Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теоретические положения по теме. теоретические положения, тестовые задания,





Л. К. Самойлова

 

Финансовое право:

теоретические положения, тестовые задания,

практико-ориентированные задачи.

Общая часть.

Учебное пособие.

 

Санкт-Петербург


ББК

Ф

Рецензенты:

А. Н. Литвиненко, доктор экономических наук, профессор, начальник учебно-научного комплекса экономической безопасности Санкт-Петербургского университета МВД России

А. Б.Новиков, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой финансового и административного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Самойлова Л.К. Финансовое право: теоретические положения, тестовые задания, практико-ориентированные задачи. Общая часть. Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2016. – 110 с.

В данном пособии изложены теоретико-правовые основы регулирования процессов в сфере публичных финансов, сопоставлены различные точки зрения на содержание исследуемых финансово-правовых дефиниций, охарактеризованы структура финансовой системы государства, особенности публичной финансовой деятельности, рассмотрены понятие и элементы финансово-правовой нормы, раскрыт субъектно-объектный состав финансовых правоотношений, отражены цель, задачи, виды, методы финансового контроля, а также широко представлен материал, используемый для организации самостоятельной работы студентов.

Рекомендуется для студентов очной, заочной форм обучения, изучающих дисциплины «Финансовое право», «Финансовый контроль и аудит».

Учебное пособие обсуждено и одобрено кафедрой Административного и финансового права (протокол №__ от __ __________ 201__ г.)

и рекомендовано Ученым советом Санкт-Петербургского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) (протокол №__ от __ _____________ 201__ г.)

©Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

    с.
Предисловие    
ГЛАВА 1 Финансы и финансовая система государства  
1.1 Основные теоретические положения по теме  
1.2 Тестовые задания  
1.3 Практико-ориентированные задачи  
1.4 Вопросы для самоконтроля  
ГЛАВА 2 Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права  
2.1 Основные теоретические положения по теме  
2.2 Тестовые задания  
2.3 Практико-ориентированные задачи  
2.4 Вопросы для самоконтроля  
ГЛАВА 3 Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения  
3.1 Основные теоретические положения по теме  
3.2 Тестовые задания  
3.3 Практико-ориентированные задачи  
3.4 Вопросы для самоконтроля  
ГЛАВА 4 Правовые аспекты организации финансового контроля в Российской Федерации  
4.1 Основные теоретические положения по теме  
4.2 Тестовые задания  
4.3 Практико-ориентированные задачи  
4.4 Вопросы для самоконтроля  
Словарь терминов    
литература    
           

Предисловие

Финансовое право представляет собой одну из самых динамично развивающихся отраслей права в Российской Федерации, что обусловлено общей тенденцией течения процессов в различных сферах жизнедеятельности, в том числе непрерывно трансформирующихся и перестраивающихся под воздействием изменения хозяйственной конъюнктуры социально-экономических отношений. Переход к качественно иной системе хозяйствования стал первопричиной становления и упрочения частной формы собственности, что, в свою очередь, предопределяет существенное значение норм финансового права как инструмента регулирования совокупности имущественных денежных отношений, устанавливающего обязанности и гарантирующего права разнообразия экономических субъектов. Знание основ финансового права и конкретных положений законодательства в указанной сфере деятельности – необходимая составляющая профессиональной юридической подготовки, что определяет важность соответствующего учебного курса.

Ознакомление в рамках общей части учебного курса с особенностями функционирования звеньев финансовой системы, базовыми направлениями финансовой политики государства, формами и методами ее реализации, содержанием и принципами организации финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, направленно на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных принимать участие в разработке новых и уточнении действующих нормативных правовых документов, регулирующих отдельные стороны финансовых правоотношений.


Настоящее учебное пособие представляет собой изложение основных теоретических положений общей части финансового права, а также включает материалы, необходимые для организации самостоятельной работы обучающегося.

Теоретические положения по перечисленным темам направлены на формирование у студента не только базового представления о разнообразии институтов общей части финансового права, но и по отдельным вопросам углубленных знаний о правовом регулировании отношений в сфере публичной финансовой деятельности.

В пособии особое место уделяется тестовым заданиям, решение которых позволит студенту самостоятельно проверить собственный уровень знаний по предмету «Финансовое право». Следует обратить внимание на тот факт, что в тексте пособия отсутствуют ответы (ключи) на предложенные тесты. Это сделано с целью развития определенных навыков у обучающегося:

- поиск учебной и научной литературы;

- обработка полученных сведений;

- анализ нормативных правовых актов, регламентирующих конкретные финансовые правоотношения;

- подбор правильного варианта ответа с учетом полученной информации.

В случае наличия сомнения студент спорные вопросы, как правило, может обсудить с преподавателем дисциплины на семинарском (практическом) занятии в форме беседы или индивидуальной (групповой) дискуссии.

Кроме того, в пособии содержатся практико-ориентированные задания, позволяющие оценить степень теоретической подготовки студента по курсу «Финансовое право» и выявить способность самостоятельно разработать предложения по разрешению спорной ситуации практического характера.

Таким образом, данное пособие может быть полезно студентам в качестве обучающего материала по курсу «Финансовое право», «Финансовый контроль и аудит», «Правовые основы финансового контроля и аудита» в высших учебных заведениях. Кроме того, оно рассчитано не только на первичное ознакомление студентов с базовыми дефинициями и положениями общей части финансового права, но и на дальнейшее углубленное изучение теоретических проблем современной финансово-правовой науки.


ГЛАВА 1. Финансы и финансовая система государства

Основные теоретические положения по теме

Финансы представляют собой сложную финансово-правовую категорию, которую следует рассматривать с различных позиций.

В широком смысле финансы – это система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в сферах государственных финансов, кредитной системы, отраслей воспроизводственного процесса, финансового рынка, международных финансовых отношений[1].

В узком же смысле под финансами понимается система денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения собственных функций[2].

Ю.А. Крохина дает определение данной дефиниции с точки зрения экономического и материального аспектов. Согласно экономической сущности финансов – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях выполнения функций и задач государства и местного самоуправления[3]. Схожего мнения придерживаются авторы А. М. Бабич и Л. Н. Павлова[4]. Материальное содержание финансов, заключается в том, что они представляют собой ничто иное, как денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства[5].


С другой точки зрения все разнообразие финансов можно разделить на две группы. Основанием классификации будет наличие или отсутствие возможности прямого воздействия публичной власти на фонды денежных средств.

Так, под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах. В свою очередь децентрализованные финансы – это экономические отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия.

К признакам категории «финансы» относятся:

- распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

- однонаправленный характер движения денежных средств;

- создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств[6].

Финансы выполняют следующие функции:

1) распределительную – проявляется через распределение стоимости произведенного общественного продукта и последующее формирование у экономических субъектов доходов и накоплений путем создания фондов денежных средств[7];

2) контрольную, которая обеспечивает согласование интересов субъектов финансовых отношений и становится возможной в результате того, что движение всего разнообразия ресурсов в экономике (естественно-природных, материальных, трудовых и иных) получает свое выражение в не только в натуральной, но и в денежной форме и отражается при помощи денежных показателей[8];

3) регулирующая – выражается путем вмешательства государства в различные социально-экономические и иные процессы при помощи государственных расходов, налогов, государственного кредита[9];

4) стабилизационная – заключается в создании и поддержании для всех экономических субъектов (общественно-территориальные образования, коллективные и индивидуальные субъекты) стабильных условий функционирования и развития[10].

Не менее значимой категорией является финансовая система государства. При этом данную дефиницию разные авторы определяют неодинаково.

Так, Ю.А. Крохина указывает, что финансовая система Российской Федерации представляет собой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций[11].


По мнению Д.Н. Левина, финансовая система Российской Федерации – это совокупность органов и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств[12].

М.В. Карасева определяет финансовую систему государства через экономическую и институциональную точки зрения. Согласно первой – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Исходя из второй – это совокупность организаций и органов, обеспечивающих движение финансовых ресурсов[13].

Кроме того, авторы по-разному определяют элементный состав финансовой системы государства.

Структура финансовой системы с точки зрения Л.А. Дробозиной включает следующие звенья: государственная бюджетная система, внебюджетные специальные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности. Однако в настоящее время выделенные элементы финансовой системы государства не соответствуют положениям бюджетного законодательства Российской Федерации[14].

В.М. Родионова считает, что финансовая система государства состоит из государственных финансов, финансов страхования, финансов предприятий. Данная структуризация не учитывает такое значимое звено, как муниципальные финансы[15].

По мнению Ю.А. Крохиной к элементам финансовой системы государства относятся бюджетная система, внебюджетные государственные фонды, государственный (муниципальный) кредит, обязательное государственное страхование, финансы предприятий[16].

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов[17].

Государственные внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеют собственные доходные источники и предназначены для материального обеспечения строго определенных публичных мероприятий[18].

Государственный (муниципальный) кредит – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а также отношения по предоставлению государственных гарантий[19].

Под обязательным государственным страхованием понимается совокупность отношений по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых этими лицами страховых взносов[20].

Финансы предприятий – это совокупность денежных отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов[21].

Также необходимо раскрыть категорию «финансовая деятельность государства», которая представляет собой совокупность мероприятий по формированию, распределению и использованию централизованных денежных фондов в целях материального обеспечения реализации задач и функций общественно-территориальных образований, как-то: укрепление обороноспособности и национальной безопасности, поддержание высокого уровня социально-экономического развития, создание эффективной системы органов государственной власти.

Данный вид деятельности осуществляется на различных административно-территориальных уровнях, вследствие чего необходимо охарактеризовать указанную категорию с позиции муниципальных образований. В этом случае под финансовой деятельностью понимают выполнение функций по планомерному аккумулированию доходов и осуществлению расходов в рамках локальных централизованных фондов денежных средств для последующей реализации публичных задач, стоящих перед местным самоуправлением, и исполнения им делегированных полномочий со стороны государства.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований ориентирована на достижение двух видов целей:

- статическая – сосредоточена на сохранении достигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных фондов денежных средств, в межбюджетных отношениях, в валютном регулировании;

- динамическая – направлена на осуществление непрерывного процесса совершенствования, реформирования и развития финансовых отношений.

В качестве объекта регулирования при осуществлении этого вида деятельности выступают отношения собственности, доходы, накопления, прибыль, экономические ресурсы государства и муниципальных образований.

К основным признакам финансовой деятельности относятся[22]:

1) обязательное участие государства или муниципальных образований в лице их компетентных органов;

2) направленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством правотворческой функции;

3) оформление принятого решения в соответствующих нормативно-правовых актах, имеющих официальный статус и общеобязательный характер для исполнения;

4) юридическая значимость результатов для публичных субъектов (общественно-территориальных образований), коллективных и индивидуальных субъектов финансового права;

5) осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, то есть посредством аккумулирования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств.

Финансовая деятельность связана с выполнением ряда функций, как-то: образование, распределение и использование денежных ресурсов, контроль за движением финансовых ресурсов, эмиссия денежных знаков и прочие.

Реализация указанных функций строится на совокупности принципов, которые можно разделить на две группы:

- общеправовые, представленные такими принципами как законности, федерализма, равноправия субъектов Российской Федерации в области финансовой деятельности.

- специально-правовые, включающие в свой состав – единство финансовой политики и денежной системы Российской Федерации; финансовую самостоятельность территориальных образований; достоверность, полноту, гласность; финансовое планирование; соблюдение финансовой дисциплины; целенаправленность и адресность.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется в правовой и неправовой формах.

Правовые формы финансовой деятельности выражаются в установлении или применении правовых норм[23] и заключаются в:

- издании нормативных актов, носящих финансово-правовой характер;

- издании индивидуальных правовых актов;

- привлечении государством лиц, совершивших правонарушения, связанные с финансовой деятельностью, к установленной юридической ответственности;

- реализации государством в лице управомоченного органа своих прав и обязанностей в качестве субъекта конкретного отношения, возникающего в процессе финансовой деятельности государства;

- заключении договоров, опосредующих экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием государственных денежных фондов.

Неправовые формы финансовой деятельности проявляются в осуществлении организационной работы[24], а именно:

- проведение финансово-технических операций;

- выполнение финансово-экономического анализа;

- подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию, составлению отчетности и контролю.

Выделяют различные основания классификации финансовой деятельности, как-то: в зависимости от сфер регулируемых общественных отношений; в зависимости от субъекта финансовой деятельности.

Опираясь на перовое основание группировки, можно охарактеризовать базовые сферы воздействия государства и муниципальных образований при осуществлении координации финансовых отношений.

Второй классификационный признак отражает значимость соблюдения принципа федерализма, согласно которому должно быть четкое разграничение предметов ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе и в финансовой сфере.

В процессе реализации мероприятий, направленных на регулирование финансовых отношений, органы государственной власти и местного самоуправления применяют специальные методы, например: аккумуляция и распределение денежных средств.

В целом же финансовая деятельность направлена на управление государственными и муниципальными финансовыми ресурсами. При этом под управлением финансами подразумевают совокупность действий государства, связанных с разработкой финансового законодательства, проведением финансовой политики, регулированием порядка поступления доходов и осуществления расходов, контролем за целесообразностью использования централизованных денежных фондов[25].

Управление финансами ставит перед собой цель по созданию условий, при которых будет укрепляться устойчивость и усиливаться независимость государства в финансовой сфере, что впоследствии поспособствует росту макроэкономической сбалансированности, формированию бездефицитного бюджета, снижению государственного долга, стабилизации курса национальной валюты, сочетанию экономических интересов государства и членов общества[26].

Иная точка зрения на процесс управления финансами представлена в работе Г.Б. Поляка, согласно ей – это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управления денежным оборотом и финансовыми ресурсами[27].

В процессе управления финансами органы государственной власти и местного самоуправления выполняют следующие функции: финансовое планирование; оперативное управление финансами; финансовый контроль.

При этом финансовое планирование предусматривает составление кратко- и среднесрочных планов по аккумулированию, распределению и использованию материальных ресурсов и денежных средств (например, сводных финансовых балансов, перспективных финансовых планов, проектов бюджетов, смет доходов и расходов бюджетных организаций).

Оперативное управлениефинансами включает комплекс действий по исполнению плановых заданий, связанных с привлечением доходов в централизованные денежные фонды и последующим их использованием в качестве финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных разработанными планами.

Финансовый контроль направлен на проверку своевременности и полноты поступления денежных средств, оценку законности, эффективности и целесообразности их расходования.

Реализация перечисленных функций повышает результативность процесса управления государственными и муниципальными финансами и способствует созданию материальной основы, необходимой и достаточной для удовлетворения общенациональных потребностей.

Эффективное управление финансовыми ресурсами государства и муниципальных образований предполагает распределение полномочий в этой сфере между органами законодательной и исполнительной власти.

Президент Российской Федерации выполняет ряд функций в области финансовой деятельности[28]. Так, административные – сводятся к:

- обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в сфере финансовой деятельности;

- определению основных направлений внутри- и внешнеполитической деятельности государства в целях построения финансовой политики;

- осуществлению финансового контроля (в рамках деятельности Контрольного управления Президента Российской Федерации, которое контролирует и проверяет исполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации, организациями федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента, исполнение поручений Президента и Руководителя Администрации Президента, контролирует реализацию ежегодных посланий Президента Федеральному собранию Российской Федерации и иных программных документов Президента, информирует Президента и Руководителя Администрации Президента о результатах проверок и готовит на их основе предложения по предупреждению и устранению выявленных нарушений[29]).

Нормотворческие функции включают подготовку и издание нормативно-правовых актов (указов и распоряжений) по вопросам в финансовой сфере, а также подготовку, публикацию и представление ежегодного послания Федеральному собранию Российской Федерации.

Исходя из принципа разделения властей прерогативой законодательных (представительных) органов государственной власти является принятие нормативно-правовых актов в области финансов. Кроме правотворческой функции Федеральное собрание Российской Федерации и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в сфере финансового контроля.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере управления финансами определены Федеральным конституционным законом от 17.12.97 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[30]. Среди них выделяют полномочия общей компетенции, связанные с реализацией внутренней и внешней политики Российской Федерации, регулированием процессов в социально-экономической сфере, формированием федеральных целевых программ, обеспечением их исполнения и контролем.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики и финансов охватывают такие мероприятия, как:

- обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

- прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации, разработка и внедрение программ развития отраслей экономики;

- разработка государственной инвестиционной политики;

- осуществление общего руководства таможенным делом.

Особое значение имеют полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной и денежно-кредитной политики, заключающиеся в: обеспечении единой финансовой, кредитной и денежной политики; разработке и предоставлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об его исполнении; обеспечении совершенствования бюджетной системы; разработке и реализации налоговой политики; управлении государственным внутренним и внешним долгом; осуществлении мероприятий по регулированию рынка ценных бумаг.

Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции особо выделяется Министерство финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета[31].

В общей сложности оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в государстве, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, разрабатывает и издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. В целях повышения эффективности реализации своих задач и выполнения мер по оздоровлению экономики Министерство финансов Российской Федерации имеет в составе центрального аппарата департаменты бюджетной политики и методологии, налоговой и таможенно-тарифной политики, межбюджетных отношений, долгосрочного финансового планирования и другие[32].

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются: разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации; участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным долгом Российской Федерации; осуществление в пределах своих полномочий государственного финансового контроля и иные.

Этим задачам соответствуют выполняемые Министерством финансов Российской Федерации следующие функции: подготовка предложений по совершенствованию механизма регулирования отношений, возникающих между выше и нижестоящими бюджетами, участие в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики, контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, эмиссия государственных ценных бумаг и прочие[33].

В состав организационной структуры Министерства финансов Российской Федерации входит ряд служб, как-то: Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральная таможенная служба[34]. Согласно положениям Указа Президента РФ от 02.02.2016 №41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»[35] в целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти были поведены следующие мероприятия:

- упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

- функции упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора:

а) по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», - Федеральному казначейству;

б) органа валютного контроля - Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.

- установлено, что Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

До упразднения Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Российской Федерации осуществляла контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, а также валютный контроль путем совершения следующих мероприятий[36], полномочия по реализации которых в настоящее время переданы Федеральному казначейству, Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе:

- внешнего контроля качества работы аудиторских организаций в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

- анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля;

- утверждения общих требований к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- сбора, накопления и обработки отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;

- защиты полученной в процессе деятельности информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

- иных.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства[37].

Федеральная налоговая служба Российской Федерации создана для осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Помимо контрольных полномочий Федеральная налоговая служба Российской Федерации в сфере налогообложения выполняет и другие – разработку и реализацию налоговой политики государства с целью обеспечения своевременного и полного поступления в бюджеты всех уровней налогов и сборов[38].

Кроме того, к компетенции данной службы относится проведение мероприятий, направленных на совершенствование финансовой деятельности государства в целом, а именно: разработка предложений по изменению налоговой политики; осуществление планирования налоговых поступлений; подготовка рекомендаций по развитию налогового законодательства в Российской Федерации; участие в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и реализация указанных соглашений; разработка совместно с иными уполномоченными органами проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Полномочия Федерального казначейства Российской Федерации сводятся к обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию бюджетной системы Российской Федерации и включают[39]:

- доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;

- ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

- открытие в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, установление режимов счетов федерального бюджета;

- открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- ведение учета показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

- составление и представление в Министерство финансов Российской Федерации оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета, отчетности об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

- осуществление распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществление прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета;

- осуществление управления операциями на едином счете федерального бюджета;

- осуществление в установленном порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- другие.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений[40].

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия[41]:

- на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, таможенного законодательства Таможенного союза принимает нормативные правовые акты, касающиеся деятельности таможенных органов;

- осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности (к примеру, за соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации; за внешнеторговыми бартерными сделками);

- обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

- обеспечивает на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

- осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета;

- обеспечивает единообразное применение таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

- оказывает содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляет противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через государственную границу Российской Федерации;

- иные.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» к функциям таможенных органов относят[42]:

1) таможенный контроль, совершенствование методов осуществления таможенных операций и проведения таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

2) содействие развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;

3) ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

4) взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

5) обеспечение на территории Российской Федерации соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

6) другие функции.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства сельскохозяйственными товаропроизводителями вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере[43].

Полномочия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка разнообразны и перечислены в Положении, регламентирующем ее деятельность. К ним относятся полномочия в сфере:

- самостоятельного принятия ряда нормативных правовых актов;

- осуществления лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выдачи федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации; ведения государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции; фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- обобщения практики применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности

- другие.

Основным органом государственной власти, имеющим полномочия в сфере финансово-бюджетного контроля, является Счетная палата Российской Федерации[44]. Цель деятельности Счетной палаты Российской Федерации заключается в обеспечении контроля за исполнением федерального бюджета в разрезе классификации доходов, функциональной и ведомственной классификации расходов, а также контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Для достижения указанной цели Счетная палата Российской Федерации выполняет следующие виды деятельности:

1) контрольно-ревизионную – проведение комплексных ревизий и тематических проверок, оперативный контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проверка полноты и своевременности денежных и иных поступлений, проверка фактического расходования бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

2) экспертно-аналитическую – анализ выделения и использования средств на федеральные инвестиционные программы, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета; выявление причин неисполнения соответствующих статей федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; определение достаточности средств, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов; выявление обоснованности принимаемых законопроектов с точки зрения бюджетных возможностей;

3) информационную – разработка проектов методических документов, в том числе методических указаний, по проведению контрольных мероприятий; определение технико-экономических норм и нормативов контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

Особое положение среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность, занимает Центральный банк Российской Федерации[45]. Банк России является юридическим лицом, одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Основная цель деятельности Центрального банка Российской Федерации – защита и обеспечение устойчивости рубля как основной денежной единицы Российской Федерации. Он выполняет функции в различных сферах. Так, в области нормотворчества Центральный банк Российской Федерации реализует:

- установление правил осуществления расчётов в Российской Федерации;

- установление правил проведения банковских операций;

- установление правил бухгалтерского учёта и отчетности для институтов банковской системы Российской Федерации;

- установление порядка и условий осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

В сфере реализации государственной макроэкономической политики Банк России выполняет: разработку и проведение единой денежно-кредитной политики; монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организацию наличного денежного обращения; эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; организацию и осуществление валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации; установление и публикацию официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю.

Кроме того, в сфере управления государственными финансами Центральный банк Российской Федерации осуществляет ряд мероприятий:

- выполнение функций кредитора последней инстанции для кредитных организаций, организация систему их рефинансирования;

- обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- исполнение всех видов банковских операций и иных сделок, необходимых для совершения собственных функций.

Основными функциями Банка России в сфере надзора за банковской системой Российской Федерации являются: государственная регистрация кредитных организаций, выдача кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций; надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями.

Таким образом, особенностью деятельности в сфере управления финансами является то, что ее осуществляют различные органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.







Date: 2016-05-25; view: 667; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.062 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию