Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6. Теоретические представления о цели





Музыкального образования

План

1. Определение сущности цели общего музыкального образования как предмет всестороннего научного исследования.

2. Музыкально-эстетическое обоснование цели общего музыкального образования.

3. Психолого-педагогическое обоснование цели общего музыкального образования.

 

Основные понятия и категории:

«музыкальная культура личности ученика» - интегрированное понятие, включающее:

- индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей;

- интегративное свойство личности учащегося, главными показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое, избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям)[47]

Структура современного музыкального образования школьников включает в себя следующие взаимодействующие компоненты:

 

Цель Задачи Принципы Содержание Методы Формы Средства

 

«Школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовать на уроках музыки, а также на внеклассных музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими», - утверждает профессор Ю.Б. Алиев[48]. Следовательно, одним из определяющих факторов гуманизации жизни современной школы является насыщение ее духом высокого музыкального искусства. Согласно мысли В.А. Сухомлинского, это – необходимое условие развития культуры воспитательного процесса. Вот почему так важно сегодня развивать ту актуальную совокупность знаний, потребностей, качеств личности ученика, которая выражается интегрированным понятием «музыкальная культура школьника».



Это понятие чрезвычайно объемно и имеет различные трактовки. Так, Д.Б. Кабалевский включал в его содержание способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное: «…это «особое чувство» музыки, заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы…»[49]. Тем самым он подчеркивал значение музыкальной грамотности в широком смысле слова как основы формирования музыкальной культуры учащихся, необходимость развития у детей способности слышать музыку, а также исполнительского, творческого начала. Подход Кабалевского к целевым установкам общего музыкального образования признается сегодня практически всеми отечественными педагогами-музыкантами, находя свою интерпретацию в различных авторских исследованиях.

Например, В.В. Медушевский утверждает необходимость возрождения музыкального воспитания детей на религиозной основе и предлагает осуществлять изъяснение музыки «в духовных категориях»[50]. Л.В. Шамина также признает музыку «действенным средством воспитания духа»[51], но выдвигает этнографическую парадигму школьного музыкального образования. Л.А. Венгрус призывает осуществлять «музыкальное образование и воспитание на основе метода начального интенсивного хорового пения»[52]. Ю.Б. Алиев считает, что ведущими показателями музыкальной культуры ребенка являются его индивидуальный социально-художественный опыт, музыкальная развитость и музыкальная образованность[53]. И так далее. Каждая авторская концепция обусловливает субъективный взгляд на единую цель общего музыкального образования (формирование музыкальной культуры школьника), которая в свою очередь определяет направленность всех компонентов музыкального образования: задач, принципов, содержания, методов, форм и средств.

Обратимся к определению сущности современной цели музыкального образования школьников и с позиций общей теории педагогики, согласно которой главная цель обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение подрастающим поколением накопленного социального, духовного опыта человечества[54]. В современной дидактике сформулирован определенный подход к обоснованию цели конкретного предмета. Согласно ему при формулировке этой конкретной цели необходимо под углом зрения общей цели обучения проанализировать:

- закономерности той области науки или искусства, которая соответствует учебному предмету (в данном случае музыки, музыкознания);

- учесть знания педагогической психологии о личности школьника;

- рассмотреть цель предмета сквозь призму закономерностей процесса обучения, сформулированных в общей дидактике[55].



Основываясь на данном подходе, профессор Э.Б. Абдуллин говорит о необходимости обоснования цели музыкального образования школьников, исходя из природы и закономерностей музыкального искусства, психологии детей и подростков, общей педагогики.


Музыкально-эстетическое обоснование цели музыкального образования

 

В основе музыкально-эстетического обоснования цели музыкального образования лежит представление о современной музыкальной культуре, сформулированное в музыкознании и музыкальной эстетике: «Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования. Это – сложная система, в которую входят: 1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе; 2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей; 3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех»[56].

Центральное место в музыкальной культуре занимают накопленные обществом ценности искусства. Музыкальная культура личности характеризуется тем, в какой мере человек освоил эти ценности. Такой подход к пониманию музыкальной культуры важен для музыкальной педагогики: он позволяет выявить своеобразие содержания музыкальной культуры, формы ее проявления и сферу воздействия на человека.

Музыкальная эстетика рассматривает музыку как специфическую форму художественного отражения действительности. Основу ее составляют разнообразные жизненные явления, внутренний духовный мир человека, отображение явлений природы. Жизненное содержание воссоздается в музыке через художественный образ, который представляет собой единство обобщенного и конкретного, объективного и субъективного, типического и индивидуально неповторимого.

Духовной ценностью современной музыкальной культуры является великое наследие народного искусства, музыкальной классики, духовной музыки, лучшие современные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов.

Музыка – это не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей (поколений), на что указывают в своих трудах известные ученые-музыковеды Б.В. Асафьев, А.Н. Сохор, Л.А. Мазель и др. Коммуникативная функция музыки, как известно, проявляется во взаимной связи основных форм музыкальной деятельности: композиторского творчества, исполнения музыки и ее восприятия слушателями (Б. Асафьев). При этом подчеркивается важнейшая социальная функция восприятия музыки. Под восприятием музыки мы будем понимать деятельность человека или социальной группы, общества в целом, состоящую в духовном овладении произведениями музыкального искусства.

Содержание музыки раскрывается художественными средствами, в связи с этим важное значение приобретает представление о музыкальном языке (к его изучению обращались многие известные исследователи – Б.В. Асафьев, В.В. Задерацкий, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.Г. Ражников, В.А. Цуккерман и др.). Разработанные в современной музыкальной науке теоретические представления о жанрово-интонационной основе музыкального языка, о развитии музыки, типичных формах ее построения составляют наиболее существенные знания о музыкальном искусстве. Современное музыкознание (Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман и др.) выделяет следующие уровни художественной организации музыкального произведения:

а) содержательно-смысловой (идея, авторский замысел, жизненные первоисточники и др.) играет ведущую роль в музыкальном произведении;

б) интонационное развитие сочинения всегда находится в отношении соподчинения к содержательно-смысловому уровню, что выражается в разной мере обобщенности (в более обобщенном виде – мелодизм, интонационный смысл различных комплексов и т.п., а также в более конкретном виде – в отдельных средствах музыкальной выразительности, например, лад, звуковысотность и иные компоненты организации произведения). Однако, для музыкальной педагогики важно указание теоретиков музыки о том, что сами по себе звуковые средства (лад, метроритм, гармония, тембр и т.д.) не могут рассматриваться как факторы, непосредственно порождающие и раскрывающие социально-содержательный уровень организации музыкальных произведений.

Для нас важно, что музыкальное искусство – это социальное явление, оказывающее большое влияние на развитие личности человека. Сформулированное в музыкальной эстетике понятие музыкальной культуры как музыкального искусства в его социальном функционировании характеризует ее место в обществе. Специфика музыки как эстетического явления заключается в ее многостороннем, целостном воздействии на личность. Это положение имеет особое значение для определения направленности (т.е. цели) музыкального образования учащихся.

Так как творческой основой музыкальной культуры является музыкальная классика, народное и духовное искусство, лучшие образцы современной музыки, критерии значимости высокохудожественных музыкальных произведений, сформулированные в музыкальной эстетике, служат основанием для выбора педагогического репертуара к урокам музыки, средствами которого осуществляется реализация поставленной цели. Современная цель общего музыкального образования, сформулированная Д.Б. Кабалевским, в полной мере опирается на названные теоретические положения: ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, развивать способность воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, воспитать особое чувство музыки, позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, участвовать в исполнении музыки, овладевать основами музыкальной грамотности, формировать творческие музыкальные способности школьников[57].

 

Психолого-педагогическое обоснование цели музыкального образования

Содержание музыкальной культуры следует также рассматривать в соотношении с психическими возможностями развития современного школьника, т.к. в процессе овладения музыкальной культурой у учащихся формируются определенные качества личности. Отмечая это, Э.Б. Абдуллин заостряет наше внимание на том, что для педагога-музыканта наиболее важными становятся два вопроса:

1) в какой педагогической форме должно быть представлено содержание музыкальной культуры, чтобы оно было доступно школьнику, отвечало бы его психическим возможностям и воздействовало на формирование его личности?

2) Какие качества личности предстоит сформировать в результате овладения музыкальной культурой?

Психические возможности детей необходимо рассматривать с учетом потенциала развития личности и тех требований, которые предъявляются современной школой к результатам педагогического процесса.

По утверждению известного отечественного психолога Л.С. Выготского, обучение будет опережать развитие и сообщит ему определенную направленность, если цель образования будет включать в себя социальные требования с учетом возрастных особенностей учащихся и тенденций их развития. Этот подход имеет принципиальное значение при изучении психических возможностей школьника в процессе овладения им музыкальной культурой.

Рассматривая проблему психических возможностей школьников, следует учитывать реальные общественные условия (или иначе - социокультурную среду), в которых развивается современная школа (на это неоднократно указывали С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Библер и др. ученые). Эти условия рассматриваются как возможности психического развития личности. Названное положение подчеркивает огромную роль социального опыта школьника в процессе усвоения музыкальной культуры и роль жизненного содержания музыки.

Методологическими ориентирами для современного учителя музыки должны также стать следующие научные положения, разработанные в области педагогики и психологии:

- о ведущем значении и динамике развития интеллектуальных качеств личности (Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов);

- о возрастной динамике эмоционального развития и формировании эмоциональной сферы личности школьника (С.Л. Рубинштейн, Б.И. Додонов, Н.И. Непомнящая и др.);

- о развитии эстетической культуры и специальных музыкальных способностей школьника (Н.И. Киященко, Л.Н. Каган, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков, Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и др.)

и ряд других психолого-педагогических положений, которые в свою очередь опираются на положения эстетики, характеризующие музыкальную деятельность как деятельность духовную, как форму художественного общения, отражения и познания действительности. Развитие потребности в музыке и эстетического вкуса обусловлено также воспитательной функцией музыки, которая воздействует на все уровни психики человека. Применительно к теории и практике музыкального образования эти факторы расцениваются сегодня, как объективные и обоснованные условия для полноценной реализации поставленной цели общего музыкального образования.

Конкретная цель школьного предмета «Музыка» перерастает в высшую цель музыкального образования, которая, по мнению Ю.Б. Алиева, заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его наиболее полном виде и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности школьника. Основное средство достижения этой цели – систематические встречи учащихся с музыкой, знакомство с высокими образцами художественного творчества[58].

 

Литература

 

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.

3. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». – Вел. Новгород, 2000.

4. Дидактика средней школы / Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. – М., 1975.

5. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. – М., 1974.

6. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. – М., 1978.

7. Мазель Л.А. Эстетика и анализ // Сов. музыка, 1966, № 12.

8. // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001. - № 6.

9. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская и др. / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003.

10. Сохор А.Н. Музыкальная культура общества. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. – В кн.: Вопросы социологии и эстетики музыки. – Л., 1980. - Т. 1.

11. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. – М., 1979.

12. Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального восприятия школьников. – В кн.: Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства / Под ред. Д.Б. Кабалевского. – М., 1978.

13. Теория содержания общего среднего образования и пути ее построения / Под ред. В.В. Краевского. – М., 1978.

 

 






Date: 2016-05-24; view: 1592; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию