Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коммуникации — это доведение информации от одного человека до другого или до группы людей с целью взаимопонимания, позволяющего повысить качество принимаемого решения
• Предоставление информации • Мотивация членов организации • Контролирование и координирование усилий работников в достижении целей организации Рис. 4.8 Именно направление коммуникаций и их сеть задают движение информации: коммуникативный поток может двигаться и в горизонтальном, и в вертикальном направлении. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее. Коммуникативный поток, движущийся от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, является нисходящим. Он используется руководителями групп для постановки задач, описания работ, информирования о процедурах оценки результатов труда, обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации задач профессиональной деятельности, и полученных результатов. При 112 Часть 1. Мир организации
Рис. 4.9 этом важно иметь в виду, что чем больше уровней проходит информация, тем выше вероятность того, что она будет искажена в процессе передачи и интерпретации. Восходящая информация в организации движется от более низкого уровня к более высокому и используется для обратной связи работников с руководством с целью информирования о текущих проблемах, результатах работы с точки зрения самих работников. Горизонтальное направление движения информации связано с осуществлением общения среди членов одной и той же группы, среди членов рабочей группы одного уровня, среди руководителей одного и того же уровня или другого персонала одного уровня. Известно, что горизонтальная организация коммуникаций повышает оперативность принятия решений за счет сокращения количества иерархических организационных уровней, повышения самостоятельности и ответственности лиц, вовлеченных в совместную деятельность. Существуют различные типы сетей коммуникаций, которые также связаны с качеством и количеством информации (рис. 4.10). Структура сети коммуникаций влияет на точность и недвусмысленность посланий, на слаженность функционирования группы, на чувство удовлетворенности членов группы от осуществляемого взаимодействия и в конечном итоге на общую результативность работы. Глава 4. Организационное поведение 113 Типы коммуникационных сетей Цепь Шпора Колесо
Круг Многоканальная Рис. 4.10 Цепь — простейшая структура, обеспечивающая передачу информации от одного работника другому. При этом важным является определение темпа работы. Колесо — все управление осуществляется из одного центра, при этом качество работы всей группы зависит от качества работы руководителя. Структура хорошо и устойчиво организована, упорядочена, хотя и не столь активна. Сеть коммуникаций в виде круга носит более активный характер, без наличия формального лидера, при этом возможно появление неформального лидера. Хорошо решаются творческие задачи; отмечается благоприятный социально-психологический климат, при котором действует «коллективный разум»; информация циркулирует свободно. Шпора — коммуникационная структура, при которой существует формальный лидер (А), однако многое зависит от человека (Б), через которого проходит вся информация и который имеет возможность интерпретировать ее до того, как она попадет непосредственно к руководителю. При этом он может не входить в организационную структуру, находясь лишь в информационной. Многоканальная коммуникационная сеть также является активной, без наличия формального лидера; она позволяет всем членам группы свободно обмениваться информацией, при этом удовлетворенность процессом взаимодействия довольно высока. 114 Часть 1. Мир организации НЕФОРМАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Различные коммуникационные сети отражают специфику формального взаимодействия между работниками и руководителями в организации. Однако формальная система взаимодействия не является единственной и не отражает всю систему существующих коммуникаций, влияющую на поведение людей на всех трех уровнях. Важная роль принадлежит и неформальной системе взаимодействия, той сфере, где информация существует в виде слухов, пересудов, сплетен и т. д. Система неформальных коммуникаций имеет три главные характеристики: 1) не поддается контролю со стороны формальной системы организации; 2) воспринимается самими работниками как более надежная и достоверная, чем формальная система передачи информации, используемая руководителями; 3) используется, прежде всего, с целью удовлетворения потребностей и интересов тех людей, которые в нее входят. Необходимо подчеркнуть, что поведение и деятельность неформальной организации никак не отражаются в формальной организационной структуре. Официально она просто не существует. Тем не менее неформальная система взаимоотношений вносит существенный вклад в жизнь всей организации. Можно сказать, что формальная структура организации создает ту обстановку, на фоне которой проявляется неформальная система человеческих взаимоотношений. Именно неформальная организация может служить наиболее полному удовлетворению личностных потребностей работников в безопасности, принадлежности, признании; всего того, что по тем или иным причинам не получило удовлетворения в формальной организации. С точки зрения анализа специфики передачи информации по неформальным каналам связи интересным является исследование, проведенное в одной из небольших фирм среди 67 руководителей разного звена74. 74 Davis К. Management Communication and the Grapevine. Harvard Business Review. September—October, 1953. P. 430-449. Глава 4. Организационное поведение 115 Было обнаружено, что, несмотря на то что слухи — важное средство передачи информации, лишь 10% руководителей высшего звена являются каналом их передачи, то есть лишь 10% руководителей передали полученную информацию более чем одному другому человеку. Например, о том, что один из руководителей собирался перейти в другую компанию, знало 81%, но лишь 11% передали эту информацию другим людям. Благодаря этому исследованию были сделаны еще два интересных вывода. Оказалось, что информация о событиях, представляющих общий интерес, передавалась от одного крупного подразделения или отдела другому (например, от отдела производства отделу продаж) и не циркулировала внутри самого отдела. Было установлено также, что разная информация передавалась разными людьми в группе, то есть не было обнаружено людей, постоянно являющихся каналом передачи разной информации. Подобное исследование было повторено среди государственных служащих одного из небольших учреждений75. Интересным дополнением к предыдущему исследованию явилось то, что оно проводилось не только среди руководящего состава, но и среди простых работников. Вновь были обнаружены 10% лиц, служащих каналами передачи подобной информации. Остальные же выводы данного исследования несколько расходятся с предыдущими. Так, оказалось, что информация, передаваемая по неформальным каналам связи в государственном учреждении, циркулировала не между отделами, а внутри одного и того же отдела. Подобный результат был отнесен на счет участия в исследовании не только руководителей, но и простых работников. Именно руководители, испытывая большую потребность в информации, заинтересованы в ее получении извне непосредственной функциональной группы. В противовес предыдущему исследованию, среди служащих государственного учреждения была обнаружена постоянная группа лиц, являющихся каналом передачи информации разного типа. Можно ли считать информацию, циркулирующую по неформальным каналам связи, точной и надежной? Как показывают исследования, на 75% — да76. 75 Sutton H. and Porter L W. A Study of the Grapevine in a Gonemmental Organization. Personnel Psychology. Summer 1968. P. 223-230. 76 Davis К., цит. no: Rowan R. Where Did That Rumor Come From? // Fortune. August 13, 1979. P. 134. 116 Часть 1. Мир организации Возникает вопрос о том, какую роль играют слухи в организации и можно ли их уменьшить. Принято считать, что слухи и сплетни призваны приятно возбуждать людей, к ним прибегающим. Однако более существенным является то, что слухи, прежде всего, позволяют77: 1) структурировать неопределенную ситуацию, уменьшив тревожность; 2) придать смысл ограниченной или фрагментарной информации; 3) служить средством объединения людей в группе или аутсайдеров в коалиции; 4) повысить статус человека, их передающего («Я знаю об этом, а вы — нет»), или его власть («В моей власти, сказать вам об этом или нет»). Как показывают исследования, слухи появляются в ситуации, важной для людей, но неопределенной, а следовательно, вызывающей повышение тревожности78. Как известно, ситуации профессиональной жизни изобилуют подобными эпизодами. Конкуренция и секретность окутывают в крупных организациях решение таких вопросов, как назначение новых руководителей, структурная реорганизация, изменения в размещении отделов и рабочих групп, оценка деятельности работников и заключение новых договоров. Понятно, что слухи могут улечься лишь тогда, когда потребности и ожидания, спровоцировавшие неопределенность ситуации, будут разрешены, а тревога уменьшится. Таким образом, важно понимать значение неформальной коммуникации в жизни организации для понимания тех проблем, которые представляются важными для работников и провоцируют повышение тревожности. Неформальная коммуникация может рассматриваться и как фильтр, и как механизм обратной связи, сигнализирующий об интересах и потребностях персонала. 77 Hirschhorn L Managing Rumors / L. Hirschhom (ed.) Cutting back. San 78 (Rosnow R. L. and Fine G. A. Rumor and Gossip: The Social Psychology of Глава 4. Организационное поведение 117 Нивелировать слухи в организации административным путем невозможно, но минимизировать их негативные последствия можно, если предпринимать ряд мер: 1) регулярно сообщать работникам о принятых руководителями важных решениях; 2) объяснять работникам необходимость реализации решений и действий, которые могут выглядеть непоследовательными и тайными; 3) освещать как плюсы, так и минусы последних решений и будущих планов; 4) открыто обсуждать возможные негативные последствия реализации решений, ибо ничто так не способствует повышению тревоги, как не получившие обсуждение вымыслы. Необходимо помнить, что именно свобода в доступе к информации или ее отсутствие существенным образом сказываются на продуктивности совместной деятельности и специфике межличностных отношений в организации. Именно информация (в том числе и различного рода манипуляции с ней) в конечном итоге определяет наше сознание и наши поступки. СТЕРЕОТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ К сожалению, в современной ситуации по-прежнему еще довлеет коммуникативный стереотип, в соответствии с которым основным источником информации выступает «центр», откуда сообщения доводятся до «периферии». Вспоминается основной принцип руководителей собраний, по недоразумению именовавшихся совещаниями, который и сегодня для России, судя по современным исследованиям, является актуальным — «Не будем разводить дискуссии», которые заканчивались прохладной репликой: «Вопросы есть? Вопросов нет. Все свободны»79. 79 Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу. Л., 1991. С. 74. 118 Часть 1. Мир организации Идеал же состоит в том, чтобы построить коммуникативные отношения по типу диалоговых, то есть с презумпцией непременного равенства участников80. Если в первом случае, при осмыслении фактов и оценке информации, только «центр» обладает абсолютной свободой, что не может не предполагать возможность диктата, то во втором случае, когда создается атмосфера «диалога», предполагается обсуждение и принятие решений с различных личностных и интеллектуальных позиций. Тогда и проявляются разные «логики», сориентированные к одной предметности. Речь в таком случае начинает идти лишь о формировании некоторого уровня взаимных соглашений, базиса несомненности и определении каких-либо различающихся путей продвижения к общим целям. Ситуация диалога при этом отличается от простого разговора тем, что, даже если одному из собеседников не нравится предлагаемая точка зрения, ему всё же приходится научиться выслушивать и ценить человека, придерживающегося этой точки зрения. Несомненно, что подобные отношения, рождающиеся в ответ на использование определенной коммуникационной модели, не могут не сказаться на всем организационном климате. В этом отношении ничто так не помогает понять достоинства и недостатки реализуемого стиля жизни, как взгляд со стороны. Анализируя, чего недостает и что надо сделать на пути к рынку российским менеджерам и предпринимателям, Люк Мартин, долгое время руководивший одним из подразделений корпорации «Филипс» (Нидерланды), а ныне работающий советником в Нидерландской программе содействия управлению (NMCP), отметил, что многие из знакомых ему российских представителей бизнеса слишком ориентированы на формальные и бюрократические процедуры управления. Они фактически занимаются только частью тех вопросов, которые входят в их компетенцию, по всей видимости считая зоной своей ответственности только непосредственный процесс производства. 80 Диалог и коммуникация — философские проблемы. Материалы «круглого стола»// Вопросы философии. 1989. №7. С. 26-27. Глава 4. Организационное поведение 119 Коммуникативные отношения в деятельности российских организаций развиты слабо, и пока данной сфере не придается соответствующего значения. Разрыв между управляющим звеном и персоналом велик. Разрыв во всем — в положении, доходах, заработной плате, взаимоотношениях. Когда он пытался разговаривать с работниками, он видел, что они очень замкнуты и не привыкли к такому общению, а само оно носит очень формальный характер. Как считает Люк Мартин, менеджеры не общаются в должной мере с работниками, не обсуждают с ними вопросов инноваций, возникающие проблемы, не выслушивают (хотя бы раз в неделю) их мнения, ссылаясь на нехватку времени, тогда как именно на это они обязательно должны его находить. Например, я как менеджер с уважением отношусь ко всем людям, добавляет Люк Мартин, но я должен не только думать это, но и демонстрировать. Он убежден, что менеджеры должны регулярно встречаться со всеми своими подчиненными и ставить им конкретные задачи. Это, конечно, непросто. Именно поэтому необходимо готовить руководителей так, чтобы они не только были специалистами в области технологий, процедур, организационных структур, но и умели работать с персоналом, проводить его подготовку, анализировать и оценивать деятельность сотрудников, общаться с ними. На Западе менеджеров учат работать, исходя из того, что их сотрудники не только выполняют определенные функции, но и являются живыми людьми, им интересно знать, кто и что есть их руководитель и что с ними происходит. Как считает Люк Мартин, часто необходимо идти даже на такие неординарные шаги, как спрашивать подчиненных: «Что мы должны делать?» Это позволяет показать, что руководитель тоже живой человек и может чего-то не знать. За рубежом менеджеры проходят специальную подготовку с целью установления эмоционального контакта с подчиненными. Считается, что руководитель должен походить на тренера спортивной команды. До матча он непрерывно общается с игроками, анализирует их слабые и сильные стороны, изучает видеозаписи, зато потом, в решающий момент, когда они выходят на поле, уже только координирует их действия. Также и руководитель компании должен постоянно общаться со своими подчиненными, на основе анализа рынка обсуждать 120 Часть 1. Мир организации с ними действия конкурентов и варианты ответных мер, вовлекать их в процесс коллективной разработки, принятия и выполнения решений. Тогда подчиненные (как и игроки на поле) будут многое знать и ко многому будут готовы, ведь действия соперников по большей части заранее проанализированы. Они сумеют найти нужную тактику, поскольку обучены работать самостоятельно, без руководителя. Вот в чем суть командной системы работы, к которой стремятся европейские компании и которая является неким приближением к самоорганизующемуся управлению. На «Филипсе» пытаются быть как бы одной семьей, командой. Причем в порядке вещей, когда члены команды называют тренера по имени, а не формально «мистер такой-то». А это совсем иной стиль взаимоотношений. Там считают, что можно быть хорошими друзьями, и при этом один человек является руководителем, а другой — подчиненным81. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Как известно, стиль человеческих взаимодействий отражается не только в организационном климате, но и в организационной культуре. В конце 1960-х годов термины «культура» и «климат» в организации использовались многими исследователями взаимозаменяемо. В 1970-е годы мысль о том, что организации имеют свои «культуры», высказывалась несколькими исследователями, но лишь начало 1980-х годов ознаменовалось возросшим интересом к организационной культуре. Появились концепции, представляющие организационную культуру как объединяющую силу внутри организации. Она имеет свое материальное выражение, и руководство организации может ее идентифицировать и управлять ею для достижения лучших результатов в работе организации. Например, Т. Петерс и Р. Ватерман82, а также Т. Дил и А. Кеннеди83 говорят о возможности достижения положительного результата в работе организации лишь путем признания и усвоения единых корпоративных ценностей. 81 Проблемы теории и практики управления. 2000. N 4. 82 Цит. по: Neuliep J. W. Human Communication Theory. Applications and 83 Deal Т., Kennedy A. Corporate Cultures: the Basic Course. New York: Harper Глава 4. Организационное поведение 121 Во многих работах прослеживается мысль о том, что культура — это коллективная совесть организации и что менеджеры могут управлять ею. Согласно К. Юнгу, все теоретики организационной культуры сходятся в одном: культура — это объединяющее понятие, отражающее, с одной стороны, социальное единство и сплоченность организации, а с другой — эффективность ее деятельности84. Обычно используемые понятия, соотносимые с концепцией культуры, акцентируют внимание на том или ином ее аспекте или идее, разделяемой членами группы. Основные понятия, ассоциируемые с культурой, таковы: 1) наблюдаемые поведенческие стереотипы при взаимодействии людей: используемый ими язык, обычаи и традиции, ритуалы, совершаемые в определенных ситуациях; 2) групповые нормы: свойственные рабочим группам стандарты и ценности; 3) провозглашаемые ценности: артикулированные, объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится группа; 4) формальная философия: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются действия группы по отношению к акционерам, служащим, клиентам или посредникам; 5) правила игры: правила поведения при работе в организациях; «ограничения», которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок»; 6) климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами; 7) существующий практический опыт: методы и технические приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей, способность осуществлять определенные действия, передаваемая из поколения в поколение и не требующая обязательной письменной фиксации; 8) склад мышления, ментальные модели и/ или лингвистические парадигмы: принятые когнитивные (связанные с познанием) системы, определяющие восприятие, мышление и язык, 84 Цит. по: Stapley L. The Personality of the organization: A Psycho-Dynamic Explanation of Culture and Change. London; NewYork: Free Association Books, 1996. 122 Часть 1. Мир организации используемые членами группы и передаваемые новым ее членам на этапе первичной социализации; 9) принятые значения: мгновенное взаимопонимание, возникающее при взаимодействии представителей группы друг с другом; 10) «базовые метафоры», или интеграционные символы: идеи, чувства и образы, выработанные группой для самоопределения, которые не всегда оцениваются на сознательном уровне, но находят воплощение в зданиях, офисной структуре и других материальных аспектах существования группы. Этот уровень культуры отражает не когнитивные, или оценочные, а эмоциональные и эстетические реакции членов группы. Все эти концепции связаны с культурой и / или являются ее отражением, поскольку они объединены с некими моментами, общими для членов группы; в то же время ни одна из них не является собственно «культурой» организации или группы. Когда мы говорим о том, что сообщество обладает «культурой», мы подразумеваем под культурой не только общность определенных элементов, но также их глубинный характер и стабильность. Глубина в данном случае свидетельствует о некой неосознанности, а значит, известной неосязаемости и расплывчатости этих элементов. Структурирование или интеграция элементов, выражающаяся в появлении более общих парадигм или гештальтов (состояний), способствует стабильности, связывающей воедино различные элементы, лежащие на более глубоком уровне. Культура предполагает существование чего-то целого, образуемого обычаями, климатом организации, ценностями и моделями поведения. Структурирование и интеграция являются сущностью того, что мы именуем «культурой». Чаще всего культура рассматривается как аккумулированный коллективный опыт данной группы, включающий поведенческий, эмоциональный и когнитивный элементы психологического функционирования ее членов. Коллективному опыту должны предшествовать коллективная история, которая, в свою очередь, предполагает известную стабильность состава группы. При условии такой стабильности и существовании коллективной истории человеческая потребность в экономии, постоянстве и осмысленности приводит к формированию из различных общих элементов паттернов, которые со временем и получают название «культуры». Глава 4. Организационное поведение 123 Существующая культура организации, или организационная культура, выстраивает и определяет существующий стиль человеческих отношений и взаимодействий, исходя из реализуемой модели мышления и поведения людей. Именно культура организации задает систему конвенциаль-ного, или предписанного (ожидаемого), поведения и поведения неформального (неконвенциального). Организационная культура в большой степени программирует коллективное умонастроение на уровне как формального, так и неформального взаимодействия (рис. 4.11). Организационная культура Система отношений между людьми, которая в течение времени формирует, а затем поддерживает у членов организации уникальную общую для них психологию, которая проявляется в коллективно разделяемых ценностях, убеждениях, традициях и нормах поведения, в общепринятых значениях постановки дела, достижения результатов деятельности, что отличает данную организацию от других Рис. 4.11 Процесс научения, или приобретения опыта группой, начинается с того момента, когда один или несколько ее членов начинают руководить определением возможной стратегии поведения и в случае успешного разрешения ими внутренних и внешних проблем приобретают признанный статус лидеров. Группа обладает культурой в том случае, если она имеет историю, достаточно продолжительную для формирования коллективных базовых представлений. 124 Часть 1. Мир организации Сила коллективных представлений определяется тем, что они начинают работать за пределами сознания. Более того, будучи сформированными и воспринятыми в качестве самоочевидных, они становятся определяющей особенностью группы, позволяющей ей отличить себя от прочих; при этом подобным представлениям приписывается определенная ценность. Теперь эти представления воспринимаются не просто «нашими», но, поскольку опыт был успешным, истинными и позитивными. Необходимо подчеркнуть также то, что культура и лидерство — две стороны одной медали в том смысле, что культуры создаются лидерами, формирующими группы или организации. Если же культура уже существует, она определяет критерии лидерства и, соответственно, выявляет возможных лидеров. При дисфункциональности культуры именно от руководства, главным образом, зависит выявление функциональных и дисфункциональных элементов существующей культуры. Незнание руководителем культуры, в которой он укоренен, приводит к тому, что не он управляет культурой, а культура начинает управлять им. Культура может анализироваться на нескольких уровнях, соответствующих той или иной степени очевидности культурного явления для наблюдателя. Эти уровни охватывают как вполне осязаемые внешние проявления, доступные органам чувств, так и глубинные подсознательные базовые представления, которые называются сущностью культуры85. Между этими двумя полюсами находятся разного рода коллективные ценности, нормы и правила поведения, используемые носителями данной культуры для представления ее как самим себе, так и другим. Ценности могут обсуждаться и оспариваться, люди могут принимать и не принимать их, базовые же представления кажутся им чем-то настолько очевидным, что человек, не обладающий ими, считается «безумцем», что приводит к его автоматическому удалению из группы. Существуют два типа концепций организационной культуры: 1) связанные с «базовыми представлениями», которые подлежат более глубокому анализу, поскольку именно они кажутся носителям культуры самоочевидными и непререкаемыми86; 85Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002. С. 35. 86 Там же. С. 35. Глава 4. Организационное поведение 125 2) связанные с «базовыми ценностями», которые определяют главные индикаторы эффективности организаций87. Уровни, на которых может анализироваться культура, представлены на рис. 4.12. Уровни культуры Рис. 4.12 Самым поверхностным уровнем является уровень артефактов83, включающий все те феномены, которые можно увидеть, услышать и почувствовать при вхождении в новую группу с незнакомой культурой. Артефакты включают зримые продукты группы, такие, как: архитектура ее материального окружения, ее язык, технология и продукты деятельности, стиль, воплощаемый в одежде, манере общения, эмоциональной атмосфере, мифах и историях, связанных с организацией, описание принятых ценностей, внешние ритуалы и церемонии, и так далее. Таким образом, в этот уровень включаются наблюдаемое поведение группы и соответствующие организационные процессы. 87 Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001. 88 Артефакты —это все созданное человеком, не присущее природе. В данном случае речь идет об очевидных проявлениях культуры. 126 Часть 1. Мир организации Характерной особенностью данного уровня культуры является то, что его просто наблюдать, но крайне сложно растолковать. То есть наблюдатель может описать увиденное и услышанное им, однако не способен понять ни подлинного значения изучаемых внешних феноменов, ни важности связанных с ними представлений. Основная проблема интерпретации состоит в неоднозначности символов. Понять смысл любого подобного явления можно лишь при одновременном изучении культуры на уровнях ее ценностей и базовых представлений. Весь опыт группы, в конечном счете, — отражение чьих-то оригинальных понятий относительно того, чем именно то, что должно быть, отличается от того, что есть. При создании группы или при обращении ее к решению новой задачи, вопроса или проблемы первый ее шаг является отражением чьих-то индивидуальных представлений о правильном и ложном, эффективном и неэффективном. Люди, владеющие инициативой и способные оказывать определенное влияние на принятие группой того или иного подхода к решению проблемы, в дальнейшем могут стать «лидерами» или основоположниками, однако группа, как таковая, на этом этапе еще не обладает коллективным опытом, поскольку еще не выработала механизма выхода из новой для нее ситуации. По этой причине любое предложение имеет в глазах группы лишь условную ценность, пусть даже лицо, высказывающее его, и уверено в его истинности. Пока группа не предпримет совместных действий, и ее участники не увидят их результатов, она не будет обладать общим базисом для понимания истинного положения дел. Приобретаемый групповой опыт состоит в том, что некоторые из ценностей, некогда провозглашенных лидерами, способствуют снижению неопределенности в критических областях функционирования группы. Сохранение верности этим ценностям приводит к их трансформации в самоочевидные представления, подкрепляемые набором вербализованных (словесных) убеждений, норм и правил поведения. Соответствующие взгляды и моральные / этические правила остаются осознанными и четко сформулированными, выполняя нормативную или моральную функцию, регулируя поведение членов группы в тех или иных ключевых ситуациях и приучая новых ее участников к тем или иным моделям поведения. Набор ценностей, который находит реальное воплощение в идеологии или в организационной философии, служит ориентиром или моделью поведения в сложных или неопределенных ситуациях (рис. 4.13). Глава 4. Организационное поведение Date: 2016-05-25; view: 767; Нарушение авторских прав |