Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кейс «Электронное правительство»





1. История формирования электронного правительства в России

В 2000 году после прихода к власти Владимира Владимировича Путина были найдены необходимые ресурсы для проведения административной реформы.
Первый этап административной реформы предполагал решение следующих вопросов:

· стандартизация государственного управления;

· результативность государственного управления;

· оценка качества государственного управления.

Вышеперечисленные задачи предполагалось решать путем внедрения информационных технологий в административную деятельность государственных органов, то есть использовать современные информационные системы и решения. Так, например, стандартизация государственного управления предполагала создание федерального реестра государственных услуг и регламентов их предоставления, актуализация нормативно-правовой базы оказания услуг.

Одним из главных ориентиров стали удобство и простота получения гражданами услуг. Особое внимание было уделено механизму получения обратной связи от граждан и разработке критериев оценки качества предоставляемых государственных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий. При оценке качества предоставляемых услуг стали учитываться такие показатели, как:

· качество и полнота предоставленной информации;

· процедура реализации, простота получения услуги;

· средства взаимодействия с представителями органов государственной власти;

· расположение отделений органов власти;

· комфортность пребывания в органах государственной власти.

На втором этапе развитие системы административных регламентов должно было привести к созданию их электронных аналогов, которые бы позволили в свою очередь осуществлять предоставление государственных услуг в электронном виде. Помимо создания множества федеральных и региональных электронных ресурсов для упрощения взаимодействия граждан с государством была создана сеть многофункциональных центров предоставления государственных услуг. В 2009 году было реализовано несколько десятков пилотных проектов запуска многофункциональных центров в различных регионах, а на данный момент (март 2015 года) в России насчитывается 797 отделений[1].

Первые услуги, которые можно было получить в электронном виде или в многофункциональных центрах, были связаны с регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачей паспорта гражданина Российской Федерации и заграничного паспорта, регистрацией граждан по месту жительства и пребывания, трудоустройством безработных граждан.

В контексте вышеуказанных мероприятий хотим упомянуть запущенную в 2002 году Федеральную целевую программу «Электронная Россия 2002 - 2010»[2]. В рамках целевой программы выделяют следующие направления, смежные с административной реформой:

· создание инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей доступ к информации о деятельности и услугам органов государственной власти в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти, что позволит снизить уровень административной нагрузки на организации и граждан;

· обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами Российской Федерации своих конституционных прав и обязанностей, повышение оперативности и качества принимаемых решений.

Другими немаловажными составляющими этого направления являются снижение затрат на организацию обмена при межведомственном взаимодействии и при взаимодействии с гражданами, а также увеличение спроса на информационно-телекоммуникационные технологии, а как следствие, увеличение объема их предложения со стороны российских производителей.

Оба основных исполнителя (Министерство экономического развития и торговли и Министерство информатизации и связи) еще в ходе реализации целевой программы понимали ее несовершенство, поэтому цели и задачи «Электронной России» в течение восьми лет корректировались и адаптировались текущим результатам реализации проекта.

В 2006 году концепция Федеральной Целевой программы «Электронная Россия» была подвергнута серьезному пересмотру со стороны Министерства информатизации и связи России. Из программы были исключены все пункты, которые не относились к внедрению информационных технологий в процессы государственного управления всех уровней. Главной задачей стала организация эффективного электронного взаимодействия федерального центра с регионами.

На данном этапе стало ясно, что существует ряд проблем, за отсутствием решения которых, Федеральная Целевая программа выполнена не будет:

· отсутствие четкой и понятной политики федерального центра в области информатизации, отсутствие стандартов и описаний механизмов разработки государственных информационных систем;

· недостаток финансирования региональных проектов электронного правительства;

· слабая нормативно-правовая база, в первую очередь, на федеральном уровне;

· недостаточность компетентных кадров в региональном государственном секторе.

В 2008 году были созданы первые типовые программно-технические решения, направленные на использование информационных технологий на региональном уровне для решения вопросов управления государственным имуществом, предоставления услуг по социальной защите населения, лицензирования отдельных видов деятельности, управления комплексом жилищно-коммунального хозяйства, персонифицированного учета предоставляемых медицинских и других услуг.

За счет централизованного финансирования были разработаны модельные нормативно-правовые акты и программное обеспечение. Также, были разработаны обучающие курсы для сотрудников государственных учреждений на региональном и местном уровнях, которые должны были работать с новым оборудованием по новым технологиям.

7 февраля 2008 года была официально принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации[3]. Национальная стратегия определила основные направления развития информационного общества в России на период до 2015 года, задала ориентиры и контрольные значения. Стратегия развития информационного общества предполагает комплексную модернизацию на основе информационно-коммуникационных технологий всего государства за счет кардинального изменения принципов взаимоотношений между государством и обществом в таких областях, как:

  • совершенствования законодательной базы в области защиты прав и свобод человека в информационной сфере;
  • развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
  • подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
  • обеспечение национальной безопасности в информационной сфере;
  • повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления[4].

Третья редакция Федеральной Целевой программы «Электронная Россия 2002-2010»[5] была выпущена в 2009 году после преобразования Министерства информатизации и связи в Министерство связи и массовых коммуникаций России и полной смены руководства ведомства.

В третьей редакции «Электронной России» в качестве основной цели было поставлено формирование инфраструктуры электронного правительства, необходимой для повышения качества взаимоотношений государства и общества, оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, повышения эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий.

Количество мероприятий, которые должны быть осуществлены в рамках Программы, еще сократилось. По инициативе Министерства связи и массовых коммуникаций в 2009 году единым исполнителем мероприятий программы по созданию инфраструктуры электронного правительства был назначен «Ростелеком», что вызвало волну критики со стороны экспертов в данной области, выражающей сомнения в компетентности оператора связи в сфере разработки информационных систем.

К концу обусловленного Федеральной Целевой программой срока, в 2010 году удалось создать Единый Портал государственных услуг и сводный реестр государственных услуг. Заработала система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), во всех регионах суммарно было установлено несколько сотен информационных киосков (инфоматов), обеспечивающих доступ граждан к электронным государственным услугам, на базе «Ростелеком» была усовершенствована система удостоверяющих центров.

В отчетной презентации заместителя главы Министерства связи, Ильи Массуха, на правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим аспектам информатизации[6] отмечалось, что в рамках реализации Федеральной Целевой программы «Электронная Россия 2002-2010» межведомственное электронное взаимодействие так и не было организовано, типовые программно-технические решения не получили широкого распространения, а созданные аппаратно-программные комплексы практически не использовались.

В июне 2009 года была сформулирована Концепция единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Единая система содержит в своем составе следующие государственные информационные системы: Сводный реестр государственных и муниципальных услуг; Единый портал государственных и муниципальных услуг; региональные порталы государственных и муниципальных услуг и реестры государственных и муниципальных услуг, предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления[7].

В июле 2010 года Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления утвердила «Системный проект формирования электронного правительства в Российской Федерации», исполнителем которого являлся «Ростелеком», который, в свою очередь, поручил разработку Проекта Высшей школе экономики и Академии народного хозяйства[8].

К основополагающим направлениям работ в рамках Проекта относится переход на предоставление государственных услуг и исполнению государственных функций в электронном виде, перевод в цифровой вид государственной учетной деятельности, формирование ключевых инфраструктур электронного правительства, а также обеспечение его информационно-технологических компонентов[9].

По мнению экспертов Российского Союза ИТ-директоров, Проект содержит ряд существенных недостатков, таких как:

· отсутствие анализа основных функций и задач правительства, требующих автоматизации;

· слабая система контроля гражданами деятельности органов исполнительной власти;

· авторами проекта не предусматривается такой аспект, как предоставление гражданам возможности активного участия в обсуждении нормативных правовых актов на этапе их принятия[10].

Мы разделяем точку зрения экспертов Российского Союза ИТ-директоров и считаем, что «Системный проект формирования электронного правительства в Российской Федерации» фактически не является системным.

20 октября 2010 года вступила в силу государственная программа «Информационное общество 2011-2020 годы», которая заменяла Федеральную Целевую программу «Электронная Россия 2002-2010».

Программа состоит из четырех подпрограмм:

· «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»;

· «Информационная среда»;

· «Безопасность в информационном обществе»;

· «Информационное государство».

Приоритеты Программы определены Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации. Программа выполняется в два этапа - с 2011 по 2014 год и с 2015 по 2020 год. Выделение этапов обусловлено необходимостью подведения итогов выполнения Стратегии и уточнения задач развития информационного общества.

Основными задачами первого этапа Программы «Информационное общество 2011-2020 годы», были определены:

· повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса;

· построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления;

· развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к цифровой экономике;

· преодоление «цифрового разрыва» и создание базовой инфраструктуры информационного общества;

· обеспечение безопасности в информационном обществе;

· развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия[11].

Основной принцип программы в целом: результаты должны приносить реальную, ощутимую пользу людям. Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются почти ежедневно: запись на прием к врачу через интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ в Интернет.

Анализируя итоги первого этапа реализации Программы, можно утверждать, что большая часть плановых показателей выполнена, а в некоторых случаях, перевыполнена.

Подпрограммой «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» предусматривалось, что доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем количестве организаций составит 85%. Данный показатель выполнен. Также, предусматривалось обеспечение 21% органов власти федерального, регионального и местного уровней доступа в сеть интернет со скоростью не менее 2 Мбит/с. Фактически, высокоскоростной доступ в интернет обеспечен 46% органов власти.

Можно сказать, что основная задача Подпрограммы - обеспечение доступности для граждан и организаций телекоммуникационных услуг на всей территории Российской Федерации, успешно выполняется, о чем говорит прогрессивная динамика роста вышеуказанных показателей.

Основной целью подпрограммы «Информационная среда» было обозначено обеспечение равного доступа населения к медиасреде, что включает в себя доступ актуальной информации о событиях в стране и мире, создание и обеспечение сохранности созданных информационных фондов и фондовых материалов, обеспечение присутствия Российской Федерации в международном информационном пространстве. Хотим отметить, что все выделенные показатели в рамках Подпрограммы достигнуты и перевыполнены по всем пунктам:

· Доля оригиналов фондовых материалов, переведенных в цифровой формат, в общем количестве единиц хранения фондовых материалов, составила 22,9% при плановом значении 20,1%;

· Доля активных интернет-пользователей в общей численности населения составила 61,4% населения России при плановом значении 55%;

· Доля населения, использующего сеть Интернет для заказа товаров и (или) услуг, в общей численности населения составила 22,5% при плановом значении 21%;

· Доля организаций, использующих сеть Интернет для размещения заказов на товары (работы, услуги), в общей численности организаций, оценивается на уровне 44% при плановом значении 41%.

В рамках подпрограммы «Безопасность в информационном обществе» было выявлено, что доля населения, не использующего сеть Интернет по соображениям безопасности, в общей численности населения составляет 0,2% по сравнению с прогнозируемыми 16%. Показатель степени дифференциации субъектов Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития по итогам 2013 года оценивается в 2,7 раз, что существенно ниже целевого значения на 2013 год – 4 раза.

Результаты подпрограммы «Информационное государство» свидетельствуют о беспрерывном переводе все большего количества государственных услуг в электронный вид. Так, например, на март 2014 года на Едином портале государственных услуг представлена информация о 2320 федеральных государственных услугах (подуслугах), в том числе, о 657 электронных государственных услугах, а также о 37813 региональных государственных услугах, в том числе, о 7073 электронных региональных государственных услугах[12].

Дальнейший анализ эффективности Федеральной Целевой программы «Электронная Россия 2002-2010» возможен будет по факту завершения обозначенного срока ее реализации.


 

1.2. Электронное правительство как новый способ коммуникативного взаимодействия органов государственной власти и общества

Электронное правительство – это ключевое средство модернизации российского общества. Успешная реализация данного проекта не только повысит эффективность оказания государственных услуг, сделает систему взаимодействия органов власти, граждан и организаций более простой и прозрачной, но и принципиально изменит их взаимоотношения между собой за счет удобства и простоты выполнения своих обязательств друг перед другом.

Одним из ключевых сдерживающих развитие информационно-коммуникационной сферы страны факторов долгое время выступал низкий уровень информатизации российского общества.

По данным отчета об уровне информатизации мегаполисов мира, опубликованного Департаментом информационных технологий в 2012 году, Москва заняла 13-ую позицию в списке[13]. Сегодня уровень информационно-коммуникационной зрелости столицы России близок к европейским показателям, тем не менее, до мировых лидеров (Сингапур, Стокгольм, Берлин) Москве пока нужно развиваться. Очевидно, что ситуация на региональном уровне обстоит еще хуже. В некоторых отдаленных точках Российской Федерации до сих пор нет, как минимум, Интернета.

Как отмечает автор работы «Интернет в российской политике: утопия и реальность», Песков Д.Н., ссылаясь на данные департамента правительственной информации аппарата Правительства РФ: «...Как только Интернет начнет предоставлять услуги, которые заинтересуют большинство населения, его аудитория резко возрастет. Один из примеров прямой зависимости числа пользователей от количества и качества услуг – опыт Новосибирска, где после внедрения автоматизированной системы коммунальных платежей «Город» резко увеличилась доля пользователей, подключенных к интернету»[14].

Информатизация общества и активное внедрение принципов электронного правительства – один из ключевых приоритетов развития российских регионов на данный момент, активно поддерживаемый федеральным центром. Информатизация сектора государственных услуг, образования, медицины и других социально-экономических сфер – это совокупность ряда масштабных мероприятий, требующих серьезных инвестиций, но при этом способных качественно повысить конкурентоспособность региона и уровень жизни населения.

На наш взгляд, достижение эффективного внедрения электронного правительства (нового способа коммуникации) в российское общество возможно посредством:

· создания оптоволоконной сети на всей обитаемой территории Российской Федерации;

· лояльной ценовой политики на услуги Интернета в регионах;

· максимальной вовлеченности заинтересованных лиц в процесс внедрения электронного правительства в российское общество;

· повышения качества предоставления услуг;

· дополнительной профессиональной подготовки сотрудников государственных органов власти, ответственных за реализацию проекта;

· строгого контроля соответствия заявленного качества оказания услуги фактическому качеству;

· готовности разработчиков принимать предложения по усовершенствованию рабочих процессов от всех заинтересованных лиц;

· заимствования успешного опыта зарубежных коллег.

На сегодняшний день, проект «Электронное правительство» можно рассматривать как попытку упрощения взаимодействия органов власти с органами власти, органов власти с физическими лицами и органов власти с юридическими лицами.

Как отмечает исполнительный директор неправительственной организации «Центр демократии и технологий» Дж. Джемпси, электронное правительство представляет собой использование информационно-коммуникационных технологий для преобразования правительства с целью сделать его более доступным для граждан, более эффективным и более подотчетным[15]. Согласно данному определению, электронное правительство включает в себя:

· обеспечение более полного доступа к информации через Интернет (нормативно-правовая база, формы необходимых документов);

· содействие гражданскому участию в государственной жизни путем создания возможностей для более удобного взаимодействия с чиновниками через электронные каналы связи;

· повышение подотчетности правительства путем повышения прозрачности его операций;

· уменьшение времени и материальных затрат, которые субъекты малого бизнеса несут в связи с общением с государственными структурами.

Электронное правительство, по мнению ведущего румынского ученого, Дана Сандора С., не ограничивается взаимоотношениями государства с гражданами или бизнесом. Оно также имеет и внутреннее проявление: внутри системы власти разные уровни (федеральный, региональный и местный) и разные ветви (исполнительная, законодательная, судебная) также должны взаимодействовать с использованием Интернет-технологий в рамках процесса предоставления государственных услуг[16].

На сегодняшний день, посредством современных технологий, а именно, системы межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивается документооборот между государственными структурами федерального, регионального и местного уровней, а также кредитными организациями и платежными сервисами.

Физические лица могут получить ряд наиболее популярных среди населения государственных услуг посредством подачи заявления через Портал государственных услуг. Так, например, подать заявление на получение паспорта внутреннего или заграничного, зарегистрироваться по месту пребывания или жительства, получить извещение о состоянии индивидуального лицевого счета из Пенсионного Фонда Российской Федерации, проверить налоговую задолженность, подать заявление на регистрацию или снятие с учета транспортного средства можно из своего личного кабинета на Портале. Перечень услуг постоянно расширяется за счет активного подключения региональных и местных органов власти к электронному взаимодействию, а также регистрации все новых сервисов предоставления услуг.

Отмечаем, что в рамках реализации проекта предусмотрена установка так называемых информационных киосков (инфоматов) для граждан, не имеющих доступа к сети Интернет, в частности, к Порталу государственных услуг. С помощью информационного киоска можно зайти на сайт и через свой личный кабинет и подать заявление на ту или иную государственную услугу.

Юридические лица сдают налоговую отчетность через Портал государственных услуг, также, участвуют в торгах через официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, осуществляют государственные закупки через официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов. Помимо этого, юридические лица могут получить выписки из различных реестров, запросив данную информацию из своего личного кабинета, после прохождения процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации.

Также, хотим отметить, что на сегодняшний день очень актуален вопрос эффективного дистанционного образования для студентов, стажеров, новых сотрудников компаний и так далее. Во многих странах уже разработаны массовые системы качественного обучения на расстоянии. Как отмечают в своей статье Медведева Е. И. и Крошилин С. В.: «В России формы дистанционного обучения имеют существенные ограничения. Причин этому множество, но основная кроется в предвзятом отношении к такой форме обучения со стороны населения»[17]. Более того, российские технологии еще не подготовлены к осуществлению подобных методов в полном объеме, но следует понимать, что инновационное развитие невозможно без повсеместного применения технологии дистанционного обучения, а доступность получения образования и повышения квалификации во всех удаленных уголках такой большой страны, как Российская Федерация - весьма актуальная проблема.

Качественное улучшение системы охраны здоровья – это еще одна возможность, предоставляемая посредством современных информационных технологий, а именно: широкая доступность профилактической информации, информации о способах оказания первой медицинской помощи, о лекарственных препаратах и симптомах того или иного заболевания. Также, появились различные он-лайн сервисы для получения врачебных консультаций.

Немаловажную роль в современном обществе играет возможность осуществление удаленной от офиса работы или фриланс. Такой вид деятельности способствует решению проблемы занятости, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, что может помочь решению одной из самых сложных социальных проблем. Кроме того, с массовым распространением фриланса связываются надежды на решение такой острой проблемы больших городов как перегрузка транспортной системы и загрязнение воздуха выхлопными газами. Для работодателя это тоже сулит некоторые выгоды: уменьшаются расходы на аренду помещения, на оснащение рабочего места, есть возможность нанимать высококлассных специалистов за умеренную плату из любой части света.

Значимость происходящих сегодня перемен хорошо осознается ведущими странами мира. Они осуществляют стратегические вложения в развитие информационной инфраструктуры, в наращивание информационных ресурсов, в изучение экономических и социальных особенностей информационного общества. Уже более 20 лет "информационное общество" является предметом программных разработок на международном уровне, основная цель которых – обеспечить максимальную пользу от перехода к информационному обществу и парировать риски и негативные последствия[18].

На сегодняшний день, наблюдаются ощутимые прогрессивные тенденции в развитии электронного правительства в России, тем не менее, российское информационное общество только начинает свое развитие, ему еще многое предстоит. Именно поэтому, электронное правительство – это новый для России способ коммуникации государства с государством, государства с обществом и государства с бизнесом, к которому еще нужно адаптироваться, и научиться пользоваться им в полной мере.

По справедливому мнению Грачева М.Н.: «…речь должна идти о серьезной трансформации самих принципов взаимодействия власти и гражданского общества, когда гражданин из объекта властно-управленческого воздействия превращается в компетентного потребителя услуг, предоставляемых корпусом государственных и муниципальных служащих, и одновременно становится полноправным участником процесса принятия политических решений как на местном, региональном, так и на общенациональном уровне»[19].

Не вызывает сомнений тот факт, что будущее за информационными технологиями. Тот, кто сможет наиболее эффективно воспользоваться ими, внедрить их в повседневную жизнь общества, научится выявлять недостатки системы и корректировать их на начальном этапе, тот и будет держать пальму мирового первенства в информационной, технологической и социальной сферах[20].

Важно понимать, что внедрение информационных технологий в жизнь общества – не является самоцелью. Цель информатизации общества – это повышение эффективности государственного управления и оптимизация способов коммуникации трех субъектов между собой: государства, общества и бизнеса.


1.3. Мировые модели построения электронного правительства

Национальные планы информатизации любой страны мира должны учитывать: экономический потенциал, государственное устройство, политическую ситуацию, специфику законодательства, обеспечивающего движение к информационному обществу, макроэкономическую политику государства в контексте формирования информационного общества, особенности идеологии построения информационного общества, характеристики национальной культуры и менталитета.

К основным сферам информатизации общества, в которых государство обычно занимает активную позицию, относятся: социальная сфера, государственное управление и управление в целом.

Основными целями программ информатизации являются[21]:

· содействие динамичной конкуренции в области развития телекоммуникаций;

· поощрение частных капиталовложений в развитие информационной инфраструктуры;

· участие в разработке гибкого, способного к адаптации законодательства в сфере информатизации;

· обеспечение открытого доступа к информационным сетям;

· содействие предоставлению гражданам эффективных и доступных информационных услуг;

· участие в обсуждении международных проблем построения глобального информационного общества.

Станкевич Л.Т. и Новоженкина Н.О. в своем труде «Электронное правительство: теоретические модели и реальная практика» выделяют четыре основные модели построения электронного правительства[22]:

· континентально-европейская;

· англо-американская (США, Канада, Великобритания);

· азиатская модель (Сингапур, Южная Корея);

· российская модель.

Континентально-европейская модель электронного правительства предполагает наличие надгосударственных институтов (Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд), рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами Европейского союза.

Управление и деятельность национальных правительств и надгосударственных структур в этой модели обусловлены применением высоких технологий с ориентацией на нужды граждан.

Данный тип управления позволяет потребителю получать правительственную информацию в режиме реального времени и успешно выполнять свой гражданский долг, используя сервисные услуги правительства при уплате налогов и штрафов или систему электронного голосования.

Хотим отметить, что систему электронного голосования в Европе начали применять еще в начале восьмидесятых годов прошлого столетия в Нидерландах при помощи специальных машин.

Электронные машины для голосования существенно упрощали всю процедуру проведения выборов. Так, например, чтобы отдать голос тому или иному кандидату, необходимо было нажать всего одну кнопку. Подсчет голосов происходил автоматически. За счет сокращения трудозатрат и сроков проведения выборов эта система электронного голосования получила широкое распространение по странам Европейского Союза. В начале девяностых годов такую систему голосования приняла Бельгия, в середине девяностых – Франция, в 2000 году Италия, Испания и другие страны Европы также запустили национальные пилотные проекты по внедрению электронного голосования.

Также, континентально-европейская модель характеризуется высокой степенью интеграции европейских народов и стран, что проявляется в единой валюте, в едином общеевропейском информационном пространстве, в свободном передвижении капиталов, энергии, информации.

Европейский союз главный акцент в вопросах построения электронного государства делает на достижении социального единства наций и европейского сообщества в целом.

При этом, в качестве основной опасности европейцы видят для себя цифровой разрыв между стремительно увеличивающимся числом пенсионеров, не готовых и часто неспособных к работе в сети Интернет, и молодым динамичным поколением. Именно поэтому, значительное внимание в странах Европейского Союза уделяется повышению компьютерной грамотности населения. Для решения этой задачи были организованы специальные программы по обучению работе с компьютерами и в сети Интернет.

Во многих странах уже давно созданы многофункциональные центры предоставления государственных услуг по принципу «одного окна», являющиеся перспективным каналом взаимодействия государства и граждан. Например, в Германии центры обслуживания населения (ЦОН) предоставляют гражданам различные муниципальные услуги. Первые центры появились здесь 25 лет назад, в начале восьмидесятых годов, как пилотные и экспериментальные учреждения. Их целью было создание универсального агентства по предоставлению простых административных услуг. Сегодня муниципальные ЦОН повсеместно распространены в крупных городах и региональных администрациях страны[23].

Еще одним ярким примером простого и доступного способа получения информации является французский сервис предоставления информации об учреждениях. Основным идентификатором адресов учреждений является индекс, который нужно ввести в поисковое окно на сайте, чтобы получить адреса требуемых организаций.

А на французском правительственном сайте «Публичное обсуждение» можно ознакомиться с документацией по наиболее важным плановым инфраструктурным объектам (жилые кварталы, дороги и эстакады, бизнес-центры и другие).

Информационное общество для европейцев – это средство сохранения многонационального богатства Европы. Инвестиции в технологии информационного общества для нее — это, прежде всего, инвестиции в человека[24].

В странах континетнально-европейской модели электронного правительства должно действовать жесткое законодательство, регулирующее информационные отношения и информационные потоки, циркулирующие в европейском информационном пространстве.

На уровне Европейского Союза была согласована минимальная правовая база для развития системы электронного правительства, выраженная в форме Директив Европейской комиссии[25], которые все страны-участницы обязаны внедрить в национальное законодательство. Таким образом, во всех европейских странах приняты законы, касающиеся:

· электронных цифровых подписей;

· электронной торговли;

· защиты данных;

· государственных заказов.

Хотя на уровне Европейского Союза нет требований, касающихся свободы доступа к информации, соответствующие законы приняты во всех странах. Можно сделать вывод, что требования Европейского Союза к законодательству, регулирующему системы электронного правительства, охватывают как технические аспекты (цифровая подпись, электронная торговля), направленные на упрощение создания систем электронного правительства, так и этические и политические вопросы (распределение государственных заказов, доступ к информации), которые определяют новые обязанности государственных учреждений по защите прав граждан и организаций в новом контексте предоставления публичных услуг электронными средствами.

Во многих европейских странах практикуется запуск социально-экономических программ в рамках информатизации стран Европейского Союза.

Например, в Чехии действует специальная социальная программа «Персональные компьютеры против барьеров», целью которой является обучение информационным технологиям инвалидов для их последующего трудоустройства. Программа осуществляется на базе государственно-частного партнерства между Министерством труда Чехии и корпорацией «Microsoft». Министерство помогает прошедшим курс обучения инвалидам в трудоустройстве в сфере информационных технологий, тогда как «Microsoft» осуществляет поддержу путем предоставления денежных средств, программного обеспечения и оборудования. Более двух третей прошедших обучение инвалидов находят впоследствии работу, преимущественно становясь специалистами в сфере программного обеспечения[26].

Еще одним примером в рамках данного вопроса может послужить Швеция. В Швеции были предоставлены налоговые льготы компаниям, приобретающим компьютеры своим работникам, что привело к массовой покупке компьютерной техники и одному из самых высоких в мире уровней «компьютеризации»[27].

На наш взгляд, следует обратить внимание и на такие важные и эффективные эстонские проекты как программы «Прыжок тигра» и «Смотри на мир»[28].

Формирование электронного государства в Эстонии было проводилось грамотно и последовательно. Сначала было принято решение предоставить широким слоям общества саму концепцию информационных технологий. С 1997 года учащимся в школах предоставлялись современные персональные компьютеры, и обеспечивался быстрый и качественный доступ в Интернет. С помощью данной программы, «Прыжок тигра», школы стали готовить технически грамотных выпускников, что в свою очередь, дало толчок для развития бизнеса в области информационных технологий и росту числа рабочих мест в данной сфере.

Программа «Прыжок тигра» была нацелена на обучение учащихся, а программа «Смотри на мир» - на общество в целом. Основными задачами «Смотри на мир» было ознакомить население с основами информационного общества и предоставление бесплатной возможности овладеть основами компьютерной грамотности и навыками пользования Интернетом для всех желающих. Благодаря данной программе пенсионеры в Эстонии теперь на редкость грамотные пользователи компьютера и сети Интернет.

 

Англо-американская модель характерна для таких стран как США, Канада, Великобритания. Типичные черты англо-американской модели проистекают из особенностей территориально-политического устройства и традиций государственности: высокий уровень независимости территориальных единиц в соединении с сильной центральной властью.

Англо-американская модель с одной стороны допускает значительное различие процессов местного электронного управления, а с другой стороны четко стандартизирует правила обмена информацией «гражданин — правительство» на общегосударственном уровне.

Программа создания электронного правительства по англо-американской модели в первую очередь преследует цель упростить взаимодействие граждан и представителей бизнеса с государственными структурами, а также сделать возможным прямое обращение граждан к правительству.

Важной составляющей успеха внедрения англо-американской модели электронного правительства стали значительные реформы всей структуры работы государства с информационными потоками и введение системы персональной ответственности за информатизацию государственных органов.

Одной из первых в мире, еще в 1994 году, стала решать проблему открытого доступа к информации государственных структур Канада. Разбив проект на три этапа реализации, канадцы поставили задачу за пять лет построить систему «электронного правительства».

В результате применения модульного принципа система была разделена на четыре контура:

· сайт Канады;

· информационный портал, объединяющий подпорталы;

· промежуточное программное обеспечение, включающее поисковую машину, системы автоматизации бизнес-процессов, системы интеграции приложений и данных;

· инфраструктурное программное обеспечение, состоящее из системы управления бумажными и электронными документами, электронного хранилища и системы управления базами данных.

Сегодня в рамках проведенных работ по реализации проекта канадские власти работают и напрямую взаимодействуют с населением посредством мощного информационного портала, объединяющего до пятисот сайтов.

Отказ от необходимости непосредственного посещения служб гражданами и обработки бумажной документации, по оценке Canada eGovernment Resource Centre, за последние три года позволил канадскому бюджету сократить госрасходы почти на 10 млрд. долларов[29].

Вслед за Канадой созданием систем электронного правительства занялись Соединенные Штаты Америки (США).

В США был разработан документ «Стратегия электронного правительства (eGovernment Strategy)». Согласно разработанной стратегии, одной из главных целей развития электронного правительства является сокращение масштабов, а в идеале и полное искоренение дублирования одних и тех же функций в разных правительственных агентствах для того, чтобы облегчить гражданам доступ к ним и сократить расходы на содержание избыточных служб и ведомств[30].

Стоит отметить, что законодательство о свободе доступа к информации в США отсутствует.

Наиболее популярная в Соединенных Штатах услуга электронного правительства – подача налоговых деклараций в электронной форме. Система подачи налоговых деклараций в Налоговое управление США (IRS) в электронной форме (e-file), созданная 21 год назад (в 1993 году), превратилась за эти годы в простое, безопасное и наиболее часто используемое средство подачи налоговых деклараций. В прошлом году 70 % налогоплательщиков (примерно 99 миллионов человек) использовали систему подачи налоговых деклараций в электронной форме[31].

В настоящее время особое внимание федеральное правительство США уделяет:

· электронной торговле между государственными организациями и министерствами, конкурсным электронным торгам на поставки товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд;

· доступу населения к правительственной и административной информации;

· использованию смарт-карт, в том числе в федеральном правительстве;

· получению официальных документов через правительственные сайты, оплате налогов, предоставлению статистической информации о работе государственного аппарата населению и другое;

· применению информационных технологий в медицине и здравоохранении.

Доступность федерального руководства и Президента США для населения страны обеспечена системой Comlink, разработанной в Массачусетском технологическом институте. Система имеет совершенные службы и средства публикации правительственных документов и открыта для электронного доступа всем желающим. Предоставляемые канцелярией Белого дома материалы, речи, отчеты, проекты законов и другие документы размещаются на сервере распространения электронной информации системы Comlink и, по оценкам специалистов, более миллиона пользователей ежедневно получают интересующие их документы[32].

Еще одна система - Open Meeting, позволяет подавать предложения и получать отклики на них в интерактивном режиме по электронной почте. Одной из главных целей создания системы было упрощение проведения опросов и получения комментариев из множества разнообразных источников. Обсуждаемый материал был структурирован по разделам, и каждый участник обсуждения инициативы мог выбрать ту или иную интересующую его тему. Система предполагала исключительно свободный обмен мнениями, без дебатов и вынесения окончательных решений.

На наш взгляд, административные органы власти США в области построения электронного правительства весьма преуспели за последние годы за счет унификации и прозрачности политики; практики успешной деятельности по обнародованию официальной статистической информации ведомств; возможности для государственных служащих отслеживать настроения избирателей; создания персональной ответственности за информатизацию государственных органов власти.

Электронное правительство Великобритании зафиксировано в программе, имеющей название «Электронные граждане, электронный бизнес, электронное правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху[33]».

В программе сделан акцент на решение следующих проблем:

· расширение спектра предоставляемых правительством сервисных услуг;

· обеспечение более эффективного использования социальной информации в органах государственной власти;

· создание технических и образовательных условий для полного охвата гражданами правительственных услуг.

В 1999 году в Великобритании к Интернету были подключены примерно 12 % домов, а в 2000 году эта цифра выросла до 25 %. Правительство Великобритании предприняло несколько шагов на первоначальном этапе построения электронного государства: во-первых, назначило человека, которого назвали «электронным посланником». Он отвечает за реализацию идеи «электронного правительства» и подчиняется непосредственно премьер-министру. Во-вторых, решено обеспечить электронной почтой всех членов британского парламента и обязать их отвечать на письма налогоплательщиков. В-третьих, создана он-лайн система, которая те решения парламента, что принимаются в течение дня, вечером того же дня делает доступными для ознакомления через сеть Интернет.

Следующая задача - создание портала и предоставление через него доступа ко всем правительственным структурам, чтобы каждый человек мог напрямую выйти на того или иного чиновника, от решения которого зависит интересующий его вопрос.

Главным в стратегии Великобритании названо построение модели, ориентированной на потребности граждан и бизнеса. Интернет должен был стать средством, перестраивающим методы работы и организацию государственных ведомств.

Для стимулирования спроса на новые сервисы пришлось внести поправки в законодательство, обеспечивающие налоговые льготы для тех, кто осуществляет обязательные платежи в электронном виде. Для граждан скидка составила 10 фунтов, для бизнеса - 150.

Разработчики Единого портала государственных услуг Великобритании сформулировали новый тезис, на котором базируются сегодняшние инновации: от «правительства в Интернете» следует переходить к «правительству из Интернета». Объединяющей идеей «правительства из Интернета» стало обеспечение предоставления государственных услуг он-лайн. На сегодняшний день удалось сделать доступными в электронном виде 75% сервисов[34].

Для государственных органов Великобритании основной целью становится освобождение государственных служащих от выполнения рутинных процедур при интерактивном взаимодействии с населением.

Таким образом, англо-американская модель информатизации государства строится на принципах сервисного предоставления гражданам государственных услуг, исключения избыточных функций органов власти и быстрое удовлетворение потребностей граждан посредством информационных технологий.

Данные страны направлены на развитие транзакций, оплаты максимального количества государственных услуг в сети Интернет, что существенно экономит бюджетные средства.

Пользуются популярностью сервисы предоставления официальной статистической информации в сети Интернет, эффективное использование социальной информации в органах власти.

В законодательном процессе практикуются механизмы оперативного обнародования принимаемых решений в рамках одного дня.

Азиатская модель электронного правительства опирается на азиатский тип корпоративной культуры и управления в целом, а также на пирамидальную (многослойную) структуру органов государственной власти.

Правительство Южной Кореи при формировании модели электронной демократии основной акцент сделало на удовлетворение информационных потребностей населения и внедрение информационно-коммуникативных технологий в систему культуры и образования.

Создание единого информационного пространства в рамках всей страны не только усиливает позиции государства, но и ставит в практическую плоскость основной принцип демократии: народ - источник и носитель власти.

В 2011 и 2012 году ООН признала систему «электронного правительства» Южной Кореи самой лучшей и эффективной в мире[35].

Разработкой инфраструктуры и базы для «электронного правительства» в Южной Корее занялись еще в 1987 году. Благодаря этой системе жители страны могут совершать практически все операции, не выходя из дома: начиная от покупок в магазинах и заканчивая оплатой счетов и оформлением документов. В общественных местах можно увидеть специальные терминалы, в которых легко найти нужную информацию или распечатать любую справку.

Южная Корея ежегодно занимает лидирующие позиции в мире как по средней скорости Интернета, так и по степени охвата широкополосной сетью населения.

Несколько лет назад в госсекторе страны была введена система электронного документооборота. На бумаге печатаются только самые важные доклады и справки на уровне министра и выше.

Функционирование системы электронного правительства позволило за последние два года сэкономить для государственного бюджета более 1 миллиарда долларов и сократить число служащих почти на девять тысяч человек. Общий социально- экономический эффект оценивается в 16 миллиарда долларов[36].

По словам исполнительного директора ИТ-агентства республики Корея Вон Джае Ли, основной акцент при создании облачного электронного правительства республики был сделан на мобильные приложения, которые позволяют сократить "цифровой разрыв" между гражданами. Вон Джае Ли называет их идеальной средой доставки данных пользователям благодаря доступности гражданина любого уровня компьютерной грамотности в любой момент времени, а также возможности персонализировать отправляемые на них данные. "В 2012 году в Южной Корее число мобильных телефонов превысило суммарное количество персональных компьютеров и ноутбуков, - говорит он. Сейчас в стране по SMS и MMS предоставляется 335 услуг 190 ведомств. Вон Джае Ли говорит даже не об электронном, а о мобильном правительстве. В дальнейшем он планирует развивать платформу в сторону поддержки мобильной работы чиновников и доступности гражданам государственных услуг "в любом месте в любое время"[37].

Правительство Сингапура осознает, что в долгосрочной перспективе страна не сможет конкурировать с более крупными странами, которые располагают большим количеством природных ресурсов и в которых стоимость производства более низкая. Поэтому в долгосрочном плане Сингапур стремится к созданию наукоемкой экономики.

В 2011 году в Сингапуре начала действовать государственная программа развития электронного правительства на 2011-2015 годы. В фокусе - появление новых мобильных приложений и расширение участия граждан в правительственных инициативах электронного правительства.

 

По данным опроса, проведенного в 2011 году Институтом политических исследований Сингапура, каждый третий житель страны старше 21 года получает информацию из цифровых источников. Именно поэтому, Правительство Сингапура делает акцент на разработке и внедрении этих каналов в электронное правительство.

Таким образом, правительство использует в свою пользу сложившуюся на рынке ситуацию - когда на долю смартфонов в Сингапуре приходится 72% от всех используемых мобильных телефонов, а проникновение широкополосного доступа оценивается на уровне 82%[38].

Одной из главных на данный момент программ электронного правительства Сингапура является «Электронный гражданин» (e-Citizen). С единого сайта правительства пользователь выбирает сервис «электронный гражданин» и получает доступ к многочисленным услугам, будь то оформление необходимых для ведения бизнеса бумаг, оплата персональных счетов или регистрация домашних питомцев. А «электронная карта», на которую заходишь с того же правительственного портала, позволяет быстро сориентироваться в городе: найти нужный объект, задать нужные параметры просмотра и даже рассмотреть Сингапур с высоты птичьего полета.

Примером государства, осуществляющего строгий контроль за всеми формами деятельности граждан в информационно - коммуникационных сетях и ограничивающего их доступ в Интернет, служит Китайская Народная Республика.

Китайский проект «Золотой щит» представляет собой систему серверов, расположенных между провайдерами и международными каналами передачи информации, которые осуществляют «фильтрацию» поступающей в Китай информации. Использование данного механизма позволяет государству и работающим в нем телекоммуникационным компаниям блокировать доступ к любым электронным ресурсам, осуществлять фильтрацию информации, распространяемой при помощи Интернета.

В Южной Корее был запущен весьма любопытный проект - «умные города»[39]. Они основаны на идее повсеместных вычислений: в таких городах обычные повседневные заботы и проблемы граждан (например, государственные услуги, информация о маршрутах транспорта, удаленная диагностика заболеваний и тому подобные) решаются благодаря использованию смартфонов или других устройств. При этом, гражданам не требуется изучать как действуют те или иные технологии или устройства. Вместо этого, устройства сами приспосабливаются к среде проживания человека.

Так, в южнокорейский «умный город» Сечжон власти уже вложили 75,5 миллионов долларов, а именно, в реализацию 54 инновационных проектов, таких, например, как здания, в которых используются геотермальные системы отопления. Для города архитекторы разработали систему скоростного автобусного транспорта, которая регулируется при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Весьма современный и удобный способ информирования родителей об успеваемости ребенка в учебном заведении был применен в сечжонских «умных школах и университетах».

Помимо практики применения электронных пропусков со встроенными индивидуальными чипами, при помощи которых родителям направляется сообщение на мобильный телефон с указанием времени посещения ребенком учебного заведения, в городе Сечжон преподавателями используются электронные доски, причем информация с досок транслируется напрямую в электронные записные книжки учеников. Расписание уроков, а также другую актуальную учебную информацию можно узнать с электронных табло в учебных заведениях или на их сайтах.

Азиатская модель внедрения электронного правительства опирается на информатизацию социальной сферы — культуры, образования, здравоохранения, а также налаживание механизмов электронной коммуникации.

В Азиатских странах ставится цель сокращения государственного аппарата за счет применения информационных технологий. Делается упор на развитие национальной научно-исследовательской и опытно- конструкторской инфраструктуры информационных технологий, создание благоприятных условий развития электронной коммерции, обеспечение информационной безопасности. Ориентация на граждан предполагает установку терминалов получения электронных услуг и справочной информации в часто посещаемых заведениях. Порталы государственных услуг стараются максимально интегрировать с мобильными устройствами для облегчения процедуры взаимодействия с государством. Кроме того, интегрируются разрозненные сайты ведомств в единое информационное пространство.

2. Формирование отдельных проектов в рамках отечественного электронного правительства

В 2009 году компания «Ростелеком» была назначена единственным исполнителем мероприятий программы «Электронная Россия» в части проектирования и создания инфраструктуры электронного правительства[40].

Информационно-справочную и технологическую поддержку при работе с указанными ресурсами для граждан и органов власти всей страны обеспечивает дочерняя компания ОАО "Ростелеком" - "Ростелеком Контакт-центр" (ЗАО МЦ НТТ).

В рамках электронного правительства было сформировано множество социально значимых проектов, таких как, Единый портал государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru), Система межведомственного электронного взаимодействия (https://smev.gosuslugi.ru/portal), Портал государственных закупок (http://www.zakupki.gov.ru), Портал государственных торгов (http://torgi.gov.ru), Единая система идентификации и аутентификации, Национальная облачная платформа (https://www.o7.com) и другие.

Date: 2016-05-25; view: 2002; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию