Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие психологического консультирования, его цели и задачи
Слово «консультирование» происходит от лат. consultare - «совещаться, заботиться, советоваться». Буквально «консультировать» -давать совет по интересующей проблеме. Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичное™, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога (консультанта) непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде рекомендаций [14]. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой столкнулся клиент.
Психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. В этом состоит суть психологического консультирования. Ю. Е. Алешина [5] основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, т. е. разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи: 1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации. 2. Облегчение эмоционального состояния клиента.
3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. В ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощущать свою ответственность за происходящее. 4. Помощь психолога в определении того, как и что именно можно изменить в сложившейся ситуации. Г. С. Абрамова [3, 186] определяет целью психологического консультирования культурно-продуктивную личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных сторон. В связи с этим главную задачу психолога-консультанта Г. С. Абрамова видит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового человека условия для формирования им осознанных нешаблонных способов поведения, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культурного развития общества. Н. Н. Обозов [15] цель психолога в консультировании видел в том, чтобы прояснять клиенту причины и следствия жизненных ситуаций. Задачей здесь будет доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации. Эта задача порождает еще одну - изучение индивидуально-психологических особенностей клиента. Р. С. Немов выделяет следующие цели психологического консультирования как основного вида психологической практики:
1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем. 2. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне мог бы справиться без вмешательства со стороны, там, где специальные профессиональные психологические знания не нужны, а необходим лишь житейский, основанный на здравом смысле совет (определение режима труда и отдыха, распределение времени). 3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном психотерапевтическом воздействии (оперативная помощь, сдерживающая прогрессивное развитие негативных процессов). 4. Консультирование как дополнение к другим видам психологической помощи с расчетом на то, что клиент и сам займется решением своих проблем [14, 19]. В перечисленных выше и других случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи: 1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент. 2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности (проблемное информирование клиента). 3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой. 4. Четкое формулирование рекомендаций по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему. 5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы. 6. Обучение клиента тому, как предупредить в будущем возникновение аналогичных проблем. 7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, Date: 2016-05-25; view: 984; Нарушение авторских прав |