Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типичные ошибки при постановке вопросов и способы их преодоления
Рис. 5.8 Если требуются факты, то анализ их важности и значения лучше отложить на время. Если ситуация требует задать именно такие вопросы, то вопрос «почему» следует выразить как «В чем были причины...», «как» — «Каковы были шаги...» Подобные формулировки порождают ответы, более богатые фактами. 97 Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2004. С. 104. Глава 5. Индивидуальный уровень организационного поведения 149 Как известно, описательные ответы, в отличие от оценочных, вызываются открытыми вопросами, повышающими осознание. Как считает Дж. Уитмор, «сообщать или задавать закрытые вопросы, — значит освобождать людей от необходимости мыслить. Задавать открытые вопросы, — значит помогать им думать о себе»98. Закрытые вопросы, подразумевающие чрезмерные по точности ответы «да» или «нет», закрывают возможность исследовать дальнейшие детали и не понуждают к мыслительным усилиям. Открытые вопросы способствуют генерированию осознания и ответственности. Вопросы должны вызывать широкую и возрастающую концентрацию на деталях. Именно процесс детализации способствует прояснению пока еще неясных факторов, которые могут оказаться важными. Типы вопросов, повышающие осознание и ответственность 1. Специальные вопросы, фокусирующие внимание 2. Открытые вопросы, требующие описательного ответа Вопросы, вызывающие возрастающую концентрацию на деталях Рис. 5.9 98 Уитор Дж. Coaching — новый стиль менеджмента и управления персоналом. Практическое пособие. М., 2000. С. 55. 150 Часть 1. Мир организации Таким образом, именно специальные и открытые вопросы менеджера позволяют мобилизовать внимание работников для ответов, сфокусировать их внимание для точности и создать петлю обратной связи (рис. 5.10). Эффективные вопросы: Подчиняют внимание, мышление, наблюдение Фокусируют внимание на ясности, подробностях и аккуратности Не содержат категоричных суждений. Создают обратную связь Рис. 5.10 СТРАТЕГИИ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ-ЗАДАЧ. SMART-КРИТЕРИИ Как было показано выше, основная цель организационного взаимодействия на индивидуальном уровне — побуждение работника к лучшему исполнению поставленных задач, а эффективные вопросы призваны детализировать восприятие работником ситуации. Как известно, индивидуальная результативность и удовлетворенность своей работой — это те параметры, которые поддаются наблюдению и оценке со стороны; это наблюдаемая реальность. В свою очередь, эти факторы, так же как и мотивация, определяющая включенность данного работника в свою деятельность, на индивидуальном уровне организационного поведения зависят от специфики постановки задач и делегируемых полномочий, то есть всего того, что предшествует непосредственному включению данного работника в профессиональную деятельность. И здесь следует отметить, что далеко не всегда предъявляемые задачи должным образом структурированы и отвечают современным требованиям, то есть: 1) достаточно сложны; 2) достаточно значимы для данного работника; 3) предполагают автономность (самостоятельность) решения; Глава 5. Индивидуальный уровень организационного поведения 151 4) содержат показатели результативности, помогающие самому работнику оценить получаемые им результаты труда; 5) почувствовать справедливость оценки его индивидуальной результативности другими людьми (непосредственным руководителем, коллегами по работе и др.). Специфика постановки задачи и ее решение относятся к так называемым ситуационным факторам, которые, наряду с индивидуальным фактором, влияют на показатели результативности работы данного человека в организации и, соответственно, на его удовлетворенность работой. Таким образом, постановка задачи или цели профессиональной деятельности — важный элемент управления на индивидуальном уровне организационного поведения, фактически связывающий две реальности: наблюдаемую и ненаблюдаемую (рис. 5.11). Ведь то, как воспринимается задача работником, как он относится к ней, что он видит, что для него особенно значимо, а что нет, как он собирается решать эту задачу, — на все эти вопросы может ответить только сам работник, и именно это будет определять наблюдаемый всеми результат его труда (рис. 5.12, 5.13).
Date: 2016-05-25; view: 2601; Нарушение авторских прав |