Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовое положение сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь





С 2004-2005гг. в АПК Республики Беларусь активное инвестирование собственных средств осуществляют организации, к которым интегрировано путём присоединения, слияния, продажи как имущественных комплексов около 80% сельскохозяйственных предприятий. Из общей численности реформированных таким образом хозяйств 78% интегрировано путём присоединения к коммерческим организациям различных форм собственности и сфер экономики, 8% – путём продажи предприятий как имущественных комплексов представителям частного капитала, 14% – путём безвозмездного отчуждения, в том числе в частную собственность.

В качестве интеграторов выступили: 60% – сельскохозяйственные организации, в том числе с замкнутым циклом производства, 24% – агропромышленные организации, 16% – промышленные и иные коммерческие организации, включая финансовые институты. Среди интегрированных структур выделено 78 кооперативно-интеграционных формирований, в создании которых наряду с организациями-интеграторами приняли участие около 200 организаций-участниц. По состоянию на 01.01.2014г. в АПК функционирует 9 холдингов с участием государства, 1 холдинг – частный. В состав холдинговых компаний вошли 83 дочерних компании. Планируется создать на добровольной основе еще более 40 кооперативно-интеграционных формирований: агрокомбинатов, аграрно-промышленных холдингов и др. [7, с. 43].

В результате усиления государственной поддержки в 2005-2013гг. и привлечения организаций-инвесторов рост объемов производства валовой продукции сельского хозяйства не сопровождался существенным улучшением финансового положения сельскохозяйственных организаций республики (табл. 8). Так, суммарная задолженность сельскохозяйственных организаций по обязательствам на конец 2013г. возросла на 42% по сравнению с 2012г. и составила 81,3 трлн. руб., в том числе просроченная задолженность увеличилась на 76% – до 8,8 трлн. руб., кредиторская задолженность возросла на 52% – до 39,4 трлн. руб., несмотря на списание долгов, отсрочку их выплаты и продление погашения бюджетных ссуд. В результате суммарная задолженность сельскохозяйственных организаций в 2013г. составила более 120% выручки от реализации продукции (без НДС), в том числе кредиторская задолженность – 58,2% от выручки.

В 2013г. значительно увеличилось соотношение кредиторской и дебиторской задолженности (6,5). Коэффициент текущей ликвидности (1,2) находится в пределах норматива (не менее 1,2), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (0,17) немного меньше предельно допустимого 0,2, что свидетельствует о наличии собственных оборотных средств. В 2013г. изменилась методика расчёта коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами.

Таким образом, проведенные исследования показали, что в 2005–2013гг. в сельском хозяйстве республики наблюдался значительный инвестиционный рост благодаря усилению государственной поддержки и привлечению организаций-инвесторов всех форм собственности. Однако непосредственно сельским товаропроизводителям сумма государственной поддержки за последние 4-5 лет составила 10-15% от выделяемых селу бюджетных средств. Современная инвестиционная политика на селе ориентирована на инновационные технологии и его социальное развитие на основе создания кооперативно-интеграционных формирований. Агропромышленный комплекс в ближайшие годы должен перейти на более высокий уровень, при котором рост производства продукции будет сопровождаться повышением ее качества и эффективности производства, обеспечением самофинансирования организаций при более низком уровне государственной поддержки.


 

Т а б л и ц а 8 – Финансовое положение сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь

 

Наименование показателей         20041) 20051)                
Прибыль в сельском хозяйстве2), млрд. руб.     -45 -21                    
Удельный вес убыточных организаций в сельском хозяйстве2), % 13,2 41,8 57,7 57,9 16,0 0,7 1,4 2,0 1,2 3,6 4,3 2,4 3,5 12,7
Рентабельность в сельском хозяйстве по итогу, % 15,4 6,2 -2,3 -0,4 7,5 8,1 5,1 0,8 5,9 -0,5 -1,3 15,4 19,3 4,1
Рентабельность (убыточность) реализованной с.-х. продукции, % 17,7 5,0 -5,0 -6,2 4,7 4,0 0,1 -0,04 5,5 -0,5 -1,7 14,5 19,0 3,3
Задолженность организаций сельского хозяйства на конец года, млрд. руб.                            
В % к предыдущему году Х                          
в.т.ч. просроченная, млрд.руб.                            
Из суммарной задолженности кредиторская задолженность, млрд. руб.                            
В % к предыдущему году х                          
Дебиторская задолженность, млрд. руб.                            
в т.ч. просроченная, млрд.руб.                            
Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности 2,65 6,3 7,7 7,15 5,9 6,7 6,1 5,7 3,1 2,9 3,4 5,1 4,8 6,5
Соотношение просроченной кредиторской и просроченной дебиторской задолженности 3,4 11,0 10,1 10,2 5,4 4,5 3,6 3,3 2,6 2,8 3,5 7,3 7,9 7,65
Коэффициент текущей ликвидности в с.-х. организациях н/д 1,80 1,29 1,32 1,23 1,19 1,24 1,26 2,02 1,77 1,65 1,66 1,43 1,2
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в с.-х. организациях н/д 0,40 0,01 -0,01 -0,04 -0,11 -0,17 -0,19 -0,13 -0,38 -0,52 -0,39 0,3 0,169

1) чистая прибыль

2) в отрасль «сельское хозяйство» включены сельскохозяйственные организации и организации по обслуживанию сельского хозяйства

Примечание: расчёты автора на основе источника [9]


В настоящее время структура источников финансирования инвестиций в сельском хозяйстве изменилась в сторону увеличения доли кредитов банков при снижении удельного веса бюджетных средств. Несмотря на рост объемов валовой продукции, финансовое состояние сельскохозяйственных организаций остается сложным, о чем свидетельствует нарастание кредиторской задолженности и наличие собственных оборотных средств на предельно допустимом уровне. В немалой степени этому способствует сохранившийся диспаритет цен.

 

4. ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Инвестиционная деятельность организаций зависит от наличия собственных, заёмных и привлечённых источников инвестиций, размеры которых в свою очередь формируются с учётом проводимой государственной поддержки. Основные направления совершенствования государственной поддержки сельскохозяйственных организаций отражены в законодательных актах [1, 3, 5, 6, 7] и включают:

1. Совершенствование механизма оказания государственной поддержки, классификация её видов, форм и направлений использования в соответствии с Соглашением о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства стран-членов Таможенного союза и норм ВТО.

2. Реструктуризация мер государственной поддержки путём увеличения в общем объёме бюджетных трансфертов мер «зелёной корзины».

Разработка положений, предусматривающих:

- компенсацию потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей при установлении диспаритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, и цен на сельскохозяйственную продукцию;

- предоставление из бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сельском хозяйстве и имеющим в наличии земли сельскохозяйственного назначения;

оказание поддержки производства сельскохозяйственной продукции в неблагоприятных для такого производства районах.

Бюджетные средства не должны распыляться между предприятиями сфер, обслуживающих сельское хозяйство и перерабатывающих его продукцию, а поступать непосредственно сельскохозяйственным организациям. Поэтому государственные средства необходимо направлять по крупным целевым проектам – финансирование аграрной науки и образования, повышение почвенного плодородия, поддержание мелиоративных систем, развитие селекции, семеноводства и племенного дела, решение социальных проблем и т.д.

3. Замена действующей нормы, предусматривающей возмещение организациям части процентов за пользование банковскими кредитами на компенсацию потерь банками по кредитам, привлечённым на реализацию государственных программ и мероприятий.

4. Совершенствование кредитной политики и обеспечение доступности кредитных ресурсов для организаций АПК, в том числе привлекаемых под текущую деятельность.

5. Переход на рыночное (свободное) ценообразование, использование механизма закупочных интервенций, государственных нужд.

Необходимо формировать цены на основе спроса и предложения продукции с учётом интервенционного государственного контроля и регулирования потребительского рынка. За базу индикативных цен, которые должны стать рекомендательными при формировании закупочных цен, необходимо принимать среднеотраслевые затраты, сформированные в худших производственных условиях, и нормативы рентабельности.

Прямая внутренняя государственная поддержка АПК оказывается по следующим трём группам направлений:

1. Общегосударственные мероприятия:

- поддержка по целевым продуктовым программам (племенное животноводство, селекция и элитное семеноводство, льноводство, закладка и уход за многолетними насаждениями, противоэпизотия, профилактика и борьба с болезнями животных и др.);

- воспроизводство почвенного плодородия;

- мелиорация и эксплуатация гидротехнических сооружений;

- поддержка производства в объективно худших условиях;

- восстановление природных комплексов и охрана окружающей среды;

- поддержка сбалансированности рынка (закупочные и товарные интервенции, государственные залоговые операции, закупки для государственных нужд, мониторинг паритета цен и обеспечение улучшения их соотношения, антимонопольное регулирование цен, регулирование внешнеторговых операций);

- поддержка аграрного образования, науки и инновационной деятельности;

- информационное обеспечение и консультационные услуги;

- развитие социальной инфраструктуры деревни и сельских территорий [3].

2. Компенсация потерь банков от выдачи льготных креди тов на реализацию государственных программ и мероприятий субъектам АПК.

3. Поддержка непосредственно производителя включает:

- субсидирование деятельности, включая предоставление прямых выплат непосредственно производителям, осуществляемых на единицу земельной площади, голову скота, единицу реализованной (произведенной) продукции;

- компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям потерь от диспаритета цен;

- оказание индивидуальной государственной поддержки в соответствии с законодательством.

Косвенная внутренняя поддержка АПК включает мероприятия, связанные с мерами национальной аграрной политики, не требующие прямых денежных перечислений, включая невостребованные доходы, такие как:

- применение льготного (особого) режима налогообложения в сельском хозяйстве;

- предоставление отсрочек (рассрочек) погашения задолженности перед банками, поставщиками товаров (работ и услуг), бюджетом;

- предоставление государственных гарантий по кредитам, выдаваемым предприятиями АПК;

- регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, сырьё и продовольствие [3].

Реструктуризация мер «желтой корзины» путём увеличения в общем объёме бюджетных трансфертов мер «зелёной корзины» сельскому хозяйству в соответствии с принципами Всемирной торговой организации и условиями Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства.

 

Литература к вопросам 1-4

Государственная программа устойчивого развития села на 2011–2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 01.08.2011г., № 342 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск. – Режим доступа: http://www.pravo.by – дата доступа: 10.11.2012г.

2. Гусаков В. Система ценообразования и ценового регулирования АПК: анализ проблем и механизм совершенствования // Аграрная экономика. – № 1, 2012. – С. 2-24.

3. Дорожная карта государственной аграрной политики Республики Беларусь / ответственный за выпуск С.В. Пешин, редакторы Л.В. Сидорова, В.Н. Пинчук. – Минск: изд-во «Беларусь», 2014. – 64 с.

4. Научные принципы регулирования развития АПК: предложения и механизмы реализации /редкол.: Гусаков В.Г. [и др.], – Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2009. –302с.

5. О государственной аграрной политике: Указ Президента Респ. Беларусь от 17.07.2014г. № 347 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск. – Режим доступа: http://www.pravo.by – дата доступа: 15.10.2014г.

6. О мерах по повышению эффективности работы организаций АПК: Указ Президента Респ. Беларусь от 17.07.2014г. № 348 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск. – Режим доступа: http://www.pravo.by – дата доступа: 15.10.2014г.

7. О проблемах развития и направлениях реформирования АПК Беларуси на современном этапе: доклад межведомственной рабочей группы по решению проблемных вопросов в АПК, созданной распоряжением Президента Респ. Беларусь от 4 февраля 2014г. № 34рп. – Минск: изд-во «Беларусь», 2014. – 127 с.

8. Свод по Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь с учётом структурных подразделений АПК. Отчёт организации за 2001-2013 гг. / Типовые и специализированные формы годовой бухгалтерской отчётности сельскохозяйственных организаций.

9. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сборник / Национальный статистический комитет Респ. Беларусь; редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. – Минск, 2014. – 370 с.

10. Совершенствование системы сбыта в агропродовольственной сфере. Теория, методология, практика / В.Г. Гусаков [и др.]. – Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. – 252с.

11. Статистический ежегодник Республика Беларусь: стат. сборник / Национальный статистический комитет Респ. Беларусь; редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. – Минск, 2014. – 534 с.

Date: 2016-05-25; view: 727; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию