Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правила защиты качества решения
Информационное правило. Если качество решения важно и руководитель не обладает достаточной информацией, чтобы принять решение в одиночку, А1 исключается из рассматриваемого набора, так как велика опасность принятия низкокачественного решения. Правило доверия. Если качество решения важно, а мнению подчиненных нельзя доверять по какой-либо причине, G2 исключается из рассмотрения. Альтернативы, которые исключают конечный контроль руководителя при принятии решения, ставят под угрозу его качество.
Карта принятия решений 182 Часть 1. Мир организации Правило неструктурированной проблемы. Если качество решения важно, но нет достаточной информации для самостоятельного принятия решения, ибо проблема не структурирована, важно не только направить усилия на поиск необходимой информации, но и повысить эффективность этой процедуры. В таком случае, чтобы повысить качество решения, необходимо прибегнуть к взаимодействию со всеми работниками, обладающими информацией о проблеме. При этом А1, А2, С1 исключаются из рассмотрения. А1 не предусматривает сбор необходимой информации, а А2 и С1 громоздки и менее эффективны, чем методы, предполагающие взаимодействие работников. ПРАВИЛА, ПОВЫШАЮЩИЕ СТЕПЕНЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ РАБОТНИКАМИ Правило принятия. Если принятие решения работниками важно для его эффективной реализации и нет гарантии, что автократический способ решения проблемы будет принят работниками, А1 и А2 исключаются из рассмотрения. Правило конфликта. Если принятие решения работниками важно, а автократический способ его принятия невозможен и работники не могут прийти к единому решению, исключаются из рассмотрения А1, А2, С1, так как использование данных методов несет в себе опасность оставить часть работников в оппозиции к принятому решению. Необходимо использовать метод, помогающий преодолеть разногласия на основе получения более полной информации о проблеме. Правило справедливости. Если качество решения не столь актуально, но принятие его работниками необходимо и неочевидно при автократическом способе, из рассмотрения исключаются А1, А2, С1, С2. Лишь G2 позволяет повысить степень принятия решения всеми работниками, что необходимо для его реализации. Правило приоритетности принятия. Если принятие решения работниками важно, но неочевидно при автократическом решении, а мнению работников можно доверять, исключаются из рассмотрения А1, А2, С1, С2. Метод G2, предоставляющий всем членам организации равные права в принятии решения, может повысить степень его принятия всем персоналом, без риска потерять в его качестве. Глава 6. Стиль руководства 183 Во всех приведенных выше подходах, исследующих феномен руководства, важным является оказание инструментального влияния руководителя на работников (на их восприятие и удовлетворенность трудом) и на эффективное выполнение ими своих профессиональных обязанностей. В основном исследовалась специфика взаимоотношений между руководителем и персоналом, при этом отношения «руководитель—организация» недооценивались. Традиционно речь шла о том, каким образом руководителям удается мотивировать персонал и повышать результативность его труда. Соответственно, считается, что эффективным руководителям, в отличие от неэффективных, удается осуществить ряд шагов: 1) прояснить ожидания работников при помощи структурирования профессиональных задач; 2) повысить профессиональные возможности работников благодаря организации дальнейшего обучения; 3) спроектировать новые должностные обязанности с целью повышения удовлетворенности работников своим трудом; 4) стимулировать результативность труда работников благодаря используемой системе вознаграждений и обратной связи о результатах труда. Все эти теории анализируют последствия использования определенного стиля руководства для конкретных работников, малых групп, подразделений, игнорируя при этом последствия избранного лидерства для всей организацию в целом или для той среды, в которой данная организация существует. Следует добавить и то, что эти так называемые инструментальные теории лидерства апеллируют, прежде всего, к разуму работников, к рациональному уровню решения проблем, недооценивая значение как символического поведения руководителей, так и бессознательных мотивов поведения персонала. Все эти теории игнорируют также роль конфликта и политического фактора в деятельности организаций, проистекающих из потребностей персонала (в большей степени, чем руководителей) к организационным изменениям. В результате начиная с 1960-х и вплоть до 1980-х годов исследователи развернули бурную дискуссию о правомерности исследования руководства в контексте его влияния на результативность деятельности организации. 184 Часть 1. Мир организации НОВЫЕ ВЫЗОВЫ — НОВЫЕ СТИЛИ РУКОВОДСТВА С середины 1970-х годов происходит качественное изменение исследования руководства, появляются новые теории, стремящиеся объяснить ряд других аспектов: 1) влияние руководителей на изменение эмоционального со 2) организационная структура; 4) результативность работы всей организации. Появляются харизматическая, трансформационная и визионерская теории руководства и лидерства. Эти новые теории связаны не только с разочарованием в старых теориях, но и с развитием новых направлений в управлении организацией, в частности, с менеджментом в постоянно изменяющейся среде. Их появление связано с трансформацией самого контекста существования современной организации, непрерывно и стремительно изменяющегося, что предполагает и способность организации к быстрым изменениям. Отпущенное время реакции на изменения гораздо меньше, чем скорость самого изменения. Возрастает необходимость в предвидении, прогнозировании ожидаемых перемен и в активных, смелых действиях по радикальному (или, по крайней мере, инновационному) изменению установленного порядка, способности принимать быстрые решения в стрессовой ситуации. Если при этом руководитель достаточно восприимчив не только к объективной ситуации, но и к чувствам окружающих людей, их интересам и позициям, способен идти на риск, бросая вызов обстоятельствам, а главное, способен на формулирование ясных стратегических целей, с которыми другие люди могут идентифицироваться, то он наделяется харизмой, то есть безоговорочной верой в его возможности и готовностью следовать за ним. ЧТО МЕШАЕТ СОВРЕМЕННЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМИ? В современном мире руководители все чаще встречаются с изменениями, требующими принятия быстрых и правильных Глава 6. Стиль руководства 185 решений, что предъявляет новые требования к их профессиональным компетенциям. Возьмем описанный ниже пример. С тем чтобы закончить работу, в которую вовлечено еще одно подразделение в вашей организации, вы использовали все имевшиеся в вашем распоряжении официальные каналы связи. Однако вам не удалось добиться никаких результатов. Вы помните, что в этом подразделении работает ваш знакомый, который может помочь вам завершить работу. Что вы будете делать? Как нетрудно догадаться, большинство руководителей, скорее всего, воспользуется «личными связями» и постарается разрешить возникшую проблему неформальным путем. Лишь единицы поступят иначе! Но ведь реальной проблемой данной организации является блокировка ее внутренних коммуникационных каналов связи. А значит, прямой контакт со старым знакомым никак не способен изменить ситуацию. Другой тип решения предполагает изменение самой сути проблемы. Это значит, что руководитель нового типа переструктурирует проблему, то есть изменит само ее содержание. Эффективность деятельности современных руководителей, таким образом, связана с их способностью «прочитать» проблемную ситуацию с целью ее наиболее эффективного разрешения. Порядок прочтения проблемной ситуации такой: 1. Определение действительно важного критерия решения ситуации. 2. Выявление основных требований ситуации. 3. Выявление разнообразия требуемых умений, навыков, способов поведения, необходимых для решения данной проблемной ситуации. Это означает, что неэффективны те современные руководители, которые в недостаточной степени способны: 1а. Структурировать проблему: решить, с какой именно проблемной ситуацией он / она имеет дело — социальной, технической, коммерческой? Или же проблемы нет вовсе? 2а. «Прочитать» проблему: Что именно требуется сделать? За. Использовать те умения, которые требуются для решения именно этой проблемы: Достаточно ли он/она компетентен/компетентна для того, чтобы сделать то, что, на его/ее взгляд, от него / нее требуется? Часть 7. М ир организации Лишь трансформационным лидерам под силу заниматься структурированием проблем (определением их содержания), то есть извлекать смысл и реинтерпретировать изменяющиеся обстоятельства. Какие же особенности поведения и черты личности современных лидеров препятствуют осуществлению эффективного руководства в период организационных кризисов? 1. Недооценка значимости актуальной ситуации, действия по принципу «работа в прежнем режиме», связанные с недостаточной осознанностью, открытостью, чрезмерным оптимизмом и спокойствием. 2. Слишком эмоциональная оценка ситуации, связанная с хронической неуверенностью в своих силах, низкой эффективностью работы, пессимизмом, ведущая к трудностям в принятии квалифицированного решения за короткий период времени. 3. Слишком эмоциональная оценка ситуации, связанная с ярко выраженными потребностями в социальном одобрении, власти и статусе. Важными являются также высокий уровень зависимости от своих ближайших коллег— руководителей, ожидания неминуемых санкций в связи с недостаточной поддержкой избранной и реализуемой политики и стратегии управления (как со стороны персонала организации, так и со стороны вышестоящих органов); постоянное ожидание угрозы наказания. 4. Слишком эмоциональная реакция на информацию, проявление мощных негативных реакций и, как следствие, большие личностные ограничения, особенно в реализации автономности руководства организацией. Данный тип поведения связан с ограниченным процессом осознания, негативизмом и двойственностью восприятия организации, с низкой стрессо-устойчивостью, недостатком самоконтроля, нетерпимостью к мнению оппонентов, повышенной агрессивностью. Сегодня уже стало ясно, что в ситуации постоянно меняющейся среды результативность всей организации, ее жизнеспособность в гораздо большей степени зависит от личностных качеств руководителей высшего звена. В наше время повышается катастрофичность принятия ими низкокачественных решений, ведь подобные решения способны привести к саморазрушению всей организации. ВОЗДЕЙСТВИЕ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ЛИДЕРОВ НА ОРГАНИЗАЦИЮ Трансформационное лидерство, особенно эффективное в ситуации неопределенности организационных целей, средств их достижения и оценки результативности, наиболее ярко проявляет себя в исключительных условиях (в том числе стрессовых), требующих приложения исключительных усилий, необычного поведения и самопожертвования как со стороны лидера, так и со стороны его последователей. Именно поэтому во многих современных теориях столь большая роль отводится психологическому анализу личности выдающихся лидеров и эмоциональным эффектам их воздействия (рис. 6.6). Эмоциональные эффекты воздействия трансформационных лидеров на персонал организации: Date: 2016-05-25; view: 458; Нарушение авторских прав |