Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обеспечивает целостность
(за счет ключевых ценностей и норм организации) ■ Создает чувство сопричастности к организации и преданность общему делу ■ Освещает видение будущего ■ Дает заряд энергии для движения вперед Рис. 4.13 Ценности этого уровня сознания во многом предопределяют поведение, наблюдаемое на уровне артефактов. При этом важно подчеркнуть, что, если их принятию не предшествует приобретение опыта, они могут отражать только то, что Арджирис и Шен назвали «провозглашенными ценностями», которые достаточно точно определяют, что будет говориться людьми в целом ряде ситуаций, но могут не соответствовать тому, что они будут делать. Если провозглашаемые ценности отвечают основополагающим представлениям, то их словесное выражение в форме принципов работы способствует консолидации группы, являясь средством самоидентификации и выражением сути миссии. Следовательно, необходимо различать ценности, которые соответствуют основополагающим представлениям, и ценности, противоречащие им и являющиеся следствием неких умозаключений. Зачастую подобные совокупности ценностей не образуют системы, порой их элементы являются взаимоисключающими или же никак не связанными с действительным поведением. Для того чтобы перейти на еще более глубокий уровень осознания культуры, расшифровать систему и научиться правильно предсказывать поведение ее носителей, необходимо лучше понять категорию базовых представлений. 128 Часть 1. Мир организации Культура как набор базовых представлений определяет, на что мы должны обращать внимание, в чем состоит смысл тех или иных предметов и явлений, какой должны быть эмоциональная реакция на происходящее, какие действия следует предпринять в той или иной ситуации. Разработав интегрированную систему таких представлений, которую можно назвать картой мира, или ментальной картой, или когнитивной картой мира, мы будем испытывать комфорт рядом с людьми, разделяющими наше представление мира, и явный дискомфорт в тех ситуациях, когда будет действовать иная система представлений, поскольку мы не будем понимать происходящего или же, что еще хуже, будем искаженно воспринимать действия других людей, давая им ложную интерпретацию происходящего. Человеческий разум нуждается в стабильности. По этой причине сомнение в состоятельности базового представления всегда вызывает у человека тревогу и ощущение незащищенности. В этом смысле коллективные базовые представления, составляющие суть культуры группы, могут рассматриваться как на индивидуальном, так и на групповом уровне, в качестве когнитивных защитных механизмов, обеспечивающих функционирование группы89. Культура сильна именно потому, что коллективные представления взаимно усиливают друг друга. Таким образом, культура организации — это «хранилище» относительно стабильных представлений, необходимых в ситуации трансформаций, изменений и решения проблем. Соответственно, культура является глубинным, всепроникающим, комплексным, системным и морально нейтральным явлением90. Ни культура, ни руководство не могут быть поняты сами по себе, в отрыве друг от друга. Можно сказать с полной определенностью, что единственной действительно важной проблемой руководителя является задача создания культуры и управления ею, талант же руководителя определяется его способностью понять культуру и работать с ней91. Ибо культура не позволяет переоценивать подходы к изменениям в организациях: она призывает к 89 Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002. С. 40. 90 Там же. С. 61. 91 Там же. С. 26. Глава 4. Организационное поведение 129 большей скромности в «управлении» организационными и социальными проблемами, она заставляет учитывать реальность такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотели бы видеть, она убеждает использовать имеющиеся ресурсы, прежде чем претендовать на изменения этой реальности92. Необходимо еще раз подчеркнуть, что специфика принятой группой культуры определяется, прежде всего, лидерами и той ролью, которую они сыграли в истории группы. Развитие группы и формирование культуры являются внутренне взаимосвязанными процессами, причем оба эти процесса считаются следствием определенных действий руководителей и коллективного опыта группы. Соответственно, при исследовании организационной культуры необходимо понять, как индивидуальные намерения основоположников, руководителей и соучредителей новой группы или организации, их собственное видение ситуации, их представления и ценности обращаются в принятый целой группой и коллективно одобряемый набор положений, передающихся новым членам как основа «правильного понимания ситуации». Каждая новая группа или организация должна обладать принятой всеми ее членами концепцией решения основной проблемы ее существования, исходя из которой она в основном и будет определять свою главную миссию, основную цель или смысл своего бытия. Поэтому одним из ключевых элементов любой культуры являются коллективные представления членов организации о сути ее деятельности и ее основной миссии или функции. Цели конкретизируют миссию и способствуют нахождению средств ее исполнения. Процесс формулирования целей зачастую позволяет выявить наличие нерешенных проблем или отсутствие консенсуса по тому или иному серьезному вопросу. Группа не может достичь поставленных целей и выполнить свою миссию, если в ней отсутствует консенсус по вопросу о средствах, которые надлежит использовать для достижения поставленных целей. Используемые средства определяют каждодневную организационную активность, и потому отношение к ним должно быть единодушным. Мало задаться амбициозными целями, 92 Тевене М. Культура предприятия / Пер. с фр. СПб., 2003. 130 Часть 1. Мир организации необходимо решить вопросы тактики (используемые технологии, финансирование, производство и реализация и т. д.). Конкретным набором этих соглашений будет определяться не только стиль организации, но и характер задач, разделения труда, организационной структуры, системы поощрений, систем контроля и информации. Коль скоро группа осуществляет некую деятельность, она должна иметь консенсус по вопросу оценки результатов этой деятельности, поскольку при отсутствии оценки группа не может корректировать деятельность должным образом. Если высшее руководство не сможет прийти к согласию в том, на какие показатели ему следует обращать внимание, оно лишится возможности их сравнительной оценки и, соответственно, определения характера необходимых корректировок. Как известно, отсутствие единой для всей иерархии точки зрения относительно того, что может служить мерилом успеха, не позволяет сделать работу организации более эффективной. Принятые организацией способы оценки ее собственной деятельности и средства для проведения этой оценки (используемый для этого критерий и соответствующая ему информационная система) при наличии консенсуса становятся центральными элементами ее культуры. Если же консенсус не достигается, а внутри организации существуют сильные субкультуры, исходящие из различных представлений о критериях оценки результатов деятельности организации, в организации возникают серьезные конфликты, ослабляющие ее конкурентоспособность и лишающие ее возможности адекватно реагировать на внешние факторы. Последняя проблема, требующая достижения консенсуса, связана с определением и реализацией действий, необходимых для смены курса организации. Эффективность работы организации определяется тем, смогла ли она прийти к консенсусу при решении вопроса о выборе «корректирующих» мероприятий. При этом характер принятия решения и самого решения становятся одной из определяющих характеристик стиля организации. Следует помнить, что значительная часть организационной культуры может существовать в латентной форме. Никто не знает заранее, как организация будет реагировать на возникновение кризиса. Характер же такого рода реакции в любом случае будет связан с глубинными элементами данной культуры, в особенности теми ее социотехническими Глава 4. Организационное поведение 131 элементами, которые отражают внутреннюю интеграцию организации93. То же самое может относиться к механизму решения проблемных ситуаций. Стратегия исправлений, используемая организацией при получении определенной информации о состоянии ее дел, выступает одним из важнейших центров, вокруг которого формируются культурные представления. Эти представления позволяют раскрыть и другие параметры организационной культуры, касающиеся миссии и сущности организации и тесно связанные с представлениями о сущности ее внутреннего функционирования. Таким образом, определенные культурные представления пронизывают все аспекты отношений группы с внешней средой. Основная миссия, цели, средства, используемые для их достижения, критерии оценки результатов деятельности и стратегия коррекции этой деятельности должны подкрепляться консенсусом, без которого работа коллектива не может быть признана эффективной. Наличие конфликта между подгруппами, имеющими собственные субкультуры, негативно сказывается на групповой деятельности. Выделяются четыре типа организационной культуры (рис. 4.14): Типы организационной культуры • Культура власти (жесткая иерархическая структура, критерий личной преданности, близость к ресурсам) • Культура порядка (ролевая) (четкое распределение функциональных ролей и обязанностей, система правил, процедур и стандартов деятельности) • Культура задачи (высокий профессионализм работников, кооперативный групповой эффект, сильная роль экспертов) • Культура личности (личные достижения человека, разброс в уровне профессиональных достижений, независимость работника, отсутствие стабильных профессиональных коммуникаций) рис. 4.14 93 Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002. С. 77. 132 Часть 1. Мир организации Одним из примеров организационной культуры, задающей высокий уровень профессионализма работников, служат принципы, созданные руководителями компании IBM 94: Каждый человек заслуживает уважения. Каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое только возможно. Добиваться совершенства во всем. Эти принципы были конкретизированы в «Правилах делового общения», которые приняты в IBM и вручаются каждому сотруднику компании. Начинается этот кодекс поведения следующим образом: «Наша компания обладает завидной репутацией. Нас обычно считают компетентными, преуспевающими и воспитанными людьми. Три эти качества взаимосвязаны. Наша приверженность твердым моральным принципам внесла большой и самый непосредственный вклад как в профессиональный рост нашей компании, так и в ее успех на рынке. На протяжении многих лет мы неустанно обращали внимание на то, что каждый сотрудник должен действовать в соответствии с самыми высокими моральными принципами. Мы делаем это сегодня и будем делать это завтра. Пересмотр и изменение социальных норм и ценностей, установок и ожиданий, то есть всего того, что входит в понятие „организационная культура", содержит в себе мощный механизм управления организационным поведением». Таким образом, и на уровне группового поведения, и на индивидуальном уровне организационного поведения действуют два мощных механизма управления поведением человека: 1) индивидуальный (внутренний), который функционирует через устойчивую систему представлений человека о самом себе, через воздействие на образ собственного «Я», влияющего на межличностное поведение в группе; 2) организационный (внешний), который функционирует через организационную культуру и систему формальных и неформальных отношений, осуществляемых в данной организации. 94 Фрэнсис Дж. Роджерс. IBM. Взгляд изнутри. Человек. Фирма. Маркетинг. М., 1990. С. 60. С. 263. Глава 4. Организационное поведение 133 Основная цель этих механизмов управления — повлиять на результативность работы группы, создать чувство удовлетворенности группы своими достижениями, что позволяет членам группы реализоваться как профессионально, так и личностно (рис. 4.15). Уровень группового поведения в организации Рис. 4.15 Итак, на уровне группового поведения индивидуальность организации проявляется и через межличностное взаимодействие, и через межгрупповые взаимоотношения, регулируемые системой распределения власти и полномочий, целями и ценностями конкретных групп. Основными критериями эффективности группового поведения при этом являются результативность труда, удовлетворенность трудом и профессиональное и личностное развитие. ГЛАВА 5 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ Нет ни одной ноты фортепиано, которая не имела бы своего определенного действия, которая не имела бы своей особой партии в симфонии природы. Будь они на семь октав выше или на семь октав ниже, будь она звонкой, или невыразительной, или естественной, в каком бы ключе она ни звучала, стоит лишь гармоничной руке коснуться ее, она создает гармонию, она делает из нее симфонию. Так и все мы подобны нотам перед божественным Музыкантом, и когда касается Его благословенная рука, то каковы бы ни были жизненные обстоятельства человека, будь он ребенком или юношей, старым или молодым, красота проявится и прибавится к симфонии жизни. X. Инайят Хан ЗАКОН САМОРЕАЛИЗУЮЩИХСЯ ПРОРОЧЕСТВ Вокруг нас не один мир, вокруг нас много миров — столько же, сколько человеческих умов. Каждый из нас пребывает в своем мире, потому что каждый ум имеет собственный мир, и он закрыт не только для других, но подчас и для нас самих. Наш мир как бы огорожен стеклянной стеной, сооруженной из наших мыслей, предрассудков, теорий, образов и чувств. Все, что мы видим и чувствуем, по большей мере не является фактом. Это интерпретация. Вы смотрите на женщину и чувствуете: «Как хороша!» Это интерпретация. Кто-то другой может с вами не согласиться. Вы думаете, что она идеал красоты, а кто-то другой думает, что она лишь так себе, терпеть можно — только и всего. А кто-то еще думает, что она определенно уродлива. Это кошмарный, а Глава 5. Индивидуальный уровень организационного поведения 135 не прекрасный сон. Разве все эти люди говорят об одной и той же женщине? Разве возможно, чтобы они говорили об одной и той же женщине, если их впечатления так отличаются друг от друга? Понятно, что они говорят не об одной и той же женщине, одна и та же женщина — это иллюзия. Они говорят о разных интерпретациях. В данном случае женщина — существо, используемое лишь в качестве экрана, и они проецируют на нее свои мысли. Они видят все, что хотят видеть. Они видят все, что способны видеть. То же самое истинно в отношении всех оценок, которые всегда по меньшей мере двойственны. Они не принадлежат миру реальности, это интерпретации, которые порождаются лишь человеческим разумом. Но двух реальностей не существует. Реальность— всегда одна. Она не является ни уродливой, ни прекрасной, она просто есть. Один человек может сказать: «Мне нравится этот цветок»; а вы можете сказать, что он вам не нравится. И здесь нет места спору: ведь о вкусах не спорят. Наши представления о мире — не универсальны. Они лишь лично наши. Однако очень часто во взаимодействии с окружающим миром и людьми, нас окружающими, мы начинаем вести себя так, как будто наше представление о реальности и есть эта самая реальность. И в этом — самая большая сложность, от слова «с-ложность» наших взаимоотношений. В этом отношении показательной является одна притча: «Жил-был человек, который потерял свой топор. И он заподозрил мальчика, жившего по соседству. Он наблюдал за тем, как тот мальчик ходил, — это он украл его топор. Его выражение лица, его речь, его поведение, его манеры — все в нем изобличало вора, укравшего топор. Спустя немного времени тот человек копал у себя в саду землю и нашел топор. На следующий день он опять увидел того мальчика, который жил по соседству. И ничто в его поведении и манерах не изобличало вора, укравшего топор». Если мы осознаем, что существование просто есть, оно не разделено, это заметно продвинет нас в способности проникнуть в текущую реальность. Есть цветы. Есть горы. Они просто есть. 136 Часть 1. Мир организации Мы же живем в наших собственных проекциях и идеях. При этом стоит появиться какой-то идее, как мы тут же находим доказательства. Сначала мы решаем, затем находим доказательства. А доказательства всегда найдутся. Жизнь безбрежна. В этом и состоит ловушка — закон самореализующегося пророчества: люди всегда решают, а потом всегда находят. Что бы мы ни решили, мы это найдем. Ибо никто не может помешать нам это найти. Жизнь дает нам богатые возможности. Открыты все альтернативы. Взаимодействие менеджера и работников в организации проходит по тем же законам — законам самореализующихся пророчеств. У каждого из нас еще до момента непосредственной встречи (или во время этой встречи) уже есть какое-то представление о другом человеке, какие-то ожидания, связанные с его поведением или действиями. Мы начинаем вести себя в соответствии с нашими представлениями и ожиданиями, ища им подтверждения. Дальнейшие события, как правило, подтверждают наши представления. А если все же реальные факты не подтверждают наших ожиданий, мы склонны в большей степени сетовать на сложившуюся ситуацию и на другого человека, тем не менее настаивая на своей правоте, на своей оценке ситуации. Этот закон давно уже описан в социальной психологии, как закон затруднения эффективной межличностной коммуникации. Когда речь идет о встрече или контакте двух людей, по сути, встречаются два субъективных мира, две ненаблюдаемые реальности, в которых восприятие ситуации, ее оценка и отношение к ней зависят от целого ряда индивидуальных факторов. С точки зрения индивидуального уровня анализа организационного поведения то, как человек воспринимает ситуацию, как он относится к ней и почему, без дополнительного исследования понять другому человеку невозможно. (В житейской психологии это называется «Чужая душа— потемки».) Однако именно эти факторы определяют то, как данный человек будет проявлять себя в организации в своей профессиональной деятельности, каковы будут его результаты, как он будет сам их оценивать и, соответственно, насколько удовлетворенным он себя почувствует. Глава 5. Индивидуальный уровень организационного поведения 137 Принципиально важной для управления человеческим поведением на индивидуальном уровне организационного поведения является позиция менеджера. Чего он сам хочет от взаимодействия с конкретным работником: подтверждения собственных предубеждений и манипулирования другим или выявления и раскрытия потенциала личности другого человека и группы людей? Ведь в основе обоих путей лежит забота менеджера о повышении результативности работы каждого и организации в целом. Однако методы достижения этой цели, в зависимости от занимаемой менеджером позиции и используемых методов, могут принципиально различаться. Мы исходим из того, что именно взаимопонимание, а не манипулирование другим человеком может существенно улучшить адекватность восприятия и коммуникацию. При этом взаимопонимание означает обоюдное желание и способность проникнуть в субъективный (точнее, субъектный) мир другого человека, подлинный интерес и уважение к этому миру. «ОКНО ДЖОХАРЫ» Одной из широко используемых моделей достижения взаимопонимания в организационном поведении является модель, разработанная Джозефом Лафтом и Харри Ингрэмом, которая называется по первым буквам имен авторов — «окно Джохари»95. По мнению авторов этой модели, межличностное взаимодействие зависит от способности каждого конкретного человека быть открытым, а важнейшие характеристики этой открытости — раскрытие и способность получить обратную связь. Раскрытие определяется как способность человека во взаимодействии с другими людьми раскрыть свои чувства, мысли, способность поделиться своим жизненным опытом. Обратная связь означает способность человека получать подобную информацию о себе от других людей, его умение дать другому возможность раскрыться. Эти два фактора задают четыре ситуации (рис. 5.1): 95 Bobbins S. P. Organizational Behavior. Concepts. Controversies. Applications. Prentice Hall, 1996. P. 401; Milton C. R. Human Behavior in Organizations: Three Levels of Behavior. Prentice Hall, INC., Englewood Cliffs, N.J. 1981. P. 200-203. Часть 1. Мир организации 1) открытое окно; 2) слепое окно; 3) закрытое окно; 4) неизвестное окно. «Открытое окно» содержит информацию, известную как данному конкретному человеку, так и другим людям, находящимся с ним в контакте. Это так называемое «проявленное Я», или «публичное Я». Речь идет об информации, касающейся особенностей демонстрируемого поведения и мотивации, поддающихся наблюдению со стороны. Окно Джохари
Обратная связь Рис. 5.1 «Слепое окно» содержит информацию, касающуюся чувств, поведенческих реакций, очевидных для других людей, но остающихся неизвестной для данного конкретного человека. Подобная ситуация возможна в том случае, если человек прибегает к защитным реакциям, блокирующим поступление к нему информации о нем от других людей. Глава 5. Индивидуальный уровень организационного поведения 13S «Закрытое окно» содержит информацию, известную данному человеку, но неизвестную другим людям. В данном случае речь идет о таких мыслях и чувствах человека о самом себе, которые хорошо им осознаются, но которыми человек по той или иной причине не считает возможным поделиться с окружающими. Это так называемое «слишком личное», «приватное Я». «Неизвестное окно» содержит информацию о чувствах и опыте, неизвестных как самому человеку, так и другим людям. По мере того как расширяется область «открытого окна», то есть человек использует возможность раскрыться, растет и возможность взаимопонимания между людьми. Если же данная область мала, велика вероятность установления сложных взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми за счет сужения свободы и спонтанности в общении. Большая открытость человека способствует не только проявлению подлинного «Я» человека, но и ведет к более адекватному восприятию им других людей. Рост открытости сокращает область закрытой информации о человеке, ибо становится все менее необходимым что-то скрывать о себе или отрицать то, что сам человек чувствует или знает. По мнению исследователей, расширение области «открытости» возможно благодаря раскрытию и росту обратной связи, отраженных на рисунке стрелками. Делясь с другими людьми своими чувствами и опытом, человек предоставляет возможность и другим людям быть столь же открытыми. Так раскрытие одного порождает открытость другого, что позволяет сократить область «слепого окна». Таким образом, благодаря обратной связи заполняются пробелы в информации об особенностях поведения, неочевидных для данного человека. Однако следует отметить, что благодаря действию защитных механизмов сокращение данной области требует гораздо более длительного времени и больших личностных затрат. Необходимо подчеркнуть и тот факт, что процесс раскрытия себя как личности всегда имеет как плюсы, так и минусы. Открытость ведет к лучшему пониманию самого себя, личностному и профессиональному росту, лучшему межличностному пониманию, однако может сопровождаться болезненными ощущениями, связанными с необходимостью осознавать нечто новое о себе, что далеко не всегда соответствует привычным для нас представлениям. 140 Часть 1. Мир организации Известно, что слишком большая степень раскрытия самого себя сопровождается повышением тревожности, с которой самому человеку бывает трудно справиться, что может привести к разрушительным для личности последствиям. Закрытость, в свою очередь, оберегает человека от боли, хотя платой за это является потеря возможности глубинных личностных постижений и развития. Как мы уже подчеркивали выше, процесс раскрытия связан с процессом обратной связи и находится под его влиянием. Обратная связь, предоставляемая человеку другими людьми, может быть чрезвычайно ценной, а может не обладать никакой ценностью или даже, наоборот, быть разрушительной. Чтобы обратная связь была позитивной, по мнению исследователей, необходимо, чтобы обсуждение специфики наблюдаемого поведения и реакций отвечало следующим требованиям: 1) имело целью оказание помощи собеседнику; 2) происходило при условии наличия доверия между собеседниками, искренне, с подлинным участием; 3) было скорее описательным, чем оценочным; 4) содержало конкретные и точные, а не общие примеры, основанные на событиях последнего времени; 5) осуществлялось в то время, когда собеседник действительно готов к восприятию информации; 6) мнение сообщающего было сверено с мнением других людей, с целью подтверждения его истинности; 7) включало только те события, которые поддаются изменению данным человеком; 8) не содержало в себе информации большей, чем человек может воспринять в данный период времени. При условии, если открытость сопровождается эффективной обратной связью, человек приобретает возможность развить свою осознанность в процессе межличностного взаимодействия. В результате область открытости увеличивается за счет сужения всех других областей. Существуют следующие принципы изменения данной взаимосвязи: 1) изменение в одном квадранте влияет на все другие; 2) отрицание, сокрытие и слепота отнимают энергию у конструктивного межличностного взаимодействия; 3) угроза затормаживает процесс осознавания; взаимное доверие ускоряет осознание; Глава 5. Индивидуальный уровень организационного поведения 141 4) процесс насильственного осознания (раскрытия) — неэффективен и нежелателен; 5) чем меньше квадрант открытости, тем беднее коммуникация; 6) совместная работа предполагает свободу в выражении чувств, мыслей, действия, то есть всего того, что вмещается в область «открытости». Это означает, что чем больше ресурсов и умений имеется у данного человека в области межличностного взаимодействия, тем больше у него возможностей и для эффективного исполнения задач профессиональной деятельности. Обратная связь — наиболее простое средство, с помощью которого менеджер, периодически обобщая свои наблюдения, может гарантировать работнику корректное понимание. Благодаря обратной связи работники имеют возможность убедиться в том, что они услышаны и полностью поняты, им самим она дает шанс проверить точность сказанного. В процессе обратной связи менеджер также имеет возможность расширить свое самоосознание, внимательно наблюдая за своими реакциями на любые эмоции и суждения работников, включая те, которые предназначены лично ему, и это влияет на его объективность и беспристрастность. Ведь собственные предубеждения менеджера — а никто от них не может быть свободен — влияют на общение и взаимопонимание. ЭФФЕКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ: ИХ ЦЕЛЬ И ФУНКЦИИ Встает вопрос: как повысить уровень доверия и открытости собеседников при организации обратной связи? Оказывается, что как открытость, так и ответственность взаимодействующих сторон эффективнее повышать с помощью вопросов, а не инструкций. А значит, основной формой взаимодействия менеджера с работниками на индивидуальном уровне должна быть вопросительная. Основная цель вопросов менеджера — не столько извлечь необходимую информацию, с тем чтобы решить что-то самому, сколько помочь работникам осознать все аспекты задания и необходимых действий, выявить восприятие работниками ситуации, воссоздать существующие у них образ ситуации и план действий. Иначе может получиться, как в одной притче: 142 Часть 1 «Однажды улитка лежала на больничной койке. К ней подошел доктор — барсук. Барсук сказал: „Вы очень плохо выглядите. Что с Вами случилось?" Улитка рассказала свою горестную историю. „Все началось, ~ сказала она, — когда я пыталась перейти дорогу. Я помнила, что нужно посмотреть налево и направо, и я так и делала на протяжении двух часов. Все это время дорога была свободна, так что я отправилась в путь. Не успела я выйти на дорогу, как вдруг, откуда ни возьмись, появляется эта черепаха на огромной скорости и переезжает меня!"» Именно такое реконструирование видения, оценок, хода мыслей конкретных работников позволяет проанализировать эффективность выполнения поставленных задач. Принципиальным является и то, что вопросы должны пробуждать интерес у работников и способствовать их лучшему осознанию ситуации. Особое место занимают ситуации взаимодействия, когда видение работником того, как следует решать ту или иную задачу расходится с видением его руководителя. В этом случае особенно важна необходимость предоставления работнику возможности самому исследовать понравившийся ему способ решения. Ведь привлекательность путей и способов реализации целей не может исчезнуть «по мановению руки» руководителя. В случае лишь формального согласия работника идти другим путем, при его приверженности привлекательному для него способу решения, можно получить совершенно непредсказуемый и далекий от ожиданий результат. Как только сами работники будут иметь возможность исследовать свои интересы, они станут более внимательны к ситуации в целом, включая интересы организации или какой-то группы людей (подразделения, команды и проч.). Таким образом, если не разрушать веру в себя и ответственность самих работников, то путь исследования — это лучшее, что может использовать менеджер. Необходимо отметить, что процесс осознания обладает мощной саморегулирующей силой. Благодаря достижению все Глава 5. Индивидуальный уровень организационного поведения 143 большего и большего осознания «слепых пятен» (то есть тех ситуаций или проблем, в которых содержится скрытый дискомфорт) или, наоборот, решений, приводящих к успеху в деле, возможна естественная реконструкция ощущений работника и регуляция (в том числе, и коррекция) поведения. Ведь человек способен управлять лишь тем, что осознает, а то, что он не осознает, управляет им. Какова же цель и функции вопросов на индивидуальном уровне организационного взаимодействия? Эффективные вопросы в организационном взаимодействии Date: 2016-05-25; view: 465; Нарушение авторских прав |