Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И неровные пути сделаются гладкими;





Приготовьте путь Господу,

прямыми сделайте стези Ему …».

Когда восточный царь собирался осмотреть свои владения, он высылал вестника, дабы предупредить народ, чтобы дороги были приведены в порядок. Таким образом, Иоанн Креститель рассматривается как вестник Царя. Однако Иоанн призывал, чтобы люди подготовили не пути и стези в прямом смысле, но свои сердца и переменили образ жизни.

Крещение, которое провозглашает Иоанн – знамение обращения, поворота, перемены (meta,noia). Оно делает возможным прощение грехов, понимаемых как нарушения Завета, выраженного в заповедях Закона Моисея. Это крещение понималось как единократный священный акт спасения обрезанного иудея от Суда гнева Божия, но не как обряд принятия в какую-либо общину в смысле церкви или синагоги. Оно не понималось также как таинство посвящения в новую жизнь, как христианское крещение «во Христа».

Евангелист Лука под «Господом» понимает Иисуса Христа, в Иисусе видит пришествие Бога.

Евангелисты Марк и Матфей приводят только начало цитаты из Исаии:

«глас вопиющего в пустыне:

Приготовьте путь Господу,

прямыми сделайте стези Ему».

А Лука добавляет продолжение цитаты:

«всякий дол да наполнится,

И всякая гора и холм да понизятся,

Кривизны выпрямятся

и неровные пути сделаются гладкими;

и узрит всякая плоть спасение Божие».

Это добавление сделано Евангелистом Лукой неслучайно, но потому, что для него важно отметить универсализм Евангельской вести об Иисусе Христе и универсализм христианства вообще: «узрит всякая плоть спасение Божие». Ведь всемирный, общечеловеческий смысл христианства – основная тема его двухтомного труда – Евангелия и Книги Деяний. «Всякая плоть» – еврейское выражение, которое означает всех людей, все человечество.

В Лк 3,7-17 (также в Мф 3,7-12; Мк 1,7-8) изложена проповедь Иоанна Крестителя. Толпы народа тянулись к нему в окрестность Иордана и принимали от него крещение. К этому народу была направлена и его проповедь. В Евангелии от Матфея Иоанн обращается прежде всего ко «многим фарисеям и саддукеям» (Мф 3,7), то есть к ограниченной группе народных вождей. В Евангелии от Луки – ко всему народу. Отдельно выделяются только мытари и воины (3,12-14).

Евангелист Лука строит проповедь Иоанна, разделяя ее на три части: 1) угроза Суда Божия (3,7-9); 2) практические наставления в поведении, соответствующем покаянию (3,10-14); 3) упование на грядущего Мессию и Его Святой Дух (3,15-17).

 

Проповедь св. Иоанна Крестителя (Лк 3,7-17)

Евангелист Лука строит проповедь Иоанна, разделяя ее на три части:

1) Угроза Суда Божия (3,7-9);

2) Практические наставления в поведении, соответствующем покаянию (3,10-14);

3) Упование на грядущего Мессию и Его Святой Дух (3,15-17).

1 часть проповеди св. Иоанна:

7 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. 9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Евангелие от Луки (Лк), 3,7-9).

Иоанн как проповедник не щадит своих слушателей. Он обращается к ним «порождения ехиднины!», то есть ядовитое змеиное отродье. Они живут в иллюзии, что Суд Божий обрушится на все человечество, но не на них. Иудеи нисколько не сомневались в том, что в Божиих планах они занимали особенное место. Они полагали, что Бог будет судить другие народы одними мерами, а иудеев – иными. Они полагали, что человек освобожден от суда Божия уже за то, что он иудей. Сын Авраама, по их мнению, освобожден от суда Божия. Они обрезанные, теперь вот они крестились ради прощения грехов. И они думают, что тем самым гарантировали себе спасение от Суда гнева Божия? Иоанн же говорил им, что расовые привилегии ничего не значат, что Бог будет судить человека не по происхождению, а по его жизни. «Нет, – утверждает Иоанн, – ни обрезание, ни крещение, никакой другой обряд, ни принадлежность к той или иной конфессии, ни сыновство Аврааму не избавляют автоматически от Суда и не гарантируют спасение». Ручательство спасения – не принадлежность к избранному народу Израиля, не иудейство как таковое, но только «плоды, достойные покаяния», то есть добрые дела, вера, проявляющая себя в действии, в социальной сфере межчеловеческих отношений и поступков. Внешняя принадлежность к Израилю не дает никаких спасительных гарантий. Бог вовсе не нуждается в Израиле. Это Израиль нуждается в Боге! А «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму».

Во-первых, следует предостережение от чисто внешнего принятия крещения. Вера не имеет ничего общего с магией, волшебством и суеверием. Без покаяния, без внутреннего изменения никакого автоматического действия крещение не принесет. А следствие покаяния – его «плод», то есть соответствующая жизнь с ее реальными делами. «Сотворите же достойный плод покаяния».

Во-вторых, никто не может рассчитывать на спасение только на основании своего происхождения, только потому, что он принадлежит к избранному народу: «Не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». За этими словами стоит глубокое убеждение ученого иудейства, что заслуги «отцов» и прежде всего Авраама, гарантируют спасение их потомкам. Существовало раввинистическое положение: «Весь Израиль имеет долю в будущем веке», ибо «отец у нас Авраам». Не только Иоанн Креститель, но и Иисус Христос возражал этому заблуждению, говоря слова, которые не всеми адекватно понимаются: «Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф 23:9). Ни Авраам и никакие герои древности, никакие отцы и деды не гарантируют нам спасения, ибо оно зависит не от них, а от Бога и от наших дел. Хорошее происхождение и заслуги отцов приносят пользу, если они подвигают к серьезности и ответственности в жизни, и не приносят никакой пользы, если служат оправданием распущенности и безделья.

Нет больше никакой коллективной безопасности: мол, мы особенный народ, не такой как другие. Ну и что из того? Всякий народ особенный, не такой как другие. Но род, кровь, национальность не дает никакой «страховки». Будущее каждого зависит не от того, в каком он народе родился и даже вырос, но от «плодов» жизни каждого. И снова: критерий истинной, а не формальной праведности – человеческие дела. В Евангелии от Матфея они постоянно образно называются «плодами». Так Иисус неоднократно говорит: «По плодам их узнаете их» (Мф 7:16.20). Он предостерегает первосвященников и старейшин: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф 21:43). Примерно о том же и слова Иоанна: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Иначе говоря, Бог может вместо ветхого Израиля создать новый Израиль, новых детей Авраама. Об этих новых «детях Авраама», то есть о Церкви Христовой, в Послании к Галатам писал апостол Павел: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово» (Гал 3:29). Но во дни Иоанна Крестителя до этого было еще далеко, и он призывает не полагаться на свое происхождение от избранного народа, а каяться и творить достойные плоды покаяния. В противном случае «уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Так и Христос вслед за Иоанном повторит: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф 7:19). Огонь – традиционный библейский символ Суда Божия и очищения. Образ же «секиры», а попросту говоря «топора при корне» намекает на скорый, внезапный и неожиданный Суд гнева Божия. Топор уже наготове, при корне бесплодного дерева. Самонадеянно полагать, что есть еще много времени для беспечного времяпровождения, не думая ни о Боге, ни об ответе на Страшном Суде.

2 часть проповеди св. Иоанна

10 И спрашивал его народ: что же нам делать? 11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. 12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? 13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. 14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк 3,10-14).

 

Святой Иоанн был пророком, который производил большое впечатление и своим видом, и образом жизни и своей суровой проповедью. Естественно, что его угрожающие слова о предстоящем Суде Божием вызывали тревогу и растерянность. Люди начинали искать ориентир в жизни, какую-то опору. Это и выражено словами «что же нам делать?». Этот вопрос трижды повторяется в прочитанном отрывке. Так спрашивает простой народ, так спрашивают мытари, так спрашивают солдаты. Этот вопрос «что делать?» очень важен для Евангелиста Луки. Он неоднократно повторяет его и в своей книге Деяний (Деян 2,37; 22,10). Дело в том, что Лука понимает Евангелие не как абстрактную доктрину, но как руководство к действию в частной жизни и в общественной практике. Евангелие говорит человеку, что надо делать, когда он стоит перед радикальным выбором своего поведения. При этом, давая импульс к конкретной нравственной позиции, оно не требует от человека никаких сверхчеловеческих усилий, ничего выдающегося или особенного. – Делиться с бедными и голодными в частной жизни. Государственным чиновникам быть честными и справедливыми в жизни общественно-политической, то есть уважать права человека, его человеческое достоинство, никого не обижать и не применять насилия над личностью. Все это совершенно нормальные требования. И все-таки они в простых и понятных словах формируют целую социально-политическую и этическую программу для народов мира!

Римские солдаты, наемники Ирода Антипы, должны удовлетворяться своим жалованием, а не грабить население и не замышлять путч для военного переворота.

На отдельных профессиональных группах Учитель (так люди обращаются к Иоанну) показывает образцы нравственной ответственности и плодотворности в поведении, той плодотворности, которая и принесет «достойные плоды покаяния». Пусть мытарь будет и далее достойным сборщиком налогов; пусть солдат будет хорошим солдатом. Человек должен служить Богу там, где Бог поставил его. Увещевание по-братски делиться материальными благами, быть солидарными, любить ближнего – вот принципиальные основы этической проповеди Иоанна.

 

3 часть проповеди св. Иоанна

15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, — 16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. 17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым (Лк 3,15-17).

Народ был настолько впечатлен явлением, проповедью Иоанна Крестителя и самим крещением, что для него естественным было предположить в нем пришедшего Мессию: уж «не Христос ли он»? Не Мессия ли Иоанн? Не он ли ожидаемый от Бога духоносный Спаситель?

 

* * *

Помазание в Древнем Израиле

Мессия

Христос. Это греческое слово. Его еврейский аналог – это māšîaµмашиа́х»). (Или Мессия – данное прочтение возникло от арамейского языка). Означают эти слова «помазанник».

Это слова, которые в Израиле относились к людям, помазанным для исполнения определенной роли. В политической сфере так именовались цари из династии Давида (Пс 89,21; 131,10-17). В этом смысле особенно важен отрывок во 2 Цар 7,8-16: в нем выражена надежда, что Бог пошлет идеального правителя (из династии Давида).

Помазание священным маслом являлось особым ритуалом. Люди и вещи таким образом обозначались как отделенные, «выделенные», для особых миссий и целей, то есть святые [4], имеющие связь с Господом, являющимся Иным в этом мире (1 Цар 16.1,3; 2 Цар 2,4; Исх 28,41; Быт 28,18; Исх 29,36-37; 30,22-33; 40,9-11; Лев 8,10-12; 2 Цар 1,21).

В основном в Израиле этот ритуал использовался при посвящении в цари (Суд 9,8; 2 Цар 2,4; 5,3; 3 Цар 1.34,39; 4 Цар 11,12; 1 Цар 16.1,3), (и также) первосвященники и священники (Исх 28,41; 29,7; 30,30-33; 40,12-15; Пс 132,2; Лев 4.3,5,16; 16,32; Числ 3,3)).

Вся Священная история Израиля царского периода описана через надежду на царя и сосредоточена на ней. Израиль постоянно ждет этого идеального Помазанника Царя с нетерпением. Как следствие обещания, данного Господу Давиду, на царя возлагались надежды идеального правления, он должен быть идеальным правителем: Пс 2; 71; 88,1-29; 109; 100; 20; Ис 9,6-7; 11. Царь описывается как посланец Господа, который должен установить Его справедливый порядок в мире язычников, установить Его Царство; он олицетворяет чаемое будущее, где по всему миру становятся реальностью дары Господа – изобилие и мир: Мих 5,2-5а; 4,6-8; Иер 23,5-6; Иез 21,25-27; 34,23-24; 37,24-28; Зах 9,9-10 (идеальный правитель – это не завоеватель, а миротворец, кроткий, смиренный, утверждающий мир «до концов земли» (10 стих)); 11,4-17 (восстановление изначальной Правды Божией в отношении народа, царь пасет овец «обреченных на заклание» (4 стих)). Он должен быть верен своему Отцу – Богу Израиля (Пс 88,27). Израиль ждет правителя, правление которого будет правлением Господа (Ис 9,6-7; 11; Иер 23,5-6 и др.), (который и есть Царь в собственном смысле этого слова (1 Цар 2,6-10; 12,12; Исх 15,18; 2 Цар 22,33-46; Пс и др)), когда народ сможет наконец-то сказать: «яко с нами Бог» (Ис 7,14). Через царя в Израиле должен править Сам Господь. Таким Помазанником оказался только Иисус, правление Которого есть правление Бога, потому что Его личность является Божественной.

Сейчас для нашего слуха «Христос», вероятно, звучит не столько как титул, сколько как имя. Однако этот распространенный взгляд, согласно которому «Иисус Христос» – своего рода двойное имя, скрывает важный факт: «Иисус Христос» – это самое древнее и краткое исповедание веры в Иисуса как Посланника Божьего. Человек, произносящий слова «Иисус Христос», цитирует раннюю формулу веры, формулу исповедания. Пример: Деян 2,36 (из проповеди св. апостола Петра).

 

* * *

 

Итак, не Мессия ли святой Иоанн Креститель? Нет. И пророк энергично отклоняет такое предположение. Не он Христос, «но идёт Сильнейший меня». Иоанн указывает на некоего «Сильнейшего». Вот Он и есть грядущий Мессия, Христос. Здесь следует укать на небольшую неточность в русском переводе. На церковнославянском звучит точнее: «гряде́т же Кре́плий мене́», то есть «Тот, Кто крепче меня». Напомню, что «Крепкий» – одно из многих имен Божиих, упоминаемых в Писании. Помните наше Трисвятое пение? «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный…».

Далее святой Иоанн Креститель трижды подчеркивает разницу между собою как пророком и Грядущим Христом: Во-первых, это разница в достоинстве; во-вторых, это разница в крещении; в-третьих, Иоанн говорит, что сам он только возвещает близкий Суд, но Грядущий будет производить этот Суд.

1. О разнице в достоинстве. Св. Иоанн говорит, что он так незначителен, что даже, «недостоин развязать ремень обуви», или, как читаем в Мф 3,11, «недостоин понести обувь» Грядущего Мессии. Хотя Иоанн был широко известен, чрезвычайно почитаем и оказывал большое влияние на иудеев, он смирял себя перед Грядущим Христом до положения самого презренного раба, ибо нести обувь, то есть сандалии (или, как у Евангелистов Луки и Марка, «развязать ремень обуви»), – было рабским делом. Напомню, что обувь считалась ритуально нечистой. Да и ноги надо было омывать при входе в дом, и делать это не потому что они были физически грязными, а потому что они были ритуально нечистыми. Таковыми их делала дорога, по которой могли бегать нечистые животные или ходить язычники, больные и всякие другие «нечистые», с точки зрения иудеев, люди. При храме существовали даже специальные рабы, которые снимали сандалии с ног служащих в храме и омывали их ноги. Эти рабы считались нечистыми, и им терять было уже нечего. Иоанн сознательно преувеличивают свою незначительность: он, мол, недостоин быть даже таким вот нечистым храмовым рабом по сравнению с Грядущим Сыном Человеческим, Христом.

2. Разница между Иоанном и Иисусом также состоит в крещении. Крещение Иоанна невозможно даже сравнить с крещением Христа, Который будет крестить не в воде, как Иоанн, но «будет крестить вас Духом Святым и огнем». Что такое крещение Святым Духом и огнем?

«Огненное крещение» – известный библейский образ мессианского Суда, который наступит в последний День, в День Господень [5]. Суд изображался пророками в устрашающих картинах огненного истребления: «в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его» (Ис 30:33); «и будет земля горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее» (Ис 34:9-10); «вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал 4:1).

Об огне Страшного Суда неоднократно предостерегал слушателей и Сам Господь Иисус Христос: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф 7:19); «как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего» (Мф 13:40); «и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф 13:42); «лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф 18:9).

О Крещении Святым Духом. Иудеям были прекрасно известны страшные пророчества о Дне гнева Господня, дне страха, тьмы, мрака и опустошающего огненного пламени. Так об этом Дне возвещали пророки Исаия, Малахия, Иоиль… Но те же пророки – и великие, и малые – ждали в конце веков не только Страшного огненного Суда, но и явления обновляющего и животворящего Духа Святого. Вот Иезекииль: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам» (Иез 36:26-27). Так и пророк Иоиль: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть … И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоиль 2:28.32). Как при сотворении первого человека, Бог вдохнул в него жизнь Духом Своим, так и в будущем ожидалось полное обновление жизни дарованием Духа Божия. Это обновление в представлении иудеев связывалось с пришествием Мессии. Они помнили, что Грядущий Мессия будет не только Судией, но также Носителем и Раздаятель Духа: «ибо сделал его Бог сильным Духом Святым» (Пс Сол[6] 17:42).

И в Евангелиях Иисус Христос действительно представлен таким Носителем Святого Духа, Который сошел на Него в момент Его Крещения, когда Дух Божий «сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф 3:16). Иисус нёс в Себе Дух Божий и раздавал Его. Так, возражая фарисеям, Он Сам говорил о Себе: «Я Духом Божиим изгоняю бесов» (Мф 12:28). Апостолам Он заповедал: «научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19).

Безусловно, крещение Духом Святым понимается как благодатное крещение, которое принес Христос. Христиане всегда ощущали в себе исполнение пророчеств об излиянии Духа. Ведь именно слова пророка Иоиля вспоминает апостол Петр в своей первой проповеди в день Пятидесятницы: «Это есть предреченное пророком Иоилем: “и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, … И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется”» (Деян 2:16.21).

3. Разница между Иоанном и Иисусом состоит также в том, что Грядущий Христос – Судия Божий: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». Слово «суд» по-гречески «кризис», и это буквально означает «разделение», «отделение», в данном случае пшеницы от соломы или мяки́ны. И этот Суд Мессии для Иоанна – не есть что-то отдаленное. Ведь уже и «лопата Его в руке Его». Иначе говоря, Иоанн говорил о Суде Божьем, который произойдет не в каком-то отдаленном историческом будущем, но совсем скоро. Ведь Иоанн Креститель стоял еще на почве ветхозаветной иудейской эсхатологии, которая знала только об одном пришествии Мессии, пришествии Суда и конца века сего.

Образ лопаты-веялки и сожжения соломы предназначен не только иудеям, но адресован и Церкви, в которой вперемежку собраны и добрые и злые, и всем людям вообще. Речь о грозном Суде носила бы исключительно исторический характер, если бы в ней речь шла только об иудеях. Суд, кризис, разделение произойдет на Суде. Об этом неоднократно говорил Сам Иисус Христос, в речи которого тоже появляется образ веяния зерна: «Как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. … Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф 13:40-43).

Крещение Господа нашего Иисуса Христа (Мф 3,13-17; Лк 3,9-11; Мк 1,21-22; Ин 1,29-34)

1. 13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? 15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его (Мф 3).

Этот диалог между Иисусом и Иоанном сообщается только евангелистом Матфеем, его нет в других Евангелиях. Важно то, что в этом диалоге мы слышим первое слово, произнесенное Иисусом в Евангелии от Матфея: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

Из текста очевидно, что Иоанн признал в Иисусе Того Сильнейшего, о Котором он и возвещал. Иначе говоря, в Иисусе Иоанн увидел Мессию, Христа.

Что означают слова Иисуса Христа о «всякой правде», которую «надлежит исполнить»?

Прежде всего, это слово «правда» (греч. dikaiosu,nh). У Евангелиста Матфея это понятие – в центре его Евангелия. (Правда (или праведность) Божья – это верность Бога Своим обещаниям, Своему слову. Правда Божия – Его верность, надежность, крепость. «Правда» – это вообще то, на что можно положиться. «Праведный» – верный, надежный, крепкий. А «неправедный» – соответственно неверный, ненадежный). Здесь это слово следует понимать как человеческую праведность, то есть такое человеческое поведение, которое отвечает воле Божией. Что касается необычно по-русски звучащий перевод «всякая правда», – как будто есть много разных «правд», и следует исполнить все эти «всякие правды». Нет, «всякая правда» – это то же, что «вся правда», то есть «всё, что праведно», всё, что желает от нас Бог. Что же конкретно имел в виду Иисус Христос? Кротость и смирение. Вот чего ждет от нас Бог! И Иисус подает нам пример послушания воле Божией. Христос пришёл к Иоанну, чтобы научить нас кротости. Кротость и смирение вообще у Матфея ключевые понятия: «Я кроток и смирен сердцем», – говорит Он Сам о Себе (Мф 11:29). Здесь Иисус Христос с самого начала, со Своего первого слова и действия представлен как послушный и кроткий.

Чрезвычайно важно, как мы, люди, исполняем волю Божию, то есть важна наша праведность (ср. 5:20: «Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное»). Как это должно произойти, в Евангелии от Матфея с самого начала иллюстрирует Иисус, Который подчиняет Себя Иоанну. Только тогда, когда больший из нас будет способен склониться перед меньшим, мы сможем исполнить волю Божию.

Ну а что означает слово «исполнить» (plhro,w), «исполнить всякую правду», или, можно сказать, «исполнить всю праведность»? Конечно, здесь это слово употреблено в смысле «осуществить». «Исполнить» то или иное дело, «исполнить» заповедь … – нам это кажется нормальным и вопросов не вызывает. Но такое значение глагола «исполнить» для греческого языка вообще и для Нового Завета в частности – необычно. Ведь обычно для поведения людей употребляли другие глаголы: например, «творить» (волю Божию) или «соблюдать, хранить» (заповеди). А глагол «исполнять» евангелистом Матфеем используется только применительно к исполнению воли Божией, выраженной в пророчествах Ветхого Завета. Примеров тому множество. Вспомним: «А все сие произошло, да исполнится реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1:22-23). «И там был до смерти Ирода, да исполнится реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (2:15). «И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да исполнится реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (2:22). «Да исполнится реченное через пророка Исаию, который говорит…» (4:14) и так далее и так далее.

Но какое пророчество о «всей правде», о кротости и смирении исполняется в данном случае крещения от Иоанна? Безусловно, – хотя это прямо не высказано, – речь идет о великом пророчестве Исаии: Иисус сознает Себя страдающим Искупителем, Отроком Господним, Который «был презрен и умален пред людьми, … Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; … Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис 53:3-5).

Итак, Иисус не просто «творил» или «соблюдал», Он полностью сделал то, чего желал от Него Бог. Он исполнил волю Божию, столь ярко выраженную через пророка Исаию.

2. «Отверзлись небеса» (Мф 3,16; Лк 3,21; Мк 1,10).

Что это означало для древнего читателя? Это означало, что наступает мессианское время, которое принесет конец века сего! Дело в том, что в представлениях иудеев той поры, небеса закрыты и молчат после смерти последнего из «малых библейских пророков». Они раскроются только пришедшему на землю Мессии. И вот они отверзаются, как отверзается завеса небесного храма. И оттуда, от престола Божия нисходит Дух Святой и раздается Божественный голос. Молчание небес прервано!

3. При Крещении Иисуса Христа мы читаем в Евангелиях, что Небесный голос произнес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» (Лк 3,22; Мк 1,11). (Или по Мф «Сей есть Сын Мой…»).

1) При чтении текстов Ветхого Завета, Писания древнего Израиля, мы видим, что раньше называли сынами Божьими царей, помазанников из дома Давида; во время церемонии их интронизации и помазания елеем пелся Второй Псалом: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс 2,7). Второй Псалом Давида всегда считался мессианским. Вспомним, отрывок во 2 Цар 7,8-16, где сказано, что Бог пошлет Израилю идеального правителя, который именуется Сыном Божиим. Как следствие обещания, данного Господу Давиду, на царя всегда в Израиле возлагались надежды, что он будет идеальным правителем, полностью исполняющим волю Божью.

Итак, Иисус объявляется помазанным Царем. («Помазанник» – по евр. «Машиа́х», «Мессия» (из арам.), по греч. «Христос»). Помазание происходит излиянием Духа Божия. В Лк 4,18 мы читаем: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим…».

Вообще, в еврейском словоупотреблении слово «сын» выражало ту или иную принадлежность. Слово «сын» могло означать не только плотское происхождение или родство, но также принадлежность к определённой группе, к определённой профессии или народу, впрочем, также и принадлежность Богу. Так, например, «сынами Божиими» называются ангелы как члены небесного царственного двора (Иов 1:6; 38:7; Пс 88:7). Бог называет Израиль как «сын Мой, первенец Мой» (Исх 4:22; Ос 11:1), «сыном Божиим» мог называться также праведник (Сир 4:11; Прем 2:13-18).

2) Иисус Христос назван не просто Сыном, но Сыном возлюбленным. Это выражение напоминало людям выражение возлюбленный сын, появляющееся в истории жертвоприношения Авраамом Исаака. В греческой Библии слово Бога к Аврааму гласит: «Возьми сына твоего возлюбленного, которого ты возлюбил» (Был 22,2). И ниже: «Ты не пожалел сына твоего возлюбленного для Меня. … Так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего возлюбленного для Меня, то Я благословляя благословлю тебя» (Быт 22:12.16-17). Иначе говоря, небесный голос провозглашает не просто «Ты – Мессия», но «Ты – Мессия, который будет принесен в жертву». Не другими будет жертвовать, как ожидавшийся иудейским народом Мессия, а будет Сам жертвой за народ.

3) Далее: слова «в Тебе Мое благоволение» должны напомнить об Отроке Господнем (о слуге, или рабе Божьем), о Котором у пророка Исаии сказано: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него» (Ис 42,1). Но ведь он же (Исаия) пророчествует об этом Отроке, что Он будет страдающим Искупителем, Который «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; … Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. … Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис 53,4-7).Соль в том, что такое представление о Мессии полностью расходилось с иудейским пониманием Мессии того времени. «Второй Спаситель», или «второй Моисей», как иногда называли Мессию, был, конечно, существом смертным, как и все. Но ведь не страдающим же в своих немощах! Напротив, Он ожидался как величественный и победительный Царь и Воитель. А здесь – пророчество о Мессии страдающем, о невинной жертве за человеческие грехи. Иудеям это было непонятно и чуждо. Именно по этой причине данное пророчество Исаии в иудейской традиции никогда не относилось к Мессии. Да мы и читаем в Евангелии, что ближайшие ученики Иисуса Христа никак не могли уразуметь, отчего Он им постоянно напоминает о Своих будущих страданиях, о Кресте!

Итак, евангельский рассказ о Крещении толкует сущность истинного мессианства, открывает нам глаза на то, кто есть Иисус. Он – помазанный Мессия, Царь. Он – не такой мессия, какого ожидали иудеи, но Мессия, подобный «Отроку Господню» пророка Исаии, т.е. Мессия, страдающий за людей. Он – возлюбленный Сын Божий, приносимый в жертву, о чём напоминает история Авраама и Исаака.

Евангелие Иисуса Христа (Мк 1,14-15; Мф 4,17)

 

 

14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

 

15 стих:

1. В греческом языке два слова, которые у нас обычно переводятся одинаково – «время». Это cro,noj и kairo,j. Первое слово означает время в его протяженности, длительности. Второе означает пункт времени, срок. Например, срок поспевания плодов, урожая (11,13; 12,2). Именно это слово kairo,j и стоит в нашем тексте о провозглашении Евангелия Иисусом Христом. «Исполнился срок, уже настал момент!». Нет нужды ждать более позднего времени! Ибо «приблизилось Царствие Божие». Здесь следует сказать, что в оригинале используется совершенное глагольное время Perfectum. Иначе говоря, «Царствие Божие уже здесь». Эта весть для современников Иисуса Христа напоминала о библейских словах из пророка Исаии:

«Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: “воцарился Бог твой!” Голос сторожей твоих — они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим» (Ис 52,7-9).

С тех пор как пророк провозгласил эти слова, в иудейском народе не угасала надежда на возможность воцарения Бога, на реальное осуществление Его Царства. Тогда было бы устранено все, что мешало верующим исповедать Бога своим единственным Господом. Тогда исполнились бы слова пророка Софонии:

«Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла» (Соф 3,14-15). – И вот на фоне этой надежды и этого ожидания Иисус Христос провозглашает: «Царствие Божие настало!». Весть о пришедшем Царстве Небесном была ошеломляющей.

2. «Покайтесь и веруйте в это Евангелие!». В греческом тексте стоит определенный артикль, поэтому лучше перевести как «Покайтесь и веруйте в это Евангелие!». То есть Евангелие, Благая Весть, принесенная Иисусом Христом, состояла в том, что исполнился срок, назначенный Богом Отцом, и к людям пришло Царствие Божие. Как оно пришло? – В лице Самого Иисуса Христа. Где Он, где Его присутствие, – там и Его Царствие. И последние слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные Его ученикам на земле, — возвещение Его присутствия в Церкви «во все дни до скончания века» (Мф 28,20).

Царствие Божие в древнем Израиле отождествлялось с теократией [7], которая будет введена посланным от Бога Царем, Мессией. Он, из рода Давида, «Благословенный, Грядущий во Имя Господне», – силою Божией Он установит новый порядок – шало́м [8]. Избранный народ не будет отныне подчиняться никому кроме Единого Бога и будет действовать только по Его воле, выраженной в Святом Законе. Собственно, слово «царствие» означает «царствование, господство, осуществление воли (царя)». В реальной истории иудеи вынуждены следовать указке и воле разных чуждых царей, поклонявшихся чуждым богам, ложным и не истинным. А при мессианской теократии воля Единого живого и истинного Бога, выраженная в Законе, будет осуществляться в полной мере. Так понималось Царствие Божие в Израиле, в Ветхом Завете. Пришествие этого Царства Божьего связывалось и совпадало с осуществлением эсхатологического мира (евр. шалом),мира между народами, между людьми, мира в человеке и во всем мироздании[9].

Конечно же нелегко было говорить об этом Божественном Царстве в мире, в котором почти все видимые факты противоречат не только его наступлению, но даже его близости. Так было в I веке, так же остается и сегодня. Так что одних слов о приблизившемся Царстве Небесном не достаточно! Что же говорит за Иисуса и за Его Благовестие? Вовсе не абстрактные доказательства, но конкретные и очевидные факты! В текстах Нового Завета мы видим, что свидетели, ученики Господа, приводят не абстрактные, но исторические доказательства, опирающиеся на конкретные факты исцеления людей и помощи им. Через Иисуса Христа действительно исполнялись древние надежды (см., например, Ис 35,5-6; 26,19; 61,1). Конечно, еще многое осталось неисполненным. Далеко не все прокаженные были очищены, не все немые заговорили, да и смерть по-прежнему властвует над жизнью. Через Иисуса отнюдь не стало вдруг все хорошо – и это может быть причиной «соблазна», то есть разочарования и сомнения. Потому Христос и говорит: «блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф 11,6). В переводе епископа Кассиана (Безобразова) это звучит так: «блажен тот, кто не соблазнится из-за Меня». Но для современного русского читателя одинаково непонятно «соблазниться о ком-то» и «соблазниться из-за кого-то». Глагол «соблазниться» – это архаичный перевод греческого глагола, который означает «попасть в западню, в ловушку». В переносном смысле – «разочароваться, разувериться, усомниться».

Люди ведь видят вокруг себя не прекращающуюся нищету и вообще всяческое зло. Но вопреки всем этим очевидным фактам, истинным было то, что стояло за словами Иисуса ученикам Крестителя в Мф 11: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите». Кто был знаком с делами Иисуса Христа, должен был признать, что мир благодаря Его делам становился – и в наше время становится – лучше, чище, здоровее.

Христос говорил, что «Приблизилось Царствие Божие!» (т.е.«Царствие Божие уже здесь»). Онвыражал эту мысль также и другими словами. «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17,20-21). Переводя на современный язык, большинство экзегетов читает этот отрывок так: «и не скажут: смотри, здесь оно, или: смотри, оно там. Ибо смотри, Царствие Божие среди вас», то есть Царствие Божие уже сейчас объективно присутствует среди верующих. Ту же мысль Иисус Христос мог выражать еще и так: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18,20). – Но объективное присутствие Царствия Божия среди верующих не исключает и субъективного понимания слов Христа. «Царствие Божие внутрь вас есть» может означать то, что оно действует внутри каждого из верующих, в их сердцах.

Да, Царствие Божие уже здесь. Но во внешнем мире мы не видим явных и постоянных признаков Царствия Божия, но видим бушующие страсти и власти совсем иного рода. Оттого и сказано: «Царство Мое не от мира сего» (Ин 18:36). Но как, при каких условиях можно хотя бы внутренне, а может быть и внешне, войти в это Царство не от мира сего? Как можно его почувствовать? Согласно Нагорной проповеди, Царствие Божие имеет успех там, где наша «праведность» превосходит законную праведность фарисеев. Это внутреннее преображение дается благодатью веры и послушанием двуединой заповеди любви, в которой, по словам Иисуса Христа «утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:40).

Окружавшие Иисуса Христа люди, слушатели его проповедей, были жителями, а некоторые из них и гражданами Римской империи, или, можно сказать, Римского Царства. Но, как в наши времена, некоторые лица имеют двойное гражданство, так и христиане, например, апостол Павел, будучи достойным гражданином Римской империи, мог о себе заявить, что он имеет второе, неизмеримо для него более важное гражданство – «на небесах» (Флп 3:20), то есть в Царствии Божием, которое «не от мира сего».

Итак, есть две империи. Одна – временная, историческая, внешняя. Другая – вечная, небесная, внутренняя. Их параллельное сосуществование в пределах земной жизни человека – задача трудная, но исполнимая при благодатной помощи Святого Духа.

Да, конечно, мы живем в мире, в котором Царствие Божие внешне неприметно, оно подобно горчичному зерну, малому семени. Потому и молимся: О4ч=е на1шъ, и4же e3си2 на нб=сё1хъ,... да прiи1детъ црcтвiе твое2: да б8детъ во1ля твоя2, э4кw на нб=си2, и3 на земли2. Но если бы мы жили только томительным ожиданием грядущего Царствия, наша жизнь протекала бы как во сне. Господь же призывает нас к тому, чтобы мы не спали, а бодрствовали и ощущали присутствие Его грядущего Царства уже сейчас, в нашей жизни. И не только призывает, но и посылает нам Духа Святого, который наполняет нас дыханием Божественной свободы в этом мире закона и несвободы, дает нам радость в этом мире скорби, устремляет нас к вечной цели и придает нашей жизни смысл в этом мире бессмысленной преходящей суеты.

Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф 5,1 – 7,29)

 

Здесь Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, возвещает Израилю некоторые принципиальные особенности Своего Евангелия Царствия Божия

Потребовался очень долгий процесс, прежде чем Израиль, да и не только Израиль, смог хотя бы осознать сущность, содержание Нагорной проповеди, не говоря уже о соблюдении ее нравственных оснований. Но, как говорит латинская поговорка, «gutta cavat lapidem», «капля камень точит».

 

Блаженства (Мф 5,3-12)

Они напоминают нам Псалмы Давида, в которых обетования «блаженства» заявляли о счастливых следствиях праведных поступков людей. Так ведь и начинается книга Псалмов: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс 1,1). Вот и во втором Псалме: «Блаженны все, уповающие на Него» (Пс 2,12). И далее: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!» (Пс 31,1), или «Блажен народ, у которого Господь есть Бог» (Пс 32,12) и так далее и так далее. – И если Иисус Христос в Евангелии от Матфея начинает Нагорную проповедь девятью «блаженствами», то Он с самого начала устанавливает, какой образ внутреннего состояния и какой образ поведения человека заслуживает награды.

Первое слово Нагорной проповеди, повторяющееся в ней девять раз – «блаженны», греческое maka,rioi. Но Иисус Христос обращался к народу не на греческом, а на его родном арамейском языке. Использовал он при этом хорошо знакомое всем окружающим библейское слово «ашрей». Это слово означало приветственное восклицание, поздравительную характеристику человека в его конкретном состоянии. Вот это самое восклицание «ашрей» и переведено на греческий как «maka,rioj», а на славянский – «блажен».

«Блаженство», о котором говорится в Нагорной проповеди, – состояние человека в Царствии Божием, которое, как мы уже обсуждали, «внутрь вас есть». Блаженство не подвержено влиянию извне, ибо оно – дар Божий. Как сказано Иисусом в Евангелии от Иоанна, «Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16,22). Блаженство – это состояние, которое даруется Божественной любовью, которая не зависит ни от чего мирского: ни от политических событий, ни от болезней, ни от прихотей погоды, ни от какой печали. Словами апостола Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? … Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8,35-39). Вот это и есть идеальное состояние христианского блаженства.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

 

Первое «блаженство» имеет отношение к одному из важнейших для Иисуса Христа пророческих текстов, а именно к мессианскому пророчеству Исаии:

«Дух Господа Бога на Мне,

Date: 2016-05-24; view: 288; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию