Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и виды административно-правовых методов реализации исполнительной власти
Административно-правовые методы – это способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, сферы, органы управления различных организаций, коллективы работников, граждан). Эти методы показывают, как, каким образом государство решает задачи в области управления. Для методов управления характерно то, что они используются органами исполнительной власти для решения стоящих перед ними конкретных задач; применяются повседневно и выборочно; обнаруживаются во взаимодействии субъекта и объекта управления; выражают компетенцию органов исполнительной власти по принятию правовых актов; а также осуществлению иных государственно-властных полномочий. Отсюда следует немаловажный вывод о том, что методы управления производны от политического режима государства. Методы целенаправленного управленческого воздействия органов исполнительной власти (должностных лиц) на свои объекты весьма разнообразны, так как не только субъекты, но и объекты управления имеют свои особенности, касающиеся их назначения, организационно-правового статуса. В сфере исполнительной власти имеются различные группы общественных отношений, требующих различного подхода для их урегулирования с учетом формы собственности, ведомственной принадлежности и т.д. Методы воздействия, как и формы реализации исполнительной власти, закрепляются в правовых актах управления. Например, в постановлении Правительства обычно указывается цель его издания и конкретные способы (приемы) внешнего воздействия на объект управления, чтобы достичь поставленной цели. При этом могут быть указаны конкретные цели контроля, учета, проверок, оформляемых документов, материального и морального стимулирования, меры административного принуждения и т.д. Среди разнообразных методов, используемых в процессе реализации исполнительной власти, выделяют, прежде всего, методы убеждения и принуждения, которые применяются в любом виде государственной и общественной деятельности. Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов исполнительной власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государственных правил. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины.Среди мер убеждения – разъяснение, обоснование, обсуждение, внушение, поощрение, показ положительных объектов управления и многое другое, описываемое и реализуемое в понятиях и процедурах социальной психологии и педагогики. Однако опора на убеждение как основной метод осуществления исполнительной власти не исключает принуждения. Убеждение должно сочетаться с принуждением, когда в этом возникает необходимость. Применение к лицам, допускающим правонарушения, принудительных мер является не только правом, но и обязанностью государства и его должностных лиц. По характеру воздействия (прямой или косвенный) на сознание и волю людей различаются экономические и административные методы. Экономические методы управления – это методы косвенного воздействия на объекты управления. Управляющее воздействие осуществляется не путем прямого влияния на поведение управляемых объектов, свойственное тем методам, которые обозначаются в качестве административных, а через материальные (имущественные) интересы управляемых. Вариант поведения, соответственно, достигается не путем прямых предписаний, а созданием экономических условий, стимулирующих должное поведение. Создается ситуация, при которой элемент прямого предписания отсутствует, а сам объект управления выбирает под влиянием экономических (материальных) стимулов должное поведение. Это – методы создания таких экономических условий, при которых направление деятельности по исполнению тех или иных велений исполнительного органа выбирает сам объект, в поведении которого заинтересован исполнительный орган. Но непременно должно учитываться, что рамки такого выбора не могут быть беспредельными; они ограничиваются тем, что объект управления выбирает не любое направление своей деятельности, а лишь то, которое либо дает ему материальные выгоды, либо грозит материальным ущербом. Таким образом, в основе экономических методов управления лежат стимулирующие начала управления. Чаще всего используются такие экономические рычаги, как цены, налоги, премии, имущественные льготы, экономические санкции и др. С их помощью орган исполнительной власти (должностное лицо) достигает желаемого поведения объектов управления, воздействуя на его материальные (имущественные) отношения. Нельзя исключать из экономических методов и применение или угрозу применения к управляемым объектам при их негативном поведении определенных материальных (экономических) санкций. К административным методам относятся методы прямого или внеэкономического воздействия со стороны субъектов управления на сознательно-волевое поведение управляемых. Наименование этих методов определяется тем, что они наиболее характерны для органов исполнительной власти. Конкретное содержание административно-правовых методов весьма разнообразно: - установление правил поведения в сфере государственного управления общеобязательного или частного характера; - утверждение конкретных (адресных) заданий; предписания об обязательном совершении определенных действий; - выдача разрешений различного рода; - осуществление регистрационных действий; - проведение контроля и надзора; - ограничение или запрещение определенных действий; - применение административно-принудительных мер; - разрешение споров между участниками управленческих отношений, а также применение иных методов, направленных на быстрое и эффективное решение проблем, возникающих при осуществлении государственно-управленческой деятельности. Экономические и административные методы управления, несмотря на их различия, взаимосвязаны, и их противопоставление недопустимо, так как они используются с единой конечной целью – реализация управляющего воздействия субъекта на объект управления. В условиях прежней директивно-плановой экономики методы административного воздействия были основными. По мере продвижения России к рыночной экономике все более широкое применение приобретают экономические методы. Но неверны представления, согласно которым в рыночной экономике обязательные предписания исполнительной власти вообще неуместны. Рыночная экономика не должна быть стихией, никак не регулируемой государством, - должны быть изменены формы и методы такого регулирования. Хотя основным методом и становится реализация творческой инициативы и самостоятельности управляемых, это не исключает применения и методов обязательных предписаний. Из выше изложенного очевидно, что любого рода экономические средства не существуют сами по себе, а действуют тогда когда получают свое правовое выражение в типичных формах для властной государственной деятельности, каковой является деятельность государственно-управленческого назначения. «В силу этого деление управленческих методов на административные и экономические следует рассматривать, как достаточно условное. Фактически речь должна идти о единых административно-правовых методах, проявляющихся в управленческой деятельности в двух вариантах, т.е. как прямые либо косвенные средства непосредственного управляющего воздействия. Важно подчеркнуть, что средства экономического (материального) стимулирования приводятся в движение с помощью так называемых административных рычагов.»[2], утверждает Ю.М.Козлов. Date: 2016-05-25; view: 941; Нарушение авторских прав |