Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История появления и развития систем трудового обучения. Их сравнительный анализ
Исторически первой системой обучения была предметная (вещевая). Она сложилась в условиях ремесленного производства, когда каждый работник выполнял законченные изделия от начала до конца. Сущность этой системы состоит в том, что учащиеся овладевают трудовыми умениями и навыками в процессе изготовления Гряда типичных для данной профессии изделий, располагаемых по принципу постепенного нарастания сложности трудовых процессов. Основным элементом содержания обучения в предметной системе является трудовой процесс в целом, без расчленения его на более мелкие, дробные части (операции, приемы) и без выполнения каких-либо специальных упражнений при обучении. Вновь изучаемые трудовые приемы и операции зачастую «тонули», растворялись в потоке уже изученных и усваивались учащимися медленно и к тому же неряшливо. «Копия» — работа обучаемых — (нередко значительно отличалась от «оригинала», т.е. работы инструктора. Начиналось обучение с простого изделия (допустим, плоской тарелки из глины). Лишь освоив в совершенстве это изделие, можно было переходить к следующему, более сложному. И так далее, тока ученик не становился мастером своего дела. Часто на это уходили годы. Предметная система имеет ряд недостатков, не позволяющих вооружить учащихся знаниями, навыками и умениями в полном объеме по соответствующей квалификации. Но ее несомненным
достоинством является обучение учащихся трудовым процессам на изготовлении полезной продукции по принципу «от простого к сложному», освоении трудовых приемов и операций не изолированно, а в связанном, комплексном виде, во всем многообразии их связей и отношений. Пришедшее на смену ремесленному мануфактурное производство и последующий переход к машинной индустрии коренным образом изменили содержание и характер труда. Это очень верно подметил Карл Маркс, который писал: «Современная промышленность... постепенно производит перевороты в техническом базисе производства, а вместе с тем и в функциях рабочих, и в общественных комбинациях процесса труда...» В условиях разделения труда требовалось не произвести изделие, а лишь выполнить одну или несколько операций, притом с высокой скоростью и ловкостью. Появившаяся система трудового обучения, назовем ее операционной (создатели называли ее «систематическим методом преподавания механических искусств»), еще носила и название русской, так как была разработана в Московском техническом училище (в 1868 г.). Это был крупный шаг к научной системе производственного обучения, породившей такие привычные для нас понятия, как расчленение на элементы, приемы и операции, фронтальность обучения, взаимосвязь теоретического и производственного обучения и возможность создания учебных программ. Под руководством Д. К. Советкина группа единомышленников из МТУ сумела выделить по каждой профессии типичные виды (способы) обработки и соответствующие им трудовые приемы и операции. Эти наиболее важные и типичные технологические процессы были отобраны в качестве объектов изучения и располагались в учебной программе в определенной последовательности и сочетаниях. Были также разработаны и включены в программу серии упражнений по выполнению отдельных приемов и операций, решены вопросы о наиболее рациональных формах организации и методах производственного обучения, об учебно-наглядных пособиях и т.д. В отличие от предметной системы, где главным элементом содержания был трудовой процесс в целом, в операционной системе такими элементами стали прием и операция. Необходимо подчеркнуть, что авторы операционной системы не сводили ее только к содержанию обучения, а включали в нее, как необходимые элементы, организацию и методы обучения. Создатели системы вместе с тем увидели в ней и ряд отрицательных моментов, главный из которых заключается в недостаточной связи обучения с реальным производством, в котором изучаемые операции встречаются в самых разнообразных комбинациях и сочетаниях. Высоко оценив достоинства операционной системы, выдающийся русский деятель профессионально-технического образования С. А. Владимирский и ряд других инженеров пришли к выводу о необходимости замены ее операционно-предметной системой. По мнению Владимирского, в производственном обучении тому или иному ремеслу после предварительного изучения важнейших приемов и операций необходимо обратить особое внимание на усвоение учащимися наиболее типичных для производственной деятельности по данной специальности комбинаций приемов и операций. Владимирский предложил оставить операционную систему обучения лишь в качестве краткого введения в изучение ремесла. Он указывал, что содержание труда рабочих определяется не отдельными технологическими операциями, а их сочетанием в реальных изделиях. Существенным недостатком операционно-предметной системы было отсутствие какого-либо научного подхода к отбору изделий для изготовления при обучении. Быстрое развитие массового конвейерного производства в условиях капитализма потребовало большого изменения функций работающих. Результат четко выразил создатель конвейера Генри Форд-старший: «Сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, к сокращению его движений до минимального предела. По возможности... выполнять одно и то же дело одним и тем же движением». Ответом на такие требования было появление моторно-тренировочной системы, при которой каждая физическая трудовая операция расчленялась на отдельные приемы и действия. Обработка каждого элемента велась предельно четко и в высоком темпе применительно к режиму работы машины или механизма. Как видим, при моторно-тренировочной системе элементами ее содержания являются уже не операции, как это было при операционной системе, а приемы и действия. Плюсом системы была краткость времени обучения до достижения высокой производительности. Недостаток (и самый существенный!) выражен в первой фразе высказывания Форда. Когда наша страна встала на путь индустриализации, а в качестве рабочей силы были привлечены сотни тысяч малограмотных выходцев из деревень, возникла необходимость поиска новых подходов к обучению. Возглавивший Центральный институт труда (ЦИТ) А. К. Гастев был прогрессивно мыслящим человеком. Разработанная в ЦИТ; система устанавливала четыре периода в обучении: ■ упражнения в выполнении трудовых действий и приемов с применением специальных устройств (сегодня называемых тренажерами); • упражнения в выполнении трудовых операций (на деталях); • обучение сочетанию изученных трудовых операций в процессе изготовления специально подобранных изделий; •самостоятельный период, включающий обучение учащихся изготовлению типичных для данной профессии изделий. Система ЦИТ имела недостатки, которые были отмечены учеными и методистами, но имела и много положительного. В ней впервые правильно намечена последовательность изучения трудовых процессов: движение — действие — операция — трудовой процесс. Появившиеся в нашей стране фабрично-заводские училища (ФЗУ), а затем (в 1940 г.) целая система подготовки трудовых резервов потребовали разработки новой организации обучения с учетом происшедших в стране изменений. Такой системой стала операционно-комплексная. Она явилась дальнейшим развитием предшествующих систем, преодолев недостатки и ошибочные положения предметной и операционной систем. Операционно-комплексная система включает в себя ряд этапов, которые схематически отображаются следующим образом (схема 3). Схема 3 Операционно- комплексная схема (по Н. И. Макиенко) Операционно-комплексная система, претерпев очень малые изменения, более шестидесяти лет продолжает оставаться ведущей для профессионально-технических училищ, что показало ее несомненную ценность. Такая система производственного обучения обеспечивает прочное и всестороннее освоение основных трудо- пых приемов и операций, из которых складывается работа по данной профессии, приучает к конкретному производительному труду, лает возможность воспитать умения, качества, необходимые квалифицированным рабочим. Вместе с тем лучший арбитр — жизнь показала, что обучение должно учитывать изменяющиеся функции труда человека. Это доказывает, что в науке познания нет ничего незыблемого, 7.2. КРИТЕРИИ ВЫБОРА СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПРИ ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ СОДЕРЖАНИИ ТРУДА Операционно-комплексная система заняла главенствующее место в производственном обучении. Но в ней была заложена, если образно выразиться, «мина замедленного действия», которая и сработала, как только жизнь изменила функции человека на производстве. Дело в том, что все названные системы, в том числе и операционно-комплексная, были направлены на формирование исполнительских функций рабочего. Справедливости ради надо отметить, что система ЦИТ специально выделяла функции контроля и расчета, которые в технике имели не меньшее значение, чем функции обработки, и впервые поставила вопрос о творческом выполнении своих обязанностей («рационализации и реконструкции производства»). Но в связи с автоматизацией и механизацией производственных процессов функции рабочих претерпели существенные изменения. Деление трудовых операций на основные и вспомогательные утратило свою силу. Более того, так называемые вспомогательные функции, для которых характерны главным образом умственные действия по планированию и контролю, становятся основными для ряда профессий. Умственные и сенсорные навыки играют в деятельности рабочего все большее значение по сравнению с двигательными (моторными). Вот тогда и оказалась совершенно неприемлемой операционно-комплексная система. Однако «мина» взорвалась не внезапно. Непригодность прежних систем для профессий механизированного труда, для рабочих мест функциональных зон ремонта, обслуживания и управления еще ранее предопределила поиски. Причем все они базировались на элементах находок, сделанных прежде. Так, еще в 30-х годах профессор А. П.Соколовский выдвинул идею типизации технологических процессов. Она была развита С.П.Митрофановым (знаменитая групповая «технология»), В.С.Демьяню-ком и др. В связи с этим возникли технологическая, конструкторско-технологыческая, предметно-комплексная, проблемно-аналитическая системы. Как видите, в названиях недостатка не было. А если сказать, что для высокомеханизированных и автоматизирован -
ных, а также аппаратурных производственных процессов делались попытки разработки таких систем, как оперщионно-поточная, операционно-производственноя и другие, то возникает проблема выбора. Каковы же условия выбора системы при изменяющемся содержании труда на современном этапе? Для ответа проведем аналогию. Если сравнить работу двух станочников — токаря на универсальном станке и оператора обрабатывающего центра с числовым программным управлением, — то отличие окажется разительным. Содержание труда современного рабочего-станочника определяется не отдельными технологическими операциями, а изготовлением типичных для данной профессии продуктов труда (деталей) в целом. И участие человека при этом становится все меньшим — на современном оборудовании функции контроля размеров, замены инструментов, смены заготовок и многое другое выполняются по командам, заложенным в программе для исполнения ЭВМ. Появились сотни профессий, когда при подготовке будущих специалистов в основу системы обучения должен быть положен предметно-функциональный подход. Применительно к операторам ЭВМ, системам автоматического проектирования (САПР), наладчикам промышленных роботов и оборудования с ЧПУ и многим Другим предметно-функциональная система решает задачи обучения. В этом случае производственное обучение начинается с ознакомления учащихся с производством, избранной профессией и требованиями безопасности труда. Затем учащиеся осваивают общие и типичные для данной профессии приемы и методы организации труда и рабочего места, практически знакомятся с устройством техники, осваивают выполнение соответствующих упражнений по приемам ее настройки и наладки, управления. Дальнейшее изучение трудового процесса идет в постепенном нарастании сложности, причем обработочным приемам предшествует усвоение функций планирования и организации работы. Какой напрашивается вывод? Очевидно, что поиски наиболее рациональных эффективных систем обучения, отвечающих запросам, выдвигаемым жизнью в наибольшей степени, будут продолжаться. Примеры тому имеются. На основе детального анализа трудовых функций доктором педагогических наук К. Н. Катхановым построена приемо-компяексно-видовая система производственного обучения. Date: 2016-05-24; view: 1383; Нарушение авторских прав |