Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цвет в проективном рисовании и арт-терапии: табаица признаков и интерпретаций 7 page





 

 

 

 

 

 

 

  Цвет
Признак Интерпретация Источник
Сочетание цветов в мандале Красный и синий Указывающие на борьбу за независимость и преодоление симбиотической зависимости, являются в то же время составными частями темно-фиолетового цвета, символизирующего мать в образе царственной особы А.И.Копытин[9]
Если розовый цвет сочетается в мандале с черным и особенно если на рисунке они расположены рядом Высока вероятность проявления у пациента саморазру­шительных тенденций. В сочетании с розовым черный может ассоциироваться с ведьмой или иным разруши­тельным началом А.И. Копьггин [9]
Оранжевый цвет в сочетании с цветом индиго (темно-синим), особенно когда они присутствуют в мандале в виде изогнутых фигур и используются мужчинами Может быть проявлением эдипова комплекса А.И. Копытин[9]
Когда в рисунке женщины оранже­вый сочетается с темно-зеленым и черным цветами Это может быть свидетельством проблем сексуальной идентичности А.И. Копытин [9]
Когда красный цвет используется вместе с черным Это свидетельствует об агрессивных тенденциях, гото­вых реализоваться в разрушительных действиях А.И Копьггин [9]
Когда красный цвет смешивается с черным (грязно-красный цвет) Трудно исключить наличие проблем, связанных с различными запретами, а также - заболевания крови. У примитивных народов такой цвет ассоциируется с менструальной кровью, а потому - и с кровосмесительными потребностями, ранами и физическими заболеваниями. В отдельных случаях он может отражать опыт прохождения хирургических операций А.И. Копытин [9]
Если в женских мандалах неизмен­но присутствуют оранжевый, желтый и красный цвета, но отсутствуют синий и голубой Можно предполагать наличие очень сильного animus, препятствующего развитию фемининных качеств женщины А.И. Копытин [9]

304 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт- терапии

 

 

Цвет-
Признак Интерпретация Источник
Сочетание цветов в мандале Если мужчина при создании мандал не использует желтый цвет и пользу­ется в основном зеленым и синим цветами Можно предполагать, что его мужские качества недо­статочно проявлены и что он слишком пассивен А.И. Копытин [9]
Мандалы, в которых все цвета изобра­жены без какого-либо порядка Могут отражать выраженные негативные пережива­ния, связанные с утратой привычного чувства «Я» Однако те же изображения, в случае если им на смену впоследствии приходит более упорядоченное распо­ложение цветов, могут указывать на положительные переживания экстатического характера Изображения радуги могут быть связаны с первой стадией того про­цесса, который, предполагая момент дезинтеграции, ведет затем к обретению новой целостности А.И. Копытин [9]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

\. Аве-Лаллемант У. Графический тест «Звезды и волны». СПб.: Речь, совместно с изд-вом «Семантика-С», 2002.

2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консуль­тирование в школах и клиниках / Под обшей ред. В.В. Зеленского. СПб.: Диалог; Минск: Лотаць, 1997.

3. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. М.: КСП, 1997.

4. Баранова О. Рисунок семьи. Диагностика межличностных отношений детей в семье // Школьный психолог. № 29. 2001.

5. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

6. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&К, 2000.

7. Ветер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

8. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб­ное пособие. Самара Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003.

9. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Ко-пытина. СПб.: Речь, 2002.

IQ. Дичее Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

11. Жуковский И. Тест «Несуществующее животное» // Школьный пси­холог. № 26. 2000.

12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь; ТЦ Сфера, 2001.

13. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2002.

14. Лебедева Л.Д. «Человек, который срывает яблоко...» // Школьный психолог. № 36. 2002.

15. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

16. Люшер М. Цвет вашего характера / М. Люшер. Тайны почерка / Д. Сара. М.: Вече, Персей, ACT, 1996.

17. Маховер К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 2003.


18. Михалычев С. «Цветные» дети // Частная школа. № 3. 1995.

19. Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М.: ВИНИТИ, 2000.

20. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. № 5. 2000.

21. Панченко С. Перспективная методика «Школа зверей» // Школьный психолог. № 12. 2000.


306 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

22. Познай себя и других. Сборник методик / Сост. С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын. М.: Народное образование, 1994.

23. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1999.

24. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

25. Психологическое обследование детей дошкольного — младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие / Ред.-сост. Г.В. Бур-менская. М.: УМК «Психология», 2003.

26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. посо­бие в 2 кн. / Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: Владос, 1999.

27. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.

28. Самоукина Н. «Диагностические пробы» у младших школьников // Частная школа. N° 5. 1996.

29. Самоукина N. «Диагностические пробы» у младших школьников // Частная школа. № 6. 1996.

30. Сборник психодиагностических методик для психологов систе­мы народного образования / Сост. М.К. Бадретдинова, А.В. Ишмуратов, P.P. Кашапов, А.В. Кудрявцев, Н.Т. Савруков, И.М. Жуплатова. СПб.: Политехника, 1993.

31. Собчик Л.Н. МЦВ— Метод цветовых выборов. Модифицирован­ный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2001.

32. Степанов С.С, Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: МИП «NB Магистр», 1994.

33. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: Академия, 1997.

34. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

35. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. М.: Апрель Пресс, изд-во Эксмо, 2002.

36. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. СПб.: Европейский дом, 2000.

37. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррек­ция. Минск: Изд-во «Ильин В.П.», 1996.

38. Что вы знаете и чего вы не знаете о себе и других / Сост. С. Сте­панов. Дубна: Феникс, 1995.

39. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер, 2001.

40. Юринова П. Человек под дождем // Школьный психолог. № 33. 2000.


Приложение 1

ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ РИСУНКА В АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ РИСУНОК «ОБРАЗЫ ЭМОЦИЙ»

Рассмотрим возможности применения таблиц проективных признаков и интерпретаций в атр-терапевтической диагностике (на примере темати­ческого рисунка).

Данное упражнение подходит для прояснения и проработки психо­травмирующих эмоций, усиливает механизмы интроспекции эмоциональной сферы.

Эффективно на этапе настроя (разогрева); в индивидуальной работе и групповой арт-терапии в группе до 15 человек.

Арт-терапевтическое пространство включает в себя круг из стульев и пер­сональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.

Материалы

Листы белой бумаги формата А-4, фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки, краски, гуашь, кисти.


Инструкция

«Представьте (мысленно назовите) эмоцию (или чувство), характери­зующую ваше состояние в данный момент, и изобразите ее с помощью линий, абстрактных форм и цвета на листе бумаги любого формата».

Отсутствие конкретных изображений дает возможность нивелировать когнитивный паттерн, побуждает человека мыслить нестандартно, обес­печивает свободу творческого самовыражения, создание индивидуальных символов, имеющих значение для собственного самопознания. Помимо этого пятна и линии в большей степени, нежели узнаваемые образы-штам­пы, провоцируют перенос психических содержаний субъекта, усиливая тем самым эффект проекции.

Далее можно предложить участникам определить (для детей «угадать»), какие эмоции нарисовал каждый из них.

Это упражнение способствует развитию умения прислушиваться к чувствам другого человека, понимать на символическом уровне.

Комментарии

В интерпретации созданных участниками образов, безусловно, важно опираться на смыслы и значения, предлагаемые ими самими.


308 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

Вместе с тем в качестве «указателей» к прояснению проективных при­знаков рисунка рекомендуем обратиться к таблицам интерпретаций линий, необычных признаков и цвета.

Пониманию скрытого содержания изображений, несомненно, будет способствовать Я-сообщение автора от имени того или иного образа, ли­нии, формы, цвета (так называемый рассказ от первого лица).

Рассмотрим пример из нашего опыта (см. Тематический рисунок «Об­разы эмоций» на цветной вклейке).

Рисуя актуатизированное эмоциональное состояние, на листе бумаги автор работы изобразил округлое пятно серого цвета с ровными, жирно обведенными контурами, в правой нижней части которого ярко выделялся образ дыры черного цвета с рваными краями. По центру пятна проходила красная полоса, которая разделяла круг на две половины.

По формальным признакам данную работу интерпретировать крайне трудно, если не сказать: опасно.

Во-первых, возникает вопрос: на какое из многочисленных значений в интерпретациях серого, черного и красного цветов следует ориентиро­ваться?

Во-вторых, какую информацию несет нам образ эмоции в форме круга?

Если обратиться к интерпретации формы, круг — самая гармоничная из всех фигур.

Однако, судя по первому впечатлению, рисунок вызывает у зрителя печальные, даже трагические предположения, чувства утраты чего-то це­лостного, разрыва, разрушения. Следовательно, прежде чем обратиться к таблицам проективных признаков, важно предложить автору поделиться собственной интерпретацией, точнее, задать вопрос: «Что ты видишь?»

Как правило, и дети, и взрослые, даже если испытывают в данный момент сильные чувства, охотно (или неохотно, формально) отвечают на данный вопрос. В нашем примере ответ был: «Я вижу порванный мяч». Затем долгая пауза, после которой: «Его использовали и выбросили, как больше неинтересный, ненужный. Так часто бывает, поиграют и бросят».


Я-сообщение было таким: «Я — серый контур, который прочно удер­живает форму, чтобы все обиды мяча не вырвались наружу. Хотя он и дырявый...»

На вопрос, не возникло ли желание изменить цвет, раскрасить об­раз мяча в какие-то другие оттенки, ответ был отрицательным: «Я всегда выбираю серый. А мячик с красной полосой у меня был в безоблачном детстве».

Как видим, рассказ не открывает фабулы травмирующего события. Но прояснились некоторые предпочтения в выборе формы и цвета образа. Зна­чит, обратиться к таблицам признаков и интерпретаций теперь уместно.


Приложение 1


309


В таблице «Цвет в проективном рисовании и арт-терапии» находим интерпретацию серого как признака. Читаем, что обилие серого цвета мо­жет быть индикатором «эмоциональной слепоты» и неспособности увидеть перспективу жизни (Копытин А.И., 2002).

Посмотрим в таблице интерпретацию признака: «серый цвет как предпочи­таемый, поскольку автор рисунка утверждает, что всегда выбирает серый».

«Тот, кто предпочитает серый цвет, хочет отрезать себя от остального мира, чтобы его оставили в покое и ни во что не вмешивали» (Люшер М., 1996).

Если такого рода выбор постоянно повторяется, это может означать временную усталость, ситуативные трудности в межличностных контактах и т. д. (Собчик Л.Н., 2001).

Аналогичным образом проведем интерпретацию черного цвета (см. таблицу).

Ответ на вопрос, как интерпретировать красный, мы уже получили: полоса красного цвета на мяче — одно из детских воспоминаний. Поэтому мы предположили, что опора именно на этот цвет поможет произвести терапевтический эффект.

В дальнейшем гипотеза подтвердилась: красная полоса была выбрана автором в качестве ресурса.

Полагаем, что необходимо предостеречь психологов от соблазна ин­терпретировать красный в контексте внешних, формальных признаков обсуждаемой работы, сообразно предложенным интерпретациям серого и черного. К примеру, с точки зрения психологии красный цвет как признак может означать жизненно важный вопрос, «горящую» проблему, эмоциональ­ное напряжение или опасность. С точки зрения физического состояния он может указывать на острое заболевание... (Ферс Г., 2000); символизировать кровь, боль, агрессию.

В данном случае эта интерпретация хотя и правдоподобна, но недос­товерна, поскольку сам автор использовал эпитет «безоблачное» детство. Красная линия — из того, дотравматического опыта, т. е. ресурс, появле­ние которого на серо-черном рисунке — хороший прогноз на позитивный результат в арт-терапии.

К числу ресурсных признаков данной работы логично отнести и по­пытку инкапсуляции в сочетании с образом дыры в мяче.

Признак инкапсуляции — ярко прорисованный контур мяча, к кото­рому автор несколько раз обращался во время работы над изображени­ем травмирующих эмоций и чувств. В таблицах «необычных признаков» и «линий» находим соответствующие значения. Возможно, это — страх, необходимость обособиться от тяжелых переживаний, косвенные указатели на боязнь агрессии, потребность в защищенности, несвобода, зависимость (Венгер А.Л., 2003).


310 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

Названные признаки в сочетании с изображением черной дыры с большой долей вероятности означают внутреннюю потребность субъекта «выпустить» наружу загнанные вглубь, вытесненные, но неотреагированные эмоции.

Иными словами, каждый из названных признаков в отдельности несет проекцию психотравмы. Их сочетание на одном рисунке, дополненное красной линией из благополучного детства, становится для субъекта ре­сурсным как потенциал предстоящего «исцеления».

Далее обратимся к таблице проективных признаков и интерпретаций в изображении линий. Логично посмотреть возможные интерпретации признака: «линия в качестве основания для чего-либо», а также— внешние признаки самой линии (толщина, нажим, прерывистость и т. п.).

В контексте обсуждаемой здесь работы пунктирная линия, выбранная как основание для мяча, может означать неопределенность опоры в жизни автора рисунка или конфликт между желаемым и реальностью. Зыбкость границы подчеркивает неуверенность человека в возможности найти выход и разрешить ситуацию, переключиться на новые жизненные планы.

Однако прежде чем сделать такое заключение, психологу необходи­мо убедиться, что пунктир не является для автора привычным образцом «школьной манеры» именно так изображать основание для любого объекта. Поэтому, во-первых, следует спросить у автора, какими линиями он обычно рисует пол, дорогу, почву у ствола дерева и т. д. Во-вторых — посмотреть серию рисунков автора.

Итак, образно говоря, первое прочтение проективных признаков, прикосновение к содержанию переживаний, опосредованному линией, фор­мой, цветом, в дальнейшем позволяет психологу определить стратегическое направление ятя дальнейшей терапевтической работы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ РИСУНОК «ОБРАЗ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ»

Упражнение из фонда apm-mepanuu (Бетенски М., 2002) Инструкция

«1) Разделите лист на три части; 2) изобразите с помощью линий и цвета: страх, любовь, злость.

Основное условие: рисунки должны быть абстрактными и не содержать конкретных образов, пиктограмм, символов-штампов (сердечки, цветочки, стрелы и т. п.). На изображение каждой эмоции отводится 2—3 минуты».

С большой долей вероятности можно предположить, что обращение к эмоциональной сфере человека посредством аллегорий и метафор акту­ализирует присущие личности эмоциональный и поведенческий паттерны. Поэтому полученная художественная продукция представляет значительный интерес в плане диагностики.


Приложение 1


311


Предметом размышлений для специалиста могут стать такие характе­ристики и признаки, как гамма чувств, красок, общий колорит рисунка, сравнительная насыщенность в изображении позитивных и негативных эмоций, а также степень преобладания тех или других.

В этом же контексте важно оценить работу с позиций трудоемкости процесса рисования. Насколько этот процесс был энергичным, как много сил потрачено на создание задуманного образа? Полностью ли закрашен силуэт или остались пустые места? Что можно сказать о степени интег­рации элементов изображения? Как долго длилась работа над каждым из визуализированных чувств, какие при этом возникали затруднения?

Безусловно, информативна поза человека, а также месторасположение каждой эмоции, чувства и сопряженных с ними состояний.

К примеру, по мнению одних людей, любовь (как, впрочем, и нена­висть) необходимо разместить в голове, по мнению других— в области сердца. Бывает, что весь силуэт человека занимает только одно это чувство или, напротив, оно отсутствует вовсе.

Страх и ужас нередко рисуют в ногах («ватные ноги», «дрожащие ко­лени») или в пятках, а также в области лица (глаза, лоб, губы). Агрессия, злость чаще всего изображается в ступнях и кулаках.

Более единодушны авторы в выборе цветовых решений. Чувство любви окрашено преимущественно в розовый или красный; агрессия и злость — в черный, грязно-коричневый, темно-лиловый; страх и ужас— в серый, темно-серый цвета.

Важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, черного цветов показывает на состояние выраженного стресса. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невроти­ческая реакция на жизненные трудности (Люшер М., 1996; Собчик Л.Н., 2001). Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Осознание, как известно, — переломный момент на пути к психоло­гическому исцелению.

Так постепенно приобретается ценный опыт, смелость исследовать и анализировать собственные эмоции, доминирующие чувства. Помощь в их осознании составляет психотерапевтический ресурс арт-терапевтических игр и упражнений.

В целом возможности арт-терапии необычайно широки. В числе задач, которые могут ставиться и разрешаться в арт-терапевтической работе — со­действие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств, а также расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости; психопро­филактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение; гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности;


312 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

содействие осознанию ценности собственной личности, развитию образа «Я», самопринятия. И как результат — осознание конструктивных способов преодоления кризисных ситуаций и развитие психологической устойчи­вости. Спонтанное творчество помогает выйти за пределы своих проблем, травматических переживаний и увидеть себя конструктивно действующими в социуме. Поэтому арт-терапевтические техники эффективны в исследо­вании и преодолении кризисных ситуаций (острый стресс, конфликты, первичная и вторичная психотравмы), с целью психологической помоши и поддержки в сложных жизненных ситуациях, в развитии устойчивости и сопротивляемости личности.


Приложение 2

ПРИМЕРЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК: ОПИСАНИЕ И КОММЕНТАРИИ

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «ЛИНИИ КОНФЛИКТА»

Данная арт-терапевтическая техника (автор Л.Д. Лебедева, 2003) пред­назначена:

1) для исследования субъективного восприятия конфликтной ситуации, эмоциональных состояний и поведения субъекта в конфликте;

2) для терапии (отреагирования и «проработки» психотравмирующих переживаний, поиска ресурса); может применяться в контексте экстренной психологической помощи в конфликтной ситуации.

Подходит для индивидуальной работы и групповой арт-терапии в группе до 15 человек.

Арт-терапевтическое пространство включает в себя круг из стульев и пер­сональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.

Материалы

Листы белой бумаги формата А-4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), скотч, фольга, белая глина и цветной пластилин.

Основные этапы







Date: 2016-05-25; view: 647; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию