Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Лекция 5. Художественно-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского





В теории и практике музыкального образования школьников

План

 

1. Концепция Д.Б. Кабалевского – вершина отечественной музыкальной педагогики.

2. Основные теоретико-методологические положения системы массового музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского.

3. Развитие идей Кабалевского в современной теории и практике музыкального образования детей и подростков.

4. Уникальность и значимость художественно-педагогической деятельности Д.Б. Кабалевского.

 

Основные понятия и категории:

«концепция» - от лат. 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-л. произведения, научного труда и т.д.[36]

«принцип» - основная идея какой-н. теории, науки; убеждение, взгляд на что-н.[37]

«метод» - способ изучения или осуществления чего-н.[38]

«методология» - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности[39].

 


Чувство надо разбудить в ребенке, развить, поддержать в подростке, молодом человеке. Это можно

сделать на основе искусства.

Надо воспитать культуру чувств.

Д.Б. Кабалевский

 

Художественно-педагогическое творчество Д.Б. Кабалевского, выдающегося композитора, ученого, общественного деятеля осуществило решающий прорыв в отечественной теории и практике общего музыкального образования: он был связан с появлением и утверждением в 70-е годы ХХ в. уникальной авторской концепции музыкального воспитания. Она была не простым возвращением к идеалам 20-х годов, а поистине революционным прорывом в методологии и методике преподавания искусства вообще и музыки в частности. В ней выдающийся академик-просветитель подверг коренному пересмотру концептуальные основы музыкального образования тех лет и впервые научно определил его содержание, формы и методы реализации.

Впервые цель уроков музыки стала философски масштабной и соответствующей высокому предназначению самого искусства: "Уроки музыки, ни в коем случае не отрицая важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции, равно как и важности изучения музыкальной грамоты, ставят перед собой гораздо более широкую задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры"[40].



В основу своей концепции Д.Б. Кабалевский положил научные идеи своего учителя - выдающегося музыковеда, композитора и педагога академика Б.В. Асафьева. С появлением и утверждением данной концепции стали постепенно отходить в прошлое подходы к музыке как к воспитательному предмету, как к сопутствующему средству и т. п., и уступать место подходу к музыке как искусству. Следовательно, и образ урока музыки обретал новую сущность - становился образом урока искусства.

Показательно, что впервые вместо сухой объяснительной записки к учебной программе учителя музыки получили концепцию "Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы", предваряемые афоризмом педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского: "Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека"[41]. В этой работе Д.Б. Кабалевский очень точно вскрыл противоречие, ставшее причиной нежизнеспособности создаваемых в 70-е гг. новых программ по музыке для общеобразовательной школы. Он указывал, что все попытки создать новые программы не приводят к желаемым результатам, так как опираются "…на традиционные, во многом устаревшие принципы и не выходят из круга привычных, но уже не отвечающих современным требованиям педагогических представлений. Пожалуй, самое парадоксальное то, что в попытках этих присутствует стремление опереться на общую педагогику, психологию, физиологию, эстетику, социологию (что само по себе, конечно, естественно и положительно), но менее всего в этих попытках ощутимо стремление опереться на закономерности самой музыки"[42].

Фактически Д.Б. Кабалевский говорил о необходимости создания собственных для преподавания искусства принципов, которые, вытекая из природы искусства, должны коренным образом отличаться от общедидактических принципов, ибо "для изучения музыки эти принципы, разумеется, нужны, но, если они не проникнуты живым дыханием самой музыки, они остаются абстрактной схемой, вырождающейся, в конце концов, в догматические "правила педагогики", способные лишь формально "упорядочить" процесс обучения, но лишить его радости, эмоциональной наполненности ..."[43].

Такой выход на новые горизонты преподавания искусства в школе позволил успешно решать многие насущные в то время проблемы музыкального образования вообще и проблемы урока музыки, в частности. Прежде всего, благодаря тематическому построению программы, была преодолена раздробленность урока музыки на отдельные виды деятельности. По этому поводу Д.Б. Кабалевский писал, что в системе массового музыкального обучения на первый план выходит не относительная самостоятельность различных граней музыки (как в профессиональном музыкальном образовании), а их внутренняя связь, то их единство, в котором они предстают перед нами в самом музыкальном искусстве.



Другая проблема, одна из центральных, - проблема восприятия музыки. В концепции Д.Б. Кабалевского она никак не связывается с каким-либо видом деятельности: "Восприятие музыки нельзя сводить к одному из "видов деятельности учащихся", как это обычно делается по отношению к "слушанию музыки". Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев"[44]. Из этого понятно, почему в предложенной Кабалевским программе отсутствует деление на привычные традиционные виды музыкальной деятельности.

С появлением новой концепции и программы в практике музыкального воспитания произошел подъем. Учителя, увлекшись новыми принципами преподавания музыки, выдвинутыми Д.Б. Кабалевским, активно думали и работали над совершенствованием уроков музыки в школе. Методическое обеспечение уроков музыки, четкая система переподготовки кадров, конференции и открытые уроки по телевидению, выпуск журнала " Музыка в школе", теоретическая полемика в научной печати – все это было той художественно-педагогической средой, в которой учитель музыки того времени почувствовал свою значимость.

Однако этот подъем оказался кратковременным, и уже к концу 80-х годов начался спад. Произошло разрушение системы переподготовки кадров, чему способствовало закрытие методических кабинетов музыки, из школы ушло поколение старейших и опытных учителей, резко ограничился выпуск нотных и фонохрестоматий для уроков и т.д. Новое поколение учителей в постоянно изменяющейся ситуации потеряло ориентиры: призыв к свободному выбору программ, к созданию своих собственных разработок лишил учителей музыки того "стержня", который в предшествующие годы подъема удерживал их в истинном предназначении как учителей-музыкантов.

Одной из главных причин обозначившегося спада в массовом музыкальном воспитании стали противоречия и трудности, которые возрастали в прямой пропорции распространению идей и программы Д.Б. Кабалевского в школе. И это не парадокс, а закономерное следствие господствовавшего длительное время подхода к музыке как школьному предмету. Методологическая основа концепции была принята большинством учителей. Но, как выясняется сейчас, приняли новую методологию более сердцем, скорее на "уровне подсознания". О настоящем же присвоении идей концепции и адекватном их внедрении в школьный урок музыки говорить не приходилось долгие годы.

Не случайно Д.Б. Кабалевский после долгих лет эксперимента и широкого внедрения в практику новой программы, почувствовал неудовлетворенность от практической ее реализации и незадолго до смерти задумал статью "Теоретические основы урока музыки как урока искусства", в которой писал: "Урок музыки - урок искусства" - это определение можно сейчас встретить едва ли не в любой работе, связанной с проблемой музыкальной педагогики. Оно стало широко распространенной, почти тривиальной формулой прежде, чем мы его осознали и объяснили. Это крайне необходимо не ради каких-то формальных требований педагогической науки. К этому зовет живая педагогическая практика, необходимость поднять на новый теоретический более осознанный и практически более результативный уровень всю жизнь общеобразовательной школы и всю систему подготовки музыкально-педагогических кадров. Это необходимо уже хотя бы для того, чтобы к урокам музыкаль ..."[45].

На этом статья обрывается... Неудовлетворенность, которую чувствовал Д.Б. Кабалевский, отражается и в других опубликованных и неопубликованных работах, где он анализировал современное ему состояние музыкального воспитания. В частности, в его архивных записях сформулированы такие тезисы:

- нельзя новое осуществлять старыми методами;

- современная общая педагогика ... определяет сущность урока как организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, рассматривает урок как средство целенаправленного руководства образованием, развитием и воспитанием школьников;

- все время просвечивает антиасафьевская мысль: "искусство - научная дисциплина, которой учатся и которую изучают".

Автор уникальной научно-педагогической концепции музыкального воспитания в конце жизни с горьким юмором подвел итог многолетней экспериментальной и практической работы по внедрению новой программы, выразив ее в форме парадокса: "Музыкальную педагогику пришлось во многом принципиально изменить. Теперь принципиально измененная музыкальная педагогика подгоняется под традиционную общую педагогику..." (из архивов Д. Кабалевского). На сегодняшний день это - самая точная характеристика того, что происходит сейчас в массовой музыкальной педагогике: исторически сложившееся отношение к искусству как средству воспитания, подход к преподаванию музыки как школьного предмета вытесняют из теории и практики музыкального образования "вынянченную", но так и не набравшей настоящей практической силы идею преподавания музыки как живого образного искусства[46].

Однако концептуальные положения, выдвинутые Д.Б. Кабалевским, все-таки доказали свою жизнеспособность, сегодня они набирают силу, развиваются и углубляются в современной художественной педагогике. В последнее десятилетие в теории и практике эстетического воспитания и художественного образования в контексте концепции Кабалевского разработаны принципы педагогики искусства: целостность, образность, ассоциативность, интонационность, вариативность и др. На основе обобщения лучшего опыта отечественной и зарубежной педагогики произошли существенные изменения в преподавании искусства в школе. Переориентация проявилась в переходе:

— от узкоспециальной цели в прежних программах - к выведению цели в широкий историко-культурный контекст;

— от разделения учебных и воспитательных задач - к перенесению акцента с обучения на развитие личности ребенка в процессе эстетического воспитания и художественного образования;

— от содержания предметов, понимаемого как сумма знаний, умений и навыков, - к содержанию как художественно-педагогическому процессу, как единой художественно-творческой деятельности учителя и учеников, направленной на познание мира и себя, на самосозидание, на присвоение общечеловеческих ценностей;

— от приоритета узкоспециальных задач, связанных с формированием определенных навыков, — к задачам целостного развития человека, формирования эстетического отношения к миру, творческого художественно-образного мышления, чувства стиля как основы художественного вкуса ребенка;

— от дидактических принципов, формально перенесенных на художественно-педагогический процесс, - к принципам педагогики искусства, обусловленным внутренней генетической общностью различных видов искусства;

— от узкого понимания интонационности как звуковысотного аспекта музыкального искусства - к интонационности как общему свойству различных видов искусства;

— от иллюстративного характера связи между искусствами - к раскрытию через специфическое общего в художественной культуре - ее духовного стержня и непреходящих ценностей;

— от преобладания формальных методов работы, разрушающих художественный образ и его восприятие детьми, - к целостному постижению содержания произведения;

— от преобладания соподчиненных отношений (когда учащиеся выполняют ряд заданий учителя) - к сотворчеству и диалогу;

— от традиционного понимания школьного предмета искусства - к его качественно иному видению в единой художественно-творческой деятельности на уроке, центром которого является сам ребенок, его чувства, мысли, отношения, проявляющиеся в различных формах общения с искусством;

— от стихийного накопления художественного опыта - к целенаправленному формированию этого опыта как прообразу художественной культуры;

— от Урока искусства - к уроку Искусства как уроку человековедения.

В том, что педагогическое наследие Д.Б. Кабалевского сегодня значимо для нас – нет никакого сомнения. Без упоминания анализа его музыкально-педагогической концепции не обходится практически ни одно исследование, ни одна методическая разработка, ни одна научная конференция по вопросам музыкального воспитания и образования детей. Громадное большинство школ учится по Кабалевскому. В год 100-летнего юбилея со дня рождения Дмитрия Борисовича (2004) вышло новое издание его программы по музыке для общеобразовательных школ, получившей федеральный статус.

Более того, появляющиеся сегодня новейшие музыкально-педагогические течения и «концепции», как правило, идут по пути разработки идей Кабалевского. Сам Дмитрий Борисович как-то обронил: «Музыку писали и получше меня. А вот программа по музыке – это дело всей моей жизни…». И надо признать, что на сегодняшний день в области музыкального воспитания школьников России не создано ничего такого, что хоть как-то приближалось бы по своей глубине и масштабу к музыкальной системе Кабалевского. Именно она мотивирует сегодня достижение нового качества в музыкальном воспитании, очевидного не только для педагогов-музыкантов; подводит к переоценке ценностей, как в самом массовом музыкальном воспитании, так и в тех областях педагогики, с которыми соприкасалась система Д.Б. Кабалевского. Это и принципиально новый подход к формированию содержания музыкального образования с точки зрения «широты охвата музыкальной культуры человечества»; и видение слушателя в одном ряду с композитором и исполнителем (Кабалевский рассматривал подготовку слушателя, как важнейшую составляющую фундамента музыкальной культуры народа); и придание небывало высокого статуса музыкальному, и шире, эстетическому образованию в школе, что, с одной стороны, способствовало развитию «самосознания» общего музыкального образования, с другой – подвигло к изменениям преподавания в школе других искусств.

Идеи Д.Б. Кабалевского настолько проросли в художественную педагогику, что практически потеряли авторство. Это – и тематизм любой программы, появившейся после Кабалевского, и принцип преподавания искусства как искусства, и воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры личности, и восприятие музыки как основа всего музыкального образования (а не отдельный вид деятельности), и «музыкальная грамотность» как синоним музыкальной культуры в противовес музыкальной грамоте, и многое другое. Можно констатировать: нет ни одного современного автора, в программе которого так или иначе не были бы обозначены эти позиции.

Новые подходы к преподаванию искусства, обновление содержания художественно-эстетического образования связаны с введением базисного учебного плана, включающего образовательную область “Искусство”. Содержание этого компонента соответствует современным задачам художественного образования и эстетического развития личности, сформулированным в концепции Кабалевского: в цели и задачи предметов искусства входит формирование художественной культуры учащихся, как части культуры духовной, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого.

Поистине универсальная деятельность Д.Б. Кабалевского была настолько многогранна и продуктивна, своевременна и эффективна, что аналоги ей в музыкальной педагогике и найти трудно. Идеи музыкально-педагогической концепции Кабалевского работают и сегодня, поскольку культурологическое начало, лежащее в ее основе, значительно важнее идеологических постулатов, лежащих на поверхности. Она вбирает в себя современные проблемы, позволяя их решать на сегодняшнем уровне, и растет вместе с нами. Главная ценность системы Д.Б. Кабалевского в ее уникальной ясности, целостности идеи, глубоком проникновении в сущность музыкального искусства, нравственном потенциале, универсальности применения ее основных положений в образовательно-воспитательном процессе. Любой думающий учитель, обратившись к педагогическому наследию Кабалевского, станет исследователем, который откроет для себя непреходящее в его идеях, воспримет педагогическую концепцию как саморазвивающуюся систему, в которой учитель - творец урока, а предложенная ему программа – лишь ориентир в его деятельности.

 

Литература

1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002.

2. Д.Б. Кабалевский и ИСМЕ (к 100-летию со дня рождения). – М., 2004.

3. Изучение творческого наследия Д.Б. Кабалевского в общеобразовательных учреждениях. К 100-летию со дня рождения. – М., 2004.

4. Кабалевский Д.Б. Сила искусства.- М.: Молодая гвардия, 1984.

5. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.

6. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М., 1984.

7. Кабалевский Д.Б. Дело всей жизни: Сб. ст. / Сост. Е.Д. Критская, Г.А. Пожидаев. – М., 1995.

8. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы. – М.: Просвещение, 1985.

9. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. – М., 1986.

10. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.

11. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое. – М., 1980.

12. Модернизация художественного образования. Мат-лы междунар. конференции к 100-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского. – М., 2004.

13. Теория и методика музыкального образования в школе: Н.-мет. пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. – М.: Флинта: Наука, 1998.

14. Халабузарь П.В. Основы методики преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе (Концепция Д.Б. Кабалевского) // Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. – М.: Музыка, 1990. – С. 137-157.

 

 








Date: 2016-05-24; view: 3487; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию