Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индивидуальная работа Инструкция
«Постарайтесь воспроизвести субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию как „разговор двух линий". Для этого сначала возьмите лист бумаги формата А-4, поставьте на нем цифру 1, прикрепите к столу скотчем, чтобы лист не скользил в процессе работы. Выберите два фломастера (карандаша или мелка) разных цветов, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника). В рабочую руку возьмите фломастер того цвета, которым будет нарисована линия вашего поведения в конфликте. В нерабочую руку — фломастер, обозначающий поведение вашего условного оппонента. Изобразите динамику конфликтной ситуации с помощью линий, не отрывая фломастеров от бумаги. После завершения работы переверните лист и отложите его. На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв фломастеры в левой и правой руке местами. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука рисует линии поведения оппонента в конфликте 374 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии а нерабочая рука— линии вашего собственного поведения (прежним цветом). Словом, первоначально выбранный цвет фломастеров сохраняется и на втором листе бумаге. Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ „от лица" каждой линии, а затем какого-либо элемента: петли, закорючки, точки и др. О чем говорят вам получившиеся образы? Какой символический смысл они несут? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения? Затем, используя различные материалы (фолыу, пластилин, глину— по выбору), изобразите исход ситуации: создайте метафорические образы себя и оппонента в результате конфликтного противостояния». Примечание. Каждый из перечисленных художественных материалов имеет свои свойства, особенности и, следовательно, свои возможности. Пластилин — мягкий, пластичный материал, поэтому лепка не требует слишком больших усилий. К тому же он окрашен, что дает возможность продолжить работу над объемным изображением в тех же цветах, которые были выбраны для «линий конфликта». В итоге усиливается осознание и отреагирование психотравмирующих эмоций и чувств. Глина, напротив, более плотный, упругий природный материал, работа с ним сопровождается значительными затратами энергии. Еще одно преимущество глины — «бесцветность», что провоцирует свободные ассоциации. Образ из белой глины инициирует проекции глубинных (вытесненных, скрытых) переживаний автора работы. В итоге субъективный опыт становится доступным для восприятия и анализа. Как известно, проекция чувств на внешние объекты — путь к символизации и признанию этих чувств. Фантазии, изображенные на бумаге или выполненные в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы над образами из пластилина или глины снижается зашита, которая присуща вербальной коммуникации. Как способ освобождения от внутреннего напряжения можно наблюдать разрушение уже сделанной скульптуры. Особенно часто это происходит, если в арт-терапевтической работе с конфликтами используется фольга. Это необычный материал, который не только хорошо моделируется и держит форму, но в то же время легко рвется, требует предельной осторожности. Иногда участники приписывают фольге свойства «сопротивляемости и непослушания». Помимо этого фольга— блестящая, праздничная и «ресурсная» в том смысле, что пробуждает ранние детские воспоминания, возвращает за ресурсным опытом в детство. По завершении работы важно предложить каждому участнику ответить одним-двумя словами на вопрос: «Фольга для вас какой материал?» Ответ, с большой долей вероятности, может интерпретироваться как актуализированная характеристика-метафора самовосприятия (самоотношения). Приложение 2 315 Этап вербализации Если это упражнение выполняется под руководством психолога в группе, участники садятся в круг и по желанию показывают свои рисунки, смоделированные образы, рассказывают не столько о причинах и содержании конфликта, сколько об эмоциональной стороне, переживаниях и инсайтах в процессе воссоздания и проработки конфликтной ситуации. Остальные могут задавать вопросы, например: • Что вы чувствовали в процессе рисования и моделирования образов участников конфликта? • Что чувствуете сейчас? • Какие субъективно значимые открытия вы сделали в процессе этой работы? Прояснили ли для себя историю ситуации: как развившая конфликт и разрешился ли он? • Изменилось ли понимание причин и последствий конфликтной ситуации? Как теперь видится собственная роль и роль оппонента в инициировании конфликта? Какой опыт удаюсь приобрести? Очевидно, что назначение подобных вопросов не в том, чтобы услышать «протокол» реальных событий. Скорее это вопросы-подсказки для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные. На данном этапе клиенту предлагается занять активную позицию, взять на себя ответственность, пытаясь понять природу своих внутренних переживаний, паттерны поведения, их роль в собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми. Важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов. Заключительный этап Психолог предлагает участникам сессии внести в свои работы желаемые изменения, трансформировать визуальные образы или поступить со своими рисунками так, как им бы хотелось. Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, сжечь, смять рисунок. Такое поведение может свидетельствовать об острой душевной боли, страдании или гневе. Иногда — о символическом признании автора самому себе, осознании собственной роли «инициатора конфликта», которая прежде сознательно или неосознанно вытеснялась, подменялась какой-либо формой психологической зашиты. Принятие «подобных» откровений — ресурсный старт для личностного роста. 316 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт- терапии Комментарии По мнению известного американского арт-терапевта М. Бетенски (2002), линия — один из основных элементов символического выражения в искусстве, наряду с формой и цветом. С ее помощью человек может отобразить свои переживания и внутренний мир. Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах или сущности. Фактически они создают не столько образ или картинку, сколько выражают свои эмоции и чувства. Большая роль в этом процессе отводится бессознательному. И только на этапе вербализации происходит осознание значимости линий. Линия может символизировать жизненный путь в целом или определенный его этап. В упражнении «Линии конфликта» участникам предлагается рисовать одну и ту же ситуацию дважды. Основание для этого — в следующем. Многие психологи и психотерапевты сходятся во мнении, что нерабочая рука ассоциируется с бессознательным. Поэтому, когда человек рисует нерабочей (как правило, левой) рукой, он менее подвержен контролю со стороны сознания, а значит, более импульсивен, эмоционален, «правдив». Среди арт-терапевтов сложилось мнение, что левая рука представляет внутренний мир, а правая — внешний мир, реальность и жизненные цели человека. Словом, правая рука ассоциируется с сознанием. Следовательно, меняя положение фломастеров на первом и втором рисунках, мы имеем возможность сравнить реальное (бессознательное) с желаемым (сознание). Как пишет Н. Роджерс (1997). если обратиться к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях, возможно получить интуитивное откровение, инсайт. По сути, каждая линия на бумаге — «путь», опосредованный отпечаток, «след» роли каждого участника конфликта в истории события, правда, рассказанной только одним из них. Рисуя за оппонента и за себя, автор отражает свое, субъективное видение происходящего (или произошедшего). Далее, отстраняясь от рисунка, наблюдая за линиями, оставленными движением правой и левой рук одновременно, автор может получить более правдивую информацию, сравнить, что он видит, с тем, как он думает о себе и своем оппоненте в конфликтной ситуации. Ведь, контролируя линию своего поведения во время рисунка рабочей рукой, человек невольно ослабляет контроль над изображением своей проекции на рисунок линии от «лица оппонента». При интерпретации рисунков важно обратить внимание на характер линий и их расположение относительно друг друга, места соприкосновения, столкновения и расхождения, что является показателем взаимодействия, активности и пассивности участников конфликта. К примеру, петляющие, многократно пересекающиеся линии указывают на запутанность ситуации, многочисленные попытки к разрешению Приложение 2 317 конфликта. Такие линии особенно часто встречаются на рисунках внутрисемейных конфликтов (на одной территории). Линии, образующие «клубок», характерны для людей, имеющих внутриличностный конфликт, и могут ассоциироваться с растерянностью, отсугс-твием порядка, хаосом мыслей и чувств. Это также может свидетельствовать о скрытой враждебности и отсутствии открытых столкновений. Возможно, автор запутался, обеспокоен, гармония его личности нарушена. Ломаные линии с большим количеством острых углов могут быть показателем тревоги, возбуждения, напряжения. Если линии пересекаются и в местах пересечения образуют углы, это может расцениваться как показатель резких открытых столкновений. Непересекающиеся симметричные и зеркально отражающие друг друга линии с большой долей вероятности означают, что человек не смог актуализировать или отрефлексировать конфликтную ситуацию, или свидетельствуют о том, что фаза острого стресса пройдена и эмоциональные проявления несколько ослабли. Отметим также, что изображения внутриличностных конфликтов имеют свои особенности и заметно отличаются от рисунков межличностных конфликтов и композицией и особенностью линий (подробнее см. в «Таблице проективных признаков и интерпретаций в изображении линий»). Помимо рисунка в виде цветных линий следует обратить внимание на скульптуры-метафоры образа «Я» и образа «противника». Как правило, они наиболее информативны, зачастую реалистичнее, нежели слова, отражают историю противостояния. На цветной вклейке — примеры работы в арт-технике «Линии конфликта». Автор работы, приведенной на фотоиллюстрации, видит себя вышедшем из конфликта в образе пирамиды. Другой образ с множеством деталей — его противник. Первоначально «чудище» было выполнено из белой глины, но постепенно обросло дополнительными цветными «аксессуарами». В итоге из колючего, агрессивного и страшного сделалось нелепым и смешным. По существу, это и есть момент осознанной или спонтанной трансформации, отличающий арт-терапевтическую работу от произведения искусства. В первом случае достигается терапевтический эффект, во втором наиболее важен и выражен эффект эстетический. Отметим также терапевтический ресурс особых изобразительных средств и материалов, таких, как обои, фольга, белая глина, цветной пластилин. Роль материала для рисования могут выполнять даже кисти рук, причем такая работа особенна ресурсна не только в терапевтическом, но также в коммуникативном и эстетическом аспектах (см. фотоиллюстрацию на цветной вклейке). В заключение подчеркнем, что арт-терапевтическая техника «Линии конфликта» в целом подходит для оперативной диагностики эмоционального состояния субъекта, выявления, «проработки» и отреагирования эмоций и чувств, в том числе подавляемых. 378 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «КАРТА ЭМОЦИЙ» Общие замечания Эмоции и чувства сопровождают человека в любой его деятельности. Для каждого из нас их выражение и переживание индивидуальны. Одна и та же ситуация неодинаково воспринимается и переживается людьми и может вызвать различные эмоции, формы их проявления, продолжительность действия и интенсивность. Каждая эмоция несет в себе позитивное начало, поэтому было бы неверно разделять их на «положительные» и «отрицательные». Однако длительное пребывание человека в состоянии негативного эмоционального возбуждения разрушает внутреннюю структуру личности, тормозит процессы индивидуализации и социализации. Порой, не находя выхода, человек постоянно находится в состоянии фрустрации, сопровождающемся чувством тревоги. В основу предлагаемой методики легли техника Т.Д. Зинкевич-Евстиг-неевой — Д.Б. Кудзилова «Карта сказочной страны» и арт-терапевтическое занятие «Раскрашиваем эмоции и чувства» Л.Д. Лебедевой. Данная методика (автор Ю.В. Никонорова) является многоцелевой и подходит для работы со всеми возрастными группами. Основное внимание обрашего на выявление эмоционального потен-циапа личности и связанного с ним поведенческого и деятельностного паттернов. Методика эффективна в коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности, открывает широкие возможности для самопознания и самонаблюдения, развития эмоциональной сферы в целом. Материалы Листы белой бумаги формата А-1, А-3, А-4; всевозможные изобразительные материалы: фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки, цветные мелки, краски акварельные и/или гуашь. Основные этапы Настрой Цель: выявить семантическое богатство при описании эмоциональных состояний, значимость их для индивида, соотношение эмоций разного знака, актуализировать свое эмоциональное состояние в данный момент. Каждому участнику предлагается занять удобное для себя место в пространстве кабинета и составить «словарик» эмоций и чувств: «Попробуйте описать все разнообразие эмоциональных проявлений, которые может испытывать человек. Вспомните различные ситуации, в каких оказывались вы или близкие и знакомые вам люди. Что вы чувствовали при этом? Припомните эмоции и чувства, испытываемые вами по отношению Приложение 2 319 к различным людям. Необходимо записывать все слова, характеризующие эмоциональное состояние человека, в том числе слова-синонимы, поскольку они могут обозначать различные оттенки эмоциональных проявлений. Не следует избегать условно отрицательных эмоций». Когда «словарик» будет составлен, участникам предлагается следующая инструкция: «Выделите (подчеркните, обведите) в вашем „словарике" название эмоций или чувств, характеризующих ваше состояние в данный момент, и изобразите их с помощью линий, абстрактных форм и цвета на листе бумаги любого формата». Далее можно предложить участникам обменяться впечатлениями от работы и попробовать «прочитать» рисунки друг друга. Date: 2016-05-25; view: 467; Нарушение авторских прав |