Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С нарушениями слуха в условиях массовой школы
Как мы уже указывали, нарушение слуха часто остается незамеченным, и это, к сожалению, может пагубно отразиться на судьбе ребенка. Упомянутые нами выше рано-оглохшие дети почти не встречаются в массовой школе, так как их слуховой недостаток обычно очевиден для окружающих уже в раннем дошкольном возрасте. Иное дело слабослышащие и позднооглохшие дети. Попав в массовую школу, они нередко безуспешно обучаются там. Мы наблюдали детей, которые не выводились из школы только потому, что учитель, внимательно приглядываясь к такому ученику, отмечал его сметливость и защищал его от перевода во вспомогательную школу, где обучаются умственно отсталые дети. Неуспеваемость ребенка нередко остается непонятной для учителя, так как понижение слуха незаметно. Учитель чаще всего замечает нечеткое произношение, бедную речь, неуверенность и недостаточную общительность. I классе неуспеваемость слабослышащего ребенка не очень бросается в глаза. Такие дети часто очень старательно учатся писать, при помощи родителей овладевают чтением элементарный счет для них не представляет особого труда. При этом они чаще всего не понимают прочитанного текста, а текстовых математических задач они обычно не 49- решают. Таким образом, слабослышащий ребенок в I классе представляется наполовину успевающим и его переводят в следующий класс в надежде на то, что он там приспособится, но во II классе положение усложняется, и его неуспеваемость становится уже бесспорной. В результате оказывается, что время, когда можно было помочь ребенку, потеряно. Чтобы этого не случилось, следует сразу же, как только замечены отклонения в речи, проверить слух ребенка. И как только выясняется хотя бы самое ничтожное нарушение слуха, перед учителем должен встать вопрос о том, как создать для ребенка необходимые ему условия обучения. Этот вопрос может иметь двоякое решение. В одних случаях оказывается необходимым перевод ребенка в специальную школу для слабослышащих и позднооглохшИ'Х, в других — желательно оставить ребенка в массовой школе и организовать для него дополнительные занятия при активном участии в них родителей ученика. Следует при этом заметить, что перевод в специальную школу имеет не только положительные, но и некоторые отрицательные стороны. Само собой разумеется, что обучение в специальной школе имеет преимущества: там работают сурдопедагоги, значительно меньше учащихся занимается в классе, они обучаются по специальным программам, проходимым в более растянутые сроки; имеется специальное оборудование и т. п. Несмотря на все это, оставление слабослышащего ребенка в массовой школе предпочтительно, ибо нормальное речевое окружение, которое имеется только в массовой школе, при определенных условиях может сыграть исключительно важную роль в его развитии. Попытаемся ответить на вопрос, в каких случаях перевод в специальную школу обязателен, а в каких случаях ре-•-бенок может остаться в массовой школе. Вопрос о переводе в специальную школу решается прежде всего с учетом состояния слуха и уровня речевого развития. Не меньшее значение при этом имеют те условия, которые в каждом конкретном случае могут быть созданы для слабослышащего ребенка дома. В массовой школе учитель сможет выправить недоразвитие речи, которое обычно является основным препятствием к успешному усвоению школьной программы, лишь при обязательной помощи со стороны родителей. Если родители смогут взять на себя эту обязанность, то оставление слабослышащего ребенка в массовой школе очень желательно. Ребенок, слы- j шащий речь разговорной громкости на расстоянии более SO 3 м от ушной раковины, чаще всего может быть оставлен в массовой школе. Правда, у такого ребенка может наблюдаться значительное недоразвитие речи, но его преодоление будет возможно относительно быстро, как только- на дополнительных занятиях начнется специальное обучение речи. В массовой школе следует оставлять также поздно-оглохших детей. В этом случае вопрос об оставлении в массовой школе решается с учетом уровня развития речи позд-нооглохшего ребенка. Если слуховой дефект возникает у ребенка, уже научившегося грамоте, то он может с успехом окончить массовую школу при условии, если его будут специально обучать чтению с губ. Если речь сохранена недостаточно, то может возникнуть необходимость перевода ребенка в школу для слабослышащих и позднооглохших, где он будет обучаться грамоте специальными методами, где у него, как и у слабослышащих, будут восстанавливать речь. В школе для слабослышащих и позднооглохших последним потребуется более интенсивная работа по обучению зрительному восприятию речи (чтению с губ) и иная методика обучения грамоте (см. с. 63). Перевод позднооглохших детей в школу для глухих недопустим. Сохранившаяся даже в самой минимальной степени речь обусловливает несравненно более благоприятные условия для речевого развития по сравнению с ранооглох-шими детьми. Итак, что же должен сделать учитель школы, обнаружив ученика, не успевающего по русскому языку? Прежде всего следует проверить слух ребенка (см. с. 59) и, если слух окажется дефективным, проконсультироваться с врачом о возможности лечения и улучшения слуховой функции при помощи звукоусилительной аппаратуры. Далее необходимо обследовать состояние речи ученикаг проверить произношение, запас слов, грамматический строй его речи. Для обследования речи можно использовать окружающие предметы и картинки, предлагаемые нами для развития речи (см. приложения). Показывая ребенку окружающие предметы и картинки, учитель предлагает их называть. Вслушиваясь внимательно в слова, произносимые при этом ребенком, учитель отмечает не только правильность обозначения предметов и картинок, но и точность произношения слов. Ответы ребенка рекомендуется записывать по следующей схеме: Date: 2016-05-25; view: 573; Нарушение авторских прав |