Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как начать обучение слабослышащего ребенка речи
Если ребенок сам еще не овладел речью, очень полезно прежде всего показать ему, как речь помогает в общении. Поэтому сначала следует начать обучение пониманию некоторых поручений, например: встань, сядь, иди сюда, иди к маме, иди к бабушке, принеси, отнеси, дай, покажи и т. п. Чтобы показать ребенку, как следует реагировать на эти слова, можно привлечь слышащего ребенка или взрослого для участия в первом уроке. Сначала слабослышащему ребенку следует показать, как слышащий реагирует на слова сядь, иди ко мне и т. д. Затем с этими словами можно обратиться к ребенку, которого вы учите, и он путем подражания должен будет выполнить ваши требования. Привлекая внимание ребенка к движениям губ и произнося слова достаточно громко, следует научить его вставать со стула или с парты при требовании встань или садиться при требовании сядь, а также идти к вам при обращении иди ко мне. На второй или третий день занятий можно включить требования: иди к маме, иди к бабушке, иди к Саше (называя любое имя из числа окружающих ребенка лиц) и т. п. Подобные упражнения в первые дни занятий следует повторять столько раз, сколько потребуется для их полного усвоения. Чтобы быть уверенным в том, что ребенок вас (понимает, следует обращаться к нему с упомянутыми выражениями вразбивку. Как только вы убедились, что ребенок усвоил смысл обращенных к нему слов, запишите их крупными буквами на листе бумаги и повесьте на видном месте. Такой же список родители вывешивают дома. По этому списку все окружающие будут знать, с какими словами можно обратиться к ребенку. Далее следует перейти к таким поручениям, которые позволяют включить в предъявленные ребенку словосочетания названия разнообразных предметов. Пользуясь словами дай, принеси, отнеси, покажи, можно научить ребенка понимать названия очень многих окружающих его предметов. Скажите ребенку: дай зайку, дай куклу, дай карандаш (предметы должны лежать в поле зрения ребенка), и он постепенно научится различать названия упомянутых предметов. Постепенно, по мере того как он научается понимать названия соответствующих предметов, включаются и другие предметы. Если необходимых предметов нет, то можно перейти к использованию картинок, изображающих какие-либо предметы (см. приложение № 2). Обращаясь к ребенку со словами: Принеси шапку. Принеси карандаш. Дай молоток. Дай книгу. Дай зайку. Дай ручку. Дай стакан. Дай чашку. Дай шапку. Дай пальто. Дай туфли. Дай шарф и т. п., можно научить его понимать большое число названий. Для этой цели, а также для закрепления усвоенных названий предметов следует использовать лото в картинках (см. приложения). Для той же цели можно перейти к использованию словосочетаний: Покажи, где карандаш. Покажи, где шапка. Покажи, где сумка и т. п. Сразу же следует обратить внимание ребенка на разницу значений слов дай и покажи. Со словом покажи можно связать еще большее число названий предметов, чем со словом дай. Кроме мелких предметов, которые могут передаваться из рук в руки, со словом покажи можно связывать и крупные предметы, как, например: Покажи шкаф. Покажи стол. Покажи потолок. Покажи пол. Покажи окно. Покажи дверь. Покажи небо. Покажи дерево и т. п. Слова принеси и отнеси также дают возможность усваивать значительный запас названий предметов в условиях активной деятельности ребенка. Очень важно при этом неоднократно повторять упражнения в разных ситуациях так, чтобы ребенок мог достаточно точно понять значение слов и условия их употребления. Как только ребенок научится понимать те или иные слова, их следует использовать в быту. Так, слова покажи, где можно использовать фи рассматривании картинок в книжке, слова принеси, дай, отнеси — при подготовке к уроку, к приему пищи, при подготовке ко сну или уборке, в играх с игрушками и т. п. 65 Одновременно с накоплением запаса понимаемых слов следует учить ребенка произносить эти слова. Однако обу-чение ребенка активной речи идет более замедленным тем-пом, так как он еще не имеет прочных навыков тех дви-жений речевых органов, которые приводили бы к произ-зшению звуков речи. На этом этапе ребенок должен нучиться произносить свое имя в ответ на вопрос: Как тебя зовут? — и имена близких в ответ на вопросы: Как зовут папу? Как зовут маму? и т, п. Слова, произносимые ебенком в этот период, только напоминают правильное роизношение, но все же контур слова ребенок обычно мо-сет воспроизводить. На этом же этапе следует обязатель-о добиваться правильного произношения гласных и более ли менее точного употребления ударения в словах. Сох-ранение контура слова делает более понятными окружа-щим слова, произносимые ребенком. Это значит, что он может пользоваться этими словами в общении, и, следо-ательно, будет упражняться в устной речи. Примерный список слов, который может быть доступеных детям на первых порах обучения речи, приведен в прило-жениях. Этот список слов отнюдь не является обязатель-ным для каждого из обучающихся детей. Не является обя-зательной также и та последовательность слов, которая представлена в указанном списке. По своему содержанию этот список слов может служить некоторым ориентиром для учителя, обучающего слабослышащего ребенка. Тема-тика словаря (семья; игрушки; игры на воздухе; животные, окружающие ребенка и изображенные на картинках книг? фукты; овощи; пища; одежда и т. п.) может послужить примером при подборе слов для обучения. Ориентируясь на приведенный список слов только в основном, ребенку следует сообщать слова, актуальные для его обихода, необходимые ему в общении и связанные с его окружением. Это значит, что ребенок в первую очередь будет знакомиться со словами, обозначающими доступные его восприятию явления и предметы. При этом необходимо постоянно уточнять и исправлять слова, самостоятельно усвоенные ребенком в процессе общения. Для обогащения словаря ребенка окажутся очень по- лезными прогулки, экскурсии, посещения магазина, почты и других учреждений, во время которых ведется беседа и направляется его внимание на слова, обозначающие соответствующие предметы и явления. Главным источником накопления словарного запаса является непосредственное окружение ребенка1. Следует пользоваться любым поводом, когда ребенку можно сообщить названия предметов или действий, с которыми он столкнулся. Когда ребенок встает и начинает одеваться, можно сказать ему (называя его имя): Саша встал. Саша надевает чулки. Саша надевает рубашку. Саша надевает ботинки. На уроке ему говорят: Саша пишет. Саша рисует. Саша вытирает доску и т.д. Если ребенок не усваивает еще целых предложений, то можно называть ему каждый из данных предметов отдельно (рубашка, чулки и т. п.). Тут же можно научить ребенка обозначать предметы и действия, связанные с одеванием, умыванием и т. п.: вода, мыло, моет руки, моет лицо, чисто, чистые руки, грязные руки,{ полотенце, вытирает лицо, вытирает руки, вода холодная, теплая и т. п. Дальше за завтраком можно называть виды пищи (каша, чай, молоко, хлеб, масло, колбаса, яблоко и т. п.), посуду и приборы (чашка, блюдце, тарелка, стакан, ложка, нож и т. п.). Тут же можно говорить: Саша пьет чай. Саша ест кашу и т. п. То же можно говорить за обедом и за ужином. На прогулке можно называть любые из окружающих предметов, перед уходом из дома можно называть: зимой — зимнюю одежду, летом — летнюю (шуба, шапка, варежки, валенки, носки, майка и т. п). На улице надо называть транспорт, магазины или предметы, которые в них продаются. В саду или в парке можно называть деревья, цветы, предметы развлечения и спорта (коньки, лыжи, велосипед и т. п.). Во время игры ребенок учится называть игрушки и действия, которые производятся с соответствующими игрушками (ловит мяч, поймал мяч, везет санки, катается на санках, катается на коньках, едет на велосипеде, катает мяч и т. п.). В классе учитель учит ребенка пользоваться словами, характерными для классного обихода2. Очень важно пользоваться любым маленьким событием, чтобы научить ребенка называть различные явления: упал, поскользнулся, споткнулся, обрадовался, смеется, скучно, весело, выиграл, победил, узнал, знает, не знает, 1 На первоначальном этапе обучения речи слабослышащего школь- 2 Не следует давать ребенку сразу большое количество новых слов, лова, поэтому следует начинать с 4—5 новых слов, постепенно уве-чивая это количество. Все новые слова необходимо много раз повторять и приучать ребенка их запоминать. ч* испугался, плачет, устал, дождь, снег, ветер, солнце, мороз, светит, жарко, скользко, имеет и т. п. Искусственно создавать ситуацию для наглядного объяснения многих из необходимых в обиходе слов очень трудно, в то время как случайное стечение обстоятельств может оказаться очень благоприятным для усвоения нового слова. Слова, приобретенные в случайной ситуации, следует записать и постараться подобрать аналогичные случаи, чтобы повторить и закрепить их. Другим источником накопления словарного запаса являются беседы по сюжетным картинкам и по серии картинок, составляющих рассказ. Разумеется, и эту работу начинает учитель и продолжают родители. Рассматривая с ребенком сюжетную картинку, выясняют с ним названия предметов и действующих лиц, изображенных на рисунке. Выясняют, чем занимаются изображенные на картинке персонажи, во что они одеты, какими орудиями пользуются, например, с помощью картинки «Зимние забавы» можно познакомиться со словами: мальчик, девочка, катаются, катаются на коньках, катаются на санках, мальчик упал, мальчик Вова, у Вовы пальто, шапка, шарф, валенки, варежки, коньки, палка и т. п. Для бесед по картинке можно пользоваться художественными репродукциями и иллюстративным материалом, издаваемым для занятий в дошкольных и школьных учреждениях. Очень полезно составление рассказов по сериям картинок (см. приложение № 4). Прежде чем приступить к беседе по серии картинок, ее следует совместно с ребенком разложить по порядку содержания рассказа, а затем приступить к составлению рассказа по картинкам. В зависимости от речевых возможностей ребенок может проявить различную степень активности. Если он располагает возможностью хоть очень искаженно составить рассказ самостоятельно, то очень полезно поручить ему самостоятельный рассказ, попутно исправляя допущенные им ошибки. При повторении рассказа этих ошибок будет все меньше. Если ребенку еще совсем недоступен самостоятельный рассказ, то занятия проводятся в следующем порядке. Учитель ведет рассказ по картинкам, пользуясь ими как иллюстрацией, а ребенок вслед за ним в меру своих возможностей повторяет рассказ. Ключевые слова рассказа; следует повторить несколько раз, постепенно приближаясь ко все более точному их произношению. Такие серии сюжетных картинок издаются в виде альбомов для занятий с дошкольниками и младшими школьниками. Следует использовать иллюстрированные книжки для малышей. В большинстве случаев на начальном этапе обучения сказочные сюжеты не понятны слабослышащим детям с бедным речевым запасом. Поэтому детские книжки вначале удается использовать только для обозначения действующих лиц, предметов и действий, изображаемых на картинке. Впоследствии, когда ребенок накопит уже некоторый речевой запас, можно, пользуясь текстом книжки, придумать иной, облегченный реалистический текст, который оказался бы доступным ребенку. Когда ребенок научится читать, необходимо будет из таких детских книжек создавать для него библиотеку, под картинками книжек писать придуманные тексты, которые ребенок сам может читать и понимать. Эффективным источником накопления речевого запаса являются так называемые сюжетно-ролевые игры. При использовании кукол, игрушечных животных и прочих игрушек можно организовать с ребенком сюжетные игры: игру в «магазин», в «поликлинику», в «доктора», в «парикмахерскую», в «зоопарк», в «кухню», в «школу», в «кино» и т. п. Организуя такую игру, учитель или мать распределяет роли между собой, ребенком, куклами. В процессе игры повторяют ранее усвоенные слова и обучают ребенка новым словам. Date: 2016-05-25; view: 390; Нарушение авторских прав |