Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие и развитие личности





Входящий в систему действия элемент взаимодей­ствия, сочетаясь с рассмотренными выше основными пе­ременными организации поведения, является причиной чрезвычайно сложной дифференциации и организации

социальных систем и систем личности. Взаимодействие является основным процессом, который в своих различ­ных формах и вариантах обеспечивает зарождение того, что на человеческом уровне мы называем личностью и социальной системой. Взаимодействие делает возмож­ным развитие культуры на человеческом уровне и прида­ет культуре ее значимость в детерминации действия.

Социализация

Прежде чем начать анализ системы личности, мы вкрат­це рассмотрим значение взаимодействия в процессе социа­лизации. Раньше мы ссылались на потребность ребенка в социальных отношениях. Важность этой потребности оп­ределяется тем, что ребенок изначально находится в зави­симом положении. В результате этой зависимости социаль­но опосредованный контекст социальных отношений, в котором удовлетворяются или не удовлетворяются орга­нические потребности, становится, видимо, столь же важ­ным, как и непосредственное удовлетворение или отсут­ствие удовлетворения самих органических потребностей. Необычайная чувствительность ребенка к реакциям значи­мых для него взрослых, в особенности матери, открывает дорогу новым возможностям появления фрустраций и даже травм. Ребенок развивает потребности в соответствующих установках взрослых по отношению к нему. Именно на ос­нове таких новых потребностей человек достигает уровней организации, недоступных животным.

Обучение образцам поведения, принадлежащим куль­туре взрослых, требует новых типов обобщения, включа­ющих символы, которые абстрагированы от конкретных ситуаций и соотносятся с классами объектов при помощи языка. Для того чтобы научиться обобщать, необходимо отвлечься от некоторых частных привязанностей, весьма важных на ранних стадиях развития. Это замещение осу­ществляется при помощи такого рода механизма: ребенок формирует социальную привязанность, которая превос­ходит удовлетворение любой частной органической по­требности с помощью объекта. Такая привязанность по­зволяет ребенку отказываться от удовлетворения более

ранних типов и приобретать новые привязанности, кото­рые, несмотря на то, что затрудняют получение прежних удовлетворений, обеспечивают положительные реакции со стороны значимого социального объекта. Усвоение обобщения приемлемо для ребенка лишь тогда, когда он чувствует, что взрослые хотят от него совершения опре­деленных действий и что его любят.

Хотя эта проблема до сих пор не ясна, существует некоторое согласие по поводу того, что развитие способ­ности отождествления21 со взрослыми является суще­ственным механизмом процесса социализации. Для нас наиболее значимой характеристикой отождествления в этом смысле является принятие ребенком в релевантных контекстах ценностей взрослого; другими словами, ре­бенок начинает хотеть для себя того, чего хочет для него взрослый. Остается открытым вопрос, в какой мере ре­бенку необходимо для этого сформировать некоторый идеальный образ себя как во всех отношениях подобно­го взрослому (например, в отношении пола, даже если взрослый противоположного пола).

Ценностные ориентации и другие компоненты куль­туры наряду со специфическими составными частями, включающими культурную традицию в форме навыков, знаний и т. п., передаются следующему поколению. Че­рез процесс социализации системы ожиданий организу­ются в образцы выбора, эффективным критерием кото­рого является дифференциальная значимость различных альтернатив для баланса удовлетворения—отсутствия удовлетворения. Утверждение, что система действия как система имеет некоторую степень устойчивости, равно­сильно утверждению, что в ее образцах выбора существу­ют некоторые устойчивость и постоянство, что является необходимой предпосылкой для развития более высоких Уровней культурного поведения.

21 Хорошо известно, что этот термин используется в разных смыслах. Пред­ставляется важным различать: 1) интернализацию ценностей (но не роли) объекта подражания и 2) интернализацию его специфической роли. Хотя существуют другие значения этого термина, эти два представляются наи­более важными для наших целей. В обоих случаях перенимаются ценност­ные стандарты, а не действия.

 

В силу зависимости ребенка от взрослого образцы реакций последнего становятся решающими факторами в организации образцов выбора ребенка. Ребенок начи­нает ориентироваться на желания, в которых для него воплощаются ценности взрослого, и его органические потребности становятся культурно организованными потребностями, оформленными таким образом, что их удовлетворение ищется в направлениях, позволяющих ребенку интегрироваться в эту систему взаимодействия.







Date: 2016-05-14; view: 383; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию