Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II. Понятие и сущность административного принуждения
Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, т.е. применяются не только в качестве наказания за правонарушения (дисциплинарное и административное), но и для их предупреждения, а также пресечения. Ранее принуждение упоминалось в качестве одного из универсальных методов воздействия на поведение управляемых. Оно же было отнесено к числу административно-правовых методов управления. Являясь вспомогательным по своей сути методом деятельности исполнительных органов (должностных лиц), принуждение, тем не менее, объективно необходимо, представляя собой комплекс различных приемов и способов управляющего воздействия в случаях недолжного поведения управляемых, отклонения их от требований, сформулированных административно-правовыми нормами (в особенности), а по существу, всей системой нормативно-правовых актов различной юридической силы. Свое практическое выражение оно находит в применении в установленных случаях мер принудительного воздействия. До недавнего времени основное внимание было уделено соотношению убеждения и принуждения в советском праве и в государственном управлении. Ведущим, главным методом государственного управления и борьбы с правонарушениями, включая административные проступки, являлся метод убеждения. Для большинства авторов типичным было смешение государственного принуждения либо с убеждением, либо с воспитанием как психологическим средством. При определении понятия принуждения подчеркивается волевой момент психического и физического воздействия. Традиционное рассмотрение метода принуждения в юридической литературе, как правило, тесно связывалось с идеологической деятельностью партийного аппарата, рассматривавшего его как средство, метод руководства массами. Применение метода принуждения было связано, в основном, с пропагандой, призывам и моральным стимулированием желаемого поведения субъектов управления. Очевидно, для понимания того, что же такое административное принуждение в системе государственного управления, необходимо исходить из сущности и содержания общего понятия «безопасность». Между общим понятием безопасности и термином «административное принуждение» находится целый ряд промежуточных, родовых понятий, каждый из которых обладает специфическим содержанием. Сущность и назначение административного принуждения заключается в механизме обеспечения личной безопасности, в регулировании широкого круга общественных отношений, включая отношения, посягающие на права и здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, на институты государственной власти, общественный порядок, на правонарушения в области дорожного движения, охраны собственности и многие другие видыпринуждения в борьбе с административными правонарушениями. Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения «основания принуждения, виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения». Государственное принуждение, «опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм. Вообще в праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения: 1. Дисциплинарное 2. Гражданско-правовое 3. Уголовное 4. Административное принуждение является особой самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение, как метод государственного управления, явление социальное, так как он находит свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. Административное принуждение (в социальном плане) проявляется в следующем: Во-первых, оно присуще любой стадии развития общества, особенно на ранних этапах существования. Его задачи нашли свое концентрированное выражение в функциях особых социальных институтов – органов управления, а для определенной группы лиц принуждение стало профессиональным занятием, разновидностью труда. Так, в классовом обществе при помощи принуждения организуют не только всякую деятельность, но и выполняют социально-политическую функцию, направленную на сохранение и развитие существующего способа производства, на укрепление господствующего положения находящегося у власти класса. Во-вторых, в связи с проводимыми в стране реформами меняется и предмет административно-правового принуждения, сам круг общественных отношений, регулируемых административным правом. Так, например, социально-экономические преобразования (претворение в жизнь принципов рыночной экономики), произошедшие в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и сферу административного принуждения. Такой подход позволяет наиболее полно и всесторонне охарактеризовать принуждение в системе обеспечения личной безопасности, с одной стороны, как способ, интегрирующий социологический, психолого-педагогический, правовой аспекты воздействия на социальные объекты, и, с другой, - как стимулирование поведения человека в общественной жизни. Представляя собой систему способов организующего воздействия государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, административное принуждение является необходимостью нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения, любого процесса управления. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), его использование предотвращает и прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения. Административное правонарушение (проступок) – негативное социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормами права …общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер административного принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений. Метод административного принуждения относится к числу мало разработанных проблем государственного управления и в настоящее время широко обсуждается различными авторами (теоретиками и практиками) как в специализированной литературе, так и в средствах массовой информации. Так, Д.Н.Бахрах считает, что «административное принуждение – это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями»[3]. Он отмечает, что «всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволенное в виде исключения нарушение неприкосновенности личности и его прав…. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата»[4], указывая что административное принуждение применяется только к правонарушителям в случаях и в порядке, предусмотренном законом. Севрюгин В.Е. утверждает, что “Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти”[5] “Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом”[6] Государственное принуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности. “Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя… законность, справедливость, гуманизм… Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами”[7] Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. "Кроме правового принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое принуждение и его разновидность - дисциплина голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев); преступника в отношении жертвы, оккупантов в отношении населения оккупированной территории и т.п."[8] Необходимо различатьпринуждение как специфическую деятельность органов государственного управления и как один из методов управления. Первый из них применяется "в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть"[9] Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения, одним из методов государственной деятельности. Оно представляет собой применение системы административно-правовых мер воздействия в отношении лиц и коллективных образований во внесудебном порядке в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности, стимулирования добровольного выполнения ими правовых предписаний. Его цели достигаются путем предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения виновных лиц к ответственности. Какие меры являются административными, определяется в нормативно-правовых актах. Они предусматриваются в санкциях и диспозициях административно-правовых норм. Меры, составляющие содержание административного принуждения предупреждают возможные правонарушения, пресекают совершаемые преступления и обеспечивают привлечение правонарушителей к юридической (административной) ответственности. По своему характеру эти меры бывают - моральными; - материальными; - организационными. По общему правилу их негативные последствия проявляются одновременно. Например, моральное воздействие на физических лиц фактически присутствует при применении любых административных мер. Поэтому «вряд ли можно принять безоговорочно достаточно распространенную точку зрения, согласно которой суть административного принуждения сводится к внесудебному, т.е. административному порядку его применения. Скорее, наоборот, природа административных мер предопределила их применение в административном порядке. Следует отметить также, что в таком порядке применяются и меры дисциплинарной и, в установленных случаях, материальной ответственности, хотя в законодательстве они не квалифицируются, как административные меры. Такой же точки зрения что «административное – значит, как правило, внесудебное» придерживается и Ю.М.Козлов. В случаях, предусмотренных законом, отдельные меры административного принуждения могут применяться и народными судами, а также и представителями некоторых общественных организаций (например, профсоюзов). Но это – исключение из общего правила. Для сферы государственного управления характерно, что органы управления (должностные лица) в соответствии с действующим законодательством наделяются в ряде случаев полномочиями по применению специфических принудительных мер воздействия. Совокупность таких мер составляет административное принуждение. Таким образом, под административно-правовым принуждением в системе государственного управления следует понимать способы непосредственного воздействия на сознание и поведение управляемых объектов, позволяющие учитывать потребности, интересы и устремления различных социальных групп и каждого человека в отдельности. Date: 2016-05-25; view: 1931; Нарушение авторских прав |