Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К животноводству относят также мараловодство (разведение мара­лов и пятнистых оленей), звероводство, пчеловодство, шелководство и рыбоводство





Главный фактор размещения животноводства - кормовая база: пастбища, сенокосы, посевы кормовых культур. Сенокосами луч­ше всего обеспечены Запад и Восток страны. На Севере и Юге, где сенокосов недостаточно, сеют много кормовых трав. Но основой животноводства являются пастбища.

Северную, среднюю часть Казахстана и предгорья занимают весеннее летне-осенние пастбища. В зоне лесостепей и степей на них пасут все виды скота, а в зоне полупустынь и пустынь - овец, ло­шадей и верблюдов. Субальпийские и альпийские луга - лучшие в стране летние пастбища (жайляу). Пески с маломощным снежным покровом - круглогодичные пастбища для овец и верблюдов.

Скотоводством занимаются во всех частях Казахстана, но 3/5 всего поголовья находится на Севере и Юге страны. На Севере, Во­стоке и Юге развито молочное и молочно мясное скотоводство. Для него нужны сочные корма.

В засушливых степях, полупустынях и пустынях, где мало соч­ных растений, распространено мясное скотоводство. Самая многочисленная мясная порода — казахская белоголовая. Она отличает­ся высокой продуктивностью и выносливостью.

Основная продукция овцеводства - мясо, жир, шерсть, овчина, каракуль. В нем выделяют тонкорунное и грубошерстное направ­ления. Тонкорунные овцы (мериносы) дают тонкую, длинную, од­нородную шерсть, из которой получают шерстяные ткани. Этим животным нужны хорошие пастбища, запасы кормов на зиму. Са­мое большое поголовье тонкорунных овец - на Севере, Востоке и Юге страны.

Грубошерстное овцеводство ориентировано на скудные корма, длинные переходы (до 500 км). В нем выделяется едильбаевская порода - казахстанский селекционный шедевр. Эти овцы приспо­соблены к суровому климату. Их шкуры и шерсть используют для изготовления шуб, валяной обуви, кошмы.

Основная продукция каракульской породы - каракуль, краси­вые шкурки ягнят. Ведущий район каракулеводства - Южный Казахстан.

Свиноводство получает корма от земледелия и отходы пищевой промышленности. Оно распространено в зоне развитого зернового хозяйства и картофелеводства. На географию отрасли влияет раз­мещение крупных городов. Главный район свиноводства - Север, второй по значимости - Юг.



Традиционное занятие населения - коневодство. Лошади и те­перь широко используются как вьючные, верховые, рабочие и ска­ковые животные. Их разводят для получения конины, кумыса (та­бунное коневодство). Коневодство - от­расль повсеместного распространения.

Но основное поголовье сосредоточено на Юге и Севере.

В пустынной и полупустынной зо­нах развито верблюдоводство. Его про­дукция - мясо, молоко, шубат, ценная шерсть. По поголовью верблюдов выде­ляются Мангыстауская, Атырауская и Кызылординская области.

Птицеводство - первая отрасль сельского хозяйства с промышленными технологиями производства. Оно тяготе­ет к районам зернового хозяйства и большим городам. Самое большое пого­ловье птицы - на Юге и Севере.

Главная продукция мараловодст­ва - панты (растущие молодые рога).

В этой отрасли выделяется Южный Ал­тай. В большинстве районов страны развито пчеловодство. Лучшим считается алтайский мед. По сбору меда лидирует Восточный Ка­захстан.

  1. Размещение сельскохозяйственных культур, показать на карте.

БИЛЕТ №12.

  1. Демографическая политика РК.

 

  1. Пищевая промышленность. Состав, базы, центры и факторы размещения.

Пишевая промышленность: состав, особенности и геогра­фия. Ключевое место в III звене занимает пищевая промышлен­ность. Это — самая «массовая» и не чисто городская отрасль про­мышленности. Во многих селах работают хлебопекарни, молочные, мясо- и овощеконсервные заводы.

Пищевая промышленность тесно связана с машиностроением, транспортом, торговлей. Но прежде всего она взаимодействует с сельским хозяйством: перерабатывает его сырье, снабжает корма­ми животноводство. Тем самым пищевая промышленность стиму­лирует развитие сельскохозяйственного производства.

 

Многие «фабрики пищи» имеют большие размеры, используют дорогое оборудование, сложные технологии (рис. 125). Но есть ми­ниатюрные заводы (маслобойки, крупорушки).

Пищевая промышленность - «повсеместная» отрасль. Ее пред­приятия есть везде, где постоянно живут люди. Это - целый комп­лекс отраслей (рис. 126). На их размещение главное влияние ока­зывают 2 фактора - сырьевой и потребительский.

В материалоемких отраслях велики затраты сырья на единицу готовой продукции. Поэтому они размещаются в районах произ­водства сырья.

Сахарные заводы, построены в свеклосеющих областях — Алма­тинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской (рис. 127). Произ­водство растительного масла сосредоточено в районах возделыва­ния подсолнечника (Усть-Каменогорск) и хлопчатника (Шымкент). В Алматы и Актобе рафинируют привозное масло. Плодоовощная промышленность сосредоточена на Юге, прежде всего в Алматин­ской области. Рыбная промышленность «привязана» к ресурсам крупных водоемов. Почти 1/2 ее продукции выпускает завод в с. Балыкшы (близ Атырау).

К местам потребления тяготеют отрасли, которые используют сырье, прошедшее переработку. Их продукция либо плохо хранится (хлеб, торты), либо менее транспортабельна, чем исходное сырье.



Примерами таких отраслей являются хлебопекарная про­мышленность, кондитерская, чаеразвесочная и макаронная. Самые крупные предприятия по производству шоколадных конфет нахо­дятся в Алматы и Костанае, чая — в Алматы, а макаронных изде­лий - в Петропавловске.

Мукомольная, молочная и мясная промышленность ориентиру­ются как на сырье, так и на потребителя. Зерно удобнее перевозить, чем муку. Поэтому мукомольные предприятия созданы не только в районах возделывания пшеницы, но и в крупных городах. В молоч­ной промышленности «нижние эта­жи» производства (пастеризован­ного молока, сметаны) «привязаны» к потребителю. «Верхние этажи»

(маслоделие, сыроделие) больше развиты в районах крупного мо­лочного производства. Самые «мо­лочные» районы страны - Север и Юг. Они делят первое и второе мес­та. Главный «маслодел» и «сыродел»

Казахстана - Юг (особенно Ал­маты).

 

 

  1. Показать и назвать нефтепроводы

 

БИЛЕТ №13.

  1. Половозрастная структура населения Казахстана.

На социально-экономическое развитие страны большое влия­ние оказывают состав и структура населения.

Понятия «состав» и «структура» близки, их часто используют как си­нонимы. Но между ними есть разли­чия. Под составом понимают перечень элементов, например, состав по полу - мужчины, женщины. Структура - это соотношение, выраженное цифрами: мужчин 48 %, женщин 52 %

Экономическая и социальная география изучает половозраст­ную, социальную, профессиональ­ную, этническую и религиозную структуру населения. Они влияют на его воспроизводство, количество и качество рабочей силы, заня­тость. От этого, в свою очередь, зависит развитие экономики. В то же время структура населения - важный индикатор. По ней не­сложно определить, на какой стадии развития (демографического, экономического, социального) находится страна.

Структура населения по возрасту: зрелое молодеющее на­селение.Для изучения возрастнойструктуры население делят на 3 группы. К первой группе относят детей в возрасте до 14 лет включительно, ко второй - взрослых (от 15 до 64 лет) и к третьей - пожилых от 65 лет и старше. Долю пожилых людей во всем населе­нии называют коэффициентом старения населения (Кст) и выра­жают в процентах. При коэффициенте старения менее 4 % населе­ние считается молодым, от 4 до 7 % - зрелым, от 7 % и выше - старым.

На возрастную структуру влияет прежде всего рождаемость: чем она выше, тем моложе население и наоборот. В наши дни на волне высокой рождаемости население страны молодеет. Но меж­ду регионами существуют большие различия.

В регионах с низкой рождаемостью население старое. В регио­нах с высокой рождаемостью население молодое или зрелое.

Структура населения по полу: соотношение мужчин и жен­щин.Соотношение мужчин и женщин зависит от рождаемости и возрастной структуры населения. В нашей стране в среднем на 100 девочек рождается 106 мальчиков. Поэтому в младших возрастах преобладает мужское население. Но из-за более высокой смертнос­ти мужского населения перевес мужчин с возрастом уменьшается, соотношение полов выравнивается, и становится больше женщин.

До Великой Отечественной войны в Казахстане было больше мужского населения. На войне погибло свыше 600 тыс. казахстан- цев. Перевес мужчин сменился перевесом женщин. Впоследствии за счет высокой рождаемости и миграции разрыв сократился. Но все же он еще значителен. В наши дни доля женского населения составляет 52 %.

Перевес женщин характерен для всех регионов Казахстана. Он наименьший в «молодых» областях с высокой рождаемостью - Кы- зылординской, Мангыстауской, Южно-Казахстанской. Иная ситуа­ция в Костанайской, Павлодарской, Карагандинской областях и, осо­бенно, в Алматы. Здесь население достигло демографической «ста­рости». Поэтому разрыв в числе женщин и мужчин наибольший.

Половозрастная пирамида: «запечатленная демографичес­кая история».Соотношение мужчин и женщин в разных возрас­тах наглядно отражает демографическая (половозрастная) пира­мида (рис. 40).

Пирамида состоит из горизонтальных полос, расположенных одна над другой. Каждая полоса охватывает поколение людей с интервалом в 5 лет. На пирамиде три шкалы. Правая шкала обо­значает возраст поколения, например, поколение в возрасте от 0до 4 лет, поколение 5-9 лет и т.д. Левая шкала показывает, в ка­кие годы родились люди данного поколения. Например, к поколе­нию 0-4 года относятся те, кто родился в 2011-2007 годах, следо­вательно, годы рождения поколения 5-9 лет - 2006-2002 гг. По нижней шкале определяется численность поколений в тысячах че­ловек. Если сложить численность всех поколений, то получится общая численность населения страны.

На пирамиде справа размещены женские поколения, слева - мужские. Более темный цвет показывает, кто в данном поколении преобладает - мужчины или женщины.

Пирамида имеет расширенное основание, так как в нижней части расположены детские многочисленные поколения. У верши­ны находятся малочисленные поколения людей в преклонном воз­расте и долгожителей (старше 90 лет). Поэтому по направлению к вершине пирамида все более сужается.

Какую информацию можно получить, работая с пирамидой?

На пирамиде видно, что в Казахстане преобладает женское на­селение. Но не во всех поколениях женщин больше.

По пирамиде можно определить очень важное соотношение главных возрастных групп населения - детей, взрослых (т.е. лю­дей в трудоспособном возрасте) и пожилых.

емографическая волна военных лет угасает, ее влияние уже почти не заметно. Иное дело - волна, спровоцированная социаль но-экономическим кризисом 1990-х годов. Ее негативное влияние начнет проявляться уже в конце текущего десятилетия.

По пирамиде можно сделать прогноз: какими по численности будут следующие поколения. Например, если рассматривать жен­ское население, поколение 0-4 года - это дети («дочки») поколения 24-29 лет («мамы»). Поколение «мам» не самое большое. За ним идет еще более многочисленное поколение 19-24 года. Следователь­но, поколение его детей, которые появятся в 2012-2016 гг., чис­ленно будет больше, чем поколение 0-4 года. (ДАННЫЕ О НЫНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ ВОЗЬМЕТЕ В ВИКИПЕДИИ или в УЧЕБНИКЕ)

 

  1. Легкая промышленность. Состав, базы, центры и факторы размещения.

Легкая промышленность: факторы размещения и геогра­фия. Задача легкой промышленности - снабжать население высококачественной одеждой и обувью. У нее хорошая сырьевая база - хлопок, шерсть, натуральные кожи. И все же она - одна из самых «проблемных» в экономике.

В годы кризиса «вал» дешевых иностранных товаров буквально смел казахстанскую легкую промышленность. Число работников и выпуск про­дукции сократились в 10 раз, а пошив обуви - в 1000 раз. Теперь ее «вклад» в промышленное производство страны составляет 1 % (в 1990 г. — 15 %). В наши дни в легкой промышленности происходят положительные изме­нения.

Легкая промышленность многоотраслевая. Главные отрасли - текстильная, швейная, трикотажная, кожевенная и обувная.

Легкая промышленность - отрасль нематериалоемкая, трудо­емкая, экологически чистая и преимущественно «женская». Ее раз­витие позволяет полнее использовать трудовые ресурсы в районах тяжелой промышленности, создавать предприятия там, где нет значимых природных ресурсов. Эти особенности отражаются на пространственном «рисунке» отрасли.

Ведущая отрасль легкой промышленности - текстильная. Она выпускает ткана (хлопчатобумажные, шерстяные), трикотажные изделия, войлок.

Ткани делают из хлопка, шерсти с добавлением химических во­локон. Сырье проходит 4 стадии обработки (рис. 130). Первая ста­дия - первичная обработка - аналогична обогащению руды. Хлопок очищают от семян и листьев на хлопкоочистительных заводах, а шерсть - от грязи и жира на шерстомойных фабриках. Из очищенного волокна делают пряжу, которая идет на изготовление суровой ткани. Ее красят, наносят рисунок, в результате получают готовую ткань.

Для получения 1 т мытой шерсти требуется 2 т немытой, а 1 т хлопкового волокна - 3 т хлопка-сырца. Поэтому предприятия по первичной переработке сырья размещаются ближе к его источни­кам.

Следующие стадии можно осуществлять на отдельных фабри­ках (прядильных, ткацких, отделочных). Но выгоднее соединять их на комбинате.

Наиболее крупная отрасль текстильной промышленности - хлопчатобумажная. Хлопкоочистительные заводы находятся в Южно-Казахстанской области, а крупный хлопчатобумажный ком­бинат - в Шымкенте.

Фабрики по первичной обработке шерсти есть в Шымкенте, Таразе и других городах. В трикотажной отрасли выделяются Алматы и Алматинская область.

Кожевенная промышленность (получение натуральной кожи) тя­готеет к источникам сырья, воды и электроэнергии. Крупнейшие за­воды расположены в Петропавловске, Таразе и Рудном. Свыше 1/3 валяной обуви дает Костанай.

Самая «повсеместная» отрасль - швейная. Она приближена к потребителю. Основную часть продукции дают небольшие швей­ные мастерские. Но есть и крупные фабрики.

 

  1. Показать и назвать газопроводы.

БИЛЕТ №14

  1. Трудовые ресурсы. Экономически активное население.

 

Трудовые ресурсы: три составные части. Трудовые ресурсы - это часть населения, способная работать в экономике. Они вклю­чают в себя три группы населения.

Первая группа - работающие подростки, которым исполни­лось 15 лет. Трудовой кодекс позволяет им работать (при согласии родителей), так как они находятся «на пороге» трудоспособного воз­раста. Вторую группу составляет трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Это самая многочисленная часть тру­довых ресурсов. В Казахстане нижняя граница трудоспособного возраста - 16 лет, а верхняя - возраст выхода на пенсию по старо­сти. Для мужчин он составляет 63 года, для женщин - 58 лет. Следовательно, население в трудоспособном возрасте - это мужчи­ны от 16 до 62 лет включительно и женщины от 16 до 57 лет вклю­чительно. Некоторые люди в этом возрасте не могут работать из- за болезней и травм (инвалиды). Они не включаются в состав тру­довых ресурсов. Третья группа - это работающие пенсионеры.

Большая часть трудовых ресурсов работает в экономике (заня­тое население) или ищет работу (безработные). Занятые и безработ­ные составляют экономически активное население (рабочую силу). Меньшая часть трудовых ресурсов образует экономически неактив­ное население.

Экономически активное население размещается по территории страны неравномерно: 2/3 рабочей силы Казахстана сосредоточено на Юге и Севере.

Рынок труда и занятость населения.Экономически актив­ное население предлагает свою рабочую силу для работы. Спрос на нее предъявляют работодатели - предприниматели и государ­ ство. Сферу формирования спроса на рабочую силу и ее предложения называют рынком труда.

Если число рабочих мест (спрос) равно числу работников (предложе­нию), то на рынке труда устанавливается равновесие. Обеспечивается пол­ная занятость экономически активного населения. Если спрос больше предложения, возникает дефицит (нехватка) рабочей силы. Если спрос меньше предложения, то появляется безработица.

Предложение на рынке труда Казахстана - 9 млн экономичес­ки активных людей. Это - значительная и качественная рабочая сила.








Date: 2016-05-23; view: 1604; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию