Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С нарушениями слуха в условиях массовой школы





Как мы уже указывали, нарушение слуха часто остается незамеченным, и это, к сожалению, может пагубно отра­зиться на судьбе ребенка. Упомянутые нами выше рано-оглохшие дети почти не встречаются в массовой школе, так как их слуховой недостаток обычно очевиден для окружаю­щих уже в раннем дошкольном возрасте. Иное дело слабо­слышащие и позднооглохшие дети. Попав в массовую школу, они нередко безуспешно обучаются там. Мы наблю­дали детей, которые не выводились из школы только пото­му, что учитель, внимательно приглядываясь к такому уче­нику, отмечал его сметливость и защищал его от перевода во вспомогательную школу, где обучаются умственно от­сталые дети. Неуспеваемость ребенка нередко остается не­понятной для учителя, так как понижение слуха незаметно. Учитель чаще всего замечает нечеткое произношение, бед­ную речь, неуверенность и недостаточную общительность.

I классе неуспеваемость слабослышащего ребенка не очень бросается в глаза. Такие дети часто очень старательно учатся писать, при помощи родителей овладевают чтением элементарный счет для них не представляет особого труда. При этом они чаще всего не понимают прочитанного текста, а текстовых математических задач они обычно не

49-


решают. Таким образом, слабослышащий ребенок в I клас­се представляется наполовину успевающим и его переводят в следующий класс в надежде на то, что он там приспосо­бится, но во II классе положение усложняется, и его неуспе­ваемость становится уже бесспорной.

В результате оказывается, что время, когда можно бы­ло помочь ребенку, потеряно. Чтобы этого не случилось, следует сразу же, как только замечены отклонения в речи, проверить слух ребенка. И как только выясняется хотя бы самое ничтожное нарушение слуха, перед учителем должен встать вопрос о том, как создать для ребенка необходимые ему условия обучения. Этот вопрос может иметь двоякое решение. В одних случаях оказывается необходимым пере­вод ребенка в специальную школу для слабослышащих и позднооглохшИ'Х, в других — желательно оставить ребен­ка в массовой школе и организовать для него дополни­тельные занятия при активном участии в них родителей ученика.

Следует при этом заметить, что перевод в специальную школу имеет не только положительные, но и некоторые от­рицательные стороны. Само собой разумеется, что обучение в специальной школе имеет преимущества: там работают сурдопедагоги, значительно меньше учащихся занимается в классе, они обучаются по специальным программам, про­ходимым в более растянутые сроки; имеется специальное оборудование и т. п. Несмотря на все это, оставление сла­бослышащего ребенка в массовой школе предпочтительно, ибо нормальное речевое окружение, которое имеется только в массовой школе, при определенных условиях может сы­грать исключительно важную роль в его развитии.

Попытаемся ответить на вопрос, в каких случаях пере­вод в специальную школу обязателен, а в каких случаях ре-•-бенок может остаться в массовой школе.

Вопрос о переводе в специальную школу решается прежде всего с учетом состояния слуха и уровня речевого развития. Не меньшее значение при этом имеют те условия, которые в каждом конкретном случае могут быть созда­ны для слабослышащего ребенка дома. В массовой школе учитель сможет выправить недоразвитие речи, которое обычно является основным препятствием к успешному ус­воению школьной программы, лишь при обязательной по­мощи со стороны родителей. Если родители смогут взять на себя эту обязанность, то оставление слабослышащего ребенка в массовой школе очень желательно. Ребенок, слы- j шащий речь разговорной громкости на расстоянии более

SO


3 м от ушной раковины, чаще всего может быть оставлен в массовой школе. Правда, у такого ребенка может наблю­даться значительное недоразвитие речи, но его преодоление будет возможно относительно быстро, как только- на до­полнительных занятиях начнется специальное обучение речи.

В массовой школе следует оставлять также поздно-оглохших детей. В этом случае вопрос об оставлении в мас­совой школе решается с учетом уровня развития речи позд-нооглохшего ребенка.

Если слуховой дефект возникает у ребенка, уже научив­шегося грамоте, то он может с успехом окончить массовую школу при условии, если его будут специально обучать чте­нию с губ. Если речь сохранена недостаточно, то может воз­никнуть необходимость перевода ребенка в школу для сла­бослышащих и позднооглохших, где он будет обучаться грамоте специальными методами, где у него, как и у сла­бослышащих, будут восстанавливать речь. В школе для слабослышащих и позднооглохших последним потребуется более интенсивная работа по обучению зрительному вос­приятию речи (чтению с губ) и иная методика обучения грамоте (см. с. 63).

Перевод позднооглохших детей в школу для глухих не­допустим. Сохранившаяся даже в самой минимальной сте­пени речь обусловливает несравненно более благоприятные условия для речевого развития по сравнению с ранооглох-шими детьми.

Итак, что же должен сделать учитель школы, обнару­жив ученика, не успевающего по русскому языку?

Прежде всего следует проверить слух ребенка (см. с. 59) и, если слух окажется дефективным, проконсультиро­ваться с врачом о возможности лечения и улучшения слу­ховой функции при помощи звукоусилительной аппаратуры. Далее необходимо обследовать состояние речи ученикаг проверить произношение, запас слов, грамматический строй его речи. Для обследования речи можно использовать окру­жающие предметы и картинки, предлагаемые нами для раз­вития речи (см. приложения).

Показывая ребенку окружающие предметы и картинки, учитель предлагает их называть. Вслушиваясь вниматель­но в слова, произносимые при этом ребенком, учитель от­мечает не только правильность обозначения предметов и картинок, но и точность произношения слов.

Ответы ребенка рекомендуется записывать по следую­щей схеме:








Date: 2016-05-25; view: 573; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию