Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Протокол обследования речи ученика
* В столбце «Дефекты произношения» следует отметить недогова-ривание и пропуски звуков и слогов в словах, смешение звуков, а также дефекты произношения отдельных звуков (см. с. 100—109). Такое обследование речи поможет учителю не только ориентироваться в состоянии словаря (запас слов и точность понимания значения слов и произношения), но и в некотором отношении оценить представления ребенка о звуковом составе произносимых им слов. Если ребенок уже обучался грамоте, то ему необходимо предложить написать произносимые им при устном обследовании слова, а также продиктовать несколько предложений и проанализировать допущенные им ошибки (см. об отклонениях в письме на с. 23). Чтобы судить о состоянии грамматического строя речи ученика, можно предложить ему составить устно рассказ по сериям сюжетных серий картин (см. приложение № 4). Вслушиваясь в рассказ ребенка, учитель может отметить, правильно ли ученик строит предложения и использует морфологические изменения слов для выражения своей мысли. Подобное обследование речи слабослышащего ребенка прежде всего поможет учителю решить вопрос, следует ли его оставить в массовой школе или перевести в специальную. Если ученик не сможет назвать по картинкам до 20% слов, если в его речи имеются выраженные отклонения в грамматическом строе речи, то следует обратиться за консультацией к специалисту-дефектологу для решения упомянутого выше вопроса. Если дефекты словарного запаса и грамматического строя речи менее резко выражены, то следует принять меры к ликвидации неуспеваемости ребенка путем дополнительных занятий в массовой школе. Обратимся прежде всего к вопросу об обучении элементарной грамоте.
Само собой разумеется, что усвоение письма и чтения становится для слабослышащего ребенка наиболее актуальным при поступлении в школу. Между тем опыт показывает, что можно' обучать ребенка, грамоте гораздо раньше. Для слабослышащего ребенка раннее усвоение грамоты играет исключительную роль. Если слух не позволяет ребенку полностью воспринять звуковой состав слова, то для его усвоения приходится искать иную опору. Как мы уже видели выше, чтение с губ (зрительное восприятие речи) также не дает ребенку возможности усваивать каждый из составляющих слово звуков. А написанное слово для развития устной речи служит неоценимым подспорьем. Если ребенок из-за недостаточного слуха не улавливает всего звукового состава слова, то при помощи письма и чтения можно в какой-то мере компенсировать неполноценность его восприятия: можно подсказать ребенку те элементы слова, которые он не смог воспринять ни на слух, ни зрительно. Овладение устной речью существенно ускоряется, как только ребенок приобретает навыки письма и чтения. Поэтому обучение грамоте слабослышащего ребенка необходимо начать как можно раньше. В связи с особенностями представлений слабослышащего ребенка о звуковом составе слова обучение его грамоте отличается значительным своеобразием. При нормальном слухе, как известно, обучают грамоте аналитико-синтетическим методом, в основе которого лежит анализ состава слова, уже известного слышащему ребенку. Ребенку называют целое слово и учат членить его на слоги, а затем на звуки. Этим способом выделяют звуки из слога, а дальше из звуков и слогов вновь составляют слова. Такой путь обучения грамоте оказывается невозможным для слабослышащего ребенка, так как он не владеет еще целыми словами в такой мере, чтобы суметь их анализировать. Ребенок с пониженным слухом вынужден овладевать грамотой в иной последовательности. Он идет к целому слову от слогов и звуков, а не наоборот. Обучение грамоте слабослышащего ребенка проводится одновременно с усвоением произношения звуков. При постановке того или иного звука ученику показывают, какой букве соответствует данный звук. И при тренировке произношения звуков в слоговых упражнениях он усваивает начертание соответствующих букв и слогов. Далее из усвоенных букв и слогов складываются слова. По мере усвоения нового слога его сопоставляют с дру- гими слогами. Эти слоги произносятся и одновременно складываются из разрезной азбуки. Дальше слоги складываются в слова, и ребенок тренируется в составлении слов из слогов. Прежде чем начать обучение грамоте в школе, следует проверить способность различения звуков на слух, как это показано в разделе «Как проверить слух ребенка», (см. с. 59). Затем необходимо проверить произношение всех звуков и спланировать систематическую работу над ними. После этого приступают к обучению грамоте при помощи разрезной азбуки. Как правило, слабослышащий ребенок различает и умеет произносить гласные а, о, у, эл ы и некоторые согласные. Из букв, соответствующих этим звукам, складываются слоги, которые ребенок учится читать по подражанию. При складывании этих слогов ребенок произносит их и прислушивается к их звучанию в речи учителя. Как мы показали выше, хотя ребенок к этому времени уже говорит многие слова, их звуковой состав им еще не осознан. Состав слова осознается только при упражнениях с буквами и слогами. Порядок прохождения букв зависит от степени трудности их произношения. Поэтому следует начать обучение с трех первых, наиболее доступных различению звуков а, о, у. С этими гласными должны в упражнениях сочетаться все согласные звуки. Сначала проводятся упражнения в произношении слогов па-по-пу, ма-мо-му, на-но-ну, ба-бо-бу, а далее можно дать ребенку буквы т, д в сочетании с теми же гласными. Таким образом, ребенок уже различает пару звонких и глухих звуков и пару носовых звуков mj н и знает начертание этих букв. Теперь можно уже дать для составления из разрезной азбуки слова, содержащие эти звуки. Дальше желательно придерживаться такого порядка, при котором ребенок усвоит прежде всего соотношение звонких с глухими к-г, с-з, ф-в, п-б. Слоговые упражнения типа ка-га, ко-го, ку-гу, ка-ко-ку, га-го-гу и т. п. приучают ребенка ориентироваться и отличать более сознательно звонкие звуки от глухих. Если ребенок умеет уже хорошо произносить ша и жа, то включается и эта пара звуков. Далее ребенок упражняется в свистящих и шипящих: са-ша, со-шо, су-шу, за-жа, зо-жо, зу-жу. Несколько позже включаются звуки р, л, х в сочетании с теми же гласными. Затем начинаются упражнения с гласными звуками э и и. Постепенно ребенок усваивает аффрикаты ч, ц, щ. Эти звуки в слоговых упражнениях противопоставляются одни другим, как шипящие свистящим. Ребенок обязательно тренируется в различении аффрикат с их составляющими звуками: ча-та и ча-ша, а также ца-та и ца-са. Как мы видели выше, эти смешения очень часты в письме и произношении слабослышащего ребенка. Очень важно упражнять ребенка в различении йотированных звуков я, ё, ю, е и учить его правильно пользоваться ими в письме, не допуская смешения и с ль и рь. Специально следует учить ребенка правильно читать мягкие согласные, стоящие перед я, ё, ю. Здесь также необходимы слоговые упражнения и упражнения в словах. Очень полезно вместе с ребенком устно проговаривать слова после правильного их прочтения. Проговаривание слова может происходить с многократным повторением, что помогает ребенку запомнить звуковой состав слова. При помощи диктантов следует проверять, как он запомнил звуковой состав слова. Неправильно написанное слово необходимо не только многократно проговорить, но и записать несколько раз. При исправлении ошибок в письме полезно произносить слово перед зеркалом и с использованием звукоусиливающей аппаратуры, с тем чтобы ребенок ясно представлял себе звуковой состав слова. Если у него нет слухового аппарата, то учителю следует произносить слова у самого уха ребенка. Описанные упражнения необходимо проводить с ребенком индивидуально при участии матери или других членов семьи. Они позволяют ребенку включиться в общеклассную работу по усвоению грамоты. Опыт показал, что слабослышащий ребенок 6—7-летнего возраста научается довольно бегло читать и складывать слова из букв в течение 3—4 месяцев. В дальнейшем при помощи чтения удается значительно быстрее накопить запас новых слов и, главное, уточнить звуковой состав тех слов, которые были раньше самостоятельно приобретены ребенком при помощи неполноценного слуха. Обучив ребенка элементам грамоты, необходимо заняться систематическим обучением его правильному написанию слов. Для этого каждое из произносимых ребенком слов необходимо складывать из разрезной азбуки или писать (если ребенок уже овладел техникой письма). Прежде чем складывать из букв слово, учитель добивается его правильного произношения. Если и после этого ребенок неправильно сложил слово или предложение, то следует исправить допущенные ошибки и предложить ему прочитать исправленное слово, а затем снова составить его из букв. Слабослышащие дети обычно легко запоминают при этом звуковой состав слова. Если ребенку не удается сразу запомнить структуру слова, то следует опять вернутьса к его записи и складыванию букв из разрезной азбуки. Такие упражнения оказываются очень эффективными не только для овладения правильным письмом, но и для накопления словарного запаса. Слабослышащие дети очень охотно выполняют подобные упражнения. Они сами замечают то облегчение в восприятии речи, которое приносит им письмо. Очень полезными оказываются диктанты с предварительным проговариванием слов. Грамматические упражнения на безударные гласные и т. п. на первоначальном этапе обучения письму не приносят слабослышащему ребенку особенной пользы. Им трудно бывает подобрать проверочное слово в связи с недоразвитием их речи, а неполноценный слух не позволяет заметить расхождения между произношением и написанием слова. Слабослышащие дети научаются правильно писать путем запоминания прочитанного слова. В письме слабослышащего ребенка, как мы видели выше, очень часто встречаются не только замены в словах одних букв другими, но и искажения грамматического строя: неправильное употребление окончаний, приставок и пр. Учителю необходимо внимательно проанализировать ошибки, выяснить, с какими именно трудностями встречается ученик, и, исходя из этого, наметить упражнения. Например, если ребенок допускает ошибки в употреблении множественного числа, то следует объяснить ему его ошибку и начать упражнения в употреблении этой формы. Для этого следует показать ребенку группу предметов и ее отличие от одного предмета (например: яблоко — яблоки) и проработать с ним соответствующие обозначения, обратив его внимание на разницу окончаний. Упражнения в образовании множественного числа путем изменения окончаний уменьшат число таких ошибок в письме слабослышащего ребенка. Аналогичную работу следует проводить при неправильностях употреблений падежей. Здесь не следует ограничиваться обычным склонением по падежам имен существительных и прилагательных. Каждый раз необходимо бы-вает объяснить ребенку, в каких случаях, в каком контексте можно употребить ту или иную грамматическую форму. Например, если ребенок написал: я пишу карандаш (вместо карандашом], то ему следует эту ошибку поправить и тут же показать другие случаи применения творительного падежа действия: Я пишу мелом, я режу ножом, я мою мылом, я рублю топором. И когда ребенок усвоит значение этой грамматической формы, можно перейти к применению существительных женского рода. Я пишу ручкой, я пилю пилой и т. п. Дальше включается и множественное число этой формы: Я режу ножницами и т. д. Только в том случае, если ребенок понял значение грамматической формы, он сможет избежать ошибок в письме. Таким способом, на основе анализа ошибок, допущенных ребенком, удается уменьшить их число. Конечно, обеспечить усвоение всех грамматических форм, существующих в языке, путем упражнений невозможно. В дальнейшем число ошибок в письме слабослышащего ребенка будет уменьшаться и без таких упражнений — на основе письменной и речевой практики, за счет чтения книг и т. д. Слабослышащему ученику необходимо также помочь понимать читаемый текст. Как мы видели выше, такие дети встречаются с особыми трудностями понимания прочитанного вследствие неточного понимания слов и непонимания грамматических форм. Чтобы научить ребенка сознательно читать, необходимо при чтении даже самого элементарного текста неотступно проверять понимание им слов, грамматических форм и текста в целом. Приведенные выше примеры ошибочного понимания текста направляют внимание учителя на трудности понимания слов в связи с неполным их восприятием при помощи слуха. Чтение сопровождается картинками, поясняющими общий смысл текста. Чтение текста необходимо сопровождать отчетливым проговариванием и объяснением не только слов, обозначающих предметы, действия и качества, но также слов служебных (предлоги, союзы, местоимения). Очень важно учить слабослышащего ребенка понимать в слове не только его основное значение, но и те нюансы, которые выражаются при помощи таких частей слова, как приставки, суффиксы и окончания. Нет нужды, конечно, говорить ребенку о названиях этих морфологических категорий, но необходимо для чтения и письма подбирать речевой словарь так, чтобы ребенок практически разобрался бы в этих элементах слова. Приведем пример, когда проверка; столкнула нас с непониманием приставки. Мы спросили слабослышащего мальчика при чтении текста, что значит слово подбежал. Мальчик побежал к столу и сел под него. На наш во- прос, зачем он сел под стол, мальчик ответил: Вы сказали под бежал, я так и сделал. Этот пример показывает, как важно проверить понимание слова и его морфологического состава. Получив от мальчика ответ, который свидетельствует о непонимании приставки под-, мы занялись специально объяснением приставок глаголов. Мы объяснили ему разницу значений слов отвязал, привязал, развязал и т. п. Аналогично этому приходится учить слабослышащего ребенка понимать в словах суффиксы, как например, суффикс -ик, служащий для обозначения маленького предмета (столик, карандашик), суффиксы -енок, -онок — для обозначения детенышей (котенок, козленок, лягушонок), суффиксы для обозначения профессии: -тель, -ръ (учитель^ токарь, слесарь). Мы лишены возможности подробнее останавливаться на способах преодоления всех возможных дефектов в понимании читаемого текста. Нам важно лишь обратить внимание учителя на необходимость проверки понимания слов и грамматических форм. Ибо только в том случае, когда выявляются подобные затруднения, становится ясным, как помочь ребенку их преодолеть. Очень важно для слабослышащего ребенка как можно больше читать. Можно пользоваться для этого букварем для I класса и книгами для чтения, выпущенными для слабослышащих детей, а также любыми книгами, написанными для детей младшего возраста. Дома следует ребенку постоянно готовить книжки самоделки из тех детских книг, в которых иллюстрации достаточно выразительны и могут хорошо пояснить небольшой и несложный сюжет. Еще одно очень важное требование: каждое новое слово обязательно должно быть дано ребенку в письменной форме. Слабослышащий ребенок чаще всего отстает в школе по русскому языку. По математике он хорошо справляется со счетом, но с трудом решает задачи. И это не удивительно. Решение задач в той форме, в какой это делается в массовой школе, прежде всего связано с пониманием текста задачи. В тексте математической задачи слабослышащие дети чаще всего не понимают тех значений, которые выражены более отвлеченными грамматическими формами. Они часто не понимают вопроса, плохо понимают предлоги и местоимения. Не понимают, например, слов из них, не понимают слов, выражающих отношения: больше —• меньше, дороже — дешевле и т. п. Все это при решении задач необходимо иметь в виду. Важно проверять понимание текста задачи и объяснять его специально, если текст непонятен. Все это означает, что при прохождении программы по математике следует обязательно иметь в виду специальную работу по развитию речи. Само собой разумеется, учитель должен при этом широко использовать наглядные средства. Date: 2016-05-25; view: 593; Нарушение авторских прав |