Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение элементарным способам выражения





пространственных отношений (предлоги и пространственные наречия)

Кроме временных понятий, ребенку, который учится говорить, необходимо усвоить хотя бы самые элементарные способы выражения пространственных отношений. В нашей речи эти самые элементарные отношения выражаются так называемыми служебными словами в виде предлогов (в, на, под) и некоторых наречий.

Предлоги, как правило, усваиваются слабослышащим ребенком позже других слов. Это объясняется двумя при­чинами. Во-первых, при недостаточном слухе эти малень­кие слова в, к, у, с, под обычно сливаются с тем словом, перед которым они стоят. В словосочетаниях в столе, в сумке, на столе и т. п. предлоги б и на не стоят под ударе­нием и часто сливаются с последующими согласными. Это делает их почти недоступными слуховому восприятию слабослышащих детей. Во-вторых, предлоги — это слова с очень абстрактным значением, и при малом речевом опыте ребенка они остаются для него непонятными. Интересно, что слабослышащие дети в начале развития речи совсем обходятся без предлогов и пропускают их. Они говорят: мальчик иди школу (мальчик идет в школу), на вопрос: Где шапка? — отвечают: Вешалку. Слабослышащие дети говорят: Костя залез сосну. Дети подошли ручей. Волк си­дит снег. Но если вначале наблюдаются пропуски предло­гов, то впоследствии отмечается неправильное, неуместное их употребление: Дети пошли на домой. Дяди убили на волка. Миша читал в книгу. Около у березы растут грибы. 'Волки пришли въесть на Саше.


Подобные ошибки употребления предлогов свидетель­ствуют об их непонимании. Ребенок с нормальным слухом сам научается понимать предлоги в результате богатого речевого опыта. Слабослышащему ребенку необходимо помочь понимать их путем специально подобранных зада­ний. Обращаясь к ребенку с предложением, следует поме­стить в то или иное место какой-нибудь предмет, чтобы научить ребенка понимать самые элементарные значения предлогов. Приведем примеры: Положи карандаш на стол. Положи карандаш в ящик. Положи карандаш в коробку. Положи карандаш на коробку. Положи карандаш около коробки. Положи карандаш под стол. Положи карандаш на тетрадь. Положи карандаш около тетради. Положи ка­рандаш в тетрадь. Положи карандаш в книгу. Положи карандаш на пол. Положи карандаш около стола.

Для более точного осмысления предлогов их связы­вают с вопросом куда?; Куда ты положил карандаш? Од­нако здесь возникает необходимость связывать предлоги также и с вопросом где?: Где лежит карандаш?

Чтобы научить ребенка понимать разницу в значениях вопросов где? и куда? необходимо провести серию упраж­нений. Ребен/Kiy следует показать, что вопрос где? отно­сится к неподвижному состоянию предмета: Карандаш лежит на столе. Карандаш лежит в коробке. Карандаш лежит под столом. Где лежит карандаш? Стакан стоит на столе. Стакан стоит \в шкафу. Где стоит стакан? Пальто висит на вешалке. Где висит пальто? Картинка висит на стене. Где висит картинка?

В отличие от такого неподвижного места пребывания предмета, связанного с вопросом где?, с вопросом куда? связано передвижение предметов из одного в какое-либо другое место, изменение местоположения предмета: Куда положил? Куда повесил? Куда поставил? Куда ушел? Ку­да убежал? Куда прыгнул? Куда уехал? Куда пришел? Куда принес? Куда отнес?

Умение различать значения двух пространственных вопросов где? и куда? очень важно для овладения изме­нениями окончаний названий предметов:

Куда повесил? на вешалку на стену
Куда положил? на стол на коробку на скамейку
Где лежит? на столе на коробке на скамейке

Где стоит?

на столе на шкафу на табуретке

!2

С усвоением значений вопросов где? и куда? для ре-


бенка становится возможным выбор окончаний названий предметов.

Куда? Где?

на столе на коробке на шкафу на полу на вешалке

на стол на коробку на шкаф на пол на вешалку

При помощи упражнений ребенок усваивает соответ­ствующие окончания и их связь с вопросами.

Пространственные отношения выражаются не только предложными формами, но и наречиями: Куда? Домой, направо, налево, вперед и т. д. Где? Дома, справа, слева, далеко, близко и т. д.

Сложные временные отношения, выражаемые предло­гами, как, например, в прошлом году, в марте, в апреле и т. п., дети усваивают значительно позже и без специаль­ных объяснений, а лишь на основе речевого опыта (чтение, устное общение).

Чтобы усовершенствовать восприятие речи, ускорить процесс накопления словарного запаса, а также развить навыки грамматического строя речи, слабослышащего ре­бенка необходимо как можно раньше научить читать и писать. Родители и все окружающие приобретают при этом возможность уточнять произношение ребенка в тех случаях, когда звуковые элементы слова остаются недо­ступными его слуху.







Date: 2016-05-25; view: 420; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию