Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Роль музыкального искусства в формировании культуры





Личности и процессе социокультурной адаптации школьника

План

1. Теоретическое обоснование понятия культуры личности.

2. Ценность музыкального искусства в формировании личности.

3. Музыкальное искусство в современном социокультурном процессе.

Основные понятия и категории:

«катарсис» - (греч. «очищение»), одно из самых сложных понятий эстетики и психологии искусства; термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. Имеет различные интерпретации. Наиболее распространенное значение: очищение, обновление, духовный подъем, который испытывает человек, благодаря глубокому сопереживанию произведению искусства (его герою и событиям), трагическому по своему масштабу и пафосу;

«рефлексия» - (филос.) размышление, самонаблюдение; анализ собственных мыслей и переживаний[11].

 

На современном этапе развития общества основной задачей школьного образования является воспитание растущего человека как культурно-исторического субъекта, способного к самообразованию, саморегулированию и самореализации.

Значительным фактором в формировании человеческих взаимоотношений является культура человека, так называемая "базовая" культура, в которой отражается определенный уровень самопознания человечества, уровень отношения человека к окружающим людям, к природе, к самому себе. Культура в этом смысле выступает, как высшая степень облагороженности, одухотворенности, и человечности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений. Под культурой личности в психолого-педагогической литературе подразумевают:

- возможность человека самоопределяться, самореализовываться, что способствует успешной социальной адаптации, саморазвитию и удовлетворенности жизнью;

- грамотность в понимании человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения;

- гуманистически ориентированная ценностно-смысловая сфера (стремления, мировоззрения, интересы, ценностные ориентации);

- развитая рефлексия, творчество в собственной жизни.



Искусство является главнейшим союзником педагогики в воспитании человека, оно играет незаменимую роль во взрослении духовной культуры, гуманистической направленности личности. Искусство во всех его видах называют хранилищем человеческих ценностей, оно содействует становлению целостной, всесторонне развитой личности.

Музыка – один из самых ранних видов искусства. Пифагор рассматривал её как подражание небесной гармонии, Платон – миру идей, Аристотель – природе и людям, сопрягая звучание музыкальных ладов с моральным воздействием на человека. Гвидо Д,Ареццо говорил о выразительной характеристике отдельных ладов, Д,Аламбер и Руссо называли музыку движением души. Бетховен и романтики продемонстрировали в своем творчестве возможности музыки отразить глобальные концепции жизни и смерти, свободы, совести, любви.

Музыка – более высокое откровение, чем любая мудрость и философия. "Жизнь и музыкальное искусство не отделимы друг от друга. Их взаимосвязь чем-то сродни природе: одно вытекает из другого. Но главным объектом искусства по-прежнему остается человек, его духовный мир, его идеи, мечты, стремления. Поиск художника в этом направлении не имеет пределов. Художник может показать миллионам людей то, чем наполнена душа человечества. Для искусства это равные величины"[12].

В разные времена музыкальному искусству отводилась разная роль. Но нет сомнений, что всегда музыку связывали с понятием "aisthesis" (термин этот появился в Древней Греции и означал "чувственный" – в дополнение другой стороне человеческого познания "neoticos", т.е. "мыслимый", "познаваемый" интеллектом). Уже тогда эстетическое переживание понималось, как особая форма познания через чувственное восприятие. Само переживание прекрасного в искусстве выступает мерой более широкого отношения человека к миру – и познания, и оценки, и наслаждения, и коммуникации.

Б.М. Неменский, сравнивая два пути познания мира, выявил следующие закономерности[13]:

 

Понятия Наука Искусство
Предмет познания Реальность Отношение к реальности
Инструментарий познания Понятие (объективная форма) Художественный образ (субъективная форма)
Пути освоения опыта Изучение содержания (реальности) Проживание содержания (переживание художественного образа)
Итоги познания Знание (миропонимание), понимание связи явлений, закономерностей в обществе и природе Желание (мироотношение), эмоционально-ценностные критерии жизнедеятельности, интуиция

 

Таким образом, в искусстве само познание мира всегда связано с оценочным отношением. Объективная действительность отражается через сознание, личность художника. У ценности искусства выделяют две стороны: одна сторона связана с выражением объективного, – в этом смысле содержание художественной ценности выступает как правдивое, истинное. Другая сторона – общественно-функциональная, направленная на изменение человека через восприятие искусства, принятие выраженных в произведении мировоззренческих, нравственных, этических, философских и других позиций, чувств и интересов. Чем художественнее, оригинальнее выражен смысл в произведении, тем выше его потенциал в формировании человека.



Музыку относят к временным видам искусства, она оперирует звучаниями, обладающими пространственно-временными характеристиками. Музыка отражает изменение, развитие, движение, без которых мир не может существовать, в этом она связана и с особенностью деятельности человека, его психологией, мышлением, поступками, которые всегда обладают длительностью во времени, развиваются и изменяются.

"Музыку называют языком чувств", она воздействует на человека на эмоциональном уровне. Эмоции, в свою очередь помогают человеку ориентироваться в окружающем мире. Психологи выделяют "фундаментальные" эмоции, которые испытывает любой человек. Радость и интерес – это положительные эмоции, страдание, страх, гнев и отвращение – отрицательные. Они способны выражаться через характер движения, жесты, мимику человека, в самых разных изменениях оттенков его речи. Музыка, поскольку она не вызывает эмоции конкретными словами или выражениями, может выразить любую гамму настроений и чувств, вплоть до самых глубоких, оберегаемых от нескромного взора в повседневной жизни.

Говоря о психологической ценности искусства как такового, крупнейший отечественный психолог Л.С. Выготский выделил тот главный эффект, который, по его мнению, должен присутствовать при восприятии любого произведения художественного творчества, вне которого оно как факт искусства просто не существует. Произведения искусства, как он считал, "вносят строй, и порядок в наши расходы души, в наши чувства". О катарсисе применительно к искусству говорилось многие столетия, даже тысячелетия, но Л. Выготский впервые попытался определить психологический механизм его возникновения. Изначально катарсисом была названа мощная психологическая реакция на воздействие художественного произведения, в которой сочетаются наслаждение от соприкосновения с высокой трагедией и скорбь по поводу гибели её героев. Один из литературоведов так описал это состояние: "…Глаза плачут, и сердце уязвлено, однако и согрето, на душу сходит умиротворение, а мысль яснеет и твердеет"[14]. Т.е. соединение наслаждения с потрясением - непременное условие полноценного приобщения к произведению искусства, о каком бы виде художественного творчества ни шла речь.

Подлинные музыкальные шедевры всегда обладали сложностью образных связей и никогда не были доступны в своей полноте поверхностному подходу. Искусство Моцарта и Чайковского – это не только чарующие слух мелодии, но и глубокое проникновение в психику человека, обнажение его жизненных судеб. Слушая музыку Моцарта, мы обнаруживаем нечто совершенно особое: "… Мы слышим музыку, которая для большинства из нас является олицетворением изящества, живости ума, изысканности, интимности и покоя. Однако, если бы это было всё, то Моцарт навсегда остался бы художником своего времени, гением рококо, охватившим в музыке суть своей эпохи"[15]. В сфере искусства шедевры прошлого не утрачивают своего художественного значения, продолжая жить в культуре. Художник творит не только ради отражения, но и ради преображения, воплощения своих идей красоты, своего понимания мира.

Иногда кажется, что для человека нет ничего более простого и естественного, нежели вслушиваться в бесконечно разнообразный мир музыки. На самом деле любой звук несет в себе определенную информацию, начиная от источника звука (естественном или созданном руками человека, живом или механическом) и заканчивая музыкальными образами, содержащимися в любом музыкальном произведении. Слушая музыку, человек воспринимает не бессмысленные комбинации звуков, а упорядоченное целое, которое способно взволновать его. Подлинное восприятие музыки всегда содержательно, т.к. оно направлено на постижение музыкального образа. Для того чтобы научиться воспринимать его, надо владеть языком искусства и живым интересом к той музыке, которую необходимо воспринимать.

С точки зрения объема "потребления" музыка в наши дни обгоняет другие виды искусства. Однако за повышением интереса к ней скрывается одна из острых проблем нынешнего бытования музыки - противоречие между потенциальной ценностью всего музыкального искусства во всем его объеме и актуальной значимостью для большинства лишь той его части, которую относят к категории "легкой" музыки.

Понятия "серьезная" и "легкая" музыка появились еще в средние века (тогда ее называли "духовная" и "бездуховная"). К первой относили ту, которая звучала в соборах во время богослужений. Она писалась профессиональными композиторами и предназначалась для профессионального исполнения. Ко второй категории относили музыку для народных гуляний и карнавалов, песни скоморохов и шпильманов. Различные цели и содержание этих двух направлений повлекли за собой и различия в характеристиках особенностей их музыкального восприятия. В.И. Петрушин, посвятивший свои труды музыкальной психологии, приводит следующую таблицу:

 

Серьезная музыка Легкая музыка
Высокая сложность Низкая сложность
Наиболее существенная роль среди выразительных средств принадлежит мелодии и гармонии Наиболее существенную роль среди выразительных средств играет ритм
Наибольшее значение имеют крупные формы Преобладают мелкие формы
Художественный образ, как правило, динамичен Художественный образ преимущественно статичен
Восприятие носит сосредоточенный и углубленный характер Восприятие часто бывает рассеянно-поверхностным
Направленность переживания - интровертированная Направленность переживания - экстравертированная
Разрядка музыкального переживания осуществляется в образах фантазии и представлений Разрядка переживания может осуществляться в активном движении
Музыкальное произведение требует, чтобы слушатель "поднялся" до его уровня Музыкальное произведение как бы "нисходит" к потенциальным возможностям слушателей
Музыка отделена от повседневной жизни, не создается для организации ее фона, но является самоцелью для решения эстетических задач Музыка неотделима от повседневной жизни, которой она нередко служит фоном для решения внеэстетических задач
Музыка приобщает слушателя к вечным идеалам всего человечества по принципу "везде и всегда" Музыка приобщает индивида к жизни в непосредственном социальном окружении по принципу "здесь и сейчас"
Выразительные средства стремятся к оригинальности и самобытности Выразительные средства имеют тенденцию к унификации
Наибольшую ценность в глазах слушателей имеют старые произведения Наибольшую ценность в глазах слушателей имеют новые произведения
Популярность музыки во многом обусловлена личностью композитора Популярность музыки обеспечивается личностью исполнителя
Самосознание личности концентрируется в индивидуальном переживании слушателя Самосознание слушателя растворяется в коллективном переживании

 

Если звучание "легкой" музыки в основном функционально, т.е. она может сопровождать многие другие, немузыкальные виды деятельности, то "серьезная" подразумевает наличие ценности в самой себе. "Серьезную" музыку нередко называют "классикой". Но это не только Моцарт, Гайдн, Бетховен. Музыкальная классика не имеет четких временных границ, она "подвижна" и способна включать в себя не только лучшие произведения прошлого, но и образцы современной музыки (например, часто можно встретить выражение "классика рока"). В музыкальной классике как бы присутствуют три временных плана, опирающихся на круг речевых интонаций и психологическую экспрессию: план вечности - ее присутствие, дыхание; пульс эпохи, проявляющийся в жанрово-стилевых формулах; биение человеческого сердца.

Любое ценное музыкальное произведение несет в себе отпечаток духовного опыта человечества и всегда связано с реалиями действительности. В каждом музыкальном произведении существует "музыкальная тема" как носитель основного образа, мысли, идеи. Звучание, так или иначе, связано с развитием этой темы, с изменениями, которые происходят в ней – в этом случае говорят об образном богатстве. Если его нет – музыку считают примитивной, негативно оценивают. В классической музыке всегда присутствует психологизм в развитии, т.е. изменение мелодии – темы (или какого-либо другого элемента из средств выразительности) обычно обусловлено логикой развития чувства человека, переживающего ту или иную эмоцию (в отличие от многих образцов "легкой" музыки, дающей не столько правдиво запечатленное эмоциональное развитие, сколько мираж "красивой жизни").

Способность любить и понимать музыкальное искусство зависит от нескольких составляющих:

- наличия в психике человека соответствующих музыкальных нормативов;

- личного музыкального опыта (который приобретается в определенном социальном окружении), его границ и возможностей;

- эмоционального личного опыта, который накапливается в течение всей жизни.

В любом обществе постоянно происходит обмен культурными ценностями, общение или коммуникация. Но это - идеальная форма, где участники способны вступать в диалог, отвечать друг другу. При слушании музыки характер общения иной – это скорее сообщение, отправитель которого (автор произведения) посылает определенную информацию слушателю. При прослушивании любого произведения в психике человека начинается идентификация звучащего с тем, что храниться в его памяти ("каталоге музыкальных знаков"). Произведение воспринимается в том случае, когда наборы знаков, используемых композитором, совпадают или похожи на имеющиеся в памяти слушателя. Психологи выявили, что восприятие музыки состоит из нескольких уровней:

- формирование определенной матрицы из нормативов, вычлененных слухом из прослушанной ранее музыки;

- прием новой музыкальной информации – прослушивание произведения;

- наложение "матрицы" на новое музыкальное сообщение;

- реакция психики (преобладание нового вносит определенный дискомфорт; отсутствие нового позволяет считать произведение слишком банальным).

Поэтому восприятие музыки зависит не только от врожденной способности психики отзываться на музыку, но и от длительности процесса обучения (ведь именно "матрица", состоящая из нормативов, обеспечивает возможность понимания музыкального произведения).

В философии педагогики сложились различные точки зрения на предназначение музыкального образования в обществе. Согласно одной из них, музыка обладает средствами воздействия на индивида, на его художественное, эстетическое, нравственное развитие (в этом случае подчеркивается ее прикладной характер). Согласно другой позиции, в процессе музыкального образования необходимо воспитывать, прежде всего, ценностное отношение к самой музыке, ибо музыка вполне достойна того, чтобы утверждать собственные приоритеты. Целесообразно говорить о целостном подходе в этом вопросе, в нем должно найти отражение взаимодополнение этих двух концептуальных воззрений. Тем самым может быть достигнуто необходимое в наше время понимание значимости рассмотрения в музыкально-образовательном процессе музыки как самобытного музыкального феномена и ее возможностей в развитии личности и общества в целом.

Д.Б. Кабалевский отмечал: «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как и литература, изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира»[16]. Для того, чтобы музыка могла оказывать свое глубокое воздействие на школьников, надо научить их любить и понимать ее, сформировать потребность в общении с ней. Решение данной задачи требует соблюдения ряда педагогических условий. Необходимо:

- предоставить детям возможность как можно больше общаться с живой музыкой на уроках, во внеклассной и внешкольной жизни;

- всемерно стимулировать развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку;

- последовательно и целенаправленно расширять музыкально-слуховой опыт школьников через приобщение к народной, духовной и классической музыке, включение в содержание образования различных творческих направлений, стилей, школ;

- знакомить школьников с лучшими образцами современной поп-музыки различных направлений, создавая таким образом «иммунитет против пошлости» (Д.Б. Кабалевский);

- способствовать освоению учащимися знаний о музыке и приобретению умений оперировать ими в том или ином виде музыкальной деятельности;

- накапливать художественно-творческий опыт общения учащихся с музыкой, не ограничиваясь каким-либо одним видом музыкальной деятельности;

- создать условия для того, чтобы каждый ребенок смог почувствовать радость творчества и уверенность в том, что он способен постичь смысл музыки, вступить в диалог с ней;

- построить музыкальную работу таким образом, чтобы помочь детям включить музыку в свою повседневную жизнь, сделать общение с ней личностно значимым для каждого ребенка.

Литература

 

1. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России. – Тамбов, 2002.

2. Бернстайн Л. Музыка всем. – М. 1978.

3. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. – М., 2001.

4. Панкевич Г.И. Искусство музыки. – М., 1987.

5. Тельчарова-Куренкова Р.А. Методологические и теоретические проблемы музыкального образования // Вопросы подготовки музыканта-педагога. – Магнитогорск, 1997.

6. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития» / Под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. – М., 1999.

7. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. – Вып. 1. - Долгопрудный, 1994.







Date: 2016-05-24; view: 1065; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию