Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 7. Теоретические представления о задачах





Музыкального образования

План

1. Основные концептуальные положения, обусловливающие формулировку задач общего музыкального образования учащихся.

2. Триединство педагогических задач в процессе музыкального образования.

3. Сравнительный анализ авторских позиций современных исследователей-музыкантов в отношении оптимизации и актуализации задач школьного музыкального образования.

 

Основные понятия и категории:

«задача»- наглядная и поддающаяся изменению часть образовательной программы, предполагающая достижение определенного результата, которая вместе с другими задачами составляет одну из ступеней в достижении предусмотренной программой цели[59].

 

Современная дидактика требует конкретизировать учебный предмет на уровне его ведущих задач, что важно для эффективного педагогического руководства процессом усвоения содержания образования учащимися на основе выявления определенных линий развития.

Задачи музыкального образования следует понимать как ближайшую интерпретацию его цели. А существо цели, по словам Аристотеля, состоит в том, ради чего происходит движение. Напомним, что цель музыкального образования имеет широкий социальный контекст: формирование художественной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры. Ядром названной цели является нравственно-эстетическое творческое отношение к действительности. Основные задачи музыкального образования в своей совокупности направлены на музыкальное воспитание, обучение и развитие ребенка.

Формулирование цели и, соответственно, задач музыкального образования основывается на ряде взаимодействующих концептуальных положений музыкальной педагогики, среди которых можно выделить наиболее важные:

- перенесение акцента с обучения на воспитание человека средствами искусства;

- определение искусства как «важной части самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника» (Д. Кабалевский);

- искусство и жизнь – генеральная тема и «сверхзадача» музыкального образования;



- опора на восприятие как основу любой художественной деятельности;

- тематизм как организующее начало в логике накопления, прочувствования и осознания художественного опыта, как фундамент нравственно-эстетического отношения ребенка к миру;

- выявление закономерных, природосообразных связей музыки с другими видами искусства, с историей; включение музыки в широкий социально-художественный контекст; разнообразные выходы за пределы музыки как путь более глубокого ее постижения.

Конструирование задач музыкального образования опирается также на ряд философских и психологических положений:

- универсальность законов материи, проявляющихся в развитии природы, человека и искусства; сходства и различия в закономерностях развития природы, общества, культуры и искусства;

- системность анализаторов человека, межчувственных ассоциаций и компенсаторный механизм способностей;

- ассоциативная вариативность восприятия искусства как один из законов постижения художественного произведения;

- актуализация музыкального опыта ребенка через активизацию его связи с жизненным, двигательным, зрительным, речевым и другими формами опыта.

Разработка задач связана со стремлением расширить воспитательно-развивающие возможности уроков музыки; полнее реализовать основную функцию эстетической деятельности – «открытие жизни», формирование «родственного внимания к миру» (А. Пришвин).

Исходя из концепции Д.Б. Кабалевского, подчеркивающей решающее значение развития у учащихся интереса к музыке, ее восприятия, формирования навыков выразительного исполнения музыки, а также опираясь на положения музыкальной эстетики, психологии и дидактики, при конкретизации цели музыкального образования Э.Б. Абдуллин[60] выделяет три ведущие задачи: формирование эмоционального, сознательного и деятельно-практического отношения школьников к музыкальному искусству. Эти задачи, как уже отмечалось ранее, реализуются на основе развития восприятия музыки. Они подразумевают разные грани включения личности школьника в процесс овладения музыкальной культурой[61].

Первая педагогическая задача – формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия. У школьника необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальное чувство, тонкость эмоционального проникновения в образную сферу музыки; пробуждать активное стремление к усвоению знаний, приобретению умений и навыков, желание слушать и исполнять музыку; пробуждать интерес к выявлению связей между уроками музыки и жизнью. При решении этой задачи необходимо учитывать специфику эмоционального по своей природе музыкального искусства, значение эмоционального воздействия музыки в формировании у школьников потребности в общении с искусством.

Вторая педагогическая задача – формирование осознанного отношения к музыке. Школьнику важно приобрести опыт осознанного восприятия произведений; уметь применять музыкальные знания; не только чувствовать, но и понимать характер музыкальных образов, логику их развития, приблизиться к осознанию авторского замысла сочинения, жизненности его содержания. Решение этой задачи связано с формированием у учащихся художественного мышления, с умением самостоятельно применять знания в новых ситуациях. Обе названные задачи реализуются в единстве – осознанное отношение к музыке формируется на основе опыта эмоционального, образного ее восприятия, и наоборот.



Третья педагогическая задача – формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения как наиболее доступной формы музицирования. Решение этой задачи предусматривает такую направленность формирования музыкальной культуры школьников, которая связана с развитием у них конкретных музыкально-слуховых представлений и исполнительских навыков в процессе восприятия музыки. Важно предоставить учащимся широкую возможность почувствовать себя внутренне сопричастным процессу музыкального творчества, воплощения музыкального образа. Эта сторона музыкального образования в особенности близка младшим школьникам. Данная задача реализуется одновременно с первыми двумя – формированием эмоционального и осознанного отношения школьников к музыкальному искусству.

Э.Б. Абдуллин подчеркивает, что в практике музыкальных занятий все эти задачи настолько взаимосвязаны, что нельзя выделить ни одну из них, не затронув ее связи с другими. Однако такое их вычленение, по мнению ученого, необходимо, т.к. они являются основой для выявления исходного уровня музыкального опыта учащихся, фиксации промежуточных ступеней их музыкального развития, наконец, результатов формирования музыкальной культуры в условиях школьного образования.

Новый, более широкий взгляд на задачи музыкального образования в современной школе прослеживаются в концепции программы «Музыка. 1-8 классы» под редакцией Ю.Б. Алиева[62]. Авторы программы выделяют в качестве ведущих следующие задачи общего музыкального образования:

- формирование музыкальной культуры, представляющей положительный социально-художественный опыт, что обеспечивается целенаправленным процессом его приобретения, в идеале приводящим к широкой и социально-ценной направленности личного музыкального вкуса;

- развитие у учащихся музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение ими знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной грамоты;

- совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке, желание слушать и исполнять ее;

- становление «национальной широты» музыкального вкуса, т.е. стремление слушать образцы национальной музыки своего народа, желание познать инонациональную музыку как в ее подлинных, аутентичных, фольклорных образцах, так и в аранжировке композиторов-профессионалов (как способа эстетического освоения духовной культуры другого народа);

- приобщение учащихся к «золотому фонду» народной, духовной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

- развитие умения общаться с образцами современной музыки (в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), испытывать в этом потребность;

- активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на уроках, в деятельности классного и школьного коллективов, в собственном быту, на досуге;

- приобретение учащимися умения применять в самостоятельном знакомстве с музыкой технические средства, пользоваться средствами массовой информации, справочной и другой специальной литературой.

На наш взгляд, подобная масштабная формулировка педагогических задач, прежде всего, ориентирует педагога-музыканта на промежуточные и конечные результаты музыкально-образовательной деятельности. Каждая из перечисленных задач может расцениваться, как критерий качества общего музыкального образования, а их совокупность создает модель выпускника, получившего всестороннее и полноценное музыкально-художественное развитие на уроках музыки.

Рассматривая учебно-воспитательный процесс на уроках музыки, как непрерывных творческий, художественно-эстетический диалог учащихся с музыкальным искусством, известный автор фундаментальных работ по теории музыкального образования Л.В. Горюнова выдвигает свой ряд основных педагогических задач[63], которые основываются на принципах гуманизации, самоценности искусства, комплексного художественно-эстетического образования и развивающего характера обучения и исходят из триединства общедидактических задач обучения, воспитания и развития учащихся:

- закрепление и расширение полученного детьми опыта духовного общения с музыкой, используя «выходы» за ее пределы: в живопись, литературу, жизнь, природу (накопление художественных впечатлений и знаний);

- углубление интереса ребенка к жизни через увлеченность музыкой и другими видами искусства;

- расширение жизненного и художественного опыта школьников через опыт «жизни в искусстве», формирование целостно-личностного отношения к действительности;

- воспитание художественно-образного мышления детей в музыке и о музыке (гибкости восприятия, широты и глубины ассоциативного опыта, яркости музыкально-слуховых представлений);

- развитие самостоятельного творческого начала у школьников в разнообразных формах общения с музыкой;

- активизация учебно-воспитательного процесса на уроках через использование учителем результатов самостоятельной творческой работы детей.

В настоящий момент конкретизация основных задач предмета «Музыка» осуществлена в государственном стандарте общего образования[64] применительно к каждой из ступеней.

Начальное общее образование.

Изучение музыки на первой ступени направлено на:

- формирование основ музыкальной культуры;

- развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, дикции, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности – пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

- воспитание музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств, любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира, эмоционально-ценностного отношения к искусству.


Основное общее образование.

Изучение музыки на второй ступени направлено на:

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее образно-интонационной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности – слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к ней, в том числе к музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию, слушательской и исполнительской культуры учащихся.

В настоящее время в контексте общепризнанной цели общего музыкального образования разрабатываются, издаются и реализуются на практике различные учебные программы по музыке. В зависимости о направленности той или иной программы и масштабов сформулированной в ней цели авторами выдвигается свой более или менее широкий комплекс педагогических задач, однако при их пристальном рассмотрении можно выявить общую направленность и согласованность. Анализ различных подходов к определению ведущих задач музыкального образования позволяет сделать следующее обобщение:

- комплексное решение задач музыкального образования ведет к достижению высшей цели формирования духовной культуры школьников;

- задачи музыкального образования существуют в неразрывной взаимосвязи и единстве;

- все общие и частные педагогические задачи, выделенные авторами различных концепций, можно представить как единый комплекс задач, направленных на:

* развитие в детях художественной эмпатии[65], чувства музыки, любви к ней, способности оценить ее красоту, творческого по характеру эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства,

* развитие творческих художественно-познавательных способностей учащихся, осознание ребенком себя как личности в процессе общения с музыкой,

* развитие творческих способностей в исполнительской и «композиторской» деятельности,

* развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся,

* развитие потребности в общении с высокохудожественным музыкальным искусством, в музыкальном самообразовании;

- доминирующее значение в комплексе педагогических задач имеют задачи развития личности школьника.

В зависимости от того, какие из этих и других задач оказываются приоритетными в той или иной концепции музыкального образования, конкретной учебной программе, цель музыкального образования приобретает определенную направленность. Этим в первую очередь характеризуется состояние современного отечественного музыкального образования, для которого характерны различные пути достижения его исходной цели.

 

Литература

 

1. «Вестник образования», №№ 12-13, 2004 г.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студ. ВУЗ. – М: Академия, 2004.

4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.

5. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета… - М., 1989.

6. Музыка. 1-8 классы. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений / Под общ. ред. Ю.Б. Алиева. – М.: Просвещение, 1993.

7. Сборник нормативных документов: Начальная школа / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

8. Сборник нормативных документов: Искусство / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.







Date: 2016-05-24; view: 600; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию