Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сформулирована позитивно
Находиться в пределах личного контроля S(pecific) - конкретна M(easurable) - измерима A(ttainable) - достижима R(elevant) - значима, востребована T(imed) - соотносима с конкретным сроком (местом и временем) Экологична Рис. 5.15 Чем более детальным и четким будет видение результата выполнения задачи, тем конкретнее будет цель. Например, неконкретную цель «заручиться устойчивым финансовым положением» можно конкретизировать «чтобы мой бизнес приносил „п"-доход в течение следующих двух лет» или вместо цели «чтобы мы опередили весь мир в космических технологиях» можно поставить более конкретную цель — «в конце декады послать человека на Луну». Мало конкретно сформулировать цель-задачу. Необходимо задать количественные характеристики, описывающие конечный результат. Количественно измерить можно все, не случайно есть такая поговорка: «То, что не измеряется, не делается». Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и если да, то в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценивать результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс. В качестве критериев достижения цели можно использовать следующие параметры: 1) проценты, соотношения (этот критерий применим к ситуациям, в которых есть возможность планировать и анализировать повторяющиеся события, например при постановке цели Глава 5. Индивидуальный уровень организационного поведения 155 увеличить объем продаж измерителем может выступить увеличение объема продаж на 30%); 2) внешние стандарты (применимы в случаях, когда необходимо получить оценку со стороны, например при выполнении задачи повысить уровень сервиса критерием ее выполнения явится позитивный отзыв клиента); 3) частоту происходящего (допустим, работа менеджера по продажам будет являться успешной, если каждый второй (третий, пятый) клиент повторно обратится к нему за услугой); 4) средние показатели (этот измеритель можно использовать, когда нет необходимости прорыва в результатах деятельности, а нужно лишь обеспечить стабильность и поддержать качество работы, например три (пять, десять) посещений магазинов торговым представителем в месяц); 5) время (за такой-то срок необходимо достичь таких-то результатов, например увеличить объем продаж на 30% за 6 месяцев); 6) соответствие корпоративным стандартам (в организации разрабатываются свои стандарты, критерии соответствия: выполнять работу так, как принято у нас). Цель должна быть не только конкретной, измеримой и теоретически достижимой. Мы должны реально обладать (или потенциально обладать) ресурсами, необходимыми для ее достижения, такими, как: деньги, помещения, оборудование, кадры, навыки, знания, свободное время, и т. д. При постановке целей важным является умение руководителя оценить потенциал и мотивацию своих работников, его умение учесть опыт и индивидуальные особенности работников, поскольку необходимо ставить такие цели, чтобы при довольно напряженном ритме работы они могли бы их достигать. В некоторых работах консультантов-практиков этот критерий рассматривается как привлекательность задачи для того или иного человека". Иными словами, подчеркивается важность в процессе решения любой задачи такого психологического элемента, как принятие другим человеком цели-задачи. Значимость — следующий критерий постановки умных целей. Размышляя над тем, обладает ли задача значимостью, необходимо понять, почему это важно. Какое место и какова роль данной задачи в достижении целей более высокого уровня 99 Грант Э., Грин Дж, Коучинг принятия решений. СПб., 2005. С. 57. 156 Часть 1. Мир организации (вплоть до стратегических). Ничто так не мотивирует человека, как четкое понимание смысла работы — почему мы делаем именно это. Важно понимать, насколько другие люди внутри организации или вне ее заинтересованы в получении данного результата и какова будет его судьба. Последним параметром конкретизации поставленной цели является соотносимость с конкретным реалистичным сроком, в рамках которого необходимо добиться поставленной цели. Такой параметр, как экологичность цели, учитывает ее приемлемость и этичность в более широком ценностно-нормативном контексте существования организации. Поскольку любая постановка задачи нацелена на изменение текущего (наличного) состояния, важно сохранить в желаемом будущем те позитивные (ресурсные) проявления, которые присутствуют в ситуации «здесь и теперь». Важно понять, что такого есть в нынешней ситуации, что важно было бы сохранить в будущем. Важно также учесть последствия ожидаемого результата, что требует исследовать не только выгоды, связанные с достижением намеченного результата, но и возможные потери. В 1996 году Эдвин Локк из Мэрилендского университета представил результаты своего тридцатилетнего исследования, посвященного связи постановки цели с выполнением задач100. В этом исследовании приняли участие более 40 000 человек — от детей до ученых. Исследования проводились в восьми странах и охватывали временные промежутки от одной минуты до 24 лет. Вот некоторые результаты данного исследования: 1. Чем труднее поставленная цель, тем значительнее чувство достигнутого. 2. Чем конкретнее цель, тем точнее регулируется деятельность. 3. Цели, которые одновременно и конкретны, и трудны, обусловливают наилучшую деятельность, направленную на их достижение. 4. Согласие с целями наиболее значимо, когда человек убежден, что:
1) цель важна; 2) цель достижима (или, по крайней мере, к ней можно приблизиться). 100 Loche E. A. Motivation through conscious goal setting // Applied and Preventive Psychology. 1985. 36. P. 275-305. Глава 5. Индивидуальный уровень организационного поведения 157 5. Постановка цели приносит наибольшую пользу, когда присутствует обратная связь, указывающая на продвижение к цели. 6. Постановка цели опосредует воздействие опыта предыдущих действий на последующие. 7. Цели стимулируют планирование. 8. Люди испытывают больше трудностей при достижении целей, если:
1) у них нет опыта или тренировки; 2) они находятся под чрезмерным давлением, принуждающим действовать; 3) на них сильно давление времени. 9. Цели оказывают влияние на личность. 10. Цели служат стандартами для чувства удовлетворенности собой. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ С психологической точки зрения важно иметь в виду, что момент постановки цели-задачи и процесс ее решения разделены как в пространстве, так и во времени. Именно в этой точке пересекаются субъективные и объективные факторы. Очень условно ее можно назвать «точкой объективизации» задачи, когда задача из объективного мира, мира видимых проблем перемещается в мир субъективный, индивидуальный (рис. 5.16). В самом ходе восприятия, принятия и разрешения задачи каждый раз проявляется субъективность, пристрастность поведения и отношений человека, связанная как с его личным, индивидуальным опытом, так и с его состоянием в данный момент времени. В этом постоянно меняющемся комплексе представлений, прошлого опыта, восприятия текущей ситуации и особого, индивидуального понимания задачи, стоящей перед человеком, раскрываются ядро и направление его будущих действий. Таким образом, в самом процессе решения задачи существует эта возможность «расщепления» задачи на объективно заданную (и сформулированную руководителем) и субъективно воспринятую конкретным человеком. Это означает также и то, что из реальных проблемных ситуаций каждый конкретный человек улавливает (воспринимает), отбирает и принимает для Часть 1. Мир организации себя лишь некоторые — с учетом своего опыта, субъективного отношения, потребностей, ценностей и т. п. Такая «субъективизация» задачи включает понимание и принятие задачи данным человеком. По сути, момент принятия задачи как цели деятельности и запускает весь процесс решения. А для того чтобы «совершить это движение» к цели, человек должен отчетливо представлять себе, где он находится сейчас и как из этого начального положения можно достичь той самой цели. Следовательно, казалось бы, простой образ наличной ситуации психологически разделяется на два компонента: 1) понимание того, что находится перед человеком в данный момент времени; 2) понимание того, что именно в самой ситуации развивается, какой она может стать в ближайшем будущем. Таким образом, психологическое (внутреннее) решение ситуации происходит в некотором интервале различий образов (именно образов) наличной (текущей) ситуации и желаемой цели (конечной ситуации). Из каждого текущего наличного состояния можно тысячью различных способов достичь желаемого конечного состояния, ибо существует огромное множество стратегий, которыми пользуется человек, реализуя в каждой из них множество индивидуальных способов действий. Выбор стратегии решения также вначале происходит на психологическом уровне. И лишь затем, в различных вариантах реальной совместной деятельности осуществляется вынесение ее вовне, что проявляется как видимое другими людьми решение или достижение той или иной цели (рис. 5.16). А значит, с точки зрения реального управления чрезвычайно важно не только понимание руководителем этой закономерности решения задач, но и его умение выявлять, как сформулированная им и предъявленная задача «отражается» в «голове» конкретного работника. Таким образом, решение задачи осуществляется как на психологическом (ненаблюдаемом), так и на поведенческом (наблюдаемом) уровнях, что с необходимостью предполагает применение различных инструментов управления (рис. 5.16). Для менеджера важно получить ответ на ряд вопросов: 1. Как работником воспринимается исходное состояние или исходная ситуация (Образ Сит. о)? Глава 5. Индивидуальный уровень организационного поведения 159 Механизм решения проблемной ситуации Рис. 5.16 2. Какой видится цель или конечное желаемое состояние (Образ Сит t— Образ цели)? 3. Какова возможность (хотя бы потенциальная) достижения данной цели из заданной исходной ситуации? 4. Какова стратегия изменения ситуации? Это важно потому, что именно образ цели, а не сама цель регулирует поведение человека. И именно психологический уровень решения задачи определяет качество решения, то есть момент остановки, когда кажется, что цель достигнута, иными словами, когда конечный результат «достаточно похож» на образ цели. Так, каждый человек, часто независимо от его реальной позиции, занимаемой роли и принадлежности к той или иной группе, формирует и формулирует свою задачу, выстраивает свой индивидуальный образ цели, определяет критерии качества того, что он хотел бы «получить», выбирает те или иные средства и методы достижения цели и реализует это решение в реальном поведении, предъявляя тот или иной результат. Таким образом, на процесс решения задачи — проблемной ситуации влияет целый комплекс субъективных факторов, которые нельзя не учитывать (рис. 5.17). 160 Часть 1. Мир организации
Рис. 5.17 И именно от руководителя зависит умение согласовать объективно существующую задачу, объективно предъявляемые критерии качества результата и субъективно привносимые, индивидуально значимые оценки и критерии, влияющие на конечный результат работы. МЕТОДИКА РОСТ (GROW) При решении задачи или достижении цели результативности на индивидуальном уровне организационного поведения важными являются пять фаз взаимодействия руководителя с работником: 1) постановка задачи; 2) исследование реальности (текущей ситуации); 3) формирование списка возможностей достижения цели; 4) план действий; 5) реализация плана действий. Цель фазы «Постановка задачи» (№ 1) — постановка цели, представляющей определенный вызов текущей ситуации. Необходимо помнить, что конечная цель организации, фактически являющаяся ее миссией, редко находится полностью под контролем конкретного человека (поскольку она находится под
Рис. 5.18 воздействием факторов как внутренней, так и внешней среды), а значит, в данном случае речь идет о цели результативности. Цель результативности связана с получением конкретных результатов в исполнительской деятельности, которые предоставляют возможность достичь конечной цели. Конечная цель вдохновляет на усилия, а цель результативности определяет конкретные действия, которые находятся в сфере непосредственного контроля работников. Важным элементом обсуждения конкретной задачи является достижение понимания работником ее места и роли в достижении целей всей организации. Цель фазы «Исследование реальности (текущей ситуации)» (№ 2) — осознание действительного положения дел, что достигается благодаря описанию имеющейся ситуации, расширению и уточнению общей картины, ее детализации. Каковы ресурсы (внутренние и внешние) и каковы ограничения (внутренние и внешние), которые необходимо учитывать при решении задачи? На этом этапе важно максимально точное воссоздание картины происходящего для лучшего осознания всех аспектов наличной ситуации. 162 Часть 1. Мир организации Цель фазы «Формирование списка возможностей» (№ 3) — обоснование как можно большего числа альтернативных действий, делающих возможным достижение цели. При обсуждении возможностей достижения цели важным является не нахождение «единственно правильного» ответа, а количество возможностей (длина списка). Качество или пригодность каждого из предложенных вариантов не столь важны на этой фазе. Конкретные шаги и действия будут выбираться на следующей фазе организационного взаимодействия. Непосредственный отбор вариантов, их цензура или препятствия по выявлению всех возможностей на данной фазе (например, вызванные необходимостью завершения процесса) связаны с ограничением выбора и потерей потенциально значимых возможностей. На этой фазе важен процесс стимулирования мышления по сбору всех вариантов, включая и альтернативные, на основе применения творческих способностей людей. Понятно, что для того, чтобы извлечь все возможные варианты из работника или команды, необходимо создать такую обстановку, в которой участники будут чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы рассказывать о своих мыслях и идеях без опасения получить осуждение со стороны руководителей или других лиц. Обычно на этой фазе фиксируются все, даже самые нелепые предложения, ибо они могут в процессе дальнейших обсуждений превратиться в нечто важное. Один из факторов, ухудшающих генерирование творческих решений, — негативные предположения, исключающие саму возможность их реализации, которые могут носить в том числе и неосознаваемый характер (например: «Это невозможно сделать. На это никогда не согласятся. Это слишком дорого» и т. д.). Однако предположение «что будет, если...» помогает временно обойти цензуру рационального мышления, высвобождая творческие способности участников. Препятствия становятся не столь непреодолимыми, как это казалось раньше, невозможное становится возможным. Упорядочение возможностей является следующей важной задачей данной фазы, когда необходимо из исчерпывающего списка выбрать лучшие из альтернатив. Для этого список стратегий решения задачи анализируется еще раз, обращается внимание на полезность и цену каждого варианта решения (рис. 5.19). Глава 5. Индивидуальный уровень организационного поведения 163 Выбор лучшей альтернативы Польза Цена Рис. 5.19 Конструирование плана действий • Когда вы намереваетесь это сделать? • Позволит ли это действие приблизиться к цели? • Какие препятствия вы можете встретить на пути? • Кому нужно знать? • Какая поддержка вам нужна? • Как и когда вы намереваетесь получить эту поддержку? • Что еще следует учесть? Date: 2016-05-25; view: 444; Нарушение авторских прав |