Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические материалы
Изучение курса «Философия права» предусматривает систематическую самостоятельную работу магистров над материалами основной и дополнительной литературы; развитие навыков самоконтроля, способствующих интенсификации учебного процесса. Изучение лекционного материала по конспекту лекций должно сопровождаться изучением рекомендуемой литературы, основной и дополнительной. Основной целью организации самостоятельной работы магистров является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Магистрам следует стремиться к активизации знаний на занятиях по другим дисциплинам, связанным с профилем подготовки. Самостоятельная работа по изучению курса «Философия права» предполагает внеаудиторную работу, которая включает: 1. подготовку к практическим занятиям; 2. написание рефератов и подготовку презентаций по предложенным темам; 3. подготовку к экзамену и другие виды работ В рамках самостоятельной работы магистр должен самостоятельно: - анализировать теоретический и практический материал в соответствии с программой курса; - правильно применять и толковать нормы права, - разбирать правовые ситуации (задачи) в соответствии с действующим законодательством; - освоить компьютерные технологии для подготовки презентации по предложенной теме; - работать с учебно-методическим материалом и научными работами, самостоятельно изучать отдельные разделы дисциплины.
Вопросы к промежуточной аттестации: 1. Понятие и предмет философии права. 2. Метод философии права. 3. Философия права в системе наук. 4. Типология правопонимания. 5. Легистский тип правопонимания. 6. Естественноправовой тип правопонимания. 7. Философское понятие права. 8. Понятие государства. 9. Право и закон. 10. Принцип формального равенства. 11. Право и справедливость. 12. Право и свобода. 13. Власть и право. 14. Онтология права. 15. Гносеология права. 16. Аксиология права. 17. Естественно-правовая концепция общего блага. 18. Формирование и развитие идей правового государства. 19. Становление правового государства в России. 20. Права человека и права гражданина в их соотношении: история и современность. 21. Состояние прав человека в современной России. 22. Понятие правовой культуры. 23. Философия естественного права. 24. Философия позитивного права. 25. Исторические типы права и государства как формы выражения прогресса в развитии равенства, свободы и справедливости. 26. Философско-правовые концепции в Древней Греции (софисты, Сократ, Платон, Аристотель). 27. Философско-правовые концепции в Древнем Риме (Цицерон, римские юристы, римские стоики). 28. Философско-правовые концепции средневековья (Фома Аквинский, средневековые юристы). 29. Философско-правовые концепции Нового времени (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо). 30. Философско-правовая концепция И. Канта. 31. Философия позитивного права Г. Гуго. 32. Философия права Г.В.Ф. Гегеля. 33. Философия права в России: общая характеристика её формирования и развития / Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев /. 34. Философия права в XX в.: общая характеристика. Неогегельянские концепции философии права / Ю. Биндер, К. Ларенц, Д. Джентиле /. 35. Чистое учение о праве Г. Кельзена. 36. Философско-правовые концепции «возрождённого» естественного права (Ж. Маритен, И. Месснер, А. Ауэр, Ф. Хорст). 37. Судьбы права при социализме: философско-правовая характеристика. 38. Основные концепции правопонимания советского периода (И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, А.Я. Вышинский). 39. Цивилизм как философско-правовая концепция постсоциалистического строя (гражданская собственность, цивилитарное право и цивилитарное правовое государство). 40. Концепция правопонимания в Конституции Российской Федерации. Примерная тематика рефератов и презентаций по дисциплине «Философия права» 1. Философия права как научная дисциплина. 2. Сущность и признаки права как социокультурного феномена. 3. Философия права и другие гуманитарные науки. 4. Правовая практика и её место в познании права. 5. Правовая реальность как объект познания. 6. Всеобщая логика исследования правовой реальности. 7. Понятие и сущность герменевтики. 8. Мораль и право, их диалектическое взаимодействие. 9. Философско-правовые учения Древней Индии. 10. Философско-правовые учения Древнего Китая. 11. Учение Платона о праве: философский аспект. 12. Основные направления философско-правовой мысли Древнего Рима. Правовые и философские взгляды Цицерона. 13. Понимание справедливости в учении Г. Гроция. 14. Философско-правовые идеи Б. Спинозы. 15. Философско-правовая мысль европейского Просвещения. 16. Предмет философии права Г. Гегеля. 17. Философское понимание права в концепции И. Канта. 18. Нравоучительная философия Я.П. Козельского. 19. Указ и закон в концепции Н.М. Коркунова. 20. Энциклопедия законоведения К.А. Неволина. 21. Определение и основное разделение права в теоретических взглядах С.А. Муромцева. 22. Классический либерализм Б.Н. Чичерина. 23. Правовые идеи основоположника социологии О. Конта. 24. Философско-правовые взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса. 25. Неолиберальная философско-правовая мысль в России в начале ХХ в. (П.Б. Струве, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский). 26. Особенности философии права Н.А. Бердяева. 27. Учение И.А. Ильина о правосознании. 28. Общественный идеал М.И. Туган-Барановского и С.Н. Булгакова. 29. Христианский социализм С.Л. Франка. 30. Философско-правовая мысль Л.И. Петражицкого. 31. Право как ценность: история и современность. 32. Право и глобализация.
ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»
ВАРИАНТ № 1 1. Философско-правовая онтология это: 1) Учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности; 2) Учение о смысле права как ценности, о праве как справедливости и общем благе; 3) Учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; 4) Учение о природе, методах и логике познания и толкования право- вой реальности.
2. Укажите автора работы «Философия права»: 1) Маркс; 2) Кант; 3) Энгельс; 4) Гегель.
3. Назовите суждение, которое отражает точку зрения философско-правового иррационализма: 1) Правовая реальность существует и формируется на основе дорациональных феноменов (воли, чувств, интуиции, «жизненном порыве»); 2) Знание – это основополагающая составляющая правовой реальности и главное условие существования права; 3) Правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.; 4) Правовая реальность – это отражение в общественном сознании материального бытия, материальных отношений.
4. Философско-правовой аспект общего блага включает следующие правовые характеристики: 1) Законность, правопорядок, ответственность; 2) Правомерность, деяние, воздаяние; 3) Свободу, равенство, справедливость; 4) Бескорыстие, доброжелательность, самокритичность.
5. Философия права и Общая теория государства и права взаимосвязаны следующим образом: 1) Имеют общий объект исследования; 2) Имеют общий предмет исследования; 3) Исследуют явление на сущностном уровне; 4) Они не взаимосвязаны между собой.
6. Достоверным источником познания является опыт - считал: 1) Дж. Локк; 2) Ф. Бэкон; 3) Ф. Энгельс; 4) И. Кант.
7. К. Маркс определял право, следующим образом: 1) Право – это надстройка над экономическим базисом, это юридическое оформление общественных, в первую очередь экономических отношений; 2) Право как политическая справедливость; 3) Право – это совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы; 4) Право – действие божественной справедливости в обществе.
8. Родоначальником юридического позитивизма является: 1) А. Шопенгауэр; 2) О. Конт; 3) И. Кант; 4) Г. Кельзен.
9. Мера свободы проявляется: 1) В действующем праве (позитивном законе); 2) В нравственности (нравственном законе); 3) В положение личности и ее роли в обществе; 4) Во вседозволенности.
10. Состояние сознания личности, обусловленное пониманием причиненного вреда – это: 1) Переживание; 2) Соболезнование; 3) Ответственность; 4) Вина.
ВАРИАНТ № 2 1. Философско-правовая гносеология это: 1) Учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; 2) Учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности; 3) Учение о смысле права как ценности, о праве как справедливости и общем благе; 4) Учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности.
2. Высказывание: «… в случае согласия на то других, человек должен отказаться от права, на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты…» принадлежит: 1) Т. Гоббсу; 2) Д. Локку; 3) Н. Макиавелли; 4) Г. Гроцию.
3. Суждение, отражающее точку зрения философско-правового рационализма: 1) Правовая реальность существует и формируется на основе дорациональных феноменов (воли, чувств, интуиции, «жизненном порыве»); 2) Знание – это основополагающая составляющая правовой реальности и главное условие существования права; 3) Правовая реальность – это совокупность единичных фактов «очищенных от морали, политики, психологии»; 4) Правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.
4. Правовые отношения – это: 1) Отношения между личностью и государством в области права; 2) Все социальные взаимодействия, детерминированные правом; 3) Отношения между людьми в области права; 4) Отношения между государствами в правовой сфере.
5. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» ст. 17 Конституции РФ - эта статья отражает сущностную характеристику: 1) Естественного права; 2) Позитивного права; 3) Конституционного права; 4) Гражданского права.
6. Достоверным источником познания являются ощущения – считал: 1) Ф. Бэкон; 2) И. Кант; 3) Ф. Энгельс; 4) Дж. Локк.
7. Определение «права» данное Г. Гегелем: 1) Право – это свобода (свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства); 2) Право как политическая справедливость; 3) Право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы; 4) Право – действие божественной справедливости в обществе.
8. Политико-правовое учение, включавшее в себя положение об отмирание государства и права и права по мере развития общества: 1) Либерализм; 2) Консерватизм; 3) Марксизм; 4) Анархизм.
9. Активное отношение и взаимосвязь социального субъекта и правовой действительности в целях создания правовых условий существования - это: 1) правовая деятельность; 2) Правовое сознание; 3) Процессуальная деятельность; 4) Производственная деятельность.
10. Латинское слово justitia означает: 1) Равенство; 2) Справедливость; 3) Законность; 4) Ответственность.
ВАРИАНТ № 3 1. Философско-правовая аксиология - это: 1) Учение о смысле права как ценности, о праве как справедливости и общем благе; 2) Учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности; 3) Учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; 4) Учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности.
2. Существуют неотъемлемые и непередаваемые государству права личности, считал: 1) Г. Гроций; 2) Ф. Бэкон; 3) Д. Локк; 4) Т. Гоббс.
3. Суждение, отражающее точку зрения философско-правового идеализма: 1) Правовая реальность – это отражение в общественном сознании материального бытия, материальных отношений; 2) Правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.; 3) Правовая реальность – это совокупность единичных фактов «очи- щенных от морали, политики, психологии»; 4) Правовая реальность – это согласование деятельности человека и государства.
4. Принцип, характеризующий «разрешительный» подход к пониманию: 1) Разрешено все, что не вредит личности и государству; 2) Разрешено абсолютно все; 3) Разрешено все, что дозволено; 4) Разрешено все, что не запрещено.
5. Структурными элементами правового сознания являются: 1) Правовая идеология, правовая наука, правовая психология, правовые эмпирические знания; 2) Правовые настроения, правовые эмоции и чувства, правовые привычки, правовые навыки; 3) Правовые эмпирические знания, правовая наука, правовая деятельность; 4) Правовая реальность, правовое бытие.
6. Познание – это диалектический процесс отражения человеком объективного мира в форме идеальных образов, считал: 1) Г. Гегель; 2) И. Кант; 3) Ф. Энгельс; 4) В.И. Ленин.
7. Ф. Аквинский определял право следующим образом: 1) Право как политическая справедливость; 2) Право действие божественной справедливости в обществе; 3) Право – это свобода (свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства); 4) Право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы.
8. Философско-правовая концепция, которая была использована итальянскими немецким фашизмом для обоснования своей идеологии: 1) Юридический позитивизм; 2) Неокантианство; 3) Экзистенциальное право; 4) Неогегельянство.
9. «Быть свободным в своих действиях, но соизмерять свою свободу со свободой других» - это высказывание принадлежит: 1) И. Канту; 2) К. Марксу; 3) И. Фихте; 4) Б. Спинозе.
10. Закон талиона (возмездия) – это: 1) Социальная справедливость; 2) Воздающая справедливость; 3) Уравнивающая (гражданская) справедливость; 4) Распределяющая (пропорциональная) справедливость.
ВАРИАНТ № 4 1. Философско-правовая праксиология – это: 1) Учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; 2) Учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности; 3) Учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; 4) Учение о смысле права как ценности, о праве как справедливости и общем благе.
2. Чье философское учение утверждает, что государство и право часть природы: 1) Б. Спинозы; 2) Т. Гоббса; 3) Д. Локка; 4) Ф. Бэкона.
3. Какое из суждений отражает точку зрения философско-правового материализма: 1) Правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.; 2) Правовая реальность – это согласование деятельности человека и государства; 3) Правовая реальность – это отражение в общественном сознании материального бытия, материальных отношений; 4) Правовая реальность – это совокупность единичных фактов «очщенных от морали, политики, психологии».
4. Взаимосвязь свободы и права проявляется в том, что: 1) Право и свобода это божественный дар; 2) Право делает человека абсолютно свободным; 3) Право ограничивает свободу человека; 4) Право защищает свободу выбора личности и ограничивает произвол, направленный на ущемление свободы других.
5. Объектом изучения философии права является: 1) Повседневная реальность; 2) Правовая практика; 3) Правовая реальность; 4) Общественное бытие.
6. Познать можно только явление, но не сущность, считал: 1) И. Кант; 2) Д. Юм; 3) Ф. Энгельс; 4) В.И. Ленин.
7. Определение «права» данное И. Кантом: 1) Право – это свобода (свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства); 2) Право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы; 3) Право как политическая справедливость; 4) Право действие божественной справедливости в обществе.
8. Философско-правовое учение, подтверждающее высказывание Д. Остина: «Закон есть закон»: 1) юридический позитивизм; 2) философско-правовой материализм; 3) философско-правовой рационализм; 4) философско-правовой идеализм.
9. Государство, понимаемое как «коллективная воля» граждан, есть гарант свободы, считал: 1) К. Маркс; 2) И. Кант; 3) Г. Гегель; 4) И. Фихте.
10. Основные Фемиды выражают: 1) Свободу, справедливость, законность; 2) Ограничение, понуждение, наказание; 3) Справедливость, равенство, беспристрастность; 4) Возмездие, неотвратимость.
ВАРИАНТ № 5 1. Философия права в трактовке Г. Гегеля: 1) Это наука о свободе, это философское осмысление всего, что связано с правом, долженствованием, нормативностью; 2) Это наука, занимающаяся исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире; 3) Это наука, занимающаяся проблемами гносеологии и диалектики; 4) Это наука, разрабатывающая правовые теории на основе философии.
2. Родоначальник философии права как систематизированного научно- философского знания: 1) И. Кант; 2) Г. Гегель; 3) К. Маркс; 4) В. Нерсесянц.
3. Суждение, отражающее точку зрения философско-правового позитивизма: 1) Правовая реальность – это согласование деятельности человека и государства; 2) Правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.; 3) Правовая реальность – это совокупность единичных фактов «очи- щенных от морали, политики, психологии»; 4) Правовая реальность – это отражение в общественном сознании материального бытия, материальных отношений.
4. Принцип, характеризующий «запретительный» подход к пониманию права: 1) Запрещено все, что ведет к нарушению правопорядка в обществе; 2) Запрещено все, что вредит личности и государству; 3) Запрещено абсолютно все; 4) Запрещено все, что не разрешено.
5. Основными, структурными элементами правовой реальности являются: 1) Общественное бытие, общественное сознание, правовое бытие человека; 2) Правовые учреждения, правовые отношения, правовое сознание; 3) Правовые нормы, юридические законы; 4) Правотворческая деятельность. 6. «Познание – это последовательный переход от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Это высказывание принадлежит: 1) И. Канту; 2) Г. Гегелю; 3) Ф. Энгельсу; 4) В.И. Ленину.
7. Определение права, данное Аристотелем: 1) Право действие божественной справедливости в обществе; 2) Право как политическая справедливость; 3) Право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы; 4) Право – это свобода (свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства).
8. Право необходимо рассматривать в развитии, во взаимосвязи с другими социальными феноменами. Этот подход называется: 1) Метафизическим; 2) Системным; 3) Диалектическим; 4) Историческим.
9. «Свобода есть познанная необходимость» - это высказывание принадлежит: 1) Б. Спинозе; 2) Г. Гегелю; 3) Ф. Энгельсу; 4) В.И. Ленину.
10. Русский просветитель XVIII века считавший, что при подготовке юристов основными дисциплинами являются нравственная философия, римское право и натуральная юриспруденция: 1) С.Е. Десницкий; 2) Я.П. Козельский; 3) В.Н. Татищев; 4) И.А. Третьяков.
ВАРИАНТ № 6 1. Герменевтика – это: 1) Сведение сложного к простому, более понятному и доступному; 2) Учение об интерпретации текстов и исторических фактов, норм позитивного права и жизненного опыта; 3) Учение, основанное на идее доминирующей роли бессознательно го в человеческой жизни; 4) Учение, ставящее в центр изучения человеческое существование, его переживание.
2. «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти». Это высказывание принадлежит: 1) И. Канту; 2) Г. Гегелю; 3) И. Фихте; 4) Ф. Шеллингу.
3. «Человека, ни при каких обстоятельствах нельзя использовать как средство, а только в качестве цели, ибо нет более высокой цели, чем Человек» эти слова И. Канта являются основой: 1) Философско-правового натурализма; 2) Философско-правового гуманизма; 3) Философско-правового либерализма; 4) Философско-правового нигилизма.
4. Верной точкой зрения на отношение права и закона является: 1) Право и закон – тождественные правовые феномены; 2) Право и закон – самостоятельные правовые феномены; 3) Право и закон взаимосвязанные, но не тождественные правовые феномены; 4) Право – основа и источник правового закона, критерий его качества.
5. Д. Локк считал неотъемлемыми и непередаваемыми государству следующие права: 1) На жизнь, свободу, равенство; 2) На собственность, жизнь, свободу, равенство; 3) Право избирать, быть избранным, свободу слова; 4) На свободу совести, вероисповедания, свободно распространять религиозные и иные убеждения. 6. Отрицание возможности познания называется: 1) Агностицизмом; 2) Иррационализмом; 3) Сенсуализмом; 4) Рационализмом.
7. В философско-правовом учении высказывание Ф. Ницше: «В основе действий человека лежит воля к власти» отражает направление: 1) Юридического позитивизма; 2) Философско-правового иррационализма; 3) Экзистенционального права; 4) Философско-правового рационализма.
8. Философский закон выражающий степень и меру свободы: 1) Закон отрицания отрицания; 2) Закон единства и борьбы противоположностей; 3) Закон причинно-следственных связей; 4) Закон перехода количественных изменений в качественные.
9. Виды справедливости, которые различал Аристотель: 1) Уравнивающая справедливость – как арифметическое равенство и соразмерность ущерба и наказания; 2) Распределяющая справедливость – как геометрическое равенство и соразмерность доли общественного богатства, получаемой гражданином в соответствии с его достоинством и заслугами; 3) Уравнивающая и распределяющая справедливость; 4) Социальная справедливость – как нравственное, правовое, политическое явление.
10. Представитель Французского Просвещения, который считал, что частная собственность породила страх, войну, имущественное расслоение: 1) Ж.Ж. Руссо; 2) Вольтер; 3) Дидро; 4) Монтескье.
Date: 2016-05-25; view: 1221; Нарушение авторских прав |