Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальная работа





У каждого участника имеется набор цветной манки и цветного карто­на. Цветовая гамма материалов может варьировать, однако с точки зрения диагностики целесообразно использовать в работе восемь люшеровских цветов.

Каждому из присутствующих предлагается выбрать лист картона нуж­ного формата и манную крупу понравившегося цвета и познакомиться со свойствами этого материала, поиграть на листе картона.

При этом место, положение в пространстве кабинета и количество необходимого времени каждый участник вправе определять сам.

Процесс первичного взаимодействия с манкой дает возможность узнать новые свойства крупы как изобразительного материала в арт-терапии (под­робно о них смотрите в разделе «Комментарии»).

Наблюдая за работой участников и полученным продуктом, необходимо обратить внимание на следующие особенности:

• сочетание цветов картона и манки;

• способы манипуляции с материалом (засыпание поверхности, расти­рание, подбрасывание, рисование одной или двумя руками, рисование всей ладонью или пальцами, создание и разрушение замков и др.);

• количество расходуемого материала. Этот показатель может свиде­тельствовать об энергетических ресурсах, самооценке личности (чем больше манки — тем выше уровень) или указывать на возраст автора. Дети, как правило, используют большее количество по сравнению со взрослыми. Это связано с тем, что самопрезентация у детей не­сколько выше, отсутствуют или еще не сформированы социальные паттерны поведения, дети более открыты в проявлении эмоций;

• получившийся образ. Создание конкретного образа свидетельствах о стремлении контролировать свои действия, эмоции и чувства. возможно отсутствие гибкости во взглядах, ригидность. Конкретные образы могут также являться воспоминаниями или проблемами, ак­туализированными в данный момент. Наличие абстрактных образов может означать уход от проблем или в них заключается бессозна­тельное содержание, для осознания которого требуется аналитическая работа.

Работа в парах

Участники рассматривают работы друг друга и объединяются в пары по принципу созвучности («комплементарности»), противоположности («компенсации») или дополнения образа, в зависимости от целей занятия, состава и возраста участников.

Пары занимают комфортное для работы место в пространстве каби­нета (желательно, чтобы партнеры сидели напротив друг друга), выбирают


328 Энциклопедия признаков и интерпретаций е проективном рисовании и арт-терапии

стекло нужного формата и располагают его на плоскости удобным для себя образом. Каждый использует манку какого-либо одного цвета (того, которым уже работал на предыдущем этапе, или вновь выбранного). Цвета манной крупы в паре участников не должны совпадать.

Далее участникам предлагается взаимодействовать друг с другом с помощью этого материала. Следует отметить, что во время работы нельзя разговаривать и смотреть в глаза партнеру. Сюжет, замысел и способы работы заранее не обсуждаются.

Наблюдая за процессом работы, психологу очень важно отметить ос­новные моменты взаимодействия партнеров: разделяют ли они пространство или воспринимают его как общее, есть ли грани соприкосновения, какой характер они носят (борьба двух цветов, доминирующее положение одно­го, работа цветом партнера, смешение цветов, границы соприкосновения только намечены или вовсе отсутствуют).

Необходимо также обратить внимание на исходные и конечные точки работы партнеров, отследить особенности их взаимодействия (кто был его инициатором и каковы ответные реакции).

В контексте диагностики существенно и то, получился ли единый образ или несколько отдельных, не связанных между собой, каково распо­ложение рисунка, выполненного посредством манной крупы, относительно пространства стекла и самих участников (в центре стекла или смещен, в чью сторону произошло смещение и по каким причинам) и, конечно, важны количество и цвет используемого материала.

Кроме того, в процессе работы участники могут добавлять или умень­шать количество манки. Добавление может говорить о том, что человек чувствует необходимость продолжить взаимодействие, потребность реали­зовать себя в полной мере или стремление занять лидерскую позицию. Уменьшение количества вещества (манки) зачастую свидетельствует об уходе, ограничении или нежелании контакта, боязни взять на себя ответственность за совместные действия либо выражает желание оказать поддержку партнеру, иногда даже предоставляя ему возможность стать лидером. Нередко при создании общей гармоничной композиции, когда между партнерами сущес­твует полное взаимопонимание, участники убирают некоторое количество материала, чтобы не испортить гармонию получившегося произведения. Как правило, это происходит в конце работы или после ее завершения.

Этап вербализации

Участники попарно садятся в круг. Стекла желательно разместить в центре круга на столе так, чтобы всем присутствующим было видно и чтобы каждая пара участников сидела напротив своей работы.

По желанию пары обмениваются мнениями, как происходило общение, получилось ли у них сотрудничество, насколько их действия были согла­сованы. С помощью корректных вопросов психолог уточняет, кто первым


Приложение 2


329


выбирал цвет манки, кто был инициатором взаимодействия, как чувствовали себя участники во время совместной работы, какие новые возможности (перспективы) в общении они увидели для себя, удовлетворены ли они процессом и результатом и т. д.

Можно попросить участников сравнить свое эмоциональное состояние в процессе индивидуальной работы и в парах. Когда они чувствовали себя более свободно, уверенно, в чем это проявлялось, где удалось реализовать себя полностью и какие ожидания не оправдались. Важно дать возможность высказаться всем участникам, построить систему направляющих вопросов таким образом, чтобы они наиболее полно способствовали самораскрытию и самопознанию.

Иногда в процессе беседы выясняется, что участники не воплощают свою идею из-за неуверенности и страха обидеть партнера (при этом произ­ведение выглядит гармонично). Такая деликатность не позволяет раскрыться отношениям в полной мере. В этом случае остается неудовлетворенность работой, которая кажется незавершенной. Тогда необходимо предложить участникам внести изменения в эту композицию или создать новую, где они смогут достигнуть большего взаимопонимания. К повторному взаимо­действию следует обращаться и в случаях конфликта, конфронтации, при непонимании замысла партнера или нежелании идти на контакт (каждый воплощает свою идею), что сопровождаются негативными эмоциями, а иног­да и проявлениями агрессии. Для повышения терапевтического эффекта лучше предлагать темы, ориентированные на конструктивное взаимодействие и творческое сотрудничество.

Заключительный этап

Участники занятия вновь обращаются к «волшебному» веществу, с ко­торым работали на этапе настроя.

Руководитель группы предлагает каждому взять себе в подарок частичку этого вещества, «заряженною» позитивной энергетикой группы, с каким-то определенным ресурсным смыслом. При этом можно привести цитату Урусвати из книги «Мир Агни Йоги»: «Мы не суеверы, но ученые, и по­тому знаем, что рука, державшая дар у сердца, дает частицу своей души» (http://www.agniyoga.ru/yoga/nadzemnoeI-17.asp).

Необходимо обратить внимание на комментарии участников арт-тера­певтической сессии. Пожелание субъекта может носить комплементарный характер в дополнение к внутреннему ресурсу личности или выполнять компенсаторную функцию, указывая на то, к чему человек стремится и чего ему не хватает в данный момент.

Комментарии

Идея использования манной крупы в арт-терапевтической работе ос­нована на методологии юнгианской песочной психотерапии.


330 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

Большой терапевтический ресурс приведенной техники объясняется, прежде всего, свойствами манки, во многом совпадающими со свойствами песка.

Во-первых, это сыпучий материал, слабо поддающийся контролю и предполагающий непосредственную работу руками, давая приятные ки­нестетические ощущения. В то же время слабая структурированность и контролируемость манки побуждает к созданию нетипичных спонтанных образов-символов.

Нетривиальное использование манной крупы как художественного материала способно вызвать эмоционально насыщенные, иногда неожи­данные образы. Вместе с тем именно в слабой структурированности и отсутствии пластичности кроются недостатки такого вида творчества: образ может разрушиться вопреки желанию автора. Однако этот материал легко поддается трансформации, сопровождающейся изменением его свойств. Так, использование воды делает это вещество более пластичным, открывая новые способы взаимодействия с ним. Теперь можно создавать объемные композиции, не опасаясь, что они разрушатся (по окончании работы надо лишь тщательно высушить получившиеся произведения).

Во-вторых, разнообразие способов манипуляций с материалом (мож­но насыпать, растирать, разглаживать, подбрасывать и т. д.) способствует большему проявлению спонтанности, творческому самовыражению, свободе трансформации, поскольку можно многократно исправлять создаваемый образ.

В-третьих, работа с манной крупой не требует специальных умений и художественных способностей, следовательно, отсутствует навык науче­ния, что содействует снятию когнитивных установок, полету творческой энергии и фантазии. Как известно, чем менее стереотипны ситуации, тем ярче проявляется личность, поэтому работа с неструктурированными ма­териалами — это наиболее короткий путь к проявлению бессознательного (в том числе и коллективного) в наиболее доступной форме.

Отметим и некоторые специфические особенности манной крупы. Бу­дучи пищевым продуктом, этот материал безопасен в работе с маленькими детьми, способными по неосторожности взять крупу в рот, а также— с аг­рессивными и/или расторможенными детьми, у которых нередко возникает желание кинуть ее в партнеров. Кроме того, она общедоступна в любое время года и является относительно дешевым продуктом.

Психотерапевтическая работа с использованием манки с тревожными, застенчивыми, робкими детьми обладает большим терапевтическим потен­циалом. Эти дети избегают открытых эмоциональных проявлений, боятся выглядеть «не так» в глазах сверстников или взрослых. Страх совершить ошибку и тем самым разочаровать окружающих заставляет их замыкаться в себе, подавлять свои желания и стремления к деятельности. Работа с


Приложение 2


331


манкой снижает уровень тревоги, поскольку ребенок имеет возможность в любой момент исправить созданный образ («исправить ошибку»), а также выводит его на новый уровень общения, возможно, более приемлемый и доступный на данный момент.

Работа с манкой эффективна и при коррекции разнообразных страхов. В данном случае ребенок на символическом уровне может избавиться от страха, превратить его в нечто незначительное или смешное.

Тем не менее, несмотря на все преимущества манной крупы, ее ис­пользование не должно да и не сможет заменить песочную терапию, осо­бенно при индивидуальной работе в системе терапевт — клиент. Поскольку невозможно обеспечить большое количество этого материала, нередко необходимое для отыгрывания наиболее глубоких, остро переживаемых эмоциональных состояний.

Разнообразие форм работы с манной крупой обусловливает ее приме­нение во многих отраслях психотерапии (семейной, групповой и других).

Проиллюстрируем несколько ситуаций взаимодействия участников друг с другом с помощью этого материала (см. цветную вклейку). Пред­ставленные фотографии были сделаны на семинаре, проводившемся в рамках Всероссийского научно-практического форума «Искусство объ­единяет, учит, воспитывает» в г. Чебоксары, с согласия создателей этих работ. Благодарим их авторов за участие в мастер-классе и за помощь в предоставлении иллюстративного материала. Отметим, что участники до занятия не были знакомы друг с другом, а потому проявляли некоторую осторожность в отношениях. Такая деликатность, безусловно, отражается в созданных ими композициях, не лишая их при этом диагностической ценности.

Иллюстрация «Работа с манкой. Рис. 1».

Собственно, взаимодействия здесь не получилось. Каждый из партне­ров воплощал свою идею: участник слева — растительный сюжет, участник справа — типичные (стереотипные) музыкальные образы, действуя зеленым и желтым цветом соответственно. При этом партнеры работали на всем пространстве стекла, воспринимая его как общее.

Иллюстрация «Работа с манкой. Рис. 2».

На этой фотографии мы видим, что участники вновь создавали каж­дый свою композицию, используя, однако, не конкретные, а абстрактные образы. При этом наблюдается и четкое разделение пространства. Каждый из них работал со своей стороны стекла, не вторгаясь на территорию партнера. Вместе с тем видно стремление к взаимодействию. Не случайно получившиеся образы, расположенные так близко друг к другу, воспри­нимаются как одна общая композиция, где каждый может увидеть что-то свое. Корабль, в который ударила молния; судно, качающееся на волнах, или букет цветов (если перевернуть стекло).


332 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

Иллюстрация «Работа с манкой. Рис. 3».

По словам участников, совместная работа принесла им большое удо­вольствие. Они были искренне удивлены и обрадованы, открыв новые способы коммуникации. Несмотря на то что пара впервые работала вместе, партнерам удалось понять замысел друг друга, достичь сотрудничества. Благодаря этому получилась гармоничная композиция, вызвавшая мно­жество положительных эмоций и чувств. В процессе создания образа один из участников (он работал желтым цветом), изобразив теплое ласкающее солнце с лучами, мягко опускающимися на землю и согревающими ее, оказал психологическую поддержку, в которой нуждался его партнер (он работал зеленым цветом). Данный способ взаимодействия придал обоим участникам уверенности в себе и помог лучше узнать друг друга.

Таким образом, предлагаемая методика занятия, являясь одной из цикла арт-терапевтических занятий по работе с манкой, направлена на исследование не только внутреннего мира человека, но и системы его отношений с миром внешним. Она может быть расширена за счет при­менения и других упражнений в соответствии с поставленными задачами, возрастом и личностными особенностями участников.

Применение данной арт-техники полезно как в индивидуальной (кли­ент—психолог), так и в групповой работе. Надеемся, что использование манной крупы как художественного материала будет востребовано в работе практических психологов, психотерапевтов и учителей.


Date: 2016-05-25; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию