Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимодействие и дополнительность ожиданий
Прежде чем продолжить обсуждение вопроса об организации систем действия, необходимо рассмотреть один из типов дифференциации в структуре мира объектов. Он представляется весьма важным с точки зрения заинтересованности актора в удовлетворении. Важнее этого лишь вопрос о самой возможности испытывать удовлетворение от объектов или его отсутствие. Мы имеем в виду здесь различие между объектами, которые взаимодействуют19 с действующим субъектом, и объектами, не взаимодействующими с ним. Такие взаимодействующие объекты сами являются акторами, или "эго"20, со своими собственными системами действия. Мы будем называть каждого из них социальным объектом, или «другим». Объект, который может служить пищей или по крайней мере представляется съедобным, не является «другим», поскольку он не реагирует на ожидания эго, а также потому, что у него самого нет ожиданий по отношению к действиям эго. «Другим» по отношению к эго может быть иное лицо — мать или друг. Восприятие «другого» как взаимодействующего объекта имеет огромные последствия для развития и организации системы действия. 19 Здесь термин взаимодействие употребляется в специальном смысле. Он обозначает такое отношение, обе стороны которого являются акторами в этом специальном смысле слова. Таким образом, это употребление необходимо отличать от того, в котором взаимодействие является синонимом взаимозависимости. 20 Употребление термина «эго» отличается здесь от принятого в психологии. У нас это понятие относится только к актору, рассматриваемому в качестве точки отсчета по отношению к отличному от него актору - ДРУГОМУ. В сходном смысле этот термин употребляется в антропологии при описании систем родства.
Анализируя взаимодействие эго и «другого», мы переходим от исследования ориентации одного данного актора к рассмотрению ориентации двух или более взаимодействующих акторов как системы. В этом случае ожидания эго ориентированы как на диапазон альтернатив, открытых «другому» для действий в данной ситуации, так и на выбор, осуществляемый «другими» из этого диапазона с учетом действий самого эго. То же самое, mutatis mutandis, справедливо для «другого». Эго не рассчитывает на то, что на поведение несоциального объекта могут повлиять ожидания, относящиеся к поведению эго, хотя, конечно, ожидания эго относительно поведения несоциальных объектов влияют на его поведение. Именно то, что ожидания оказывают влияние на обе стороны отношения между данным актором и объектом его ориентации, отличает социальное взаимодействие от ориентации на несоциальные объекты. Это фундаментальное явление может быть названо дополнительностью ожиданий, но не в том смысле, что ожидания двух акторов относительно действий друг друга тождественны, а в том, что действия каждого ориентированы на ожидания «другого». Следовательно, систему взаимодействия можно анализировать в терминах степени соответствия действия эго ожиданиям «другого», и наоборот. Мы уже знаем, что система действия актора ориентирована относительно оппозиции «удовлетворение—отсутствие удовлетворения». Социальное взаимодействие усложняет рассмотрение, поскольку мотиваци-онная значимость приписывается теперь не только свойствам объекта как такового, но и ожиданиям «другого» относительно эго. Реакции, осуществляемые «другим» с учетом действий эго, могут быть названы санкциями. Их эффективность определяется именно той значимостью, которую имеют позитивные или негативные реакции «другого» соответственно для удовлетворения или отсутствия удовлетворения эго. Значимость для эго этих вторичных удовлетворений и случаев отсутствия удовлетворения покоится на двух основаниях: 1) любые потребности-предрасположения прямо или косвенно могут удовлетворяться или оставаться неудовлетворенными вследствие реакций «другого» на действия эго; 2) если актор является значимым объектом для личности, она развивает потребности-предрасположения по отношению к его реакциям вне зависимости от конкретных органических оснований этого факта. Другими словами, у личности развиваются потребности в социальных отношениях. Таким образом, санкции значимы для эго в двух отношениях. Во-первых, прямую значимость для эго имеет явное и намеренное действие «другого», которое может изменить объективную ситуацию в той мере, в какой «другой» контролирует важные аспекты ситуации, увеличивая или уменьшая возможности для удовлетворения потребности эго. Но в то же время эго посредством обобщения становится восприимчивым к установкам (attitudes) на себя и свои действия со стороны «другого», так что, даже если «другой» и не имеет особых намерений в ситуации, для эго все же остается открытым вопрос о том, одобряет или не одобряет другой его действие, т.е. демонстрирует ли он любовь, ненависть или другие установки по отношению к эго. Следовательно, учет роли дополнительности ожиданий в процессах человеческого взаимодействия оказывает влияние на те категории, которые являются основными при анализе происхождения и функции культурных образцов. Взаимодействию присуща двойная зависимость от обстоятельств. С одной стороны, удовлетворение эго зависит от того, какие альтернативы он выбирает из числа имеющихся. В свою очередь реакция «другого» будет зависеть от осуществляемого эго выбора и, сверх того, определяется еще и выбором со стороны «другого». Вследствие этой двойной зависимости коммуникация, являющаяся необходимым условием для культурных образцов, не может существовать как без обобщения и отвлечения от частного в конкретных ситуациях (которые никогда не бывают идентичными для эго и «другого»), так и без стабильности значения, которую могут гарантировать только "конвенции", соблюдаемые обеими сторонами. Кроме того, такая двойная зависимость предполагает нормативную ориентацию действия, поскольку «внутренняя» или непосредственная поведенческая реакция «другого» на первоначальный выбор эго оказывается сверх того еще и реакцией наказания или вознаграждения. Если при некоторых условиях наказание или вознаграждение со стороны «другого» проявляются вновь и вновь, то эта реакция приобретает для эго значение закономерного следствия конформности или отклонения от общей для них обоих символической системы. Общая символическая система есть система «способов ориентирования» совместно с теми «внешними символами», которые контролируют эти способы ориентирования. Эта система настолько сцеплена и с системой действия эго, и с системой действия «другого», что внешне символы порождают у обоих один и тот же или взаимодополнительный образец ориентации. Такая система с взаимностью нормативной ориентации является логически наиболее элементарной формой культуры. В этом элементарном социальном отношении, так же как и в социальных системах большого масштаба, культура обеспечивает эталоны (ценностные ориентации), которые используются в процессах оценивания. Без культуры невозможны ни человеческие личности, ни человеческие социальные системы. Date: 2016-05-14; view: 327; Нарушение авторских прав |