![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Политическая культура 203
литическое поведение). Важные эмоционально-психологические и ориентационно-координационные функции в политико-культурном пространстве выполняет политическая символика. Ведущую роль в обеспечении взаимодействия элементов общей конструкции политической культуры играет политическая коммуникация. ЛИТЕРАТУРА
Джунусов А. Ш Политическая культура: концептуальные аспекты //Социально-политический журнал. 1994. № 11-12 Житенев В. С Политическая культура: опыт формирования и проблемы. Ы, 1990. тема!3 идеологии: история и современность
фашизм Gt;:■■■■■■ ■-■ 1. Природа политической идеологии и ее предназначение Политическая идеология является важный элементом общественного сознания. Выступая в качестве стержневой^ конструкции всей идеологической системы, она играет значительною роль в политической жизни общества. Для начала разберемся, ч*о представляет собой идеология? Создателями теории идеологии являются немецкие мыслители К. Маркс, Ф 5&ггельс и К Мангейм. С точки зрения К Маркса и Ф. Энгельса, идеология представляет собой духовное образование, появившееся в результате социально-классовой дифференциации общества. Она возникает и развивается по мере того, как на место однотипных первобытных общин пришли социальные группы разного типа, имеющие различные интересы и занимающие неодинаковое социальное положение. Идеология сформировалась как инструмент выражения» защиты интересов различных социальных групп и классов. Можно дать такое определение идеологии. Идеология — это функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая эти интересы. Социально-классовая сущность идеологии предопределяет ряд важных особенностей идеологического стиля мышления. Идеология — это одностороннее, социально-заинтересованное отражение действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно называли идеологию «иллюзорным», «ложным сознанием» поскольку в социально-классовой направленности мышления Заложена тенденция к одностороннему, частичному отражению действительности и стремление выдать эту часть, сторону образа действительности за целое, за наиболее полную ее картину. Однако, с точки зрения марксизма, сам по себе социально-классовый подход не исключает возможности объективного исследования общественных явлений. Какой образ действительности будет представлен в идеологических системах зависит прежде всего от ряда характеристик субъекта идеологии: от положения класса, социальной группы в системе определенных общественных отношений, от того, какие общественные тенденции выражают их классо- вый интерес, в каком отношении они находятся к основным задачам ;. ■-. Итак,основное предназначение идеологии заключается в вы- Поскольку в социально-структурированном обществе суще-» ствуют. различные социальные группы и классы, интересы которых не совпадают, постольку в нем постоянно происходит идеодогичест кая борьба.Одна из важных задач идеологической борьбы—особым интересам господствующих групп и классов придать форму всеобщего, интереса и тем самым внедрить в сознание людей идею общности интересов всех классов и социальных групп данного общества. ;<■ Весьма распространенный прием, служащий этой дели --- ■• - Таким образом идеология стремится сплотить, интегриро й В том или ином обществе идеология представляет собой целостное явление, спаянное единой целью. Основой, объединяющим началом той или иной идеологической системы служат интересы тех или иных социальных: классов и групп. Но эта система внутренне дифференцирована в соответствии со сферами общественной жизни. Исследователи выделяют политическую/правовую, религиозную идеологию. Политическая идеология образует стержень идеологической системы. Политическая идеология возникает иа общественной потребности в регуляции отношений коренных интересов каждого класса и социальной группы с интересами других классов и социальных групп с точки зрения их борьбы за государственную власть или иных форм участия в делах государства. С этой точки зрения политическую идеологи» можно определить как специфическое учение (ДО*«»рЛ»уЬ«боси°вывающее притязание того ида иного класса, со-одалдоюйгздлтына власть (или ее использование) и добивающееся в связи с этими целями подчинения общественного мнения ее идеям. •.■: ■.,■■■■'.::.,.■ -. ■ у ■ -. ■:■■ - Основными целями политической идеологии являются: овла ■■■.г:, В политической идеологии принято выделять три уровня: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий. Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. И поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, т. е. стройную; непротиворечивую, внутренне согласованную систему. От этого качества идеологической системы в определенной степени зависит ее восприятие массами. Программно-директивный. На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя таким образом стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам. Через политические программы я директивы осуществляется социальная регуляция поведения классов и социальных групп. Непосредственным носителем этих программ и установок является политическая элита. Однако без специфических организаций, объединяющих классы и социальные группы и направляющие их усилия такая регуляция была бы неполитические идеологии: история и современность 207 возможна. Поэтому источником программ и директив выступают политические партии, а также государства в лице государственного аппарата. Поведенческий. Внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований приводит к определенному типу политического поведения. Сильная сторона идеологических систем, с точки зрения К. Мангейма, как раз в том и состоит, что они способны сплачивать людей и аккумулировать их энергию, направлять ее на определенные формы действия. Сила той или ивой идеологической системы определяется степенью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплощения в практических делах и поступках широких слоев населения. i Таким образом политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентации и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика. Мировые идеологии: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм Мировая практика выработала множество различных идеологических систем. Мы рассмотрим лишь наиболее крупные из них: либерализм, консерватизм, социализм и фашизм. Все эти идеологические течения, несомненно связаны с деятельностью определенных политических партий и государственных структур. Но ни одна из них в жестком виде, напрямую не может быть отнесена к той или иной партии или курсу правительства. Формирование и утверждение каждого из этих идеологических течений происходило в различных социально-исторических и социально-культурных условиях. Поэтому в их содержании имеется множество разнообразных оттенков и даже противоречий. Либерализм. Одним из самых распространенных идеологических течений является либерализм (от лат. liberalis — свободный). Каковы же его основополагающие принципы? Либерализм сформировался в конце XVII — XVIII вв. как идеология восходящего класса буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В его истоках лежат работы Ш. Л. Монтескье, Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита, Т. Джеффер-сона, Дж. С. Милля и др. В фундамент либерализма заложен принцип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам, ответственности личности как перед самой собой, так и перед обществом, признание права на самореализацию всех людей. Поэтому либерализм во всех его разновидностях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности итерпимость ко взглядам и убеждениям других людей- Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, либерализм довольно гармонично сочетал в своей идеологической установке принципы индивидуализма и гуманизма. На основе этих философских предпосылок формируются политические и экономические установки либерализма. Принцип свободы в этих сферах общественной жизни трактуется приверженцами либерализма как свобода от ограничений со стороны государства. Э^у идею хорошо выразили английские мыслители Т. Гоббс и Дж. С. Милль. Т. Гоббс утверждал, что «свобода людей зависит от молчания законов», а Дж. С. Милль сформулировал эту идею в следующей аксиоме: «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». Борьба за свободу означала для сторонников либерализма борьбу за уничтожение всех внешних ограничений, накладываемых на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека. Они выступали против всех форм наследственной власти и сословных привилегий. На базе этих установок была сформулирована идея «государства — ночного сторожа», суть которой состоит в том, что государство должно быть наделено лишь минимальными, самыми необходимыми функциями, обеспечивающими охрану порядка и защиту страны от внешней опасности. Поэтому именно в либерализме сформировалась и проводится в жизнь идея приоритета гражданского'Общества над государством. Английский мыслитель Дж. Локк утверждал, что гражданское общество — это постоянная величина, а государство производное от него. Для идеологии либерализма характерной является не просто идея свободного развития и самоутверждение личности, а рыночная интерпретация свободы как свободы частного предпринимательства. Идеология либерализма базируется на отождествлении свободы и частной собственности. Частная собственность рассматривается в качестве гаранта и меры свободы человека. Из экономической свободы выводится политическая и гражданская свободы. В экономической теории либерализм пропагандирует свободу предпринимательства, рынка и конкуренции. Вместе с тем сторонники этой идеологии рассматривают в качестве обязанности правительства ограждение личности от негативных последствий функционирования рыночной системы. Наиболее полно идеи классического либерализма нашли свое воплощение в политической и экономической практике англосаксонских стран, прежде всего в США. В США индивидуализм рассматривается как главный принцип устройства общества. Самостоятельность и опора на собственные силы, свобода конкуренции — основные установки американского «образа жизни». Любой тип идеологии не может оставаться неизменным. Идеология обнаруживает свою эффективность лишь в той мере, в какой она способна реагировать на происходящие в обществе изменения. Date: 2016-05-14; view: 458; Нарушение авторских прав |