Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И харизматических лидеров
Описываются следующие особенности поведения и личности трансформационных и харизматических лидеров: 1. Наличие яркого представления, образа цели или образа Образ цели предполагает наличие ценностей, делающих возможным его реализацию и резонирующих с ценностями и эмоциональным состоянием всего персонала. В качестве таких ценностей для организаций разного типа могут выступать честность, справедливость, высокий уровень профессионального мастерства, уважение работников и клиентов и т. д. Образ цели формулируется для всей организации или для ее отдельных подразделений109. 2. Страстная уверенность в правильности избранного пути, в 109 Berlew D. E. Leadership and organizational excitement // California Management Review. 17. 1974. P. 21-30. Глава 6. Стиль руководства 191 к самопожертвованию во имя достижения поставленных целей, способность пойти на риск. 3. Решительность, упорство, уверенность в себе. Так как лидеры подобных типов призваны нарушать сложившиеся представления, status quo, вступать в противоборство с людьми, которые придерживаются старых взглядов, они часто оказываются в сложных, рискованных ситуациях. Выйти из таких ситуаций им помогают решимость, мужество и настойчивость, вера в необходимость реализации поставленных целей, что оказывает большое эмоциональное воздействие на людей, находящихся рядом, вдохновляя и мотивируя их. 4. Осознанный подход к построению своего имиджа как компетентного, заслуживающего доверия человека, способного говорить с людьми на их языке. 5. Способность выступить в роли модели для подражания, послужить личным примером (ролевое моделирование). Построение своего имиджа включает в себя нечто большее, чем озабоченность своей одеждой и тем, что говорить и как говорить. Оно включает в себя также манеру поведения, стиль жизни, соотносимые с провозглашаемыми ценностями и целями. Как пишет Кеннет Майджер, «Определение своих ценностей — ничто. Жить согласно своим ценностям— все! Если должен говорить— говори. Но доверяем мы только поступкам»110. Как трансформационный, так и харизматический лидер способны выступить в роли модели, символа, воплощающего в себе в концентрированном виде надежды и чаяния, сам смысл жизни людей в данной организационной среде. Таким образом, руководитель, ставший лидером, начинает представлять собой образ, который помогает его последователям определить те черты характера, ценности и верования, которые являются желательными и допустимыми. Он становится примером для подражания, демонстрирующим тот способ поведения, который необходим для достижения желаемого будущего. 6. Выполнение представительских функций во внешней Руководители данного типа всегда являются символами тех организаций, которыми они руководят, для других организаций 110 Майджер К. Ценностно-ориентированное управление. Революционный подход к достижению успеха в бизнесе и личному процветанию. Ростов-на-Дону, 2005. 192 Часть 1. Мир организации
Рис. 6.10 и сообществ. Такой руководитель сообщает Миру о своем представлении о будущем, в том числе определяя границы своей организации. 7. Предъявление высоких требований и ожиданий и к себе, Выдающиеся руководители не только ожидают проявления высокого исполнительского мастерства, но и уверены в возможностях персонала его продемонстрировать, не забывая при этом активно выражать свою веру в людей и высоко их оценивать. Подобное сочетание больших ожиданий и веры в людей, постоянно демонстрируемое как ничто другое, способно повысить внутреннюю мотивацию персонала и его самооценку. Ведь работники, согласно тому же закону самореализующегося пророчества, способны повысить свой профессионализм в ответ на постановку больших задач. И тот же персонал, сонастраиваясь с отчаянием своего руководителя, воспринимающий его некомпетентным и ленивым, демонстрирует ожидаемое поведение. 8. Способность к выборочному управлению мотивацией, Так, если поставленная задача требует от работников проявления самостоятельности, инициативности, способности идти на риск, настойчивости в достижении целей, руководитель апеллирует к мотивации достижения. Если же при выполнении задач Глава 6. Стиль руководства 193 от работников требуется проявление способности осуществлять контроль, оказывать влияние, убеждать других людей, вступать в дискуссию и отстаивать свою позицию, преобладание мотива власти может существенно расширить возможности данного человека. Соответственно, при организации работы в команде, необходимости оказания помощи и поддержки коллегам по работе руководитель должен, прежде всего, уметь усиливать мотив сопричастности. Так, благодаря способности харизматических лидеров к выборочному управлению разного типа мотивами резко повышается эффективность его работы, мощность влияния на окружающих людей и ситуацию. 9. С целью реализации необходимых организационных изменений умение выстроить систему интерпретации. Система интерпретации призвана обеспечить взаимосвязь индивидуального восприятия и оценки событий жизни в организации и в сообществе в целом и используемой самим руководителем системы восприятия и оценки. Единая система интерпретации служит целям согласования интересов, ценностей, верований работников с действиями их руководителя, организационными целями, выстраиваемой политикой и стратегией управления. Она также помогает придать смысл ситуациям и событиям организационной жизни, осуществляя своеобразную организацию и управление жизненным опытом людей и групп. Включенность руководителя в коммуникационные процессы, протекающие в организации, как раз и обеспечивает распространение единой системы интерпретации и мобилизует весь персонал к активным действиям. 10. С целью воодушевления своих последователей руководители обладают хорошо развитыми ораторскими способностями. В своей речи они часто используют: 1) ссылки на ценности и нравственную правомочность реализуемых действий (при редком упоминании о конкретных результатах); 2) ссылки на единство организации и единые представления в коллективе; 3) исторические аналогии; 4) обращения к отдаленным целям (при редком упоминании о ближайших целях). 194 Часть 1. Мир организации Некоторые харизматические лидеры используют в своей речи яркие, запоминающиеся образы, показательные истории, лозунги, метафорические символы, церемонии и др. Зачастую в описаниях специфики поведения харизматических и трансформационных лидеров фигурируют «приковывающие внимание глаза», а сами лидеры воспринимаются как красивые люди. Таким образом, трансформационные лидеры обладают рядом характеристик: • уверены в себе; • решительны и настойчивы; • склонны к риску; • уверены в нравственности избранного пути; • имеют выраженную потребность к оказанию влияния, воздействию на людей и ситуацию, потребность к власти и достижению; • социально чувствительны, способны понять переживания других людей; • гибки; • быстро обучаемы; • открыты; • имеют развитые способности — интеллект, память, внимание, позволяющие быстро проанализировать и решить проблемную ситуацию; • у них выраженные вербальные и невербальные способности; • эмоционально стабильны; • имеют высокий уровень самоконтроля; • стрессоустойчивы. Интересным дополнением к выделенным личностным особенностям трансформационных лидеров является то, что, как показывают исследования, они в гораздо меньшей степени, чем обыкновенные лидеры, испытывают потребность к сопричастности, что позволяет им оставаться менее эмоционально включенными и более последовательными в отношениях со своими последователями111. 111 House R. J., PodsakoffP. M. Leadership Effectiveness: Past Perspectives And Future Directions For Research // Organizational Behavior. The State of the Science / Ed. by J. Greenberg. The Ohio State University. Lawrence Erlbaum Associates, Inc. Publishers, Hillsdale, New Jersey, 1994. P. 67. Глава 6. Стиль руководства 195 Новая профессиональная роль — роль фасилитатора, координатора деятельности предполагает конструктивное управление интересами работников и групп и их представление на разных организационных уровнях. Эффективное исполнение этой роли предполагает еще одно важное умение — умение сохранять заинтересованный и отстраненный взгляд, позволяющий принимать сбалансированные решения: быть вместе с другими, но полностью не отождествляться с их мыслями, чувствами, образом действия — всем тем, что и определяет субъективный мир другого человека. Быть в человеческих взаимоотношениях хладнокровным и теплым одновременно, отказавшись от позиции активного участника, судьи или пророка. Метафорическим образом этого состояния является цветок лотоса на озере, живущего на воде, но не касающегося воды. Именно такая тактика позволяет найти формулу согласия. Оставаясь в мире, не уходя из него, являться не от мира сего. Находясь в мире, не позволять этому миру быть внутри нас, сохраняя позицию наблюдателя, свидетеля... ГЛАВА 7 УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ...ценность всего, считаем мы это драгоценным или нет, согласуется со способом смотреть... X. Инайят Хан ТЕЙЛОРОВСКАЯ МОДЕЛЬ УЧЕТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА Как мы уже упоминали выше, организация возникла и существует лишь благодаря людям и человеческим отношениям. Нет людей — нет отношений — нет и организации. Однако с момента рождения управленческой науки неоднократно поднимался вопрос о том, что представляют собой люди в организации и как необходимо к ним относиться. В основе первых концепций научного управления, еще в начале XX века, в тейлоровской системе управления принципиально важной была мысль о том, что управление людьми — ключевой вопрос для совершенствования организации труда и повышения его производительности. В сфере кадровой политики Ф. Тейлор особое внимание уделял созданию специальной системы поиска и отбора персонала, а также оценке деятельности руководителя с точки зрения его соответствия занимаемой должности. В то время организация рассматривалась как закрытая система, что-то наподобие часов. Как в часах важно подогнать все детали друг к другу и синхронизировать их работу, обеспечив стабильность, надежность и долговременность хода; так и в организации того времени необходимо было таким образом наладить производство, чтобы оно осуществлялось бесперебойно, упорядоченно и результативно. Глава 7. Управление человеческими ресурсами 197 С этой целью детально изучались все процессы человеческой деятельности на производстве и предлагались методы упорядочения, оптимизации и интенсификации этой деятельности. Тейлоровская модель профессиональной успешности соотносилась с анализом оптимальных движений человеческого тела, траектория которого могла бы оптимизировать производительность труда на рабочем месте. Такой подход ставил во главу угла конечные цели производства и для своего времени обеспечивал высокую производительность за счет детализированного распределения работников по конкретным трудовым операциям, позволявшего доводить до совершенства трудовые навыки. Основной задачей каждого работника было четко и неукоснительно выполнять те операции, которые предписывало рабочее место. Само рабочее место описывалось через простые, постоянно повторяющиеся действия, которым можно было легко обучиться. Так была образована всем известная пара «рабочее место — человек», где рабочее место предопределяло требования к работнику. В тейлоровской схеме организации труда существовал лишь один вопрос: что конкретно должен делать каждый работник, чтобы результатом коллективной трудовой деятельности была произведенная продукция? Так была введена узкая и жесткая специализация, максимальное разделение труда. При этом предполагалось, что «точные и объективные расценки» должны обеспечить «дружественные отношения» между работниками и работодателями.
Тейлоровская модель управления 198 Часть 1. Мир организации Основной задачей управления, по мнению Ф. Тейлора, и было справедливое распределение работы на день и справедливая за нее оплата. Другой задачей была организация научного отбора и обучения кадров, так как в этом хорошо отлаженном организационном механизме лишь человек мог что-то испортить— он, к сожалению, не может не ошибаться. Соответственно, необходимо было минимизировать человеческие ошибки в процессе отбора и обучения кадров. Весь вопрос — каким образом? Так в начале XX века был задан правильный вопрос. Больше полувека ушло на то, чтобы попытаться найти правильный ответ на этот вопрос. При этом ответ все время менялся. ЧТО ВЛИЯЕТ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ? Приблизительно в то же самое время оппоненты тейлоровской механистической системы начали связывать профессиональную успешность работников с характеристиками человеческого сознания. Так, при отборе и обучении появились и стали активно использоваться интеллектуальные тесты. С распространением фрейдизма профессиональную успешность стали соотносить не только с характеристиками сознания, но и с особенностями человеческой личности. Использование тестов интеллекта с целью отбора было дополнено проведением личностных психологических методик, отражающих различные типологии личности. Однако при этом не следует забывать, что личностные психологические методики были изначально созданы совсем для других целей, а именно для диагностики психопатологий. А значит, не могли, да и сейчас не могут со всей очевидностью предсказывать успешность того или иного работника на том или ином рабочем месте. Не были неопровержимыми и данные интеллектуальных тестов. Было замечено, что зачастую работники с высоким IQ не столь успешны в профессиональной деятельности, как их коллеги со средними показателями. При исследовании прогностической ценности интеллектуальных тестов оказалось, что они выявляют лишь 25% успешных работников. А более точный анализ позволил выявить менее 10%, Глава 7. Управление человеческими ресурсами 199 а порой и лишь 4% успешности112. Это означает, что тесты интеллекта оставляют без объяснения 75% профессионального успеха (а в худшем случае — и все 96%). Наконец, в 1973 году появилось новое понятие — понятие профессиональной компетентности, что существенно изменило содержание и характер дискуссии. Было установлено, что ни традиционные академические способности, ни дипломы об окончании учебных заведений или другие полученные работником сертификаты не гарантируют и не могут предсказать профессиональную успешность работников на том или ином рабочем месте113. Впервые в качестве специальных профессиональных компетенций, которые могут реально прогнозировать профессиональную успешность работников, были выделены три характеристики: 1) эмпатия; 2) самодисциплина; 3) инициативность. Впервые профессиональная успешность была связана не с типом личности или ее IQ, а с конкретными поведенческими проявлениями, реально приводящими работников к более эффективной деятельности. Так был пройден путь от построения «психологических портретов» работников и оценки имеющихся у них профессионально важных качеств до управления профессиональными компетенциями (рис. 7.2). Принципиально важным в этом экскурсе в историю является вопрос о том, изменился ли взгляд на человека в организации за этот длительный период времени. Ведь то, что мы видим, в действительности в большой степени зависит от способа смотреть. Как здесь не сказать, что особенно часто о человеческом факторе вспоминали во время крупных катастроф, аварий и поломок. 112 Hunter J. В., Schmidt F. L. Validity and Utility of Alternative Predictors of 113 McClelland D. Testing for Competence Rather than Intelligence // С чем связана профессиональная успешность работника? Рис. 7.2 Весь пафос концепции учета человеческого фактора сводился не столько к прогнозированию профессиональной успешности, сколько к построению всяческих барьеров, делающих невозможным для претендентов проникнуть в определенные профессиональные сферы деятельности. Самым важным было — не допустить, отсеять тех, кто по тем или иным причинам, не подходит! И здесь, как говорят некоторые специалисты своего дела, «лучше перебдеть, чем недобдеть». Считалось важным оценить не только наличие у человека профессионально важных, но и проверить выраженность профессионально недопустимых (нежелательных) качеств, которые «делают присутствие в коллективе данного человека не только не полезным, но даже препятствующим достижению общего позитивного результата»114. 114 Веселков А. Ф. К вопросу о надежности результатов оценочных процедур и эффективности их использования // Кадровый вестник. 2001. № 2 (25). ИЗМЕНЕНИЯ В СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ С середины 1980-х годов, в условиях изменившейся парадигмы управления, когда жизнь организации напрямую стала зависеть от специфики ее взаимодействия с постоянно изменяющейся внешней средой, стало ясно, что персонал не может рассматриваться лишь как достаточно простой механизм, по словам американского социолога И. Нокса, «реагирующий на заработную плату». Работники в организации не могут быть постоянными неудачниками, совершающими бесконечные ошибки, а поэтому требующими неукоснительного контроля. Философия «учета человеческого фактора» уступила концепции «управления человеческими ресурсами» — люди стали рассматриваться как основной ресурс организации, ее совокупный человеческий капитал, ценность, а не переменные издержки. Кадровая политика из «реагирующей» стала активной, стратегической. Изменения в управлении человеческим поведением Рис. 7.3 202 Часть 1. Мир организации Стратегия всеобщего контроля уступает место стратегии заинтересованной поддержки, что должно способствовать увеличению привязанности и верности персонала своей организации. На первый план в менеджменте организации начинают выходить идеи взаимозависимости и взаимосвязанности. Наконец пришло понимание того, что в каждой сделанной ошибке содержится доставшийся нам опыт. Каждая ошибка имеет смысл и приносит пользу. И если мы не понимаем этого, мы упускаем возможности. Чем выше мы поднимаемся, тем более возвышенной становится точка зрения, тем дальше проникает взгляд. Человек развивается больше и больше, его кругозор становится все шире и шире... В новой концепции первичным становится вовсе не рабочее место, а Человек. Каждый человек имеет свое предназначение, так как только человек в ситуации постоянно изменяющейся среды способен находить нетривиальные, творческие решения. В ситуации постоянных, трудно контролируемых изменений бессмысленным становится осуществление постоянного контролирующего воздействия сверху. Целесообразнее довериться работникам, предоставить им необходимую свободу действий, возможность проявить активность и ответственность, самореализоваться, то есть в полной мере исполнить свою миссию. Стало ясно, что в интересах организации дать возможность работнику самостоятельно следить за реализацией собственных целей и осуществлением своего вклада в общие цели. Задачи стратегии заинтересованной поддержки персонала стали формулироваться так, как представлено на рис. 7.4. Дальнейшее развитие практики управления человеческими ресурсами вызвало потребность коренным образом изменить организацию труда. Соотношение «рабочее место — человек» уступило место соотношению «человек—должность»1'5. Организация труда, основанная на понятии «должность» (миссии работника), существенно расширила функции специалиста 115 Менеджер в учреждении социальной защиты: Метод, пособие/ Под ред. Ю. М. Забродина, К. Мутье. М., 1998. С. 67-69. Глава 7. Управление человеческими ресурсами 203 Задачи стратегии заинтересованной поддержки персонала Date: 2016-05-25; view: 374; Нарушение авторских прав |