Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цвет в проективном рисовании и арт-терапии: табаица признаков и интерпретаций 6 page
| Мрет
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Сочетания цветов
| Темно-синий/ черный
| Свидетельствует об эмоциональной (одновременно с вегетативной) неустойчивости, контрастных проявлениях ранимости с агрессивностью, обидчивости и раздражительности. Здесь выявляется проблема подавленной агрессии, что в целом свойственно детям с психосоматической предиспозицией и вегетососу-дистым дисбалансом
| Л.Н. Собчик [31]
|
Светло-зеленый/ синий
| Пассивность, неясность
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Светло-зеленый/ розовый
| Слабость, нежность, радушие
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Светло-зеленый/ лиловый
| Диссонанс
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Зеленый/серый
| Структурное значение: «подчеркивание своей самостоятельной роли» или «защита сознаваемого собой собственного превосходства над другими». Оборонительный характер зеленого цвета подчеркивается защитной стеной серого цвета. Внимание к своей персоне, потребность производить впечатление и создание собственного престижа преувеличены, в то время как свойства цветов, следующих за серым, преуменьшены
| М.Люшер[16]
|
Пассивность, родственность
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Сине-зеленый/ серый
| Можно говорить об усилении черт обособленности, о межличностном конфликте, трудностях общения, ощущении непонятости, неприятии окружающими, преувеличенной чувствительности к критике, субъективной уверенности в своей правоте
| Л.Н. Собчик [31]
|
Зеленый/синий
| Структурное значение: «строгий контроль» или «внутренняя упорядоченность». Точность, логичность и потребность чувствовать себя правым берут верх над синим цветом, являющимся источником терпимого взаимопонимания По этой причине здесь упорядоченность и методичность более направлены на усиление самоуважения, чем в группе «синий/зеленый». В данном случае стремление к контролю и порядку могут выглядеть для окружающих как стремление командовать. Оба цвета направляют усилия человека на заботу о самом себе
| М.Люшер[16]
|
Зеленый/красный
| Структурное значение: «целеустремленная деятельность» или «контролируемая инициатива». Целеустремленная и властная группа двух независимых друг от друга цветов. Когда зеленый стоит на первом месте, действие (красный) направлено на укрепление своей власти и престижа (зеленый). Лидерство, управление и осуществление контроля
| М.Люшер[16]
| 294 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
| Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Сочетания цветов
| Сине-зеленый/ оранжево-красный или оранжево-красный/сине-зеленый
| В качестве основного цветового выбора усиливает характеристики сине-зеленого эталона, тип реагирования характеризуется как более стеничный, позиция - как активно-оборонительная (сине-зеленый/ оранжево-красный) или агрессивно-оборонительная (оранжево-красный/сине-зеленый) и отражает сплав свойств, присущих каждому из цветов в отдельности. Это сочетание представляется как столкновение сильных тенденций, создающих предиспозицию к взрывным реакциям
| Л.Н.Собчик[31]
|
Зеленый/желтый
| Структурное значение- «требование признания» или «честолюбие». Стремление (желтый) направлено на то, чтобы усилить уважение в собственных глазах, а также в глазах других людей (зеленый) Честолюбивый личный интерес или действия, направленные на то, чтобы добиться признания со стороны других людей
| М.Люшер[16]
|
Сине-зеленый/ желтый
| В качестве основного цветового выбора еще более конфликтно- характеристики ригидности противопоставлены эмоциональной неустойчивости, склонность к накоплению отрицательных эмоций сочетается с высокой спонтанностью, безудержностью эмоциональных реакций, тенденция к самоконтролю -с плохой контролируемостью, подозрительность -с демонстративностью, недоверчивость -с открытостью, аккуратность - с безалаберностью, оборонительная враждебность - с неразборчивой общительностью, осторожность - с беззаботностью. Если эти качества выражены умеренно, то это дает в сумме нормальную сбалансированность гармоничной личности, в которой противоречиво направленные тенденции уравновешены и разумно дозируются соответственно конкретной ситуации. Но при избыточной выраженности каждой из этих тенденций характер приобретает черты заметной неустойчивости с резкими изменениями поведенческого паттерна, вспышками чрезмерных эмоциональных переживаний, склонностью к взрывным реакциям в ситуации задетого самолюбия
| Л.Н. Собчик [31]
|
В качестве
предпочитаемого дополняет характеристики оранжево-красного цвета, выявляет смешанные варианты реагирования по ригидно-импульсивному и неустойчиво-импульсивному типу
| Л.Н.Собчик[31]
|
Зеленый / бежевый
| Успокаивающая теплота
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Зеленый / белый
| Чистота и ясность
| Г.Э. Бреслав [6]
| 3.8. Цвет в проективном рисовании и арт- терапии: таблица признаков и интерпретаций 295
|
| Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Сочетания цветов
| Зеленый/ фиолетовый
| Структурное значение «гибкое самоутверждение» или «безответственное кокетство» Предпринимаются усилия для того, чтобы добиться признания со стороны других людей Однако, получив это признание, человек не желает чувствовать себя связанным обязательствами
| М.Люшер[16]
|
Фиолетовый/ сине-зеленый или сине-зеленый/ фиолетовый
| В качестве основного цветового выбора выявляют тенденцию к систематизации субъективных, надуманных оценок по отношению к окружающим лицам и сложившейся ситуации
| Л.Н.Собчик[31]
|
Зеленый/ коричневый
| Структурное значение «требование физического облегчения» или «требование удобных условий» Личность (зеленый) сможет выжить лишь в случае улучшения сложившихся неблагоприятных условий
| М.Люшер [16]
|
Заземленность
| Г.Э.Бреслав[6]
|
Зеленый/черный
| Структурное значение «упрямое отторжение» или «ханжеское ощущение собственной праведности» «Зеленое» внимание к собственной личности в сочетании с тенденцией считать себя правым усилено черным цветом Любая попытка других людей повлиять на человека решительно им отвергается
| М.Люшер [16]
|
Красный/серый
| Структурное значение «импульсивность» или «непродуманные действия» Действия ради действия и незначительное внимание к их последствиям, так как они скрыты серым цветом В отличие от группы «серый/красный», здесь нет попытки скрыть само действие
| М.Люшер [16]
|
Оранжево-красный/ серый
| В качестве основного цветового выбора свойствен нарциссическому варианту личности, при этом эгоцентризм и жажда жизни сочетаются с холодно-дистантным отношением к окружающим
| Л.Н.Собчик[31]
|
Красный/синий
| Структурное значение «объединение усилий с другими людьми» или «полнота эмоциональных ощущений» Интерпретация в основном совпадает с группой «синий/красный» за исключением того, что здесь больше внимания придается активности, а не сотрудничеству и гармонии Предполагается, что правильная деятельность в любом случае приведет к гармонии
| М.Люшер [16]
|
Волнение, отталкивание
| Г.Э.Бреслав[6]
|
Красный/ ультрамарин
| Резкая наступательная сила
| Г.Э.Бреслав[6]
|
Оранжево-красный/ темно-синий
| «Сильные», возбудимые черты, свойственные оранжево-красному, входят в противоречивое взаимодействие с характеристиками слабого, тормозимого типа - пассивностью, сензитивностью, пессимистичностью, мягкостью, вдумчивостью, зависимостью, женственностью
| Л.Н.Собчик[31]
| 296 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
| Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Сочетания цветов
| Красный/ оранжевый
| Резкое раздражение
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Красный / бежевый
| Диссонанс
| Г Э. Бреслав [6]
|
Красный / светло-зеленый
| Незавершенность, мерцание
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Красный / зеленый
| Импульсивность, жизнеутверждение
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Структурное значение: «целеустремленная деятельность» или «инициатива, находящаяся под контролем». Здесь все, как и в сочетании «зеленый/красный», но в данном случае усилия по реализации своей инициативы предпринимаются больше ради удовольствия, чем из-за стремления добиться уважения других людей
| М.Люшер[16]
|
Красный/желтый
| Структурное значение: «экспансивная активность» или «освоение новых сфер». И красный, и желтый цвета направлены за пределы личности, поэтому это очень активная группа, устремленная во внешнюю сферу. Действие (красный) ради действия и всегда направленное к новому неизведанному (желтый). Если эта группа отвергается, а предпочтение отдается группе «синий/черный (черный/синий)», возможно наличие нестабильности в саморегулирующейся нервной системе
| М. Люшер [16]
|
Лучезарность, теплота, радость
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Красный/золотой
| Теплота, пышность, роскошь
| Г.Э.Бреслав [6]
|
Красный/ фиолетовый
| Структурное значение' «подверженность внешним раздражителям» или «способность живо реагировать». Желания и действия (красный) направлены на предметы, которые восхищают, очаровывают и завораживают (фиолетовый), в то время как сами действия предпринимаются для того, чтобы очаровывать других людей. Активность может проявляться в эротике или в культивировании эстетического начала
| М. Люшер [16]
|
Красный/ коричневый
| Структурное значение: «чувственное удовлетворение» или «потакание своим слабостям». Активность (красный) ограничена из-за того, что организм не следует беспокоить и создавать ему какие-нибудь неудобства (коричневый). Поэтому деятельность направлена на удовлетворение органов ощущения
| М. Люшер [16]
|
Красный/черный
| Структурное значение: «преувеличение желаний» или «драматизация реальности». Нормальные желания красного превращаются в жесткие и настоятельные требования благодаря присутствию черного цвета
| М. Люшер [16]
|
Опасность, подавление жизни
| Г.Э. Бреслав [6]
| 3.8. Цвет в проективном рисовании и арт-терапии: таблица признаков и интерпретаций 297
| Цвет
| •
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Сочетания цветов
| Оранжево-красный/ черный
| Говорит о способности к импульсивным агрессивным поступкам. При низком интеллекте такие дети отличаются своевольным и непокладистым характером, повышенным чувством независимости, иррациональными поведенческими реакциями, стремлением выделиться, не быть подвластными общепринятым нормам, что в определенных неблагоприятных условиях может выражаться в антисоциальных тенденциях (особенно при сочетании «оранжево-красный - фиолетовый -черный, оранжево-красный - черный - фиолетовый; черный - фиолетовый - оранжево-красный» на первых позициях)
| Л.Н.Собчик[31]
|
Желтый/серый
| Структурное значение: «нерешительность» или «отсутствие решений». Здесь главное - потребность в решении. Однако реализации этой потребности мешает серый цвет, отгораживающий человека от областей, в которых может быть найдено решение. В отличие от группы «серый/желтый», здесь присутствует готовность взять на себя ответственность, но серый барьер мешает дать ответ на то, каким образом эта готовность найдет воплощение
| М.Люшер[16]
|
Желтый/синий
| Структурное значение: «эмоциональная зависимость» или «готовность оказать помощь группе людей». Так как цвета разнородные, их действие направлено во внешние сферы. Надежда (желтый) здесь проявляется в любви и понимании людей (синий), что способствует активности с целью привлечь симпатии
| М.Люшер[16]
|
Сильное напряжение, эффект движения
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Желтый/ темно-синий
| Выявляет выраженную чувствительность к средовым воздействиям в связи с тем, что каждый цвет в отдельности по-своему связан с высокой чувствительностью к факторам внешнего влияния. В сочетании же они выявляют циклотимный тип личности со склонностью к перепадам настроения, легко провоцируемым внешними поводами, с быстрыми переходами от грусти к экзальтированной веселости; личности, тяжело переживающей одиночество, испытывающей повышенную потребность в общении, что делает ее зависимой от авторитетного для нее лица и мнения референтной группы. В сочетаниях, где желтый - эталон - оказывается на одной из последних позиций, этот признак является предвестником дезадаптации
| Л.Н.Собчик[31]
|
Золотой /пурпурный
| Праздничность, мощь, достоинство
| Г.Э. Бреслав 6]
|
Желтый / пурпурный
| Резкий диссонанс
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Желтый / белый
| Прояснение, просветление
| Г.Э. Бреслав [6]
| 298 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
| Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Сочетания цветов
| Желтый/зеленый
| Структурное значение «требование признания» или «честолюбие» В данном случае самоустремленность выражена не так ярко, как в группе «зеленый/желтый» Честолюбие выражается не в целеустремленных действиях, а в надежде на то, что, сохраняя открытость ума и культивируя наблюдательность, можно увидеть новые возможности и добиться признания
| М.Люшер[16]
|
Желтый / оливковый
| Резкий диссонанс
| Г.Э Бреслав [6]
|
Желтый / светло-зеленый
| Веселье, радость
| Г.Э Бреслав [6]
|
Желтый/красный
| Структурное значение, «экспансивная активность» или «освоение новых сфер». Эти два самых ярких цвета, устремленных за пределы личности, создают очень активную группу Активность (красный) меньше сдерживается, чем в группе красный/желтый, так как желтый придает ей более поверхностный и экспериментальный характер Такое сочетание отражает попытки найти нечто новое и более отвечающее потребностям человека. Когда эта группа отрицается, а предпочтение отдается группе «синий/ черный (черный/синий)» или наоборот, возможны нарушения в саморегулирующейся нервной системе
| М. Люшер [16]
|
Желтый/ фиолетовый
| Структурное значение «соблазн фантазии» или «жажда приключений» Надежда и стремление {желтый) выражаются через фантазии и воображение (фиолетовый). Это порождает жажду нереальных приключений или действий, ведущих к бегству от реальности
| М.Люшер[16]
|
Желтый/коричневый
| Структурное значение- «полная безопасность» или «ничем не ограниченное расслабление». Решение (желтый) требует физического облегчения и избавления от всяких проблем или страхов по поводу возможных опасностей
| М.Люшер [16]
|
Желтый/черный
| Структурное значение: «внезапный кризис» или «своевольные решения». Здесь совмещены два крайних цвета самый яркий и самый темный Эго означает, что средний курс исключается, а выбор сводится к альтернативе между «да» или «нет» Решение (желтый) должно быть найдено (черный) и часто достигается резким и своевольным способом
| М.Люшер [16]
|
Разрыв, привлечение внимания
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Оранжевый / зеленый
| Импульсивность
| Г.Э Бреслав [6]
| 3.8. Цвет в проективном рисовании и арт-терапии: таблица признаков и интерпретаций 299
| Цвет
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Сочетания цветов
| Оранжевый/ светло-зеленый
| Обволакивающая теплота
| Г.Э.Бреслав[6]
|
Оранжевый / фиолетовый
| Оглушение, опьянение
| Г.Э. Бреслав[6]
|
Оранжевый / ультрамарин
| Резкость, претенциозность
| Г.Э. Бреслав[6]
|
Оранжевый / черный
| Насилие
| Г.Э. Бреслав[6]
|
Оранжевый / голубой
| Скрытая, рвущаяся энергия, сочетание замкнутости и энергичности
| Г.Э. Бреслав[6]
|
Фиолетовый/серый
| Структурное значение «осторожная чувствительность» или «приблизительное отождествление» Обостренная восприимчивость окружающей обстановки (фиолетовый) сочетается с желанием защитить себя от беспокоящего влияния (серый)
| М.Люшер [16]
|
Фиолетовый/синий
| Структурное значение «эстетическая восприимчивость» или «эротическая чувственность» В отличие от группы синий/фиолетовый, здесь главное внимание обращено на идеализированные (и возможно, нереальные) условия отождествления Часто таким образом человек ищет компенсации среди тех, чьи половые отношения носят необычный характер У таких людей бывает хорошо развито эстетическое чувство прекрасного
| М.Люшер [16]
|
Фиолетовый/ зеленый
| Структурное значение «гибкое самоутверждение» или «безответное кокетство» Интерпретация такая же, как и группа «зеленый/фиолетовый», но здесь больше внимания уделяется очаровыванию других людей, более ярко выражено нежелание принять на себя ответственность, вытекающую из близких отношений
| М.Люшер [16]
|
Фиолетовый/ сине-зеленый или сине-зеленый/ фиолетовый
| В качестве основного цветового выбора выявляют тенденцию к систематизации субъективных, надуманных оценок по отношению к окружающим лицам и сложившейся ситуации
| Л.Н.Собчик[31]
|
Фиолетовый/ красный
| Структурное значение «подверженность внешним раздражителям» или «способность живо реагировать» Легко поддается любым возбуждающим внешним раздражителям Сочетание похоже на группу «красный/фиолетовый», но в данном случае реакция не столь энергичная
| М.Люшер [16]
|
Фиолетовый/ желтый
| Структурное значение «соблазн фантазии» или «жажда приключений» Будущее воспринимается как источник восхитительных и захватывающе интересных событий Такой человек открыт и обаятелен, но склонен к чрезмерному воображению
| М.Люшер [16]
| 300 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
|
| Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Сочетания цветов
| Фиолетовый/ желтый
| Черты демонстративности усиливаются. Здесь они сопровождаются признаками избыточной эмотивности, сниженным самоконтролем, защитным механизмом вытеснения, иррациональным способом достижения целей в основном путем перекладывания трудностей на плечи других
| Л.Н.Собчик[31]
|
Один из часто встречающихся выборов среди акцентуированных личностей - предпочитаемый. В этом выборе фиолетовый эталон отражает неустойчивость адаптации и сниженный контроль над эмоциональной сферой, что усиливает непосредственность, неустойчивость эмоций, повышенную чувствительность к средовым воздействиям, подверженность сиюминутным настроениям, нетерпеливость, склонность к вытеснению проблем, свойственные характеристикам желтого эталона, обогащая их иррациональными тенденциями, необузданной фантазией, трудностями идентификации, усиливающими подражательные тенденции, богатым воображением, художественным складом мышления, иногда - выраженными истероидными чертами
| Л.Н.Собчик[31]
|
Фиолетовый/ желто-зеленый
| Скрытая, накопленная сила, импульсивность более уравновешенная
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Фиолетовый/ коричневый
| Структурное значение: «чувственность» или «плотские влечения». Восторженное воображение (фиолетовый) влечет к телесным радостям (коричневый), таким, как хорошая пища, роскошное материальное окружение, прекрасные наряды и прочее
| М.Люшер[16]
|
Фиолетовый/ черный
| Структурное значение: «потребность в отождествлении» или «принудительное слияние с окружением». Здесь желание отождествить себя с окружением (фиолетовый) и слиться с ним усилено и сделано настоятельным благодаря черному цвету. Человек чувствует, что он должен стать частью чего-нибудь или быть отождествленным с кем-нибудь
| М.Люшер[16]
|
Коричневый/серый
| Структурное значение: «истощение сил» или «упадок сил». Главным является стремление к хорошему физическому самочувствию и свободе от всего, что может вызвать недомогание или ощущение несчастья. Организм должен быть защищен, следует создать условия для того, чтобы он поправлялся. Эго похоже на группу «серый/коричневый», но здесь гораздо больше внимания уделено тщательному лечению организма
| М.Люшер[16]
|
Коричневый/синий
| Структурное значение: «чувственная легкость» или «вялая привязанность» Похоже на группу «синий/коричневый», но здесь больше внимания обращено на физическую потребность в нежном и предупредительном обращении с человеком
| М.Люшер[16]
| 3.8. Цвет в проективном рисовании и арт-терапии: таблица признаков и интерпретаций 301
| Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Сочетания цветов
| Коричневый/ зеленый
| Структурное значение: «требование физического облегчения» или «требование удобных условий». Организм требует облегчения (коричневый), но сила воли (зеленый) помогает преодолеть существующие трудности. Здесь присутствует заметное напряжение и потребность в более удобном окружении
| М.Люшер[16]
|
Коричневый/ красный
| Структурное значение: «чувственное удовлетворение» или «потакание своим слабостям». За желанием условий, которые ублажают чувства (коричневый), следует красный цвет, подчеркивающий стремление к удовлетворению этих желаний. По сравнению с группой «красный/коричневый» здесь более очевидна тяга потакать своим слабостям
| М.Люшер [16]
|
Коричневый/ оранжево-красный
| Может говорить о напряженности физиологических потребностей, в ряде случаев - об ипохондрической фиксированное™, дискомфорте общесоматического плана или неудовлетворенности гедонической личности. Коричневый эталон на третьей и четвертой позициях часто означает ситуативно обусловленный дискомфорт, отражая адаптивную реакцию на изменение привычного стереотипа
| Л.Н.Собчик[31]
|
Коричневый/желтый
| Структурное значение: «полная безопасность» или «ничем не ограниченное расслабление». Физическое облегчение (коричневый) становится более важным даже по сравнению с надеждами на будущее (желтый), а это ведет к отступлению, к малоподвижному состоянию и предельно ограниченным потребностям
| М. Люшер [16]
|
Коричневый/ фиолетовый
| Структурное значение, «чувственность» или «плотские влечения». Здесь все как и в группе «фиолетовый/коричневый», но в данном случае больше подчеркнуто значение физических чувств
| М.Люшер [16]
|
Коричневый/черный
| Структурное значение: «пренебрежение собой». Так как эта группа имеет крайне отрицательное значение, то ее чаще всего отвергают и ставят в конце ряда Когда же она появляется в начале ряда, это означает, что, ощущая свою бесцельность, человек отказывается от всего, за исключением чисто физиологического удовлетворения
| М. Люшер [16]
|
Черный/серый
| Структурное значение: «полная изоляция» или «абсолютное неучастие» Человек считает, что ситуация отвратительна, и он хочет от нее избавиться. Пытается оградить себя от всего, что может вторгнуться в его внутренний мир
| М. Люшер [16]
| 302 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
|
| Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Сочетания цветов
| Черный/синий
| Структурное значение: «абсолютный покой». Человек поднял бунт против сложившейся ситуации и желает, чтобы его оставили в покое. Там, где эта группа появляется в одном конце ряда, а группа «красный/желтый (желтый/красный)» - в другом, возможны нарушения в саморегуляции нервной системы
| М.Люшер[16]
|
Черный/зеленый
| Структурное значение: «упрямое отторжение» или «ханжеское ощущение собственной праведности». Мятеж (черный), за которым следует самоутверждение (зеленый), предполагает упрямство и жесткую приверженность своей точке зрения
| М.Люшер[16]
|
Черный/красный
| Структурное значение: «преувеличение желаний» или «драматизация реальности» Действия, вызванные и усиленные бунтом, ведут к нетерпеливости и крайнему поведению, направленному на удовлетворение преувеличенных желаний
| М.Люшер[16]
|
Черный/желтый
| Структурное значение: «внезапный кризис» или «своевольные решения». Две крайности света и тьмы, при этом за «черным» бунтом против судьбы следует «желтая» надежда на то, что проблемы будут разрешены. Это ведет к крайним действиям и решениям. Возможен выбор отчаянных способов разрешения наиболее острых проблем
| М.Люшер[16]
|
Черный/ фиолетовый
| Структурное значение «потребность в отождествлении» или «принудительное слияние с окружением» Человек настаивает (черный) на отождествлении (фиолетовый) Все предметы должны соответствовать друг другу и соединяться наиболее совершенным образом. При этом не допускается никаких уступок, никаких компромиссов
| М. Люшер[16]
|
Черный/коричневый
| Структурное значение' «пренебрежение собой» Здесь все так же, как и в группе «коричневый/черный», но в большей степени проявляется бунтарство против происходящего
| М.Люшер[16]
| Сочетание цветов в мандале
| Сочетание светло-голубого цвета с оранжевым в мандалах мужчин
| Указывает на наличие конфликта, который, по всей видимости, относится еще к детству, когда мать (светло-голубой цвет) была поставлена на пьедестал, а отец (оранжевый цвет) рассматривался как ее противоположность. Данное сочетание цветов может поэтому свидетельствовать об актуализации эдипального конфликта
| А.И. Копытин [9]
|
Когда темно-синий цвет располагается рядом с красным
| Можно констатировать наличие конфликта, условно называемого «единоборство с драконом»
| А.И. Копытин [9]
| 3.8. Цвет в проективном рисовании и арт-терапии: таблица признаков и интерпретаций 303
|