Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути и возможные способы совершенствования системы электронного правительства в России





 

Об успешности электронного правительства можно будет говорить тогда, когда проект станет приносить реальную пользу всем субъектам общества, когда информатизация регионов достигнет целевых значений, и тогда, когда повысится уровень доверия граждан к электронным средствам государственного управления. На данный момент, электронное правительство в стране нуждается в совершенствовании. Применение успешных практик реализации электронного правительства зарубежных стран является одним из способов достижения целей эффективного электронного правительства в Российской Федерации.

Для успешного проведения программ по информатизации страны, усовершенствованию системы предоставления электронных государственных услуг, безопасности в Интернете и других важных вопросов, прежде всего, необходимо иметь серьезную, охватывающую все важные вопросы, нормативно-правовую базу в области информационных технологий.

Современный этап развития федерального законодательства в области информационных технологий характеризуется большим количеством действующих нормативных правовых актов в информационной сфере. Растет количество несистематизированных разрозненных правовых актов, многие из которых фактически утратили силу, однако не отменены официально, актов, дублирующих или перекрывающих друг друга и нередко содержащих противоречивые правовые нормы.

На данный момент, особенно важны разработка и принятие новых законов и иных нормативных правовых актов, устраняющих пробелы в законодательстве и повышающих качество правового регулирования информационных отношений. Также, необходимо провести мероприятия по отмене либо обеспечению действия неработающих нормативно-правовых актов.

В отличие от зарубежных программ, Российская программа электронного правительства долгое время была направлена на совершенствование работы государственных структур через использование информационно-коммуникационных технологий и в меньшей степени ориентирована на повышение качества государственного управления. Ориентация на граждан, учет их потребностей и повышение качества обслуживания стали приоритетами для нее только со вступлением в силу государственной программы «Информационное общество 2011-2020» в 2010 году.

Оценить степень удовлетворенности потребностей граждан могут только сами граждане посредством он-лайн опросов, заполнения анкет и тому подобное.

На наш взгляд, в этом вопросе весьма преуспевает проект Аппарата Правительства Москвы – «Активный гражданин», который был создан по поручению Мэра Москвы – Сергея Собянина, 21 мая 2014 года.

«Активный гражданин» – это сайт и мобильное приложение, созданные для того, чтобы при помощи электронного голосования узнать мнения москвичей относительно различных городских вопросов. Каждую неделю, вынося на обсуждение пользователей важные для города вопросы: проблемы транспорта, благоустройства территорий, здравоохранения, образования и другие городские темы, мэр Москвы, московское Правительство, власти административных округов инициируют референдумы, вовлекая тем самым москвичей в обсуждение интересующий их вопросов.

За активное участие в электронных голосованиях пользователям начисляются баллы, которые в последствие можно будет обменивать на городские услуги (проездные билеты на общественный транспорт, оплата парковочных мест, посещение музеев, театров и выставок) или на сувенирную продукцию с символикой проекта.

Практически за год своей работы, «Активный гражданин» набрал более одного миллиона зарегистрированных участников[67]. Если учесть то, что принимать участие в электронных референдумах могут также и жители Москвы, которые никогда не пользовались смартфоном или сетью Интернет, голосуя в одном из многофункциональных центров города, то фактически, участников проекта еще больше.

На наш взгляд, этот проект стоит внедрить в других регионах для того, чтобы каждый россиянин смог принимать непосредственное участие в управлении своим городом и регионом, делиться своим мнением, выдвигать предложения по совершенствованию внутригородской и внутрирегиональной инфраструктуры, а местные власти могли получать обратную связь от граждан.

Электронное правительство в России формируется уже не первое десятилетие. Следовало бы заранее позаботиться о том, что в стране нет специалистов, которые могли бы создать информационное общество и грамотно внедрить его. Необходимо разрабатывать программы обучения молодых специалистов в Высших учебных заведениях по специальности «Электронное правительство».

Такие специалисты должны представлять из себя некий симбиоз управленцев и экспертов в области информационных технологий. Они должны знать об успешных мировых практиках реализации электронного правительства и пытаться внедрять их учитывая все особенности российского общества, текущей компьютерной грамотности населения и ситуации с управленческими кадрами в стране. Они должны быть готовы думать на несколько лет вперед, так как рынок информационных технологий очень стремительный и быстропрогрессирующий.

Информатизация страны предполагает преодоление цифрового неравенства среди регионов и наличие широкополосного доступа в сеть Интернет у каждого желающего, в том числе и жителя малонаселенного пункта.

По заявлению Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Николая Никифорова, от 28 апреля 2015 года: «Главным государственным проектом в области развития интернет-инфраструктуры остается строительство волоконно-оптических каналов связи до малых населенных пунктов Российской Федерации. Это решение было закреплено поправками в Федеральный закон "О связи", которые были подписаны президентом Владимиром Путиным 3 февраля прошлого года. Закон гарантирует обеспечение доступа в Интернет в 14 тысячах населенных пунктов с численностью 250-500 жителей. В течение этого года мы должны закончить работу по 10-15 регионам. Рост проникновения Интернета в регионы означает расширение аудитории пользователей. А это открывает больше возможностей для интернет-бизнеса»[68].

Для того, чтобы население в полной мере пользовалось открывающимися посредством сети Интернет возможностями, необходимо установить адекватную ценовую политику на услуги провайдеров, возможно, даже льготную для самых неинформатизированных регионов России. Конечной целью программы по информатизации должны стать: равные возможности подключения к Интернету на высокой скорости, недорого и качественно для каждого желающего на территории страны.

Также, возможность воспользоваться сетью Интернет должна быть и в общественных местах таких, как кафе, торговые центры, общественный транспорт, площади и улицы городов.

Хотелось бы еще обратить внимание на проблему безответственного отношения самих государственных служащих к выполнению своих обязанностей. Так, например, десятки тысяч людей до сих пор не могут подать электронное заявление на «Оформление и выдачу паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» через Портал государственных услуг по причине отсутствия информации о некоторых заявителях в электронной базе данных Федеральной миграционной службы России. Официальные запросы в ведомство со стороны единого исполнителя инфраструктуры электронного правительства, компании «Ростелеком», с просьбой обновить электронную базу данных направляются регулярно в течение трех лет.

Так же как и Федеральная миграционная служба, свои электронные базы данных не регулярно обновляют: Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения и Федеральная налоговая служба, вследствие чего, на федеральном и городских порталах государственных услуг зачастую невозможно получить актуальную информацию о наличии неуплаченных налогов и штрафов; платежные сервисы, которые также подключены к системе межведомственного электронного взаимодействия и которые обязаны передавать информацию о проведении платежа в заинтересованные ведомства для обновления электронных баз данных.

По факту решения вышеназванных вопросов можно обратиться к некоторым примерам успешного опыта построения электронного правительства зарубежных коллег.

Во многих развитых странах уже достаточно длительное время применяется электронное голосование. Рассмотрим данный опыт на примере Эстонии.

Вся система опирается на эстонскую идентификационную карту. Это обязательный государственный документ, удостоверяющий личность. В него встроен электронный чип. Эта карта сегодня есть более чем у 80% жителей. Она может использоваться для электронной подписи и даже в качестве билета на общественном транспорте. С 2005 года она дает возможность участвовать в выборах с помощью интернета в любом уголке мира[69].

Такой метод голосования очень удобен для занятых людей, у которых не хватает времени для личного визита на избирательный участок, а также для граждан Российской Федерации, находящихся за границей и в труднодоступных малонаселенных пунктах.

В случае с Российской Федерацией, считаем целесообразным, применять как электронное голосование, так и привычный метод голосования на избирательном участке во избежание претензий со стороны старшего поколения. Двойной метод голосования позволит существенно увеличить число голосующих граждан.

Еще одним методом информатизации страны могут стать разработки социально-экономических программ, направленных на преодоление цифрового неравенства, таких как, эстонские программы «Смотри на мир» и «Прыжок тигра», чешская программа «Персональные компьютеры против барьеров» или шведский опыт предоставления налоговых льгот компаниям, приобретающим компьютеры своим работникам, о которых мы писали выше.

Развитие электронного правительства сопровождают две противоположные тенденции: информационная открытость и информационная безопасность. Одной из главных задач современных правительств является нахождение баланса между двумя крайностями. Фактически, баланс может быть достигнут как путем нормативно-правового регулирования, так и при помощи организационно- технических средств.

В современных демократических государствах, в которых обеспечен широкий доступ к информации о деятельности исполнительных органов, приняты нормативные правовые акты о доступе к информации, уровень информационной безопасности ниже, так как исполнительные органы власти находятся под угрозой хакерских атак, распространяется противоречащая законодательству информация и тому подобное. И, наоборот, в менее демократических государствах, характеризующихся законодательными ограничениями в сфере доступа к информации о деятельности исполнительных органов, формируются различные правовые и организационно-технические механизмы, которые позволяют в ущерб информационной открытости достичь высокого уровня информационной безопасности.

Например, китайский проект «Золотой щит» демонстрирует однозначную позицию властей в вопросе расстановки приоритетов между информационной безопасностью и свободой использования сети Интернет, с которой мы солидарны.

Южнокорейская практика создания «умных городов», где устройства сами приспосабливаются к среде проживания человека, и «умных школ и университетов», где помимо уже заимствованной российскими управленцами практики применения электронных пропусков со встроенными индивидуальными чипами, преподавателями используются электронные доски с трансляцией напрямую в электронные записные книжки учеников, также является успешным примером внедрения информационных технологий в повседневную жизнь граждан.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, стоит отметить, что расходы средств федерального бюджета на внедрение современных информационно-коммуникационных технологий не дают необходимого управленческого, экономического и социального эффекта из-за несовершенства существующих механизмов оценки, отбора и координации выполнения проектов по внедрению информационных технологий в деятельность государственной власти. К сожалению, реализуемый на практике подход часто приводит к появлению автономных, разрозненных и не совместимых между собой информационных ресурсов и систем, невозможности организации их согласованной работы и взаимодействия в рамках общих процессов государственного управления.

Построение эффективного электронного правительства в России – это очень сложный, охватывающий все сферы деятельности процесс, для реализации которого необходимо сначала провести реформы на законодательном уровне.

Имеют место быть несовершенства российской нормативно-правовой базы в области информационных технологий такие, как пробелы в законодательстве и огромное количество нормативных актов, несогласованных, а порой и противоречащих друг другу.

Первой принятой в Российской Федерации Целевой программой «Электронная Россия 2002-2010» были поставлены весьма амбициозные и глобальные цели, но при этом, программа не предусматривала конкретного руководства к действиям для реализации этих целей с учетом текущей ситуации на рынке телекоммуникационных услуг в стране. Стоит отметить, что в первые годы реализации программы финансирование из государственного бюджета практически отсутствовало, что также сыграло свою негативную роль.

Ныне реализуемая программа «Информационное общество 2011-2020» крайне важна для улучшения качества жизни всего российского общества и каждого россиянина в отдельности.

В случае успешной реализации, программа расширит возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития сложных услуг и образования. Развитие информационного общества формирует предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.

Несмотря на то, что большая часть пунктов Подпрограмм «Информационного общества 2011-2020» выполняется, число пользователей городских порталов предоставления государственных услуг увеличивается, разрабатываются новые направления увеличения аудитории пользователей электронных государственных услуг (например, мобильные версии электронных сайтов, предоставляющих государственные услуги), на сегодняшний день, электронное правительство в России требует коренных изменений. Прежде всего, изменения должны заключаться в видении того, как должна быть сформирована нормативно-правовая база, регулирующая вопросы информационных технологий, как должен работать государственный служащий, как провести информатизацию регионов страны, как прогнозировать и предугадывать потребности граждан, и своевременно их удовлетворять.

Уровень информатизации страны слишком неравномерный, а в среднем по стране недостаточно высокий. Имеет место быть проблема цифрового неравенства. Для того, чтобы население в полной мере пользовалось открывающимися посредством сети Интернет возможностями, необходимо установить адекватную ценовую политику на услуги провайдеров, возможно, даже льготную для самых неинформатизированных регионов России.

Подобно европейскому опыту, разработка социально-экономических программ в области информационных технологий будет способствовать экономическому прогрессу задействованных в программах организаций, а также повышению компьютерной грамотности населения.

Низкая популярность электронных государственных услуг в некоторых регионах страны также может быть связана с низким уровнем доверия населения государственным структурам. Для решения данной проблемы, необходимо вовлекать все большую часть населения в управление своим городом и регионом.

На наш взгляд, проект «Активный гражданин» стоит внедрить не только в столице, но и в других регионах для того, чтобы каждый россиянин смог принимать непосредственное участие в управлении своим городом, делиться своим мнением, выдвигать предложения по совершенствованию внутригородской и внутрирегиональной инфраструктуры, а местные власти могли получать обратную связь от граждан.

Электронное правительство в России формируется уже не первое десятилетие. Следовало бы заранее позаботиться о том, что в стране нет специалистов, которые могли бы создать информационное общество и грамотно внедрить его. Необходимо разрабатывать программы подготовки специалистов в области электронного правительства и информационного общества в Высших учебных заведениях страны.

Очень важно сформировать понимание значимости своей работы у сотрудников государственных органов. От выполнения ими своих обязанностей зависит очень многое, прежде всего, репутация государственного управления, государственной власти и государственной деятельности во благо населения в глазах граждан, что в свою очередь, формирует доверие общества государству.

Предложенные меры по повышению эффективности электронного правительства в России могут содействовать приданию нового качества современному этапу развития системы исполнительных органов и государственного управления в целом. Оно предполагает выход на качественно новый уровень предоставления государственных услуг, ориентированных на граждан, общественные организации и бизнес.

 

 


Глава 1. История возникновения и основные модели

электронного правительства……………………………………………...…….

1.1. История формирования электронного правительства в России……….

1.2. Электронное правительство как новый способ

коммуникативного взаимодействия органов

государственной власти и общества……………………………….…

1.3. Мировые модели построения электронного правительства…………..

Глава 2. Основные направления и проекты развития

электронного правительства в России..………...………………….…………

2.1. Формирование отдельных проектов в рамках

отечественного электронного правительства …………………………

2.1.1. Единый Портал государственных и муниципальных услуг………….

2.1.2. Система межведомственного электронного взаимодействия………..

2.1.3. Официальный сайт Российской Федерации для

размещения информации о размещении заказов ………………….

2.1.4. Официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет»

для размещения информации о проведении торгов…...……...……...

2.1.5. Единая система идентификации и аутентификации…………………..

2.1.6. Национальная облачная платформа О7.………………………………..

Глава 3. Направления совершенствования российского

электронного правительства………………………………..……..…………

3.1. Анализ и оценка эффективности

электронного правительства в России……………………………….

3.2. Пути и возможные способы совершенствования системы

электронного правительства в России……………………………….

 


[1] Каталог МФЦ России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--l1aqg.xn--p1ai/mfc/index/regions

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/184120/

[3] Указ Президента РФ от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 «Об утверждении стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html

Повторная[4] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html

[5] Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 721 "О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/196289/

 

[6] О результатах выполнения ФЦП «Электронная Россия 2002-2010». Правительственная комиссия по федеральным связям и технологическим вопросам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slideshare.net/erapopova/ss-7559513

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 478 г. «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/06/24/koncepciya-dok.html

[8] Омельченко И. Большая лодка информатизации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/07/07/it.html

[9] Системный проект формирования в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства. У твержден 13.07.2010 Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/652

[10] Экспертиза системного проекта формирования в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства. Официальный портал ИТ-директоров Global CIO [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.globalcio.ru/analytics/712/

[11] Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1815-р от 20.10.2010 «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html

[12] Государственная программа «Информационное общество». Государство. Бизнес. ИТ. TAdviser [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tadviser.ru/

[13] Департамент информационных технологий города Москвы: Отчет об исследовании по теме: Мониторинг уровня информатизации мегаполисов разных стран мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dit.mos.ru/upload/iblock/9d8/otchet_ikt.pdf

[14] Песков Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис. – 2002. − № 1. С.31

[15] Демпси Дж. Электронное правительство и его выгоды для широких масс // Государственное управление в переходных экономиках, 2003 №1. с. 24.

[16] Дан Сандор С. Проблемы развития информационного общества в Румынии // Государственное управление в переходных экономиках. 2003. № 1. с.17 – 21.

[17] Медведева Е. И., Крошилин С. В. Электронное образование и развитие инновационной экономики России. Журнал «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-obrazovanie-i-razvitie-innovatsionnoy-ekonomiki-rossii

[18] Концепция движения Москвы в информационное общество [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iis.ru/moscow/infosoc/chapter01.ru.html

[19] Грачев М.Н. «Электронная демократия» и «электронное правительство»: 2008. С. 264.

[20] Михайлова А.П. Электронное правительство как способ коммуникации государства и общества в России// Диалог цивилизаций: восток-запад. РУДН. - 2015 – с.463.

[21] Информатизация и информационное общество. Национальный открытый универсистет Интуит [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/3481/723/lecture/14226?page=4

[22] Станкевич Л.Т., Новоженкина Н.О. Электронное правительство: теоретические модели и реальная практика// Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: тр. VI Всерос. Объединенной конф., Санкт- Петербург, 3-6 ноября 2003 г. Спб.: Изд-во Филол. Фак. СПбГУ, 2003.

[23] Хохлова Н. Мировые «электронные правительства» идут по пути «одного окна». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2008/articles/zarubej_opit_el_gov.shtml

[24] М.А.Сединкин. Возможности применения зарубежного опыта формирования электронного правительства в России. – Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание №3, 2011.

[25] Directive of the European Parlament and of the council on electronic invoicing in public procurement URL: http://ec.europa.eu/finance/payments/docs/einvoicing/directive/e-invoicing_directive_proposal_en.pdf

[26] Данилов Н.А. Цифровое равенство: опыт Австрии и Дании // Информационное право. 2012. № 4 (31). С. 21 – 25.

[27] Данилов Н.А. Социальная справедливость в информационном обществе: проблема цифрового равенства // Информационное право. 2012. № 2 (29). С. 5 – 6.

[28] Балюков А.С. Анализ актуальности создания электронного правительства. Вестник Южно-Уральского государственного университета, выпуск №3, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-aktualnosti-sozdaniya-elektronnogo-pravitelstva

[29] Зайко А. Русь электронная // Энергия промышленного роста. 2009. №3 [31] март. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.epr-magazine.ru/prompolitics/maintheme/cyber_russ/

[30] Гутри И.С. Основные стратегии формирования электронного правительства // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: тр. VI Всерос. объединенной конф., Санкт-Петербург, 3-6 ноября 2003 г. СПб.: Изд-во Филол. фак. СПбгУ, 2003. С. 118-120.

[31] Официальный сайт Налогового управления США (IRS). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.irs.gov/

[32] Дрожжинов В., Штрик А. Электронное правительство США [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-gorod.ru/e-project/proj6.htm

[33] Вершинин М. Электронное правительство в XXI веке [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pr-news.su/publicat/n6_7/6-7_8.htm

Date: 2016-05-25; view: 1713; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию