Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные теоретические положения по теме. Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих круг общественных отношений в сфере финансовой
Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих круг общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Предмет финансового права – это совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к ответственности за совершение финансового правонарушения[46]. В указанном определении отсутствуют указания на муниципальные финансы. Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова определяют предмет финансового права как общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач[47]. Отношениям, составляющим предмет финансового права, свойственны следующие признаки: - имущественный характер; - направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов; - обязательное участие воздействующего субъекта – государства или муниципального образования. Под методом финансового права понимается совокупность средств и способов регулирования отношений в сфере публичных финансов. Как правило, к методам финансового права относят: метод властных предписаний, метод рекомендаций, метод согласований. Разнообразие принципов финансового права можно разделить на общие и специальные[48]. К общим относятся: принцип законности; принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений; принцип федерализма; принцип единства финансовой политики и денежной системы; принцип социальной направленности финансовой деятельности Российской Федерации и другие. Большая часть общих принципов раскрывается в положениях Конституции Российской Федерации. Специальные принципы, как правило, соответствуют подотраслям и конкретным институтам финансового права. Среди них можно выделить, как-то: принцип плановости; принцип балансового равновесия; принцип реальности и достоверности отражения финансовых показателей в финансово-плановых актах и иные. Указанные принципы содержатся в специальном финансовом законодательстве. Финансовое право, как и любая отрасль права, выполняет ряд функций. Под функцией финансового права понимается «проявление его имманентных, специфических свойств, нацеленных на обеспечение перераспределительной сущности публичных финансов, их упорядочивание и охрану»[49]. При этом совокупность функций финансового права можно разделить на две группы: 1) основная функция – определена ключевым предназначением права выступать регулятором общественных отношений, в том числе и в финансовой сфере, и представлена регулятивной функцией финансового права, которая подразумевает под собой обусловленное социальным назначением и направлением правового воздействия на общественные отношения в сфере публичных финансов проявление способности данной отрасли права определять и упорядочивать такие отношения. Указанная способность выражается в установлении для участников финансовых отношений позитивных обязываний, правовых дозволений и юридических запретов, а также в реализации возникших в результате этого финансовых прав и обязанностей; 2) вспомогательные функции – ориентированы на создание благоприятных условий для реализации мероприятий, связанных с урегулированием многообразия финансовых правоотношений. К ним относят охранительную и стимулирующую функции финансового права. При этом охранительная функция финансового права – это определенная предназначением данной отрасли права и направлением его правового воздействия на общественные отношения, возникающие в результате деятельности институтов финансовой системы государства, способность охранять наиболее важные интересы общества в целом и отдельных его членов, связанные с перераспределением национального богатства через государственные и муниципальные денежные фонды, а также вытеснять явления, чуждые соответствующей финансовой системе и нарушающие типичное течение финансовых процессов. А стимулирующая функция финансового права – это вызванная объективной необходимостью, возникающей в процессе регулирования финансовых правоотношений, способность воздействовать при помощи различных финансово-правовых инструментов на участников общественных отношений в финансовой сфере, побуждая их к рациональному и эффективному использованию средств централизованных денежных фондов. Система финансового права – это определенная внутренняя его структура, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере[50]. При этом система финансового права включает две части: - общую – содержит нормы финансового права, которые закрепляют общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образовании, финансово-правовой статус государственных и муниципальных органов, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы финансово-правового статуса других субъектов, формы и методы финансового контроля, основания порядок привлечения к финансово-правовой ответственности; - особенную – входят нормы финансового права, регулирующие следующие правовые общности: бюджетное право; налоговое право; правовое регулирование государственных доходов; правовое регулирование государственных расходов; государственные внебюджетные фонды; публичное банковское право; государственный и муниципальный кредит; обязательное государственное страхование; организация денежного обращения и расчетов; валютное регулирование и валютный контроль. Источники финансового права представляют собой совокупность правовых актов представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права[51]. Совокупность источников финансового права можно систематизировать следующим образом[52]: 1) Конституция Российской Федерации – закрепляет правовые основы финансовой деятельности государства и служит базой для развития финансового законодательства в разных областях; 2) нормы международного права и международные договоры Российской Федерации – международные договоры Российской Федерации рассматриваются как часть национальной правовой системы; 3) специальное финансовое законодательство – содержит финансово-правовые нормы и в связи с этим выступает источниками финансового права. Данная группа источников также может быть детализирована, а именно: - федеральное финансовое законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», иные правовые акты); - финансовое законодательство субъектов Российской Федерации (законы субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в бюджетной, налоговой, финансово-контрольной сфере; иные нормативно-правовые акты о финансах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации); - нормативно-правовые акты о финансах, принятые на местном уровне (решения, координирующие общественные финансовые отношения, принятые представительными органами местного самоуправления); 4) общее финансовое законодательство – федеральные законы, которые являются источником финансового права не полностью, а лишь в определенной части (Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации); 5) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с регулированием общественных отношений в сфере финансов. Их свою очередь можно сгруппировать следующим образом: - акты органов общей компетенции (Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»); - акты органов специальной компетенции (Приказ Минфина РФ от 07.06.2005 № 110 «Об утверждении Положения о Департаменте регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности», Приказ Росфиннадзора от 13.09.2011 №410 «О внесении изменений в Приказ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 17 ноября 2004 г. №102», Приказ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 17.11.2004 №102 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»); 6) Решения Конституционного суда Российской Федерации. Несмотря на наличие среди источников финансового права актов регионального и местного уровня, все они не должны противоречить положениям Конституции Российской Федерации и федерального финансового законодательства. Date: 2016-05-25; view: 722; Нарушение авторских прав |