Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимодействие и развитие личности
Входящий в систему действия элемент взаимодействия, сочетаясь с рассмотренными выше основными переменными организации поведения, является причиной чрезвычайно сложной дифференциации и организации социальных систем и систем личности. Взаимодействие является основным процессом, который в своих различных формах и вариантах обеспечивает зарождение того, что на человеческом уровне мы называем личностью и социальной системой. Взаимодействие делает возможным развитие культуры на человеческом уровне и придает культуре ее значимость в детерминации действия. Социализация Прежде чем начать анализ системы личности, мы вкратце рассмотрим значение взаимодействия в процессе социализации. Раньше мы ссылались на потребность ребенка в социальных отношениях. Важность этой потребности определяется тем, что ребенок изначально находится в зависимом положении. В результате этой зависимости социально опосредованный контекст социальных отношений, в котором удовлетворяются или не удовлетворяются органические потребности, становится, видимо, столь же важным, как и непосредственное удовлетворение или отсутствие удовлетворения самих органических потребностей. Необычайная чувствительность ребенка к реакциям значимых для него взрослых, в особенности матери, открывает дорогу новым возможностям появления фрустраций и даже травм. Ребенок развивает потребности в соответствующих установках взрослых по отношению к нему. Именно на основе таких новых потребностей человек достигает уровней организации, недоступных животным. Обучение образцам поведения, принадлежащим культуре взрослых, требует новых типов обобщения, включающих символы, которые абстрагированы от конкретных ситуаций и соотносятся с классами объектов при помощи языка. Для того чтобы научиться обобщать, необходимо отвлечься от некоторых частных привязанностей, весьма важных на ранних стадиях развития. Это замещение осуществляется при помощи такого рода механизма: ребенок формирует социальную привязанность, которая превосходит удовлетворение любой частной органической потребности с помощью объекта. Такая привязанность позволяет ребенку отказываться от удовлетворения более ранних типов и приобретать новые привязанности, которые, несмотря на то, что затрудняют получение прежних удовлетворений, обеспечивают положительные реакции со стороны значимого социального объекта. Усвоение обобщения приемлемо для ребенка лишь тогда, когда он чувствует, что взрослые хотят от него совершения определенных действий и что его любят. Хотя эта проблема до сих пор не ясна, существует некоторое согласие по поводу того, что развитие способности отождествления21 со взрослыми является существенным механизмом процесса социализации. Для нас наиболее значимой характеристикой отождествления в этом смысле является принятие ребенком в релевантных контекстах ценностей взрослого; другими словами, ребенок начинает хотеть для себя того, чего хочет для него взрослый. Остается открытым вопрос, в какой мере ребенку необходимо для этого сформировать некоторый идеальный образ себя как во всех отношениях подобного взрослому (например, в отношении пола, даже если взрослый противоположного пола). Ценностные ориентации и другие компоненты культуры наряду со специфическими составными частями, включающими культурную традицию в форме навыков, знаний и т. п., передаются следующему поколению. Через процесс социализации системы ожиданий организуются в образцы выбора, эффективным критерием которого является дифференциальная значимость различных альтернатив для баланса удовлетворения—отсутствия удовлетворения. Утверждение, что система действия как система имеет некоторую степень устойчивости, равносильно утверждению, что в ее образцах выбора существуют некоторые устойчивость и постоянство, что является необходимой предпосылкой для развития более высоких Уровней культурного поведения. 21 Хорошо известно, что этот термин используется в разных смыслах. Представляется важным различать: 1) интернализацию ценностей (но не роли) объекта подражания и 2) интернализацию его специфической роли. Хотя существуют другие значения этого термина, эти два представляются наиболее важными для наших целей. В обоих случаях перенимаются ценностные стандарты, а не действия.
В силу зависимости ребенка от взрослого образцы реакций последнего становятся решающими факторами в организации образцов выбора ребенка. Ребенок начинает ориентироваться на желания, в которых для него воплощаются ценности взрослого, и его органические потребности становятся культурно организованными потребностями, оформленными таким образом, что их удовлетворение ищется в направлениях, позволяющих ребенку интегрироваться в эту систему взаимодействия. Date: 2016-05-14; view: 383; Нарушение авторских прав |