Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая культура 203






литическое поведение). Важные эмоционально-психологические и ориентационно-координационные функции в политико-культурном пространстве выполняет политическая символика. Ведущую роль в обеспечении взаимодействия элементов общей конструкции поли­тической культуры играет политическая коммуникация.

ЛИТЕРАТУРА

Баталов Э. Я. Политическая культура современного американского общества. M,i990.

Джунусов А. Ш Политическая культура: концептуальные аспекты //Социально-по­литический журнал. 1994. № 11-12

Житенев В. С Политическая культура: опыт формирования и проблемы. Ы, 1990.
Кейзеров Н. О соотвоЮении гражданской и политической культур //Социально-по­
литические науки. 1991. № 7.. ;
Политическая культура: теория и вациовальные модели //Отв. ред. К С Гаджиев.
М.,1994.' ■';"... / '. ■ ■ i,


тема!3

идеологии: история и современность

1. Природа политической идеологии и ее предназначение 2. Мировые идеологии: либерализм, консерватизм, социализм,

фашизм

Gt;:■■■■■■ ■-■ 1.

Природа политической идеологии и ее предназначение Политическая идеология является важный элементом обществен­ного сознания. Выступая в качестве стержневой^ конструкции всей идеологической системы, она играет значительною роль в политиче­ской жизни общества. Для начала разберемся, ч*о представляет со­бой идеология?

Создателями теории идеологии являются немецкие мыслители К. Маркс, Ф 5&ггельс и К Мангейм. С точки зрения К Маркса и Ф. Эн­гельса, идеология представляет собой духовное образование, появив­шееся в результате социально-классовой дифференциации общества. Она возникает и развивается по мере того, как на место однотипных первобытных общин пришли социальные группы разного типа, имею­щие различные интересы и занимающие неодинаковое социальное положение. Идеология сформировалась как инструмент выражения» защиты интересов различных социальных групп и классов. Можно дать такое определение идеологии. Идеология — это функциональ­ная характеристика общественного сознания, отражающая общест­венное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая эти интересы. Социально-классовая сущность идеологии предопределяет ряд важных особен­ностей идеологического стиля мышления. Идеология — это односто­роннее, социально-заинтересованное отражение действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно называли идеологию «иллюзор­ным», «ложным сознанием» поскольку в социально-классовой на­правленности мышления Заложена тенденция к одностороннему, час­тичному отражению действительности и стремление выдать эту часть, сторону образа действительности за целое, за наиболее полную ее картину.

Однако, с точки зрения марксизма, сам по себе социально-классовый подход не исключает возможности объективного иссле­дования общественных явлений. Какой образ действительности бу­дет представлен в идеологических системах зависит прежде всего от ряда характеристик субъекта идеологии: от положения класса, со­циальной группы в системе определенных общественных отноше­ний, от того, какие общественные тенденции выражают их классо-


вый интерес, в каком отношении они находятся к основным задачам
эпохи. В этом плане в марксизме различаются прогрессивные и ре­
акционные идеологии. Прогрессивная идеология выражает интере­
сы тех классов и социальных группу объективное положение кото­
рых в системе общественных отношений обусловливает движение
человечества по пути прогресса. Идеологи данных общественных
сил, как правило, стремятся опираться на научные достижения и пе­
редовые философские учения своей эпохи. Создаваемые ими систе­
мы идей представляют собой относительные истины, содержащие
момент объективной истины. Идеология приобретает реакционный
характер по мере того, как выражаемые в ней социальные интересы
классов «социальных групп приходят в противоречие с объектив­
ным ходом историк.... :. г,-...,. ■ ■■■■ - ■■..,■ ,.. • -..'./..*-. ■■:■.,;;.'

;. ■-. Итак,основное предназначение идеологии заключается в вы-
ращении и защите интересов социальных групп и классов. А'это
предполагает познание и осознание этих интересов, разработку про­
граммных целей и средств их достижения. Идеологические системы
включают в свое содержание экономические, политические концел-
ции. При этом они опираются на определенную философию жизни:
картину мира, теорию исторического процесса, морально-нравст­
венные нормы, ценности и идеалы.,, ^ v

Поскольку в социально-структурированном обществе суще-» ствуют. различные социальные группы и классы, интересы которых не совпадают, постольку в нем постоянно происходит идеодогичест кая борьба.Одна из важных задач идеологической борьбы—особым интересам господствующих групп и классов придать форму всеоб­щего, интереса и тем самым внедрить в сознание людей идею общно­сти интересов всех классов и социальных групп данного общества.

;<■ Весьма распространенный прием, служащий этой дели ---
этероизация (от латинского aeterneus—вечный) ценностей. Всякий
господствующий класс в своей идеологии объявляет неизменными
те учреждения, идеи и ценности, которые наиболее существенны
для данного строя ивыводит эту абсолютную значимость, из тех идей
и принципов, которые в данное время господствуют в человеческом
сознании и поэтому оказывают наибольшее воздействие на сознание
людей. Таким образом, идеология предполагает борьбу за единство
мировоззрения и ценностных установок и экспансию, силовое навя­
зывание этого мировоззрения и установок с помощью социальных
институтов. В прошлом такими инструментами служили по преиму­
ществу церковь, система воспитания и образования, в современном
государстве целенаправленная деятельность по формированию об­
щественного сознания осуществляется средствами массовой инфор?
мациии коммуникации. .■■■■■■■■■

■• - Таким образом идеология стремится сплотить, интегриро­
вать общество, создать широкую социальную основу для власти
правящих элит. .:,.


й В том или ином обществе идеология представляет собой цело­стное явление, спаянное единой целью. Основой, объединяющим на­чалом той или иной идеологической системы служат интересы тех или иных социальных: классов и групп. Но эта система внутренне дифференцирована в соответствии со сферами общественной жиз­ни. Исследователи выделяют политическую/правовую, религиоз­ную идеологию.

Политическая идеология образует стержень идеологической системы. Политическая идеология возникает иа общественной по­требности в регуляции отношений коренных интересов каждого класса и социальной группы с интересами других классов и социаль­ных групп с точки зрения их борьбы за государственную власть или иных форм участия в делах государства. С этой точки зрения поли­тическую идеологи» можно определить как специфическое учение (ДО*«»рЛ»уЬ«боси°вывающее притязание того ида иного класса, со-одалдоюйгздлтына власть (или ее использование) и добивающее­ся в связи с этими целями подчинения общественного мнения ее идеям. •.■: ■.,■■■■'.::.,.■ -. ■ у ■ -. ■:■■ -

Основными целями политической идеологии являются: овла­
дение общественным сознанием; внедрение в него своих ценностных
оценок, целей и идеалов политического развития; регуляция поведе­
ния граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.,

■■■.г:, В политической идеологии принято выделять три уровня: тео­ретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий.

Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются опре­деленные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. И поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, т. е. стройную; непротиворечивую, внутренне со­гласованную систему. От этого качества идеологической системы в определенной степени зависит ее восприятие массами.

Программно-директивный. На этом уровне социально-фи­лософские принципы и идеалы переводятся в конкретные полити­ческие программы, лозунги и требования политических элит, поли­тических партий, формируя таким образом стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждеб­ным классам и социальным группам. Через политические програм­мы я директивы осуществляется социальная регуляция поведения классов и социальных групп. Непосредственным носителем этих программ и установок является политическая элита. Однако без специфических организаций, объединяющих классы и социальные группы и направляющие их усилия такая регуляция была бы не­политические идеологии: история и современность 207


возможна. Поэтому источником программ и директив выступают политические партии, а также государства в лице государственно­го аппарата.

Поведенческий. Внедрение в общественное сознание опреде­ленных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требо­ваний приводит к определенному типу политического поведения. Сильная сторона идеологических систем, с точки зрения К. Мангейма, как раз в том и состоит, что они способны сплачивать людей и аккуму­лировать их энергию, направлять ее на определенные формы дейст­вия. Сила той или ивой идеологической системы определяется степе­нью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплоще­ния в практических делах и поступках широких слоев населения.

i Таким образом политическая идеология предстает как систе­ма воззрений и концепций в отношении окружающего мира, опреде­ленное миропонимание и в то же время система политических ориен­тации и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.

Мировые идеологии: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм Мировая практика выработала множество различных идеологичес­ких систем. Мы рассмотрим лишь наиболее крупные из них: либера­лизм, консерватизм, социализм и фашизм.

Все эти идеологические течения, несомненно связаны с дея­тельностью определенных политических партий и государственных структур. Но ни одна из них в жестком виде, напрямую не может быть отнесена к той или иной партии или курсу правительства. Фор­мирование и утверждение каждого из этих идеологических течений происходило в различных социально-исторических и социально-культурных условиях. Поэтому в их содержании имеется множество разнообразных оттенков и даже противоречий.

Либерализм. Одним из самых распространенных идеологиче­ских течений является либерализм (от лат. liberalis — свободный). Каковы же его основополагающие принципы? Либерализм сформи­ровался в конце XVII — XVIII вв. как идеология восходящего клас­са буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В его истоках лежат работы Ш. Л. Монтескье, Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита, Т. Джеффер-сона, Дж. С. Милля и др. В фундамент либерализма заложен прин­цип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам, ответственности личности как перед самой собой, так и перед обществом, признание права на самореа­лизацию всех людей. Поэтому либерализм во всех его разновиднос­тях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, до­стоинства человеческой личности итерпимость ко взглядам и убеж­дениям других людей- Связав свободу личности с уважением


основополагающих прав человека, либерализм довольно гармонич­но сочетал в своей идеологической установке принципы индивиду­ализма и гуманизма.

На основе этих философских предпосылок формируются по­литические и экономические установки либерализма. Принцип свободы в этих сферах общественной жизни трактуется привер­женцами либерализма как свобода от ограничений со стороны го­сударства. Э^у идею хорошо выразили английские мыслители Т. Гоббс и Дж. С. Милль. Т. Гоббс утверждал, что «свобода людей за­висит от молчания законов», а Дж. С. Милль сформулировал эту идею в следующей аксиоме: «человек сам лучше любого прави­тельства знает, что ему нужно».

Борьба за свободу означала для сторонников либерализма борьбу за уничтожение всех внешних ограничений, накладываемых на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу чело­века. Они выступали против всех форм наследственной власти и со­словных привилегий. На базе этих установок была сформулирована идея «государства — ночного сторожа», суть которой состоит в том, что государство должно быть наделено лишь минимальными, самы­ми необходимыми функциями, обеспечивающими охрану порядка и защиту страны от внешней опасности. Поэтому именно в либера­лизме сформировалась и проводится в жизнь идея приоритета гражданского'Общества над государством. Английский мыслитель Дж. Локк утверждал, что гражданское общество — это постоянная величина, а государство производное от него.

Для идеологии либерализма характерной является не просто идея свободного развития и самоутверждение личности, а рыночная интерпретация свободы как свободы частного предпринимательст­ва. Идеология либерализма базируется на отождествлении свободы и частной собственности. Частная собственность рассматривается в качестве гаранта и меры свободы человека. Из экономической свобо­ды выводится политическая и гражданская свободы. В экономичес­кой теории либерализм пропагандирует свободу предприниматель­ства, рынка и конкуренции. Вместе с тем сторонники этой идеологии рассматривают в качестве обязанности правительства ограждение личности от негативных последствий функционирования рыночной системы.

Наиболее полно идеи классического либерализма нашли свое воплощение в политической и экономической практике англосаксон­ских стран, прежде всего в США. В США индивидуализм рассматри­вается как главный принцип устройства общества. Самостоятель­ность и опора на собственные силы, свобода конкуренции — основ­ные установки американского «образа жизни».

Любой тип идеологии не может оставаться неизменным. Идео­логия обнаруживает свою эффективность лишь в той мере, в какой она способна реагировать на происходящие в обществе изменения.

Date: 2016-05-14; view: 423; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию