Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие психологического консультирования, его цели и задачи





Слово «консультирование» происходит от лат. consultare - «сове­щаться, заботиться, советоваться». Буквально «консультировать» -давать совет по интересующей проблеме.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичное™, на циркуляции информации, на информационном об­мене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.

Психологическим консультированием называется особая об­ласть практической психологии, связанная с оказанием со стороны спе­циалиста-психолога (консультанта) непосредственной психологиче­ской помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде рекомендаций [14]. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предвари­тельного изучения той проблемы, с которой столкнулся клиент.


 


 
,■...■..,■

Психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. В этом состоит суть психологического консульти­рования.

Ю. Е. Алешина [5] основную цель психологического консультиро­вания определяет как оказание психологической помощи, т. е. разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налажи­вании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи:

1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации.

2. Облегчение эмоционального состояния клиента.

 

3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. В ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощущать свою ответственность за про­исходящее.

4. Помощь психолога в определении того, как и что именно можно изменить в сложившейся ситуации.

Г. С. Абрамова [3, 186] определяет целью психологического кон­сультирования культурно-продуктивную личность клиента, чтобы чело­век обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способ­ным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных сторон. В связи с этим главную задачу психолога-консультанта Г. С. Абрамова видит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового человека условия для формирования им осознанных нешаблонных способов поведения, которые позволили бы ему действо­вать в соответствии с возможностями культурного развития общества.

Н. Н. Обозов [15] цель психолога в консультировании видел в том, чтобы прояснять клиенту причины и следствия жизненных ситуаций. Задачей здесь будет доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации. Эта задача порождает еще одну - изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.

Р. С. Немов выделяет следующие цели психологического консуль­тирования как основного вида психологической практики:


 

1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем.

2. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне мог бы справиться без вмешательства со стороны, там, где специальные профессиональные психологические знания не нужны, а не­обходим лишь житейский, основанный на здравом смысле совет (опреде­ление режима труда и отдыха, распределение времени).

3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном психотерапевтическом воздействии (оперативная помощь, сдерживающая прогрессивное развитие негативных процессов).

4. Консультирование как дополнение к другим видам психологической помощи с расчетом на то, что клиент и сам займется решением своих проблем [14, 19].

В перечисленных выше и других случаях психологическое консуль­тирование решает следующие основные задачи:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности (проблемное информирование клиента).

3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возник­шей у него проблемой.

4. Четкое формулирование рекомендаций по поводу того, как наи­лучшим образом решить его проблему.

5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных прак­тических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

6. Обучение клиента тому, как предупредить в будущем возникно­вение аналогичных проблем.

7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных,
жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение
и правильное употребление которых возможно самим клиентом без спе­
циальной психологической подготовки (психолого-просветительское ин­
формирование клиента) [14, 20-21]







Date: 2016-05-25; view: 984; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию