Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Функции музыкального искусства





И музыкального образования

План

1. Классификация функций музыкального искусства.

2. Направленность и специфика основных функций музыкального искусства.

3. Взаимодействие функций в образовательном процессе.

 

Основные понятия и категории:

«функция» (от лат. function отправление, деятельность) – деятельность, обязанность, работа, назначение[17]

«гуманизация образования» - философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Согласно ей, содержание образования должно обеспечить свободное и всестороннее развитие личности, деятельное участие индивида в жизни общества. Идея гуманизации распространяется также на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает. Она требует уважительного отношения к личности учащегося, безусловного признания его прав и человеческого достоинства[18]

«доктрина» (от лат. doctrina) – учение, научная или философская теория, система[19]

 

Одним из важных вопросов теории музыкального образования является вопрос функционирования искусства в нашей жизни как формы общественного сознания. Музыка окружает человека с первых дней его жизни, воздействует на эмоциональный, образный внутренний мир, расширяет и углубляет его. Размышления о социальных функциях музыкального искусства подводят к заключению, что сама природа музыки, как и всякого вида искусства, обусловливает, прежде всего, ее основную - художественную функцию: дополнение реального жизненного опыта человека «упорядоченным опытом» воображаемой жизни. Ю.Б. Алиев в «Настольной книге школьного учителя-музыканта» утверждает: «Без этого практически невозможно полноценное развитие ученического сознания, невозможна полноценная человеческая деятельность в целом»[20].

Мир художественных образов должен стать неотъемлемой частью истинной жизни растущей и развивающейся личности, и свое особое предназначение при этом несут школьные предметы искусства, выполняя, прежде всего, гуманистическую и нравственную функции. Осознание ограниченности рационального объяснения мира позволяет утверждать, что искусство, эффективно помогающее построению целостной картины мира, являясь незаменимым средством общения человека с искусством, природой, другими людьми, выполняет смыслообразующую и мотивирующую функции в становлении личности человека.

Изучению этих и других общественных функций искусства посвящено множество научных работ (Ю.Б. Алиев, Ю. Борев, А.Г. Бутник, А.Ф. Еремеев, М.С. Каган, М.Е. Марков, С.Х. Раппопорт, Л.Н. Столович, В.Н. Холопова и мн. др.).

М.С. Каган в статье «Взаимодействие искусств в педагогическом процессе» утверждает, что верховной целью всего процесса социализации индивида и его приобщения к культуре является воспитание личности, а искусство и преподавание художественных дисциплин служат реализации именно этой цели: «… главная функция искусства – не развлечение, не релаксация, не психическая разрядка, не получение положительных эмоций, а расширение жизненного опыта человека новым, дополнительным, хотя и иллюзорным, опытом «жизни в искусстве», переживанием художественной реальности … Но, для того, чтобы получить этот дополнительный опыт «жизни в искусстве», чтобы извлечь содержащиеся в нем высокие духовные ценности, нужно быть к этому подготовленным, нужно обрести потребность в повседневном общении с искусством, любить и понимать его специфические языки, уметь отличать подлинно художественные ценности от мнимых, фальшивых, и тем более от вульгарного, пошлого, низкопробного…»[21].

Следовательно, музыкальное образование призвано сыграть значительную роль в формировании эстетического чувства, вкуса, художественных потребностей, ощущения и осознания красоты, гармонии в искусстве и окружающей жизни. С позиции педагогики музыкального образования функции искусства выступают как основные ориентиры при определении направленности музыкального воспитания, обучения и развития детей. Как известно, функции искусства совпадают с целями музыкально-эстетического образования. В этом контексте рассмотрим направленность и специфику основных функций.

В различных научных исследованиях мы встречаем различную классификацию функций искусства, наблюдаем своеобразие подходов к их определению. Среди наиболее характерных функций искусства называются: эстетическая (гедонистическая), познавательная, воспитательная, развивающая, преобразующая, компенсаторная, терапевтическая, информационно-эвристическая, социально-организующая, внушающая, коммуникативная, художественно-концептуальная, функция предвосхищения и некоторые другие.

В содержательном отношении, как утверждают авторы учебника «Теория музыкального образования» Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева, педагогике музыкального образования наиболее близок подход к классификации функций музыкального искусства, предложенный в работах В.Н. Холоповой, которая выделяет следующие функции: коммуникативную, отражения действительности, этическую, эстетическую, каноническую (канонизирующую), эвристическую, познавательно-просветительскую, в итоге – общественно-преобразующую [22].

Коммуникативная [23] функция

Рассматривая коммуникативную функцию искусства, В.Н. Холопова особо подчеркивает, что воздействие музыкального искусства «носит двунаправленный лично-социальный характер, причем социальное дается в индивидуальных ощущениях личности. Особенностью музыки как самого непосредственно-эмоционального из искусств является то, что, благодаря силе индивидуальных ощущений, объективно-социальное содержание произведения приобретает для воспринимающего повышенную личную убедительность»[24]. При этом художник, по образному выражению Д.Д. Шостаковича, «…может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества»[25]. Известный советский художник Мартирос Сарьян утверждал, что искусство – это средство «духовного общения тысяч и тысяч людей».

 


Функция отражения действительности [26]

Функция отражения действительности в музыке раскрывается В.Н. Холоповой в трех аспектах: как отражение идей, отражение эмоций, отражение предметного мира. В своем содержании и процессе музыкального образования они выступают в единстве. Вместе с тем в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся, уровнем их общего и музыкального развития на музыкальных занятиях акцент делается на определенном аспекте отражения действительности в искусстве.

Так, для учащихся начальных классов на первый план выступает отражение в музыке эмоционального состояния человека и мира, окружающего детей. Для подростков все большее значение приобретает раскрытие в музыке различных художественных идей.

В общем музыкальном образовании функция отражения действительности всегда выступает в качестве сверхзадачи музыкальных занятий – раскрытия связи музыки с жизнью.

 

Этическая [27] функция

В отношении этической функции музыки отечественное образование в своих основных концептуальных установках всегда исходило из признания высоких нравственных возможностей искусства, что прозвучало еще в древнем высказывании греческого философа Аристотеля: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Это же предназначение искусства нашло отражение и в известном крылатом выражении А.С. Пушкина: «… и чувства добрые я лирой пробуждал», и в утверждениях отечественных педагогов-музыкантов. Так, например, Д.Б. Кабалевский был убежден, что «прекрасное пробуждает доброе». Созвучно этим высказываниям и мнение известного английского писателя XIX века О. Уайльда: «Прекрасное – это сила морального добра», и убеждение русского живописца Н Рериха: «Сознание красоты спасет мир». Подтверждением этической функции искусства являются также слова В.Г. Белинского, который писал, что в искусстве таится «…вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею». Эта функция, как мы видим, исходит из природы самого искусства, но одновременно нельзя не согласиться великим древним философом Демокритом, который говорил: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не хотеть учиться».

 

Эстетическая [28] функция

Эстетическая функция музыки, по мнению В.Н. Холоповой, может быть, прежде всего, раскрыта сквозь призму категорий «красота» и «гармония». «Красивое, прекрасное, гармоничное, соразмерное, - пишет исследователь, - всегда были важнейшими критериями музыкального сочинения, целью композиционного ремесла, руководящей задачей теории музыки»[29]. В этой связи важнейшая задача учителя видится в раскрытии красоты и гармонии, главным образом на уровне музыкального произведения. Перспективной и значимой представляется и проблема развития на уроках музыки эстетического отношения учащихся к музыке.

Эстетическое отношение к музыкальному искусству, как свидетельствует исследование А.Г. Бутник, представляет собой процесс взаимодействия субъекта с музыкой, при восприятии которой возникают эстетические чувства и оценка в соответствии со сложившимся в прошлом опыте идеальным представлением о прекрасном. Структура эстетического отношения включает в себя эстетическое восприятие, переживание и оценку.

Специфика этого отношения обусловлена особенностями музыкального искусства. Она проявляется в том, что: музыкальное восприятие, опираясь не только на музыкальный, но и жизненный опыт человека, протекает одновременно с другими психическими процессами (мышление, воображение, память и пр.); музыкальное переживание в процессе восприятия музыки, отражая ее содержание, включает и осознание ее ценности; базируясь на переживании, музыкальная оценка зависит от понимания и осмысления музыкального искусства. Критериями сформированности эстетического отношения, по мнению исследователя, являются: представления о совершенстве музыки с точки зрения прекрасного, удовлетворенность от восприятия произведений различных жанров; разносторонность восприятия; адекватность переживания; соответствие оценки содержанию музыкального произведения[30].

 

Каноническая [31] и эвристическая [32] функции

Характеризуя каноническую и эвристическую функции искусства, В.Н. Холопова рассматривает их как диалектическую пару противоположностей. При этом автор видит предназначение каноничности в культурной преемственности, без которой не может быть культуры. Эвристика же проявляется в преобразовании традиций. Данная мысль может быть подтверждена высказыванием М. Волошина: «Ни исторические эпохи, ни исторические характеры никогда не угасают бесследно в жизни народов. В современности всегда присутствует все, из чего народ слагается исторически», преломленным через явления музыкального искусства и непосредственно музыкальное образование. Известный русский музыкальный критик Б. Асафьев писал: «Музыка не беднее всех прочих свидетелей славности русской истории и русского имени. Она тоже владеет своими кладами, сбереженными народом… Это, прежде всего, – отражение в напевах неколебимой совести предков, строивших русскую землю». Исходя из этого, есть основания в музыкально-педагогическом процессе рассматривать то или иное музыкальное явление с позиции взаимосвязи традиций и новаторства с целью создания в сознании учащихся целостной музыкальной картины мира.

Исследуя данную проблему по отношению к музыкальному образованию, следует обратить внимание на то, что в содержании учебных занятий феномены и явления музыкальной культуры возникают перед обучающимися зачастую стихийно, вне связи с прошлым и настоящим, что ведет к формированию обособленных калейдоскопических представлений о музыкальной культуре (об этом применительно к профессиональному музыкальному образованию пишет Т.Г. Мариупольская, но этот факт присутствует и в общем музыкальном образовании). Учителю-музыканту следует стремиться к формированию у школьников целостного музыкально-исторического сознания, т.к. каждое явление проходит этапы зарождения, становления, развития, расцвета, декаданса или преобразования в новое качество. Этот процесс реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся: в младших классах дети получают общие представления о музыке прошлых веков и музыкальном искусстве современности, в подростковом возрасте становится возможным освоение школьниками различных музыкально-исторических стилей, но наиболее полно данный подход применим в старших классах при изучении интегрированного проблемно-теоретического курса «Мировая художественная культура».

Познавательно-просветительская [33] функция

Раскрывая познавательно-просветительскую функцию музыки, В.Н. Холопова отмечает, что «музыкальные произведения, подобно любому явлению культуры, могут восприниматься в качестве документов эпохи. Они могут быть познавательны в различных ракурсах – историко-фактологическом, философско-мировоззренческом, этико-эмоциональном и т.д.»[34]. Еще в эпоху Великой французской буржуазной революции Давид в докладе Конвенту утверждал: «Искусства должны могущественным образом содействовать общественному просвещению». Реализация данной функции в музыкальном образовании находит отражение в тех теоретических и исторических знаниях, которые усваивают школьники на музыкальных занятиях. Речь при этом идет о приобретении живого творческого опыта общения с музыкой, в результате которого рождаются знания, обогащенные собственными чувствами, пережитыми в процессе музыкально-творческой деятельности ребенка как «композитора», исполнителя и слушателя.

 

Общественно-преобразующая функция

Данная функция музыкального искусства представлена В.Н. Холоповой как интегрирующая в себе все другие функции. Другими исследователями предлагается называть ее социально-организующей функцией, что также правомерно. Данная функция имеет прямое отношение и к музыкальному образованию. Однако не следует говорить о ее исключительной социальной значимости, необходимо также выделять и личностно-преобразующую функцию музыкального искусства и музыкального образования.

 

Личностно-преобразующая функция

Выделение данной функции обусловлено тем, что в последние десятилетия в музыкальном образовании все более утверждается личностно ориентированный подход, что дает возможность реализации в содержании процессе музыкальных занятий как общественно-преобразующей, так и личностно-преобразующей функции в их диалектическом единстве.

Преобразующее воздействие музыкального искусства на личность учащихся возможно в силу того, что, как отмечает М.С. Каган, оно придает творческий характер всем без исключения видам музыкальной деятельности. В процесс творчества активно включаются эмоциональная, интеллектуальная и волевая сферы личности школьника, которые и преобразуются в процессе общения с музыкой как с искусством. При этом на музыкальных занятиях фактически осуществляется полилог ученика с музыкой, с учителем, с другими учащимися. Таким образом, одно и то же музыкальное явление получает многогранное истолкование, в котором индивидуально-личностное его восприятие и осмысление становится лишь одним из возможных вариантов. Тем самым решается двуединая задача: с одной стороны, развивается способность ребенка к личностному субъективному восприятию искусства, с другой – исключается однозначность его трактовки. Благодаря этому, достигается включенность ребенка в социум, в котором он полнее и глубже осознает себя как личность и ощущает свою сопричастность к обществу[35].

Будучи одним из видов искусства, музыка дает возможность учащимся не только познать специфику музыкального искусства, но и искусства в целом. Постигая природу одного вида искусства, они получают возможность сравнивать его с другими видами и тем самым выявлять в них общее и особенное. Музыкальная деятельность является деятельностью художественной и имеет многоаспектные связи с другими видами искусства в плане отражения окружающей жизни, идей, родства художественных образов, выразительных средств и т.д.

Литература

1. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. – 1987, № 4.

2. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен. – М., 1994.

3. Бутник А.Г. Формирование эстетического отношения подростков к музыкальному искусству во внеурочной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1991.

4. Шостакович Д.Д. Музыка и время. Заметки композитора // Музыка и современность. Сб. статей / Общ. ред. Д.В. Фришмана. – Вып. 10. – М., 1976.

5. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989.

6. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.

7. Рудзик М.Ф. Курс «Мировая художественная культура» в школе. Методическое пособие для учителей. – Курск, 1995.

8. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты): Автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 2002.

9. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004.

 

 

Date: 2016-05-24; view: 12429; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию