в 2009г. – (-7,3) млрд. долл. США, в 2010г. – (-9,6) млрд. долл. США, в 2011г. – (-4,3) млрд. долл. США, в 2013г. – (-5,8) млрд. долл. США [4]. Таким образом, организации с иностранными инвестициями, работающие в республике, ввозят импортное оборудование, запасные части к нему, сырьё и материалы и продают готовую продукцию, в основном, на внутреннем рынке республики, поэтому имеют отрицательное внешнеторговое сальдо на протяжении последних 13 лет (2000-2013гг.), что отрицательно сказывается на внешнеторговом сальдо страны.

 

Т а б л и ц а 13 – Основные показатели деятельности организаций с иностранными инвестициями

 

Показатели 2000г 2005г 2007г 2008г 2009г 2010г 2011г 2013г
Число организаций на конец года, единиц
В т.ч. совместные
иностранные
Вклад зарубежных инвесторов в уставной капитал на конец года, млн. долл. США 1179,4 1291,1 1416,5 1629,5 2521,5
В т.ч. совместные 748,7 767,1 852,9 874,8 1224,5
иностранные 430,7 524,0 563,6 747,9 1295,6
Среднегодовая численность работников,тыс. чел. 81,4 160,1 185,7 301,9 291,6 309,8 328,4 377,4
В т.ч. совместные 63,0 110,1 125,3 229,3 220,8 212,6 217,8 262,2
иностранные 18,4 50,0 60,4 72,6 70,8 97,2 80,6 110,6
Объем производства товаров и услуг, млрд. руб.
В т.ч. совместные
иностранные
Экспорт товаров, млн. долл. США
В т.ч. совместные
иностранные
Импорт товаров, млн. долл. США
В т.ч. совместные
иностранные
Сальдо: экспорт – импорт, млн. долл. США -5 -1545 -3873 -3606 -7376 -9044 -8022 -6443
Оптовый товарооборот, млрд. руб.
В т.ч. совместные
иностранные

Примечание: расчёты автора на основе источника [4]

 

 

По результатам опроса руководителей 560 организаций с иностранными инвестициями, проведенного в октябре-ноябре 2009г. (руководитель исследования доцент БГЭУ Елена Петрушкевич) общая положительная оценка инвестиционного климата Беларуси иностранными инвесторами в 2009г. увеличилась до 78%, что на 9% больше, чем в 2008г. Число удовлетворительных оценок возросло с 57% до 63%. Иностранных инвесторов привлекают квалификация рабочей силы и её относительно низкая стоимость, доступ на рынки стран СНГ, возможности развития производства новых товаров и услуг, уровень развития системы телекоммуникаций и информатизации, качество инфраструктуры транспорта и логистики, правовое обеспечение и социальная ответственность исполнения договоров, существующая система урегулирования споров, улучшение условий регистрации нового бизнеса. Однако в 2009г. по сравнению с 2008г. респонденты отметили также значительное превышение числа факторов, препятствующих (14) и не благоприятствующих (6) притоку иностранных инвестиций. Среди неблагоприятных факторов, препятствующих притоку иностранных инвестиций, наиболее значимы риск непрямой экспроприации собственности, санкции за нарушение условий и порядка ведения бизнеса (64%), степень бюрократизации (60%), уровень налоговой нагрузки (59%), регулирование ценообразования (55%), административные процедуры (54%) [3].

Если в 2009г. по оценке экспертов Всемирного банка в Беларуси для подготовки и подачи налоговой отчетности бухгалтером затрачивалось в среднем 800-900 часов в год или около 100 рабочих дней, то в 2011г. – значительно меньше – 798 часов. Для улучшения ситуации в области налогообложения в 2012-2013гг. в республике сделаны существенные шаги: отменен ряд налогов (налог на услуги, сбор на развитие территорий, четыре платежа в составе экологического налога), налог на добавленную стоимость разрешено уплачивать один раз в квартал, налог на прибыль – по итогам года при его снижении с 24% до 18%, расширены возможности для применения льготы по налогу на прибыль, направляемой на капитальные вложения. Отменены отчисления в инновационные фонды из себестоимости, теперь они формируются в размере 10% от уплаченного налога на прибыль. Снижены налоги при упрощенной системе налогообложения с 7 до 5 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость; с 5 до 3 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость. Отменяется ставка в размере 15 %, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими в качестве налоговой базы валовой доход. Стандарты учета и отчетности по-прежнему отличаются от международных сложностью и многообразием.

Программным, стратегическим документом, знаменующим кардинальное изменение отношений власти и частного бизнеса, стала Директива Президента №4 от 31.12.2010г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [2]. В Директиве предполагается развитие добросовестной конкуренции на основе свободного ценообразования, проведение открытой антимонопольной политики, способствование массовой передаче в частную собственность государственной недвижимости на льготных условиях, гарантия необратимости приватизации, запрет на межобластные ограничения на товарных рынках, сокращение налоговой нагрузки и количества проверок, уменьшение административной ответственности бизнесменов. Однако в Директиве не упоминается необходимость решения проблемы неравных условий доступа к ресурсам для предприятий различной формы собственности и вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий со стороны местных властей. Эксперты ЮНКТАД отмечают также нерешенность вопроса о праве собственности на землю для коммерческого или промышленного использования, для этих целей земля сегодня выдается в аренду, а также нестабильность законодательства, особенно на уровне ведомственного нормотворчества. В Беларуси разными ведомствами в год принимаются тысячи новых нормативных актов разного уровня, зачастую без анализа их средне- и долгосрочных последствий, связи с правовыми актами других отраслей права, а также общепринятой и понятной для иностранного инвестора мировой правовой практикой. К тому же предприятиям далеко не всегда предоставляется время, чтобы подготовиться к очередным нововведениям.

Заключение. Поставленная правительством цель – модернизация промышленных предприятий – не должна ограничиваться только закупкой современного отечественного и иностранного оборудования. С продажей доли собственности иностранному инвестору предприятие получает не только высокотехнологичное оборудование, но и передовые технологии в организации производства, а также новые каналы сбыта за рубежом.

Организации с иностранными инвестициями, работающие в республике, ввозят импортное оборудование, запасные части к нему, сырьё и материалы и продают готовую продукцию, в основном, на внутреннем рынке республики, поэтому имеют отрицательное внешнеторговое сальдо на протяжении последних 13 лет (2000-2013гг.), что отрицательно сказывается на внешнеторговом сальдо страны. Причины могут быть различные: невысокое качество местного сырья и материалов или их отсутствие; поддержка зарубежных производителей сырья и материалов, которые зачастую являются юридически зависимыми организациями и формируют прибыль головной организации.

Экономическая система страны, ожидающей инвестиции, должна соответствовать экономической системе страны-инвестора с точки зрения общего порядка ведения дел на предприятиях: в вопросах защиты собственности; в структуре бухгалтерского и налогового учета; в наличии гарантий; в системе ценообразования; в понимании административных прав органов власти.

Рассматривать вопрос инвестиционной привлекательности необходимо в сравнении со странами-соседками, а не с внутренними условиями. Республикой Беларусь заключено более 60 межгосударственных соглашений о защите инвестиций. В каждом из них присутствуют различные формулировки условий и порядка национализации, оценки компенсации изъятого у инвестора имущества. Поэтому в первую очередь рекомендуется усовершенствовать законодательство Республики Беларусь для защиты иностранных инвестиций с учетом мировой практики в следующих областях: прямая и непрямая экспроприация и национализация, необходимо определить четкий перечень причин реквизиции и национализации имущества инвестора, разработать методику определения убытков от реквизиции и национализации.

 

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСАМ 5-6

1. Дулевич, Л. Формирование благоприятного климата для иностранных инвестиций в Республике Беларусь / Л. Дулевич, А. Темичев // Polska wies w aspekcie rozwoju zrownowazonego – Europa inwestujaca w obszary wiejskie: матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. – Щецин, 2013. – С.263-269

2. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь №4 от 31.12.2010г. // Эталонный банк данных правовой информации Респ. Беларусь [Электр. ресурс]. – Минск. – Режим доступа: http://www.pravo.by – дата доступа: 15.09.2014г.

3. Петрушкевич Е., Барбьери М. Совершенствование законодательства по защите иностранных инвестиций в Республике Беларусь/ Банкаускi веснiк. Снежань 2009. С. 50-57.

4. Статистический ежегодник: Республика Беларусь: стат. сборник / Национальный статистический комитет Респ. Беларусь; редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. Минск, 2014. – 534 с.

5. Doing Business 2010-2014. [Электронный ресурс] Washington: The International Bank for Reconstruction and Development, the World Bank – Режим доступа: http:// www.doingbusiness.org/economyrankings/ – Дата доступа: 15.09.2014.

 








Date: 2016-05-25; view: 422; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию