Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На живущих в стране тени смертной
свет воссияет» (Мф 4,16; Ис 9,1-2). А в Евангелии от Иоанна Сам Иисус Христос говорит о Себе: «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин 9,5). Таким образом, называя Своих последователей светом мира, Он дает им великую оценку и задание быть подобными Ему. Что касается города на горе, то тут, кажется, все понятно. Несколько непонятной представляется «свеча под сосудом» в изречении «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». Речь идет, конечно, не о свече, а о лампаде, масляном светильнике с фитилем, как было принято в те времена. Светильник ставился не на подсвечник, а на подставку. И когда люди уходили из дома, они накрывали светильник небольшим глиняным кувшином или ведерком, которым отмеряли зерно и прочие сыпучие вещества, в церковнославянском переводе – ставили светильник под` сп8домъ. Но когда люди в доме, светильник зажигался, так как в палестинских домах комнаты были обычно темными. Иными словами, оба изречения – о соли и о свете – говорят о том, что христианство – не какая-то тайная доктрина, но учение доступное «всем в мире» или «всем в доме», учение, которое формирует не только сознание, но и поведение человека, его «добрые дела». В оригинальном тексте «красивые, прекрасные, привлекательные дела» (ta. kala. e;rga). Желательно, чтобы христианская добродетель была не только нравственно доброй, благой, но и привлекательной, прекрасной. А главное – она должна привлекать взоры людей к Богу. Таково должно быть евангелие в действии. И так будет, если мы станем жить в единстве с Господом нашим Иисусом Христом, Который пришел, чтобы исполнить Закон.
Христос и Закон (Мф 5,17-20)
17 Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Этот небольшой отрывок не только принципиально важен для понимания сути Вести Иисуса Христа, но и труден для толкования и понимания. Стихи Итак, Иисус говорит, что Он пришел. И это нам понятно: не только здесь Иисус говорит о том, что Он «пришел». Позже Он так оправдает Свое общение с грешниками: «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников» (Мф 9,13). И далее, отвергая стремление возвыситься и занять первое место в обществе, Иисус подчеркивает: «Так как и Сын Человеческий не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20,28). Во всех этих местах Иисус говорит о Своем посланничестве. «Я пришел» означает «Бог послал Меня». – Здесь всё ясно. Но далее… «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» и далее о иоте или черте. «Иота» – греческое соответствие самой маленькой букве еврейского алфавита «йод», которая похожа на знак апострофа «י», а «черта» (буквально «крючок») – крошечный знак, которое ставится наверху многих букв еврейского письма. Иота и черта, конечно, образное обозначение самых незначительных заповедей Закона Моисея. – Итак, «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона». Это уже непонятно. Как так? – можем мы спросить, – разве Сам Иисус не нарушал некоторые заповеди Закона, в чем Его и обвиняли законники. – Он общался с грешниками, нечистыми в глазах иудеев, даже сидел с ними за одним столом; не соблюдал предписанные Законом правила омовения рук; исцелял больных в субботу, хотя Закон и запрещал такое исцеление; наконец, ведь и осужден на распятие Он был как нарушитель Закона! Тогда какой же смысл в Его словах, что он не пришел нарушить (буквально «уничтожить») Закон или пророков, но исполнить? На церковнославянском: не прiидо1хъ разори1ти, но и3спо1лнити. Нас может удивить противоречие между этими словами Иисуса Христа и Его делами, противоречие между словами Иисуса и всем учением апостола Павла. Вспомним хотя бы яркое и принципиальное утверждение Павла: «Конец закона – Христос» (Рим 10,4). Разве это не противоречит словам о как бы вечной ценности Закона Моисея со всякой малейшей его иотой и чертой? Ведь апостол Павел учит о том, что с пришествием Христа и Евангелия Закон утратил силу и уступил место вере и благодати. И ниже мы видим последующие речи Иисуса, когда Он учит совсем противоположному: Вы слышали, что сказано древним: то-то и то-то, … А Я говорю вам: то-то и то-то. Ведь именно такие речи раздражали и даже приводили в ярость книжников и фарисеев. Чтобы прояснить ситуацию, первое, на что следует обратить внимание, это глагол «исполнить»: «Я пришел исполнить Закон», – сказал Иисус Христос. Ранее мы уже обращали внимание на то, что глагол «исполнять» или «исполняться» в Евангелии от Матфея всегда имеет смысл осуществления Богом святых ветхозаветных пророчеств, в которых выражена Божественная воля. Евангелист Матфей часто пишет: Всё это произошло, «да исполнится реченное Господом через пророков…». В Законе тоже выражена благая воля Божия, которая исполнилась в Иисусе Христе. Сам Спаситель и есть исполнение Закона, понятого не узко законнически, по букве, но в самой своей сути. Нас смущает то, что глагол «исполнять» применительно к понятиям Закон, заповедь в русском языке может означать «следовать Закону, быть послушным заповеди, быть законопослушным». Но в библейском языке так никто этот глагол не употребляет. Говорят «соблюдать, хранить, сотворить Закон», но никак не «исполнять». Вот например, Иисус говорит богатому юноше: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф 19,17). Или в другом месте, говоря о следовании заповедям, Он говорит о тех, кто «творит заповеди» (Мф 5,19). А в нашем тексте Иисус не говорит «Я пришел соблюсти Закон», как Он потребовал от богатого юноши, не говорит о том, что Он пришел «сотворить заповеди до малейшей иоты». Нет, Он говорит, что Он «пришел исполнить Закон». То же перед этим Он говорил Святому Иоанну Крестителю: «Так надлежит исполнить нам всякую правду» (Мф 3,15). Но в чем разница между «соблюдать или творить» и «исполнить»? И еще к той же теме «исполнения»: Вспомним первые слова публичной проповеди Иисуса Христа сразу после Его искушения в пустыне. Они приводятся евангелистом Марком: «Исполнилось время» (Мк 1,15). Но это высказывание равносильно словам «Я пришел» (Мф 5,17). То есть с пришествием Христа началось исполнение спасительной воли Божией. Оно уже здесь, оно – в настоящем времени! Пришествие (иначе говоря, посланничество) Иисуса Христа осуществилось не для того, чтобы «нарушить Закон или пророков», как можно было бы предположить из Его высказываний о субботе и так далее, но, напротив, для того, чтобы «Закон и пророков» «исполнить». Итак, «исполнение» означает здесь, как и всегда в Евангелии от Матфея, когда оно ссылается на Писание (на Закон, пророков), – это осуществление пророчеств. Иисус Христос призывает к тому, чтобы Закон был исполнен так, как это было предсказано пророчествами о времени спасения, когда Закон, выражающий волю Божию, будет написан не на скрижалях каменных, но на сердцах людей (Иер 31,33). Воля Божия будет постигнута и соблюдена непосредственно, без буквы Закона. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет … Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер 31,31-34). С пришествием Спасителя и Его Евангелия это возвышенное эсхатологическое пророчество исполнилось! Уже сейчас в принципе буква Закона отменена, хотя Закон и продолжает действовать, пока существует этот мир. Об этом действии Закона в пределах этого мира, или века сего говорит стих 18: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все». В Синодальном переводе написано: «ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится всё». И у читателя русского перевода создается обманчивое впечатление, будто речь идет об «исполнении» закона со всеми его малейшими деталями. Но ведь это не так! Ни в греческом оригинале, ни в более точных переводах нет глагола «исполнится»! Посмотрим церковнославянский перевод: *w1та e3ди1на, и3ли2 e3ди1на черта2 не пре1йдетъ t зако1на, до1ндеже вся6 б8дутъ. « До1ндеже вся6 б8дутъ »! А если переводить с греческого совсем уж точно, то «пока всё не совершится, пока всё не произойдет». Что это «всё»? Да то, о чем только что было сказано: до1ндеже пре1йдетъ не1бо и3 земля2, то есть «доколе не прейдет небо и земля», или «пока существует этот мир». Это дважды повторенное до1ндеже(до тех пор, пока) подчеркивает установленный предел действия Закона. «Доколе не прейдет небо и земля» не имеет целью сказать, будто Закон дан «навсегда», но совершенно точно и определенно: «до конца века сего, этого мира». Закон имеет действие только в этом мире. И понятно: без Закона или без законов жизнь в грешном мире невозможна. Но с концом этого мира, когда он «прейдет», прейдет и старый Закон. Он прейдет, прекратится в отличие от Нового Закона, от слов Иисуса Христа. Ибо «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф 24,35), – говорит Спаситель в другом месте Евангелия. Закон со всем своим содержимым относится к этому миру. Он не действует, как то считали раввины, за пределами века сего, то есть вечно. В нетленности и вечности Закона было убеждено ветхозаветное иудейство. Примеров этому достаточно. «Дан миру нетленный свет Закона» (Прем 18,4). «Вот книга заповедей Божиих и Закон, пребывающий вовек» (Вар 4,1). «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах» (Пс 118,89). Иудейство утверждает, что Закон «пребывает вовек», а Иисус Христос говорит, что он «прейдет». Время его действия ограничено эсхатологическим событием конца сего мира со всеми его законами. Но… эсхатологическому событию конца века сего и наступлению Царствия Божия положило начало уже пришествие Иисуса Христа, и тем более Его Воскресение, Вознесение и ниспослание Духа Святого. Так что в мире, в царстве кесаря действуют законы, данные по воле Божией (или человеческой) этому миру, а во Христе, в Царствии Божием действуют иные законы, соответствующие новой правде. О «законах» или «заповедях» этой новой, лучшей правды и пойдет речь в последующих стихах разбираемого отрывка и в Нагорной проповеди в целом.
Итак, из слов Иисуса Христа в 17 и 18 стихах следует, что Закон Моисея должен сохранять силу и далее, причем без всякого отступления или сокращения («ни одна иота или ни одна черта не прейдет…»). Но мы знаем также, что Сам Иисус нарушал Закон, не желая вливать «вина молодого в мехи ветхие» (Мф 9,17). Далее мы выяснили, что это сохранение Закона имеет предел: он действует лишь до тех пор, пока существует этот мир («дондеже прейдет небо и земля»). Ключевое слово, которое позволило нам снять это видимое противоречие между словами и делами Иисуса Христа – глагол «исполнить». Мы прояснили его истинное значение в Евангелии от Матфея: исполнение Закона означает его восполнение до эсхатологической, окончательной полноты, выраженной в ветхозаветных пророчествах, отражавших абсолютную волю Божию, независимую от исторических условий, от немощей и слабостей грешного человечества. В чем же смысл этой конечной «полноты», или «полной меры»? Высказывание Иисуса об «исполнении» Закона здесь только обобщает Его заповеди, которые будут изложены в Его Нагорной проповеди. Вот в них и будет выяснен смысл «исполнения» Закона, его эсхатологической отмены. Подчеркиваем: не хронологической отмены во времени. Покуда есть время и вообще это небо и эта земля, Закон в истории действует. Но Закон отменяется превосходящим его конечным, эсхатологическим исполнением. А это эсхатологическое исполнение пришло уже вместе с пришествием на землю Иисуса Христа. Последующие заповеди Нагорной проповеди (Мф 5,21-48) подразумевают не историческую отмену заповедей Закона (вдруг и сразу!), но их эсхатологическое преодоление. Где Иисус Христос, там «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк 1,15), в котором уже действует не Закон, а заповеди Иисуса Христа. Сам же Закон Моисея ограничен, он выразил волю Божию людям «царствия земного», людям сего века, отмеченного грехом и злом. Ни тому, ни другому нет места в Царствии Божием. Так что Закон остается в силе в царстве греха, но достигает исполнения в Царствии Божием. Действительно, в последующих дискуссиях о заповедях Закона Иисус ни разу не сказал, что Он отменяет заповеди. Нет, они, как и прежде, остаются справедливыми. Например, Он вовсе не отменяет субботу, но указывает ей место позади Себя. Где Он, там Царствие Божие, там не отмена субботы, но возвышение субботы до ее исполнения. И Христос своими исцелениями в субботу явственно показывает ее исполнение. Заповеди Закона даны внутри этого грешного мира, но исполнение этих заповедей обещано Богом через пророков для мира грядущего, который пришел с новым Человеком, с Иисусом Христом. И – добавим мы – с теми, кто «во Христе», что столь наглядно показал апостол Павел в своих посланиях. Чтó конкретно понимается под «исполнением Закона или пророков» становится ясно, если обратить внимание на одно место в конце Нагорной проповеди, где снова появляется выражение «Закон и пророки»: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом Закон и пророки» (Мф 7,12). («Золотое правило»). Этим изречением завершается проповедь Иисуса Христа, – отсюда понятно, что весь Закон с его «иотами и чертами» «исполняется» в заповеди любви к ближнему, как она представлена в слове и в деле Иисуса. Это подтверждается тем, что евангелист еще раз повторяет эту заповедь в разговоре Иисуса с богатым юношей (Мф 19,19), далее в разговоре с одним законником приравнивает эту заповедь заповеди любви к Богу: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего … сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22,36-38). Более того, объявляется, что « на сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки» (Мф 22,40). Таких примеров из Евангелия можно привести немало. Вот и апостол Павел любовь к ближнему понимает как исполнение Закона: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил Закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим 13,8-10).
Стихи 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Трудности начинаются уже в первых словах 19-го стиха. Каков смысл фразы о нарушении хотя бы одной «из заповедей сих малейших»? Что имеется в виду под «сими заповедями», да еще и «малейшими»? Это загадка для экзегетов. Некоторые ученые считают, что речь здесь идет о заповедях Иисуса Христа, изложенных далее в Нагорной проповеди. Однако, непосредственное звучание этого стиха, его буквальное понимание непредубежденному читателю скорее говорит о том, что речь идет о неких «малейших заповедях Закона Моисея». И снова: Как и в предыдущем стихе о том, что «ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона», буквальное понимание никак не согласуется с собственным поведением Иисуса Христа в отношении Закона. Речь здесь идет скорее о верности смыслу Закона, как он разъяснен Иисусом. Таким образом, фраза о «заповедях сих малейших» относится к окончательному и полному смыслу Закона в понимании и истолковании Иисуса Христа. Это новое понимание и истолкование начинается со следующего стиха 20 о «лучшей праведности», чем праведность книжников и фарисеев. Вершиной же этого нового истолкования являются слова Иисуса о «наибольшей заповеди» и о двойной заповеди любви как самой сердцевине Закона, о чем мы уже упоминали. С учетом более широкого контекста, в котором все эти слова стоят в Евангелии или произнесены Иисусом, они, конечно же, как подчеркивал уже Святой Иоанн Златоуст, означают весь Закон, однако… не в фарисейском и общенародном смысле, но в истолковании Иисуса Христа, то есть Закон, исполнение которого принес Спаситель. Эти новые смыслы и более полная картина взглядов Иисуса Христа на Закон Моисея видны в дальнейшем в Евангелии. Есть и другие, не столь существенные трудности стиха 19. Что касается добавления слова «научит»: сам нарушит и других «научит нарушать» или, наоборот, «научит сотворить» заповеди, то эти слова подчеркивают ответственность учеников Христовых. Следует не только соблюдать Закон в истолковании Иисуса Христа, но еще и учить ему других. Значение учительства вообще особо отмечено в Евангелии от Матфея. Евангелист очевидно видит в нем важнейшую задачу Церкви. И последние слова его Евангелия именно об этом: Иисус говорит: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28,19-20). Несколько труднее богословски осознать другое в стихе 19: Ученикам указывается место в Царстве Небесном. Один будет «малейшим», другой «великим». Это высказывание тоже звучит по-иудейски, по-раввински, ибо согласуется с иудейскими представлениями о награде от Бога как мотивации праведного поведения, ведь фарисейский иудаизм – это религия воздаяния по делам. Иисус Христос в своем окружении иногда следует этой традиции и довольно часто говорит о награде. Мы уже встречались с Его обетованием: «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5,12), то есть Иисус Христос говорит и о степени награды – «велика». Следовательно, может быть и «малой». По Его словам, есть награда для пророков, другая для праведников, третья для учеников (Мф 10,41-42). Упоминаются и почетные места справа и слева от Иисуса (Мк 10,40). Или, например, ученики спрашивают Иисуса: «Кто больше в Царстве Небесном?», а Он им отвечает: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф 18,1-4). Возникает вопрос: Не означают ли эти изречения о награде, что древняя иудейская идея заслуг включена в Евангелие Иисуса Христа? Нет! Мы должны учитывать жизненный контекст, в котором звучали эти слова Иисуса. Вспомним, например, такие слова Иисуса о милостыне: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6,2-4). Иначе говоря, когда подаешь милостыню, сразу же забывай об этом. Твой Отец знает о твоем поступке и вознаградит тебя. Ученик Христов должен быть свободным от стремления получить награду; он должен просто забывать сделанное им добро. И это забвение сделанного тобою добра замечательно изображено в истории, где описано, как оправданные на последнем Суде никак не могут понять, за что им дано почетное место по правую сторону от Сына Человеческого. Им приходится объяснять, что они вознаграждены за их дела любви, о которых они даже забыли, так как творили их, не помышляя о награде (Мф 25, 31-40). Ничего подобного этому рассказу Иисуса в иудейской литературе не встретить, ибо здесь упраздняется сама идея награды. Есть работники-поденщики, а есть рабы: «Вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк 17,10). В отличие от поденщика, раб не имеет ни прав, ни даже мыслей о зарплате. И когда Иисус говорит о награде, то речь у него идет не о фарисейских притязаниях на награду, а о справедливости и верности Бога, о неизбежной реальности божественного вознаграждения. В этом отношении указывают на одно малоприметное, но по сути очень показательное место в Евангелии от Матфея: «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды … истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф 10,42). Попросить и предложить чашу воды – это на Востоке настолько само собой разумеющаяся вещь, что благодарить за это не принято; но Бог сам вознаградит за такой заурядный поступок. Ни о какой заслуге здесь не может быть и речи. Дать человеку попить – никакое не достижение высокой нравственности. Заслуга имеет отношение к человеческим достижениям, а награда – к верности и надежности Бога. На Бога всегда и во всем можно положиться. Он видит всё, даже то, что ни ты, ни другие не видят. Возвращаясь к нашему стиху 19 о «наградах» быть «великим» или «меньшим» в Царстве Небесном, можно, учитывая весь контекст Нагорной проповеди и Евангелия, сказать, что «малейшим» назван тот ученик, который в целом верен новому Закону, исполненному и истолкованному Иисусом Христом, но виновен в нарушении тех или иных его заповедей. Таковой не будет исключен из Царства Небесного, но «награда» его будет пропорциональной его верности. Что же касается иудейского звучания слов Иисуса, то с этим мы уже разобрались. Переходим к 20-му стиху: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Слова «ибо говорю вам», как и в стихе 18 об ограниченности действия Закона этим миром, который когда-нибудь «прейдет», – эти слова подчеркивают большую важность того, что будет сказано. Речь идет о праведности – одном из центральных понятий и Ветхозаветной и Новозаветной религии. Праведность как верность Закону – цель всякого иудея, ищущего не только эсхатологического спасения, но и всяческих благ в этом мире как наград Божиих за верность, за тщательное соблюдение заповедей Закона, не только письменного, но и множества его толкований, так сказать, «подзаконных актов». Ты здоров, богат, многочаден, занимаешь высокое положение в обществе – все это привычно воспринималось как признаки праведности. И напротив, болезни, бедность, бесчадие и унизительно низкое положение в обществе понимались как признаки греховной неправедности, несоблюдения Закона. Иисус говорит, что праведность Его учеников должна превзойти праведность книжников и фарисеев. В оригинале сказано несколько сильнее. Вот церковнославянский текст: а4ще не и3зб8детъ пра1вда ва1ша па1че кни6жникъ и3 фарiсe1й, не вни1дете въ црcтвiе нбcное. То есть: «если ваша праведность [16] не превзойдет своим изобилием праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Однако понятно, что речь идет не о количественном изобилии или превосходстве. Мол, фарисеи в своей праведности дают даже десятину с тмина, а вы должны превзойти их и давать еще десятину с мяты. Иначе вам Царства Небесного не видать. Речь идет о праведности качественно иной и неизмеримо лучшей, нежели праведность фарисеев, которая основана на стяжании заслуг и на ожидании наград. Но беда в том, что фарисеи и законники просто не сознавали, что существует иная праведность, которая выше их понимания, и без этой высшей, Христовой праведности, как сказал апостол Павел, «все под грехом, … нет праведного ни одного» (Рим 3:9-10). Именно об этом говорил Иисус Христос – о высшей праведности, которая будет не внешним формальным следованием букве Закона, а сердечным следованием воле Божией. Блаженны те, кто алчет и жаждет высшей правды, а не правды низшей, законнической. Эта высшая правда открылась «независимо от Закона» (Рим 3:21) в Евангелии Креста и Воскресения. О нравственной позиции, соответствующей этой высшей правде и пойдет далее речь в Нагорной проповеди. Апостол ранней христианской Церкви, Павел, утверждает (Гал 2), что упование на свою праведность – глубокое заблуждение! Думать, что ты можешь что-то заслужить перед Богом, выслужиться перед Ним своею верностью и потом предъявить Ему свои требования, – означает ставить абсолютно свободного Бога в зависимость от тебя, от твоих дел, от некоего закона, которому Бог должен следовать. Апостол Павел здраво и справедливо учит, что сам себя никакими делами, никакими усилиями человек спасти не может. Не я – спаситель себя, а Бог – Спаситель меня. И мне остается только доверять Богу-Спасителю, вверить себя Ему. И, соответственно, христианская вера понимается преимущественно не как «верность», а как «доверие». Доверие же к кому бы то ни было нельзя вызвать в себе по своей воле. Вера-доверие – харизма, дар Божественной благодати; и Бог готов нам всегда дать его, если мы пойдем навстречу Христу[17]. Но, конечно же, Апостол Павел не отделял веру от дел. Высказывание Апостола Иакова «вера без дел мертва» (Иак 2.14,17,24,26) столь же справедливо и для Апостола Павла. Доверие любящему Богу в Иисусе Христе, вера Евангелию любви и спасения, отказ от себя, от своих «дел праведности», от своих «заслуг», полное вверение себя Господу Иисусу Воскресшему, отворение своего сердца действию Духа Святого – вот прямой путь к спасению. Вверив себя благодати Божией, Апостол мог воскликнуть: «Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия» (Гал 2,20). Но такая вера не мыслится без ее следствий: без любви, являющей себя в делах. Апостол Павел пишет о вере без любви: «Если имею … всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор 13,2). Весь Новый Завет пронизан любовью и призывом к делам любви, ибо мыслится и пишется не о мертвой, а о живой вере, которая даруется самим источником жизни и любви – Богом. Поэтому, истинной веры без дел не существует. И это – от Бога, непостижимого умом, но постижимого сердцем, которое открыто для действия Его благодати. И это – жизнь в блаженстве. На эту благодать и блаженство можно ответить только делами любви и благодарностью. Что же понималось под Законом во времена земной жизни Иисуса Христа и позже? Десять заповедей, содержащие самые общие принципы? Да, но не только. Законом называли также Пятикнижие Моисея – пять первых и важнейших книг Библии. Законом часто считалось все Священное Писание. Тогда употреблялось выражение «Закон и пророки». Но чаще всего под Законом понимался устный Закон, Закон книжников и фарисеев. Дело в том, что самые общие принципы, выраженные, например, в Десяти заповедях, требовали толкования для их реального применения ко всем случаям жизни. Так со временем появился Устный Закон, передававшийся в предании от одного поколения книжников к другому. Появились тысячи норм и правил, которые были в конце концов кодифицированы в едином гигантском юридическом своде под названием Мишнá. Впоследствии появился Талмуд, содержавший пространные комментарии к Мишнé. В эпоху Иисуса Христа религия для пользовавшихся народным уважением ортодоксальных иудеев была серьезным и трудным делом соблюдения тысяч норм и правил Закона книжников. Но… Иисус Христос знал, что эти мелочные правила вовсе не выражают волю Божию, которую Он как Сын Божий нёс в Себе и знал в совершенстве. Не воля Божия отражена во всей этой суете с мелочными правилами и нормами, а отражено «предание старцев» и «заповеди человеческие» (Мф 15:2.9), в которых выражена воля грешного человечества. Однако именно все эти нормы и правила считались делом жизни и смерти, делом праведности. Итак, если в Нагорной проповеди Иисус Христос призывает Своих учеников к праведности, неизмеримо более высокой, чем праведность книжников и фарисеев, то Он призывает к познанию и исполнению воли Божией в ее основном содержании, а не в «заповедях человеческих», изложенных в десятках трактатов Мишны.
Итак, в последних лекциях мы подробно остановились на отношении Иисуса Христа к Закону Моисея, причем, как мы показали, не просто к Закону, изложенному в Писании, но к Закону в многочисленных его толкованиях и приложениях к различным сторонам повседневной жизни. Оппоненты Иисуса Христа – книжники и фарисеи – ставили перед собой цель быть праведными. И под праведностью они понимали ревностное соблюдение всех, – до самых незначительных, – правил и требований этого Закона, сформированного преданием. Иначе говоря, они мыслили свои отношения с Богом в юридических категориях: человек соблюдает данные якобы от Бога правила и нормы, а Бог его за это награждает, причем награждает уже в этой жизни – здоровьем, богатством, вообще всем тем, что ассоциировалось с понятием «шалом». Это слово традиционно переводится как «мир», хотя смысл его шире: шалом означает полноту всяческих благ. Что касается вечной жизни, то идеальный фарисей, представ на Последнем Суде перед Богом-Судией, надеялся на вечную награду за свою праведность. Правда, как мы знаем, далеко не все иудеи верили в воскресение и вообще в жизнь вечную. Например, влиятельные саддукеи утверждали, «что нет воскресения, ни Ангела, ни духа» (Деян 23,8). Но основная масса народа доверяла больше фарисеям, ибо именно они были народными учителями. А они, в отличие от саддукеев, учили и в возможность воскресения, и в то, что Бог будет судить каждого человека, который по приговору Суда получит или награду или наказание. Итак, книжники и фарисеи стремились к удовлетворению требованиям Закона. Кто выполнит все, что требует Закон (письменный и устный), тот будет удостоен вхождения в Царство Небесное. На фоне этого всеобщего убеждения совершенно неожиданно звучали слова Иисуса Христа: «Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5:20). Что понимал Иисус Христос под лучшей праведностью, превосходящей соблюдение заповедей Закона, объясняет, собственно, вся земная жизнь Господа: и Его учение, и Его деяния. Но сконцентрировано это объясняется в дальнейшей Нагорной проповеди.
Антитезы (Мф 5,21-48) Это слово надо понимать как «противопоставления, противоположения». Эти поучения Иисуса Христа – одно из самых важных мест во всем Новом Завете. Все антитезы построены по единому образцу. Той или иной заповеди из Пятикнижия Моисея противопоставляется как антитеза слово Иисуса: «Вы слышали, что сказано (древним)… А Я говорю вам…». Для иудеев того времени в таком противопоставлении не было ничего особенно нового. Раввины часто противопоставляли собственное толкование тому или иному старому толкованию текста Закона. При этом использовалась точно такая же «формула»: «А я говорю вам…». Новизна слов Иисуса не в еще одном толковании Закона вдобавок к множеству других. Абсолютно новым было не новое толкование текста Закона, а новое понимание и даже новая формулировка самого Закона! Вот это уже шокировало фарисеев и книжников. Господь говорил с авторитетом нового законодателя, как бы нового Моисея. Ни один иудей до Него претендовать на такое не осмеливался. Никому даже в голову не могло прийти подобное. Поэтому слушатели Иисуса Христа «дивились Его учению, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники» (Mк 1,22). – Иисус Христос претендовал на такую власть даже по отношению к тому, что иудеи считали абсолютно святым и неизменным Словом Божиим. Он знал, что имеет на это полное право. В первой антитезе (об убийстве), во второй (о прелюбодеянии) и в пятой (о мести) речь идет о радикальном заострении Закона. В третьей антитезе (о разводе), в четвертой (о клятве) и в шестой (о любви и ненависти) речь идет даже об отмене некоторых заповедей. Смысл всех шести антитез: они призваны показать сущность большей, лучшей праведности. Антитезы Иисуса Христа заставляют задуматься, какой замысел, какое стремление лежит в основе той или иной заповеди, чтобы уже не останавливаться на ее букве, но идти гораздо дальше в познании изначального желания и замысла Бога.
О любви к врагам (Мф 5,43-48) 43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. Новое слово Иисуса Христа начинается, как и прежние антитезы, – «Вы слышали, что сказано…». Далее следует ссылка не на библейский текст, но на религиозное убеждение иудеев того времени: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Буквально таких слов в Писании нет. Это не цитата, но сжатое изложение нескольких ветхозаветных заповедей. Прежде всего, это заповедь любви к ближнему. Мы уже упоминали эту заповедь в прошлой беседе: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18). Замечательная заповедь! Однако, как мы уже выяснили, речь в ней идет только о «ближних», то есть о единоплеменниках, об израильтянах. Да, единоверцев надо любить, и даже если среди них есть твои личные враги, к ним следует относиться по-доброму, не ненавидеть их, но молиться о том, чтобы они обратились на путь истинный. Но это всё «ближние». Относительно же «дальних» в Священном Писании Израиля читаем совсем другое: «Когда Господь, ваш Бог, приведет вас в страну, овладеть которой вы идете, и изгонит из нее множество народов,… когда Господь, ваш Бог, отдаст их в ваши руки и вы победите их, то предайте их заклятию – уничтожьте! Не заключайте с ними договоров и не давайте им пощады» [18] (Втор 7:1-2). – О мстительной беспощадности читаем и еще более жестокие тексты, впрочем, хорошо известные тем, кто знает православное богослужение: « Помяни2, гдcи, сы1ны e3дw6мскiя въ де1нь *ерcли1мль глаго1лющыя: и3стоща1йте, и3стоща1йте до w3снова1ній e3гw2. Дщи2 вавv0лw1ня w3кая1нная, бл=же1нъ, и4же возда1стъ тебё2 воздая1ніе твое2, e4же воздала2 є3си2 на1мъ: Бл=же1нъ, и4же и4метъ и3 разбіе1тъ младе1нцы твоя6 w3 ка1мень » (Пс 136:7-9). Всё это обобщается в словах Иисуса: «Вы слышали, что сказано: …ненавидь врага твоего». Да, по сути именно это сказано в Законе Моисея. И если мы спросим: «Почему Израиль беспрекословно принимал такие бессердечные заповеди?», то ответ найти нетрудно: Израиль принимал такие повеления, потому что он был убежден в ненависти Бога к определенным людям. Ведь именно этой праведной ненавистью обосновываются повеления о ненависти к врагам и беззаконникам: «Ты Бог, не любящий беззакония; Date: 2016-05-24; view: 274; Нарушение авторских прав |