Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политические идеологии: история и современность 213
В частности германский фашизм утверждал приоритетное поло Реализация этих идей в политической и экономической практике фашизма во внешней политике привело к экспансионизму. Фашисты стремились покорить многие государства и народы. Во внутренней политике на базе фашистской идеологии были созданы тоталитарные государства, в которых все стороны общественной и личной жизни были поставлены под государственный контроль. Б фашистских государствах широко применялись методы государственно-монополистического регулирования экономики, активно внедрялась идея классовой гармонии на базе теорий народного содружества и корпоративности. Эти общие черты фашистской идеот логии получили различные формы воплощения. Наиболее яркое выражение фашизм получил в Германии в период правления А. Гитлера. В Италии — Б. Муссолини, в Испании — Ф. Франко, в Португалии — А. Салазар создали более «мягкие» формы фашистских государств. В настоящее время фашистская идеология значительно утратила свое влияние, хотя ее рецидивы встречаются в различных странах мира в виде расизма, антисемитизма и других учений и политических движений, утверждающих превосходство тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных сообществ. ЛИТЕРАТУРА Бер«3. Размышления о революции во Франции //Социологические исследования. 1991. № 0,7,9; 1902. № 2; 1993. № 4, Григорьян Б. Т. «Просвещенный» консерватизм //Вопросы философии. 1979: № 9. Джилас М, Настоящее и будущее социалистической идеи //Рабочий класс и совре менный мир. 1990. №5.. Рахтмир Ц.Ю. Происхождение фашиаиа. М., 1981. Самуэль Г. Либерализм: опыт изложения принципов и программы современного либерализма. М., Г906. Хайек Ф. Дорога к рабству//Вопросы философии. 1992. № 5.
г тема 14 ировая политика и международные отношения 1. Мировой политический процесс 2. Геополитический статус России и модели мирового порядка 3. Глобальные вызовы современной эпохи ■..■;■■■ ■ 1. -■-,.. Мировой политический процесс. Анализ политики как сложного и многогранного явления может считатьсяПолным лишь в том случае, когда он ведется не только на внутриполитическом уровне, но и на уровне международном. Под международными отношениями обычно понимают системную совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и их отношений между основными субъектами мирового сообщества. Талями субъектами выступают действующие в нем народы, госу-дарства, Общественные силы, движения и организаций. Ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена следующим: Во-первых, международные политические отношения теснейшим образом связаны, я подчас и переплетены с международными экономическими отношениями. Убедительным примером тому могут служить международные политические и экономические отношения периода «холодной войны»-, когда по политическим соображениям над созданием средств разрушения, а не созидания работали более половины ученых и технической интеллигенции планеты. Во-вторых, политические отношения включают в себя наиболее мощные рычаги управления как собственно политическими, так и неполитическими международными процессами. К ним относятся деятельность ООН, внешнеполитическая деятельность суверенных государств, общественных группировок, объединений, союзов. В-третьих, международные политические отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, что требует совершенно нового механизма для их регулирования. В-четвертых, международные политические отношения оказывают существенное влияние на формирование международного и мирового порядка, т. е. обеспечение нормального функционирования государств и других международных институтов. При этом мировой порядок, как систему политических отношений, значимых для всех государств мира, не следует путать с идеологическими схемами типа либерально-демократического, «нового мирового порядка» и т. п. Сегодня никого не удивляет термин «мировая политика», основные направления которой во многом определяют облик современного мира. Центры социально-политического или экономического напряжения привлекают внимание всех народов. С другой стороны, политические события в любой, самой маленькой стране могут породить столкновения главных политических сил планеты, В мировом политическом процессе выражены реалии, которые структурно выглядят так; - политически значимая деятельность ООН и других легитим - политические акции институтов регионального и субрегио - внешнеполитическая деятельность суверенных государств, f Весь мир расчленен сегодня на зоны политического влияния тех или иных группировок, блоков, в сложном взаимодействии которых и формируется мировой политический процесс. Доминантой международного политического процесса 80-90-х годов является проблема укрепления международной безопасности, устранения феномена войны из жизни человечества. Важным направлением укрепления международной безопасности является нераспространение ядерного оружия. Возникновение идеи нераспространения относится к концу 50 — началу 60-х годов, когда международное сообщество стало сознавать бесперспективность ядерного противостояния, опасность угрозы неконтролируемого расползания смертоносного оружия. Договор о нераспространении ядерного оружия был подписан в 1968 г. в Москве, Вашингтоне и Лон-доне(кначалу 1991 г. к договору примкнуло 141 государство). Ядро договора составили встречные обязательства государств, в соответствии с которыми государства, обладающие ядерным оружием, взяли на себя обязательства не передавать кому бы то ни было ядерное оружие и другие ядерные устройства, а государства, не обладающие таким оружием, — не производить и не приобретать его или другие ядерные устройства. Контроль за выполнением этих обязательств государств был возложен на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Несмотря на эффективность договора, за его пределами находятся две ядерные державы — КНР и Франция, группа «околоядерных» стран—ЮАР, Израиль, Пакистан, Индия, Аргентина, Бразилия. Проблема безопасности не сводится к чисто военной, военно-технической стороне. Она выступает в гораздо больших масштабах — безопасности всех сфер человеческой жизнедеятельности. Речь идет в первую очередь о создании условий для нормального, эффективного функционирования человека как ценностного начала, ядра отношений цивилизации. Бее человечество оказалось в одной лодке,раскачивание которой одним из субъектов международных отношений приведет к неминуемой катастрофе всех в ней находящихся. Уходят в прошлое в этих условиях политические амбиции, реализация которых проходила под девизом завоевания «жизненного пространства» («места под солнцем»), мир расстается с существованием последнихимперий, военного противоречия и соперничества. И дело не столько в сути конкретных перемен, сколько в логике общечеловеческой эволюции, обозначившей новое качество и новый этап в истории нашей планеты. Все большее значение приобретает разрешение такого противоречия мирового развития, как растущее разнообразие мира и функционирующих в нем социально-экономических и политических систем и одновременно всего существующего разнообразия в интересах человека как единого целого. Основу такого единения составляет цивилизаторский подход к этапам и содержанию общественного развития, пришедший ва смену противопоставлению капитализма и социализма. Единение человечества означает вместе с тем углубление свободы человеческой практики, свободы выбора и ориентации в направлении прогресса. .? Геополитический статус России и модели мирового порядка Вопрос о месте России в мировом сообществе, в том геополитическом пространстве, которое образовалось после распада СССР, весьма непрост, отзывается болью в национальном сознании. Почему социально-экономический и политический кризисы в СССР породили и геополитический кризис? Ведь переживали подобные и даже более тяжелые кризисы другие государства, не разваливаясь как геополитическая целостность? В настоящее время нет однозначного ответа ва этот вопрос. Все зависит от политико-идеологических позиций. Спектр их весьма широк. Одна из них объясняет развал СССР как исторически неизбежный и давно назревающий процесс крушения «империи зла», «тюрьмы народов» и т. д. Суть другой—этот процесс явился результатом козней западных держав, предательства собственными политиками национально-государственных интересов, измены принципам патриотизма, идеалам социализма и т. д. Между этими позициями лежит много промежуточных вариантов. В этом плаве показательна и полемика в российской прессе по вопросу о статусе России в мировом сообществе, ее месте в системе международных отношений. Одна из высказываемых точек зрения заключается в том, что Россия, признанная официальной преемницей СССР, сохранив за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладая Date: 2016-05-14; view: 391; Нарушение авторских прав |