Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И дух правый обнови внутри меня





Не отвергни меня от лица Твоего» (Пс 50,12-13).

 

«Как благ Бог к Израилю,

к чистым сердцем!» (Пс 72,1).

Это полная, безоговорочная и безраздельная преданность Богу. Собственно, это то, что можно назвать «верой» в самом принципиальном смысле. Здесь говорится о реальном духовном ви́дении Бога «лицом к лицу» (1 Кор 13,12), когда мы «увидим Его, как Он есть» (1 Ин 3,2). А это и есть высшее обетование Евангелия в целом: увидеть Бога, «как Он есть», – это предельное, последнее исполнение веры, надежды и любви. В этом содержится всё, что называется спасением, славой и вечной жизнью. Слава Божия, сиянье Его присутствия открывается верующему человеку уже в этой жизни, открывается во многом из того, что он видит в этом мире. Но в грядущем, обновленном и преображенном мире «чистый сердцем» увидит не только Славу Божию, но увидит Самого Бога так, как Его сейчас видят только Ангелы Божии.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

Это не просто миролюбивые, уступчивые, терпимые и готовые к прощению люди, но те, которые активно действуют, устанавливая мир и устраняя существующие между людьми противоречия. Таковые получают обещание, что они в свое время будут названы сынами Божиими, потому что они в этом отношении похожи на Бога.

 

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

 

Эти «изгнанные», или «гонимые» тождественны «нищим, плачущим и кротким», то есть тем, кто следуют за Христом. Это они – «алчущие и жаждущие правды». Они «изгнанные» людьми, но возлюблены Богом, ибо они блаженны, потому что «их есть Царство Небесное».

 

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

Верующие не должны жить в страхе поношений и осуждений. Бояться некого и нечего! Однако не только различные обвинения, но и всевозможные физические страдания не должны омрачить нашу надежду на «небесную награду». Ничто во всем этом мире не может устрашить верующего последователя Христа, ибо не может отлучить его от Бога и Его любви во Христе Иисусе. Для такого бесстрашия, конечно, нужна сила веры и благодатная помощь Духа Святого. Гонимым за «правду» и «Христа ради» обещается награда в Царстве Небесном, в котором наступит избавление от страданий века сего. Но – и это важно в Евангелии – верующим уже ныне, во всех их страданиях открывается прибежище, их истинная родина, Царствие Божие, которое «внутрь вас есть». И эта «внутренняя империя веры» реальнее всего, что с шумом плещется и суетится вокруг.

 

Соль земли и свет мира (Мф 5,13-16)

 

Последнее «блаженство» говорило о гонениях, злословии и клевете на последователей Иисуса Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф 5,11). Последующие изречения о соли и свете как бы продолжают эту тему. Ведь обычно те, на кого клевещут, о ком сплетничают, стараются избегать всяких о себе разговоров, стать малозаметными. Вот именно против такой, казалось бы, «естественной» реакции обращено двойное изречение о соли и свете. Самый общий его смысл в том, что если ученик и последователь Христа поддается искушению быть незаметным, чтобы о нем никто не говорил и, тем более, никто не клеветал на него, то он идет против своей сущности. Ибо ученики Иисуса – соль и свет. Они нужны миру, без них мир лишится Евангелия спасения. Поэтому они должны быть на виду и должны оставаться верными своей сущности, кто бы против них ни выступал и что бы о них ни говорили. Подчеркнем, что речь идет о действительно верных последователях Иисуса, принявших Его новую правду.

Что касается соли, то она во все времена была ценным веществом. В древности соль стоила очень дорого. Древние греки называли соль «божественной». У римлян была поговорка: «Нет ничего полезнее солнца и соли». По-латински эти слова похожи, как и в русском языке: sol и sal. Помимо своего кулинарного значения, соль в Библии была символом чистоты и очищения. Вот что говорится о жертвоприношении при заключении союза-завета с Богом: «Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси [Господу Богу твоему] соль» (Лев 2,13). Соль добавлялась в жертвенные благовония: «сделай … благовония для воскурений – искусно приготовленный состав, солью приправленный, чистый, священный» [15] (Исх 30,35). Солью предохраняли пищу и воду от гниения (4 Цар 2:20), солью консервировали. С солью сравнивали Закон Моисея. Ясно одно: соль всегда нечто положительное, очищающее и придающее вкус. Если соль предохраняет от порчи и разложения, то слова Евангелия «Вы – соль земли» означают, что ученики Христовы должны оказывать на жизнь очищающее и освежающее влияние. Под «землей» подразумевается, конечно, человеческий род, люди. «Соль земли». У нас это словосочетание даже вошло в поговорку. Говоря о весьма достойном человеке, мы говорим: «Такие люди – соль земли».


Теперь пристальнее приглядимся к нашему изречению о соли. Как правило, разные переводы похожи друг на друга: «если соль потеряет силу» (Синодальный перевод), «если соль перестанет быть соленой» (перевод В. Н. Кузнецовой), «если соль станет пресной» (перевод епископа Кассиана), «если соль рассолится» (перевод Гелия Вишенчук-Вишеньки)… Но задумаемся над этой странностью: разве может соль перестать быть соленой? «рассолиться»? Да нет. Если уж соль, то соль. А теперь взглянем на церковнославянский перевод: Вы2 e3сте2 со1ль земли2: а4ще же со1ль w3буя1етъ, чи1мъ w3соли1тся; Глагол w3буя1етъ означает «поглупеет, станет безумной». То есть «если соль лишится разума, поглупеет, то чем ее сделать соленой?». Это почти буквальный перевод с оригинального греческого, ибо используемый Матфеем глагол mwrai,nw и означает «делать глупым». Если ученики Христа желают остаться в тени и в покое, чтобы о них никто не говорил, то это так же парадоксально, как думать, будто соль может стать несоленой. Ибо соленость – природа соли. И в оригинале, и в церковнославянском переводе передана эта парадоксальность мысли: «Но если соль обезумела, то чем ее снова сделать солью?», то есть соль просто не может стать не-солью: это «безумие, глупость». Ну а тот из учеников, кто, тем не менее, отвергает свою новую христианскую природу, тот уже ничего не стоит, становится бесполезным, ни к чему негодным. В Новом Завете вновь и вновь подчеркивается: бесполезность влечет за собой беду.

Замечательно такое наблюдение: соль придает вкус пище, и пища без соли – вещь с трудом выносимая. Вот Иисус Христос и утверждает, что Его учение о новой правде, то есть то, что позже стало называться христианством, для жизни – то же, что соль для пищи. Христианство придает жизни вкус и смысл. Так должно быть в принципе. Но трагедия заключается в том, что люди часто видят в христианстве нечто совершенно противоположное: одни считают, что христианство – что-то мрачное, унылое, подавляющее, другие – что христианство – нечто отсталое и уводящее от света в мрак или даже в мракобесие. Но все это – от незнания.

Та же мысль, что и о соли, стоит также за изречениями о свете. Ученикам Христовым, если они подлинно Его ученики, точно так же, как городу, стоящему на горе, невозможно укрыться, стать неприметными. Желать укрыться, стать малоприметными – снова, как и в случае соли, идти против своей сущности. Ведь ученики Христовы и живут, и существуют для того, чтобы они «светили всем в доме»: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Метафорическое использование света было характерно для Ветхого Завета. Так у пророка Исаии Господь Бог называет Израиль – «свет для язычников» (Ис 42,6). Так Он называет «раба Господня», то есть Мессию:

«Я сделаю Тебя светом народов,

чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис 49,6).

Вспомним также цитированное Матфеем другое слово пророка Исаии о свете, которое евангелист относит к Иисусу Христу:

«Народ, ходящий во тьме,







Date: 2016-05-24; view: 267; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию