Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения





Это один из самых «молодых" принципов в дидактике. В те вре­мена, когда учитель в традиционной школе рассматривался в ка­честве «центральной фигуры», а от учеников нужно было лишь, чтобы «сидели тихо» и заучивали материал, такой принцип не ис­поведовался.

Справедливости ради надо сказать, что были периоды, когда выдвигались идеи максимального ограничения активности учите­ля на уроке в пользу инициативы и самостоятельности учеников при выполнении ими различных заданий. Хотя такой постулат и назывался «прогрессивистским», на деле он мог свести к нулю руководящую и направляющую роль учителя, что вряд ли про­грессивно.

Современные дидактические системы вводят принцип актив­ного и сознательного участия школьников в учебном процессе с целью выработки их активной жизненной позиции. В то же время делается акцент на вектор этой активности: как использовать ее для достижения поставленных целей и задач обучения, учитываю­щих как потребности общества, так и индивидуальные потребно­сти каждого ученика.

Разработка принципа сознательного и активного участия уча­щихся в процессе обучения технологии выработала ряд дидак­тических правил. Мы приводим лишь заслуживающие особо­го внимания.

1. Учитель должен знать индивидуальные интересы учащихся и
развивать их таким образом, чтобы во все большей мере учитывались объективные потребности общества.

Следование этому правилу позволяет добиться осознания — прежде всего самим учеником — как общих, так и частных целей.И задач обучения. Когда занятие по технологии строится интересно для школьника, а тема проекта выбирается им самостоятельно, то формируются ценностные мотивы в учебе, выступающие необхо­димым условием ее успешности. В результате программные цели становятся для учащихся как бы своими собственными.

2. Учитель должен ставить учеников в ситуации, требующие от
них умения анализировать.

В мире технических творческих задач, окружающих человека на каждом шагу, нет и не может быть полного перечня всех вариан­тов решений. Следовательно, поиск ответа в каждой отдельной ситуации сводится к сопоставлению, анализу, привлечению аналогий

 

 

из уже имеющегося учебно-практического или бытового опыта, использованию различных теоретических знаний. Научить чему-ни­будь можно тогда, когда создаются ситуации, заставляющие уче­ников мыслить. Кроме всего прочего, опыт показывает, что удов­летворение от успеха, достигнутого за счет собственных усилий, способствует приобретению богатых, прочных и оперативных зна­ний.

3. Учитель должен создать условия, содействующие приобщению учеников к коллективным формам работы.

Когда мы далее будем знакомиться с формами организации труда на занятиях технологии, обязательно пойдет разговор о групповой организации. Она формирует ряд важных для будущей жизни чело­веческих качеств. Во-первых, есть возможность объединения уча­щихся по принципу «генератор + аналитик». Учащиеся с раскре­пощенной фантазией, «быстрые на решение», способные к по­иску скоропалительных вариантов, будут сдерживаться более ос­новательными «тугодумами», способными критически, придир­чиво и трезво оценить, а затем принять или отвергнуть предло­женную идею.

При преподавании технологии очень важно развивать творче­ское групповое мышление. Оно предполагает выработку неожидан­ного взгляда на сложившуюся природу вещей, стремление к по­ниманию других и заинтересованности в их идеях. Коллективные формы работы воспитывают уважение к чужим мнениям и на­стойчивость в реализации своих. Сотрудничество в области реше­ния задач представляет очень ценное завоевание современной школьной дидактики. Человеку всегда приходится участвовать в распределении обязанностей, координации индивидуальных уси­лий, руководить самому и подчиняться распоряжениям других. То же, ставшее привычным в школе, в том числе на уроках техноло­гии, формирует определенные социально-нравственные нормы, готовит будущих членов общества.

Date: 2016-05-24; view: 597; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию