Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теоретические положения по теме





Финансовый контроль – это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, муниципальными, общественными органами и организациями, иными хозяйствующими субъектами, по проверке соответствия разрабатываемых финансовых планов установленным нормативам поступления и расходования денежных ресурсов, по выявлению фактических объемов доходов, по оценке целесообразности и эффективности использования средств.

Предназначение финансового контроля состоит в содействии реализации направлений финансовой политики государства при помощи проверки процесса формирования и использования финансовых ресурсов в различных отраслях народно-хозяйственного комплекса.

По мнению С.О. Шохина, финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов определения степени соответствия практической деятельности по управлению финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики[57].

Ю.А. Крохина считает, что финансовый контроль, выступающий в качестве сложной финансово-правовой категории, следует рассматривать с позиции двух аспектов: узкого и широкого[58]. Согласно первому – это контроль государства, муниципальных образований в лице компетентных органов, и иных уполномоченных органов за легитимностью и целесообразностью действий в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов на удовлетворение общественных потребностей. В широком аспекте финансовый контроль – это меры государственного регулирования, обеспечивающие экономическую безопасность государства, соблюдение национальных интересов в процессе публичной финансовой деятельности посредством осуществления эффективной финансовой политики.

Авторы Е.И. Майорова и Л.В. Хроленкова выделяют в системе финансового контроля как основные, так и вспомогательные элементы. К основным элементам относятся: объект, предмет, субъекты и подконтрольные субъекты. Вспомогательные – представлены финансовым, техническим, кадровым обеспечением контроля. Совокупность указанных элементов, находится во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом и образует единство в процессе достижения целей финансового контроля[59].

Цель государственного финансового контроля заключается в своевременном получении финансово-хозяйственной информации – о течении процесса формирования и использования на микро- и макроуровне различных видов ресурсов, имеющих стоимостное выражение, о выявленных нарушениях при осуществлении финансовой деятельности экономическими субъектами – для принятия оптимальных управленческих решений, отвечающих принципам законности и эффективности[60].

Данная цель обусловила необходимость решения ряда задач, первостепенными из которых являются:

- обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

- выполнение экономическими субъектами своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- рост объема финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального и законного использования;

- соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

- повышение эффективности финансовой политики государства.

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи определенные принципы:

- принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами права, соблюдение которых обеспечиваются возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения;

- принцип федерализма проявляется в разграничения компетенций Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов;

- принцип плановости означает, что финансовая деятельность государства, в том числе и в сфере контроля, базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативно-правовых документах[61].

Как отмечает Е.Ю. Грачева, финансовый контроль наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности строится и на соответствующих специфических принципах[62], как-то: независимость, объективность, компетентность, гласность.

Из базовых принципов вытекают и другие, носящие прикладной характер, среди них: результативность, четкость, логичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности подозреваемых в финансовых преступлениях лиц; согласованность действий различных контролирующих органов и прочие. Разрабатывая документацию, регулирующую прямо или косвенно систему организации финансового контроля, государство должно ориентироваться на указанные принципы[63].

Финансовый контроль осуществляется на разных административно-территориальных уровнях, в том числе на местном. Так, муниципальный финансовый контроль – это деятельность органов местного самоуправления по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их расходования[64].

Классификация видов финансового контроля может проводиться по различным основаниям. Под видом финансового контроля следует понимать отдельные аспекты проявления его сущности в зависимости от времени проведения и содержания контрольных мероприятий, осуществляющих их субъектов и прочих факторов.

В зависимости от времени реализации контрольных действий по отношению к финансовой операции выделяют такие разновидности контроля, как предварительный, текущий и последующий.

Первый из указанных видов проводится до начала совершения финансовых операций – в ходе обсуждения и утверждения законопроектов или решений по финансовым вопросам, оценки финансовых разделов бизнес-планов предприятий, прогнозирования поступления налоговых платежей в бюджеты. Предварительный контроль имеет большое значение для предупреждения нарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Второй тип финансового контроля проводится в период осуществления каких-либо финансовых операций – уплаты налогов, финансирования государственных расходов, межбюджетного кредитования, исполнения бюджетов. Текущий финансовый контроль реализуется в процессе ежедневной работы финансовых органов, поскольку совершение контрольных мероприятий происходит непосредственно во время течения хозяйственных или финансовых операций. Поэтому этот вид также называют оперативным финансовым контролем. Он основывается на бухгалтерском и налоговом учете, первичных документах, данных инвентаризаций, что позволяет контролирующим органам и подконтрольным субъектам своевременно реагировать на изменения, предупреждать нарушения и предотвращать потери и убытки.

Третий вид реализуется по итогам завершения финансовых операций путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации, проведения внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов, отраслевых программ и смет государственных и муниципальных унитарных предприятий. Последующий контроль отличается углубленным анализом финансовой деятельности подконтрольного субъекта за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее видов контроля.

Финансовый контроль является разновидностью финансово-управленческой деятельности, поэтому в зависимости от субъектов его осуществляющих выделяют: государственный, муниципальный, внутрихозяйственный и независимый[65].

Государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный. Первый производят органы государственной власти. Данный вид направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости. Второй осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их состав учреждений и организаций. Объектом ведомственного контроля являются производственная и финансовая деятельность подведомственных хозяйствующих субъектов.

Негосударственный контроль включает следующие подвиды: общественный, внутрихозяйственный, аудиторский.

Под общественным контролем подразумевают проверку, осуществляемую непосредственно гражданами, общественными организациями и объединениями, то есть без участия специальных государственных органов.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений. Объектом выступает хозяйственная деятельность предприятий и его структурных подразделений. В рамках указанного вида контроля выделяют такие подвиды как оперативный и стратегический. Оперативный – производится главным бухгалтером в процессе повседневной деятельности с помощью чёткой организации бухгалтерского учёта и контроля за движением денежных средств. Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию и вложению ресурсов, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли[66].

Аудиторский контроль это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчётности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта действующему законодательству. Пользователь представленной информации сможет сделать объективные выводы о результатах хозяйственной деятельности, имущественно-финансовом положении предприятия и принять базирующиеся на этих выводах обоснованные управленческие решения.

Контроль осуществляется в различных сферах финансовой деятельности государства в связи с этим принято выделять такие его подвиды, как бюджетный, налоговый, банковский, таможенный, валютный и иные.

Бюджетный контроль представляет собой составную часть государственного финансового контроля, посредством которой на различных стадиях бюджетного процесса проверяется образование, распределение и использование средств централизованных денежных фондов[67].

Под налоговым контролем подразумевается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах[68].

Банковский контроль осуществляется Центральным банком Российской Федерации посредством государственной регистрации кредитных организаций, выдачи кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, регистрации эмиссии ценных бумаг кредитными организациями.

Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза[69].

Валютный контроль – это деятельность Правительства Российской Федерации, органов и агентов валютного контроля по проверке соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций [70].

Каждая из представленных разновидностей финансового контроля характеризует особенности проведения контрольных мероприятий в различных сферах жизнедеятельности государства.

Контрольные мероприятия в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов осуществляются с помощью различных методов, которые представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при исполнении контрольных функций[71].

К числу основных методов финансового контроля, как правило, относят:

1) наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью подконтрольного субъекта без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации;

2) обследование является одним из основных методов предварительного финансового контроля и направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

3) анализ – это метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики;

4) проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства;

5) ревизия – это комплексная проверка, направленная на взаимосвязанное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, индивидуальных предпринимателей и других лиц, участников финансовых отношений;

6) финансово-экономическая экспертиза также является методом финансового контроля и сводится к проведению специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности контролируемого субъекта за проверяемый период.

Date: 2016-05-25; view: 478; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию