Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цвет в проективном рисовании и арт-терапии: табаица признаков и интерпретаций 7 page
304 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт- терапии
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ \. Аве-Лаллемант У. Графический тест «Звезды и волны». СПб.: Речь, совместно с изд-вом «Семантика-С», 2002. 2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках / Под обшей ред. В.В. Зеленского. СПб.: Диалог; Минск: Лотаць, 1997. 3. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. М.: КСП, 1997. 4. Баранова О. Рисунок семьи. Диагностика межличностных отношений детей в семье // Школьный психолог. № 29. 2001. 5. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 6. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&К, 2000. 7. Ветер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 8. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. Самара Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. 9. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Ко-пытина. СПб.: Речь, 2002. IQ. Дичее Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 11. Жуковский И. Тест «Несуществующее животное» // Школьный психолог. № 26. 2000. 12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь; ТЦ Сфера, 2001. 13. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2002. 14. Лебедева Л.Д. «Человек, который срывает яблоко...» // Школьный психолог. № 36. 2002. 15. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. 16. Люшер М. Цвет вашего характера / М. Люшер. Тайны почерка / Д. Сара. М.: Вече, Персей, ACT, 1996. 17. Маховер К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 2003. 18. Михалычев С. «Цветные» дети // Частная школа. № 3. 1995. 19. Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М.: ВИНИТИ, 2000. 20. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. № 5. 2000. 21. Панченко С. Перспективная методика «Школа зверей» // Школьный психолог. № 12. 2000. 306 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии 22. Познай себя и других. Сборник методик / Сост. С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын. М.: Народное образование, 1994. 23. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1999. 24. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 25. Психологическое обследование детей дошкольного — младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие / Ред.-сост. Г.В. Бур-менская. М.: УМК «Психология», 2003. 26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие в 2 кн. / Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: Владос, 1999. 27. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001. 28. Самоукина Н. «Диагностические пробы» у младших школьников // Частная школа. N° 5. 1996. 29. Самоукина N. «Диагностические пробы» у младших школьников // Частная школа. № 6. 1996. 30. Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования / Сост. М.К. Бадретдинова, А.В. Ишмуратов, P.P. Кашапов, А.В. Кудрявцев, Н.Т. Савруков, И.М. Жуплатова. СПб.: Политехника, 1993. 31. Собчик Л.Н. МЦВ— Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2001. 32. Степанов С.С, Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: МИП «NB Магистр», 1994. 33. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: Академия, 1997. 34. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 35. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. М.: Апрель Пресс, изд-во Эксмо, 2002. 36. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. СПб.: Европейский дом, 2000. 37. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Изд-во «Ильин В.П.», 1996. 38. Что вы знаете и чего вы не знаете о себе и других / Сост. С. Степанов. Дубна: Феникс, 1995. 39. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер, 2001. 40. Юринова П. Человек под дождем // Школьный психолог. № 33. 2000. Приложение 1 ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ РИСУНКА В АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ТЕМАТИЧЕСКИЙ РИСУНОК «ОБРАЗЫ ЭМОЦИЙ» Рассмотрим возможности применения таблиц проективных признаков и интерпретаций в атр-терапевтической диагностике (на примере тематического рисунка). Данное упражнение подходит для прояснения и проработки психотравмирующих эмоций, усиливает механизмы интроспекции эмоциональной сферы. Эффективно на этапе настроя (разогрева); в индивидуальной работе и групповой арт-терапии в группе до 15 человек. Арт-терапевтическое пространство включает в себя круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества. Материалы Листы белой бумаги формата А-4, фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки, краски, гуашь, кисти. Инструкция «Представьте (мысленно назовите) эмоцию (или чувство), характеризующую ваше состояние в данный момент, и изобразите ее с помощью линий, абстрактных форм и цвета на листе бумаги любого формата». Отсутствие конкретных изображений дает возможность нивелировать когнитивный паттерн, побуждает человека мыслить нестандартно, обеспечивает свободу творческого самовыражения, создание индивидуальных символов, имеющих значение для собственного самопознания. Помимо этого пятна и линии в большей степени, нежели узнаваемые образы-штампы, провоцируют перенос психических содержаний субъекта, усиливая тем самым эффект проекции. Далее можно предложить участникам определить (для детей «угадать»), какие эмоции нарисовал каждый из них. Это упражнение способствует развитию умения прислушиваться к чувствам другого человека, понимать на символическом уровне. Комментарии В интерпретации созданных участниками образов, безусловно, важно опираться на смыслы и значения, предлагаемые ими самими. 308 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии Вместе с тем в качестве «указателей» к прояснению проективных признаков рисунка рекомендуем обратиться к таблицам интерпретаций линий, необычных признаков и цвета. Пониманию скрытого содержания изображений, несомненно, будет способствовать Я-сообщение автора от имени того или иного образа, линии, формы, цвета (так называемый рассказ от первого лица). Рассмотрим пример из нашего опыта (см. Тематический рисунок «Образы эмоций» на цветной вклейке). Рисуя актуатизированное эмоциональное состояние, на листе бумаги автор работы изобразил округлое пятно серого цвета с ровными, жирно обведенными контурами, в правой нижней части которого ярко выделялся образ дыры черного цвета с рваными краями. По центру пятна проходила красная полоса, которая разделяла круг на две половины. По формальным признакам данную работу интерпретировать крайне трудно, если не сказать: опасно. Во-первых, возникает вопрос: на какое из многочисленных значений в интерпретациях серого, черного и красного цветов следует ориентироваться? Во-вторых, какую информацию несет нам образ эмоции в форме круга? Если обратиться к интерпретации формы, круг — самая гармоничная из всех фигур. Однако, судя по первому впечатлению, рисунок вызывает у зрителя печальные, даже трагические предположения, чувства утраты чего-то целостного, разрыва, разрушения. Следовательно, прежде чем обратиться к таблицам проективных признаков, важно предложить автору поделиться собственной интерпретацией, точнее, задать вопрос: «Что ты видишь?» Как правило, и дети, и взрослые, даже если испытывают в данный момент сильные чувства, охотно (или неохотно, формально) отвечают на данный вопрос. В нашем примере ответ был: «Я вижу порванный мяч». Затем долгая пауза, после которой: «Его использовали и выбросили, как больше неинтересный, ненужный. Так часто бывает, поиграют и бросят». Я-сообщение было таким: «Я — серый контур, который прочно удерживает форму, чтобы все обиды мяча не вырвались наружу. Хотя он и дырявый...» На вопрос, не возникло ли желание изменить цвет, раскрасить образ мяча в какие-то другие оттенки, ответ был отрицательным: «Я всегда выбираю серый. А мячик с красной полосой у меня был в безоблачном детстве». Как видим, рассказ не открывает фабулы травмирующего события. Но прояснились некоторые предпочтения в выборе формы и цвета образа. Значит, обратиться к таблицам признаков и интерпретаций теперь уместно. Приложение 1 309 В таблице «Цвет в проективном рисовании и арт-терапии» находим интерпретацию серого как признака. Читаем, что обилие серого цвета может быть индикатором «эмоциональной слепоты» и неспособности увидеть перспективу жизни (Копытин А.И., 2002). Посмотрим в таблице интерпретацию признака: «серый цвет как предпочитаемый, поскольку автор рисунка утверждает, что всегда выбирает серый». «Тот, кто предпочитает серый цвет, хочет отрезать себя от остального мира, чтобы его оставили в покое и ни во что не вмешивали» (Люшер М., 1996). Если такого рода выбор постоянно повторяется, это может означать временную усталость, ситуативные трудности в межличностных контактах и т. д. (Собчик Л.Н., 2001). Аналогичным образом проведем интерпретацию черного цвета (см. таблицу). Ответ на вопрос, как интерпретировать красный, мы уже получили: полоса красного цвета на мяче — одно из детских воспоминаний. Поэтому мы предположили, что опора именно на этот цвет поможет произвести терапевтический эффект. В дальнейшем гипотеза подтвердилась: красная полоса была выбрана автором в качестве ресурса. Полагаем, что необходимо предостеречь психологов от соблазна интерпретировать красный в контексте внешних, формальных признаков обсуждаемой работы, сообразно предложенным интерпретациям серого и черного. К примеру, с точки зрения психологии красный цвет как признак может означать жизненно важный вопрос, «горящую» проблему, эмоциональное напряжение или опасность. С точки зрения физического состояния он может указывать на острое заболевание... (Ферс Г., 2000); символизировать кровь, боль, агрессию. В данном случае эта интерпретация хотя и правдоподобна, но недостоверна, поскольку сам автор использовал эпитет «безоблачное» детство. Красная линия — из того, дотравматического опыта, т. е. ресурс, появление которого на серо-черном рисунке — хороший прогноз на позитивный результат в арт-терапии. К числу ресурсных признаков данной работы логично отнести и попытку инкапсуляции в сочетании с образом дыры в мяче. Признак инкапсуляции — ярко прорисованный контур мяча, к которому автор несколько раз обращался во время работы над изображением травмирующих эмоций и чувств. В таблицах «необычных признаков» и «линий» находим соответствующие значения. Возможно, это — страх, необходимость обособиться от тяжелых переживаний, косвенные указатели на боязнь агрессии, потребность в защищенности, несвобода, зависимость (Венгер А.Л., 2003). 310 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии Названные признаки в сочетании с изображением черной дыры с большой долей вероятности означают внутреннюю потребность субъекта «выпустить» наружу загнанные вглубь, вытесненные, но неотреагированные эмоции. Иными словами, каждый из названных признаков в отдельности несет проекцию психотравмы. Их сочетание на одном рисунке, дополненное красной линией из благополучного детства, становится для субъекта ресурсным как потенциал предстоящего «исцеления». Далее обратимся к таблице проективных признаков и интерпретаций в изображении линий. Логично посмотреть возможные интерпретации признака: «линия в качестве основания для чего-либо», а также— внешние признаки самой линии (толщина, нажим, прерывистость и т. п.). В контексте обсуждаемой здесь работы пунктирная линия, выбранная как основание для мяча, может означать неопределенность опоры в жизни автора рисунка или конфликт между желаемым и реальностью. Зыбкость границы подчеркивает неуверенность человека в возможности найти выход и разрешить ситуацию, переключиться на новые жизненные планы. Однако прежде чем сделать такое заключение, психологу необходимо убедиться, что пунктир не является для автора привычным образцом «школьной манеры» именно так изображать основание для любого объекта. Поэтому, во-первых, следует спросить у автора, какими линиями он обычно рисует пол, дорогу, почву у ствола дерева и т. д. Во-вторых — посмотреть серию рисунков автора. Итак, образно говоря, первое прочтение проективных признаков, прикосновение к содержанию переживаний, опосредованному линией, формой, цветом, в дальнейшем позволяет психологу определить стратегическое направление ятя дальнейшей терапевтической работы. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РИСУНОК «ОБРАЗ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ» Упражнение из фонда apm-mepanuu (Бетенски М., 2002) Инструкция «1) Разделите лист на три части; 2) изобразите с помощью линий и цвета: страх, любовь, злость. Основное условие: рисунки должны быть абстрактными и не содержать конкретных образов, пиктограмм, символов-штампов (сердечки, цветочки, стрелы и т. п.). На изображение каждой эмоции отводится 2—3 минуты». С большой долей вероятности можно предположить, что обращение к эмоциональной сфере человека посредством аллегорий и метафор актуализирует присущие личности эмоциональный и поведенческий паттерны. Поэтому полученная художественная продукция представляет значительный интерес в плане диагностики. Приложение 1 311 Предметом размышлений для специалиста могут стать такие характеристики и признаки, как гамма чувств, красок, общий колорит рисунка, сравнительная насыщенность в изображении позитивных и негативных эмоций, а также степень преобладания тех или других. В этом же контексте важно оценить работу с позиций трудоемкости процесса рисования. Насколько этот процесс был энергичным, как много сил потрачено на создание задуманного образа? Полностью ли закрашен силуэт или остались пустые места? Что можно сказать о степени интеграции элементов изображения? Как долго длилась работа над каждым из визуализированных чувств, какие при этом возникали затруднения? Безусловно, информативна поза человека, а также месторасположение каждой эмоции, чувства и сопряженных с ними состояний. К примеру, по мнению одних людей, любовь (как, впрочем, и ненависть) необходимо разместить в голове, по мнению других— в области сердца. Бывает, что весь силуэт человека занимает только одно это чувство или, напротив, оно отсутствует вовсе. Страх и ужас нередко рисуют в ногах («ватные ноги», «дрожащие колени») или в пятках, а также в области лица (глаза, лоб, губы). Агрессия, злость чаще всего изображается в ступнях и кулаках. Более единодушны авторы в выборе цветовых решений. Чувство любви окрашено преимущественно в розовый или красный; агрессия и злость — в черный, грязно-коричневый, темно-лиловый; страх и ужас— в серый, темно-серый цвета. Важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, черного цветов показывает на состояние выраженного стресса. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция на жизненные трудности (Люшер М., 1996; Собчик Л.Н., 2001). Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Осознание, как известно, — переломный момент на пути к психологическому исцелению. Так постепенно приобретается ценный опыт, смелость исследовать и анализировать собственные эмоции, доминирующие чувства. Помощь в их осознании составляет психотерапевтический ресурс арт-терапевтических игр и упражнений. В целом возможности арт-терапии необычайно широки. В числе задач, которые могут ставиться и разрешаться в арт-терапевтической работе — содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств, а также расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости; психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение; гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности; 312 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии содействие осознанию ценности собственной личности, развитию образа «Я», самопринятия. И как результат — осознание конструктивных способов преодоления кризисных ситуаций и развитие психологической устойчивости. Спонтанное творчество помогает выйти за пределы своих проблем, травматических переживаний и увидеть себя конструктивно действующими в социуме. Поэтому арт-терапевтические техники эффективны в исследовании и преодолении кризисных ситуаций (острый стресс, конфликты, первичная и вторичная психотравмы), с целью психологической помоши и поддержки в сложных жизненных ситуациях, в развитии устойчивости и сопротивляемости личности. Приложение 2 ПРИМЕРЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК: ОПИСАНИЕ И КОММЕНТАРИИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «ЛИНИИ КОНФЛИКТА» Данная арт-терапевтическая техника (автор Л.Д. Лебедева, 2003) предназначена: 1) для исследования субъективного восприятия конфликтной ситуации, эмоциональных состояний и поведения субъекта в конфликте; 2) для терапии (отреагирования и «проработки» психотравмирующих переживаний, поиска ресурса); может применяться в контексте экстренной психологической помощи в конфликтной ситуации. Подходит для индивидуальной работы и групповой арт-терапии в группе до 15 человек. Арт-терапевтическое пространство включает в себя круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества. Материалы Листы белой бумаги формата А-4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), скотч, фольга, белая глина и цветной пластилин. Основные этапы Date: 2016-05-25; view: 647; Нарушение авторских прав |